Выявление и развитие способностей учащихся в освоении лингвистики
учебно-методический материал по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Коневина Клавдия Матвеевна

В данной работе описаны методы развития способностей учащихся. Приведены конкретные задания по их осуществлению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выявление и развитие способностей учащихся в освоении лингвистики.

          Первая проблема – выявление одаренных детей для нашей малокомплектной школы не представляет особых трудностей: ведь в классе обучается 1, 5-7 человек, и каждого учитель знает уже из начальной школы. Но тем отраднее становится то, что уже к 6 классу раскрываются новые звездочки, которые пишут с ошибками, но прекрасно разбираются в лингвистике. И помогают им в этом интересные задания на уроках и вне уроков.

        Одна из важнейших задач современного российского образования – формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных талантливых детей. Анализ литературы и собственный опыт позволяет выбрать основные принципы работы с талантливыми детьми. К ним относятся:

- воспитание интереса к русскому языку через нестандартные задания поискового и исследовательского характера;

- использование современных методов для развития индивидуальных особенностей учащихся;

- обучение русскому языку через восприятие красоты языка.

        Под интересом в методическом плане понимают «такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, их внимании и активности на уроке» (Баранов М.Т. Пути развития у школьников интереса к уроку русского языка).

                Примеры нестандартных заданий.

  1. Почему качественные прилагательные могут иметь степени сравнения, хотя их нет ни у относительных, ни у притяжательных?
  2. Определите, какие части речи имеют окончание или суффикс –ому.
  3. «Переведите» на русский язык. Укажите части речи и члены предложения.

Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.

А Калушата волит:

- Бутявка-то некузявая! (Л.С.Петрушевская).

Все эти задания строятся на лингвистическом материале. Последнее задание позволяет уяснить абстрактность понятий «грамматическая форма», «часть речи», «член предложения».

        Для повышения интереса учащихся к изучению русского языка, для развития их мышления и творческих способностей, помимо проблемных заданий используются различные занимательные задания: кроссворды, разнообразные загадки, увлекательные рассказы о языке и т.д.

                

Дифференцированная работа на уроке.

        Словарная работа.

С одаренными учащимися такой вид работы проводится более углубленно. Она основывается не только на орфографическом запоминании слова, но и на выяснении семантики слова, расширении словаря, правильном понимании и точном употреблении слов.

        Пример.

При изучении существительных общего рода, как правило, называют насколько существительных.

        Задание 1.

- Кто больше найдет в словарях таких существительных. На уроке называют такие слова, объясняют их значение, приводят примеры с ними.

        Задание 2.

- Из басен Крылова выписать существительные общего рода.

 Почуя серого так близко забияку,

Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку.

- Бедняжка в ней и рвался, и метался…

- Ах, ты, обжора! Ах, злодей!

Домашнее задание должно вызывать интерес к предмету, по ФГОС они дифференцируются. Уже к 6 классу для одарееных детей в моих классах чуть ли не книгой для чтения становятся словари. Особенно любят они Фразеологические словари, этимологические, вызывает интерес Словарь Ожегова.

Дидактический материал.

         !. Словообразование.

В качестве дидактического материала использую индивидуально-авторские образования и омонимы, что помогает сформировать способность самостоятельно анализировать, сравнивать, классифицировать наблюдаемые языковые явления, повышает языковую культуру, развивает воображение, творчество.

Примеры заданий.

        Задание №1. Запишите слова, которые созданы авторами, но не вошли в словари русского языка (6-7 классы). Попытайтесь объяснить, почему не вошли.

  1. Смельство, весельство, душевность, открытость – все будет с тобой (В,Ф,Боков).
  2. Стариками рассерьезничались дети (В,Маяковский).

В последующем учащиеся привыкают «видеть» такие слова в текстах и делятся своими наблюдениями с одноклассниками.

Лексика.

- Отчего возникает двусмысленность при чтении предложений и как ее избежать?

- Как же они туда попали?

- Как он чудно выглядит!

- дорогой друг рассказал мне одну историю.

Работа с иноязычной лексикой становится более целенаправленной и результативной при многоаспектном подходе к слову, когда осмысливается значение родственных слов, их структурные особенности, словообразовательный и этимологический анализ.

Задание. Запишите сначала слова, в основе которых лежит латинский корень «манн» - рука.

        М…никюр, м…нета, м…нера, м…нумент, м…ндарин, м…ндат, м…нускрипт.

        Способствует развитию творческих способностей и внеурочная деятельность по предмету, где учащиеся используют дополнительные материалы, не входящие в школьную программу, ведут систематическую работу со словарями, приобретают навыки исследования, особое внимание уделяют лингвистическому и стилистическому анализу текста.

        Результатом этой работы является то, что ребята успешно выступают на муниципальных олимпиадах по русскому языку, муниципальной научно-практической конференции «Первые шаги в науку».

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»

Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся

Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...

Выявление и развитие креативных способностей учащихся в освоении лингвистики

III областная Ярмарка социально-педагогических инноваций-2016«Актуальные проблемы формального и неформального образования в контексте современных требований реализации ФГОС»...

Программа «Мир моих способностей» по выявлению и развитию способностей учащихся по химии и биологии

программа "мир моих способностей" по выявлению и развитию способностей учащихся по биологии и химии...