Выявление и развитие креативных способностей учащихся в освоении лингвистики
статья на тему

Привалова Елена Сергеевна

III областная Ярмарка социально-педагогических инноваций-2016

«Актуальные проблемы формального и неформального образования в контексте современных требований реализации ФГОС»

Скачать:


Предварительный просмотр:

III областная Ярмарка социально-педагогических инноваций-2016

«Актуальные проблемы формального и неформального образования в контексте современных требований реализации ФГОС»

Выявление и развитие креативных способностей учащихся

в освоении лингвистики

                                                                                      Привалова Елена Сергеевна,

                                                                       учитель русского языка и литературы

                                                                       МОБУ СОШ №35 г. Таганрога

                                                                       

        Одна из важнейших задач российского образования - «формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей…»  [1, с.5].

        В подтверждении общественной значимости и актуальности данного аспекта образовательной деятельности А.А.Лосева пишет: «Забота об одаренных детях сегодня – забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Важная задача взрослых разглядеть и раскрыть проявивший себя росток одаренности, не дать потускнеть, помочь ребенку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, проявить заботу об одаренных детях, так как именно их интеллектуальные и творческие достижения имеют не просто личностный, а социальный смысл». [2, с.3].

        Применение новых технологий, особенно проектная методика, личностно-ориентированное обучение, помогают в работе с одаренными детьми.

        Анализ педагогической литературы и собственный опыт работы с  учащимися, имеющими лингвистические способности, позволяет сделать выбор основных принципов:

1. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка через нестандартные задания поискового и исследовательского характера.

2. Использование современной лингвистической теории для развития индивидуальных способностей учащихся.

3. Обучение русскому языку через восприятие красоты языка.

«Эстетическое переживание языка и речи» - важная сторона работы с учащимися, имеющими лингвистические способности.

Работа с одаренными детьми осуществляется в три этапа:

 I этап – воспитание интереса к русскому языку, выявление способностей учащихся;

II  этап – дифференцированная работа на уроке;

III этап – факультативные занятия, элективные курсы и исследовательская работа.

I этап

 Воспитание интереса к русскому языку, выявление способностей учащихся.

Под интересом в методическом плане понимают «такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, их внимании и активности на уроке» [3, с.4].

Интерес к изучению русского языка развивается при выполнении нестандартных заданий, которые представляют собой проблемные вопросы, исходящие из самой сути семантики, всего содержания языка. Создается ситуация затруднения, путь преодоления которого следует творчески искать.

Например:

  1. Почему качественные прилагательные могут иметь степени сравнения (хотя их нет ни у относительных, ни у притяжательных)? Учащиеся находят разрешение этого противоречия в следующем: качество может проявляться в большей или меньшей степени.
  2. Определите, какие части речи и в каких значениях имеют окончание или суффикс –ому. Учащиеся приводят имя прилагательное, причастие (новому дому, написанному роману), но забывают о числительном (первому, второму).
  3. «Переведите» на русский язык. Укажите части речи.

Калушата присяпали и бутявку срямкали. И подудонились.

А Калуша волит:

- Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата бутявку вычучили. (Л.Петрушевская).

        Все эти задания строятся на лингвистическом языковом материале. Так последнее задание позволяет учащимся уяснить абстрактность понятий «грамматическая форма», «часть речи», «член предложения».

Для повышения интереса учащихся к изучению русского языка, для развития их мышления и творческих способностей, кроме проблемных заданий используются различные занимательные шарады, кроссворды, разнообразные загадки, увлекательные рассказы о языке и т. д. Такие задания помогаю учителю выявить учащихся с высокими эмоциональными и интеллектуальными способностями и продумать систему работы с ними.

II этап

Дифференцированная работа на уроке с «одаренными» учащимися.

Методы и формы работы с одаренными детьми прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися, но в то же время отличаться определенным своеобразием. Эти методы и формы необходимо разделять на урочные и внеурочные. Конечно, основной формой остается урок. Но он должен отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы.

  1. Словарная работа с одаренными учащимися ведется более глубоко. Она основывается не только на орфографическом запоминании слова, но и  на выяснении  семантики слова, расширения словаря учащихся, правильном понимании и точном употреблении слов, а элемент творчества развивает речь учащихся.

Словарная работа может состоять из следующих заданий:

  • объяснить значение слова с помощью «Толкового словаря»;
  • привести примеры из литературы или «живой речи»;
  • подобрать к слову синонимы, антонимы, прилагательные-определения;
  • подобрать примеры, иллюстрирующие многозначные слова;
  • рассказать о происхождении слова.

Примеры заданий в Приложении 1.

  1. Работа с параграфом учебника. Основным принципом такой работы должна стать задача развития у учащихся способности самостоятельно организовывать целенаправленный поиск необходимой информации, умение извлечь нужные сведения, используя рациональные приемы работы с книгой.

Приемы работы с учебным текстом: 1) самопостановка вопросов к тексту; 2) приведение своих примеров; 3) устный и письменный пересказ текста; 4)составление плана (простого и сложного); 5) нахождение новых и ранее известных терминов; 6) нахождение ключевых слов; 7) составление схемы, таблицы на основе текста; 8) нахождение дополнительной информации из научно-популярной литературы.

  1. Работа с текстом

        Работа с текстом основана на коммуникативно-деятельностном подходе, цели которого: формирование способности к самоучению, саморазвитию; воспитание коммуникативной культуры, гуманных, нравственных качеств; интеллектуальное, эмоциональное развитие в условиях коллективной учебной деятельности.

        Главное в работе с текстом – сосредоточить внимание учащихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста как коммуникативно-познавательной единицы. Правильно подобранный текст несёт в себе ещё одну важную функцию – воспитание чувства национального достоинства у носителей русской речи.

        Наиболее результативные формы и методы организации работы с текстом:

  • работа с текстом-образцом при подготовке к изложению, сочинению-рассуждению;
  • анализ текста при работе над типами речи;
  • сопоставительный анализ текстов;
  • лингвистический эксперимент;
  • работа с «деформированным» текстом;
  • составление текста по опорным словам;
  • коммуникативные и игровые ситуации;
  • редактирование текста;
  • комплексный анализ текста.

Примеры работы с текстом в Приложении 2

4. При изучении некоторых разделов программы использование дидактического материала, способствующего формированию интересов, развитию стремления учащихся к познанию нового.

В качестве дидактического материала при изучении раздела «Словообразование» используются индивидуально-авторские образования и различные виды омонимов.

Работа с индивидуально-авторскими образованиями помогает формированию способности самостоятельно анализировать, сравнивать, классифицировать наблюдаемые языковые явления, повышает языковую культуру учащихся, развивает воображение, творчество. (Приложение 3)

        Работа с данными словами помогает добиться лучшего понимания учащимися процесса словообразования в языке, привлечь внимание к значению подобных слов, их морфемному составу и грамматическим признакам.

        Дидактический материал  по лексике для одаренных детей развивает умение производить семантический анализ слова, словосочетания, морфемы и других единиц языка.

        Работа с иноязычной лексикой становится более целенаправленной и результативной при многоаспектном подходе к слову, когда осмысливается значение родственных слов (семантический анализ), их структурные особенности (морфемный, словообразовательный и этимологический анализ), правописание (орфографический).

        Постоянное внимание к смысловой стороне изучаемых фактов языка не только прививает интерес к языковому анализу, но и оказывает положительное влияние на качество усвоения учебного материала, развивает у учащихся потребность к речевому самосовершенствованию. (Приложение 3)

         Задания по фразеологии дополняют систему упражнений, предложенных в школьных учебниках, расширяют кругозор учащихся, показывают красоту русского языка, его выразительность.

Возможны такие задания:

  • Подобрать из ряда предложенных фразеологизмов один, подходящий по смыслу, значению и грамматическим формам, ввести его в предложение;
  • Составить ряд синонимов, куда бы входили: 1) фразеологизмы и слова; 2) только фразеологизмы. Подбор осуществить так, чтобы были уяснены смысловые и стилистические различия между ними;
  • Выяснить значение предложенного фразеологизма, подобрать к нему синонимы;
  • Определить по словарю, многозначны предложенные фразеологизмы или имеют синонимическое значение, составить с ними предложение так, чтобы разница в значении стала очевидной.
  1. Домашнее задание. Домашнее задание должно вызывать интерес к предмету, что является фактором успешности обучения. Для этого следует: 1) продумать систему индивидуальных заданий с учетом особенностей учащихся данного класса; 2) использовать в домашней работе те задания, которые рассчитаны на развитие у школьников навыков глубокого осмысления учебного материала; 3) применять разнообразные формы заданий; 4) предоставлять задания на выбор.

Некоторые варианты домашнего задания:

  1. Составить поэтический текст или написать сочинение-миниатюру, «насыщенные» изученными орфограммами.
  2. Составить таблицу на изученный орфографический материал и подготовить устное высказывание лингвистического содержания.
  3. Написать сочинение-этюд на одну из тем: «Моя улица утром», «Из окна троллейбуса» и т.д. Для более точного описания обстановки, настроения,  действия употребить изученные синтаксические конструкции.

III этап

Факультативные занятия, элективные курсы, исследовательская работа.

Факультативный курс «Углубленное изучение русского языка» (8-9 класс) направлен на повторение и систематизацию сведений по фонетике, лексике, грамматике, орфографии и пунктуации. Основное содержание программы: понятие о редукции, редуцированных гласных, фонетической транскрипции, орфоэпия, словари и справочники русского языка, этимология слова, богатство и разнообразие словарного состава русского языка, выразительно-изобразительные средства, многоаспектный анализ слова.

На факультативных занятиях, элективных курсах используются дополнительные материалы, не входящие в школьную программу обучения, ведется систематическая работа со словарями различных типов, особое внимание уделяется лингвистическому и стилистическому анализу текста.

        При организации исследовательской работы постепенно развиваются креативные способности учащихся, приобретаются навыки исследования, формируется «чувство языка», знание и анализ системы научных понятий.

        Данный опыт работы представлен  в журнале «Русский язык и литература. Все для учителя» № 4 апрель 2013 г. Издательская группа «Основа» г. Москва, в сборнике статей «Одаренный ребенок в современном образовательном пространстве» (ОЦДОД г. Ростов-на-Дону)

        Наверное, нет необходимости говорить о том, что занятия с одаренными детьми – это процесс взаимообогащающий и взаиморазвивающий,  и он важен как для ученика, так и для учителя.

        

        Использованная литература:

      1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010года. – М., 2004.
      2.  Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности. – М., 2004

      3. Баранов М.П. Пути развития у школьников интереса к уроку русского языка //        Воспитание интереса к урокам русского языка. М. 1965. – стр. 4.

      4. Л.К.Скороходов. Словарная работа на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1990.

5. И. Б. Голуб, Д.Э.Розенталь. Занимательная стилистика. М.: Просвещение, 1988.

6. Г.Г. Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1991.

7. Е.Я.Семенова. Диагностика и выявление одаренности обучающихся в рамках учебного процесса.  Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского областного РИПК и ППРО, 2012.                                                          

                                                                                                                   Приложение 1

Словарная работа

  1. При изучении существительных общего рода, как правило, называется несколько существительных: плакса, обжора, сирота, растяпа, задира.

Задание 1. Кто больше найдет в словаре таких существительных (домашнее задание). Дети выписывают следующие слова: бедняжка, белоручка, бука, бродяга, брюзга, выскочка, горемыка,  забияка, заика, замарашка, зевака и т.д. На уроке дети объясняют значение некоторых слов, приводят примеры с ними.

Задание 2. Из басен Крылова привести примеры с существительными общего рода:

Почуя серого так близко забияку,

Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку…

Бедняжка в ней и рвался, и метался…

Ах, ты, обжора! Ах, злодей!

  1. Основной целью следующих заданий является развитие речи учащихся.

Задание 1. Подобрать синонимы к прилагательным (прилагательные подбираются с непроизносимой согласной или такие, в которых есть опасность вставки лишней буквы): великолепный вид (прекрасный), страшная картина (ужасная), рискованное мероприятие (опасное), знаменитый писатель (известный).

Задание 2.Составить с данными словами словосочетания, доказывающие многообразие переносных значений: золотой, светлый, крепкий, черствый, кудрявый, безоблачный, холодный.

Светлая материя, светлая улыбка, светлая голова, светлый путь, светлая мечта,  светлая память, светлая жизнь, светлая минута.

  1. Для расширения словаря учащихся используются следующие задания:

Задание 1. Замените данные глаголы глаголами-синонимами русского происхождения: демонстрировать (показывать), амнистировать (прощать), вентилировать (проветривать),  декорировать (украшать), редактировать (проверять) и т.д. 

Задание 2. Выпишите из орфографического словаря несколько глаголов совершенного и несовершенного вида, оканчивающихся на букву «а». Смысл некоторых глаголов объясните при помощи синонимов:

ангажировать – приглашать

апробировать – одобрить

аранжировать – приспособить, переложить (для исполнения другим голосом или на другом инструменте).

                                                                                                                  Приложение 2

  1. Работа с текстом
  2. Орфоэпическая разминка
  3. «Давайте знакомиться – коммуникативная личность!»
  4. Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задание: за 2–3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся.
  5. Пример. Даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, термос, начал.

Коммуникативный тренинг:

        самостоятельная работа по составлению устных монологических высказываний разных стилей и типов (рассказ и сообщение).

1 вариант. После урока русского языка ваш одноклассник сказал о том, что он сомневается в необходимости использования словарей в повседневной жизни. А как считаете вы? Составьте устное сообщение и выступите с ним:

опровергните или поддержите точку зрения своего товарища.

2 вариант. Вы участвуете в записи телевизионной передачи «Мир увлечений».

Расскажите (составьте устный рассказ) о своем увлечении так, чтобы телезрители поняли, почему свое свободное время вы посвящаете именно этому занятию.

«В творческой мастерской»:

  1. составление текста-описания по рисунку и опорным словосочетаниям (работа в парах с раздаточным материалом).
  •  Продолжите ряд слов: зима — это мороз, снеговик ...
  •  Выберите наиболее удачный заголовок для своей творческой работы: «Зимние забавы», «На горке», «Наступила зима», «Зимний денёк».
  •  Составьте план сочинения-описания.
  •  Составьте текст-описание, используя план, опорные словосочетания. Опорные слова и словосочетания: чудесный зимний денёк, мчаться на санках, прокладывать лыжню, весёлый снеговик, весело кататься, озорные ребята, отличное настроение, слепить снеговика, играть в снежки.

«Хитрый текст»

Найдите в тексте замаскированные в предложениях названия

8 городов мира. Пример. Жил-был мальчик Аго. (Чикаго).

        Жил-был мальчик Аго. Он был очень сильным, но в городе был ещё один такой же силач, по кличке Реван. И решили они на спор убрать огромный камень, что на проспекте Герани. Словно слон, стал Реван толкать глыбу, но она не поддавалась. Аго же, не важничая, взял лопату и стал обкапывать камень со всех сторон. Тот так и ушел в землю, и Аго, мельче хоть размерами, чем Реван, победил. Ибо знание –сила, господа хорошие!

Ключ: Чикаго, Ереван, Тегеран, Осло, Женева, Торонто, Гомель, Лагос.

«Умники и умницы»:

        творческая работа в парах по составлению собственных текстов художественного стиля речи.

1) Создайте образную картину того, о чем говорится в учебнике математики.

А) Всадник и велосипедист едут по одной дороге навстречу друг другу. Расстояние между ними 2 км…;

Б) Жук ползет по стволу дерева со скоростью 6 см/с. По тому же дереву ползет вниз гусеница…

2) Передайте содержание одного из параграфов учебника по русскому

языку, литературе, истории в письме, адресованном вашему другу-сверстнику. Обоснуйте выбор языковых средств.

Коммуникативный тренинг-разминка

         «Учимся выражать свою точку зрения» (приём «Микрофон»). Будущее начинается сегодня. Как узнать ростки нового в сегодняшней школе? Какова она – школа будущего? Выразите своё отношение к следующим тезисам:

        Природа щедро одаряет большинство детей хорошими способностями к активному восприятию окружающего мира и, следовательно, к успешной учёбе. Откуда же неудовлетворительные отметки в дневниках наших школьников?

        Развитие речи учащихся происходит не тогда, когда они воспроизводят обязательный материал, а при решении творческих задач, когда ребята привлекают материал, самостоятельно добытый из книг, журналов, телепередач, кинофильмов.

«Тренинг начинающего редактора»: работа в парах

        Прочитайте школьное сочинение. Проанализируйте это речевое произведение с точки зрения требований, предъявляемых к тексту. Найдите речевые ошибки и квалифицируйте их тип. Отредактируйте этот

текст и запишите его в исправленном виде.

«В творческой мастерской»

        Составьте (письменно) сочинение-рассуждение (миниатюру) по одной из предложенных пословиц и поговорок: Без наук как без рук,

  1. Путь даже в тысячу километров начинается с первого шага, Не будешь ползать – не научишься ходить. При написании используйте различные виды тропов, стилистических фигур.
  2. «Размышляя – убеждаем!»:
  3.  творческая работа в парах. Ф. Кривин писал: «Когда-то деревья собирались в леса, как в полки, чтобы завоевать землю, а теперь они панически жмутся друг к другу, ища спасения...». Так ли это на самом деле? Подтвердите или опровергните высказанную писателем мысль, используя собственные наблюдения, ваши знания из энциклопедий, публикаций в прессе. Создайте фрагмент текста, который бы начинался так: «Можно ли не согласиться с высказыванием писателя Ф. Кривина: «Когда-то...»?

  1. ...Исследовательская работа в группах:
  2. комплексный стилистический анализ текстов разных стилей. Модель организации работы – «снежный ком». Каждый участник вносит свой вклад в формирование коллективного ответа: первый произносит предложение, следующий продолжает мысль и т. д.; последний завершает монологическое высказывание. Затем один представитель от группы делает сообщение.

 

                                                                                                          Приложение 3

Дидактический материал

«Словообразование».

        Задание 1.  Запишите слова, которые созданы авторами и не вошли в словари русского языка. Какими частями речи являются эти слова и почему? (6-7 класс).

1) Смельство, весельство, душевность, открытость – все будет с тобой (В.Боков).

2) Стариками рассерьезничались дети (В.Маяковский).

Задание 2. Распределите новообразования, созданные писателями, в зависимости от способа образования: 1) приставочный; 2) суффиксальный; 3) приставочно-суффиксальный; 3) сложение. (8-9 класс).

Пуховитые снега (С.Есенин), спрашивальщик (М.Шолохов), исподбровные глаза (Е.Евтушенко), синеволное небо (В.Маяковский), пятикрылье звезд (В.Соколов),  звонкокопытный жеребец (А.Фадеев), предпесенная тревога (А.Ахматова), подслушивательный интерес (М.Е.Салтыков-Щедрин).

              «Лексика».

Задание 1.  Объясните, отчего возникает двусмысленность при чтении предложений и как ее избежать?

  1. Как же они туда попадали?
  2. Как он чудно выглядит!
  3. Дорогой друг рассказал мне одну историю.

                    Задание 2. С каким из перечисленных существительных может сочетаться прилагательное демократичный, а с каким – демократический?

Союз, человек, республика, характер, правда, централизм, поведение, лагерь.

           Задание 3. Запишите сначала слова,  в основе которых лежит латинский корень «ман» - рука. Объясните значение, происхождение и написание других слов. Пользуйтесь «Школьным словарем иностранных слов».

        М…никюр, м…нета, м…нера, м…нумент, м…ндарин, м…ндат, м…нография, м…нускрипт.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие креативных способностей учащихся при работе над созданием школьной газеты»

Представленная методическая разработка содержит материалы по организации работы кружка «Школьная газета».  Ведущая идея проекта раскрывается в предоставлении каждому ученику необходимых усл...

Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано

Воспитание  первоначальных  навыков  игры  на  фортепиано  через  игровые  формы,  опираясь  на  основной  дидактический  принцип: «игр...

Проект « Развитие креативных способностей учащихся в процессе работы в научном обществе учащихся».

Цель проекта- повышение познавательной активности учащихся через углубленное изучение ими  специальных вопросов отдельных областей знаний...

Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся

Проблема творческой самореализации личности учащихся в современном мире является основной. На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с т...

Обобщение педагогического опыта работы по теме:" Развитие творческих способностей учащихсяна уроке математики"

Данный опыт обобщен на заседании  МО учителей математики, информатики и физики МБОУ СОШ № 1 а. Понежукая.Актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики. При помощи специальной с...

Креативные методики в обучении русскому языку. Технологии и задания, направленные на развитие креативных способностей ученика

Вся современная система образования ориентирована в основном на развитие левого полушария головного мозга –  формально-логического мышления, овладение способами построения однозначного конт...

Креативные методики в обучении русскому языку. Технологии и задания, направленные на развитие креативных способностей ученика

Предмет (направленность): русский язык и не толькоВозраст детей: любойМесто проведения: класс Вся современная система образования ориентирована в основном на развитие левого полушария головного мозга ...