Виды ошибок
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку на тему
Виды ошибок. Теоретический материал для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_oshibok.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
О разграничении грамматических и речевых ошибок
Грамматические ошибки – это ошибки в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения. Например: раздумчивый (взгляд) вместо задумчивый, благородность вместо благородство – здесь нарушена морфемная структура слова; без комментарий, более правильнее – неправильно образована форма слова; удивляюсь его силой, жажда к славе – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления); Покатавшись на катке, болят ноги. В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения. Грамматическая ошибка – это, как правило, нарушение какой-либо языковой, грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре, а в использовании языковой единицы, чаще всего в использовании слова; по преимуществу это нарушение лексических норм. Например: Штольц – один из главных героев одноимённого романа Гончарова «Обломов». Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Само по себе слово одноимённый ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.
К речевым ошибкам относятся также ошибки, вызванные нарушением порядка слов, необоснованные повторы слов, словосочетаний и предложений, ошибки в построении текста.
Разновидностью речевых являются и стилистические ошибки: необоснованное смешение слов различной стилистической окраски, неудачное употребление экспрессивных, эмоционально окрашенных слов и выражений, немотивированное использование диалектных и просторечных слов и выражений, устаревшей лексики.
Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом её отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен (см. примеры выше). Перечень наиболее распространённых в письменной речи учащихся грамматических и речевых ошибок приводится в таблицах 1 и 2.
Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова, она может быть допущена только на письме и только в слабой фонетической позиции: для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным. Такую ошибку можно только увидеть, услышать её нельзя: на площадЕ, о синИм карандаше, небыл. В отличие от неё грамматическая ошибка может быть допущена как в письменной, так и в устной речи, она не только видима, но и слышима: ляЖь, беЖАТ, иду по тропинке, ведущУЮ к дому; уверенность в победУ.
Таблица № 1
Грамматические ошибки
№ | Вид ошибки | Примеры | |
1 | Ошибочное словообразование | трудолюбимый; надсмехаться | |
2 | Ошибочное образование формы существительного | многие чуда техники; не хватает время | |
3 | Ошибочное образование формы прилагательного | более интереснее; красивше | |
4 | Ошибочное образование формы числительного | с пятистами рублями | |
5 | Ошибочное образование формы местоимения | ихнего пафоса; ихи дети | |
6 | Ошибочное образование формы глагола | они ездиют; хочут; пиша о жизни природы | |
7 | Нарушение согласования | Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающимися джазом. | |
8 | Нарушение управления | повествует читателей; убеждён о правоте | |
9 | Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | Большинство возражали против такой оценки его творчества. | |
10 | Нарушение способа выражения сказуемого | Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые. | |
11 | Ошибки в построении предложения с однородными членами | Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. | |
12 | Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом | Читая текст, возникает такое чувство... | |
13 | Ошибки в построении предложения с причастным оборотом | Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. | |
14 | Ошибки в построении сложного предложения | Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон. | |
15 | Смешение прямой и косвенной речи | Автор сказал, что я не согласен с мнением многих. | |
16 | Нарушение границ предложения | Когда герой опомнился. Было уже поздно. |
Таблица № 2
Речевые ошибки
№ | Вид ошибки | Примеры | |
1 | Употребление слова в несвойственном ему значении | Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. | |
2 | Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом | Моё отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. | |
3 | Неразличение синонимичных слов | В конечном предложении автор применяет градацию. | |
4 | Употребление слов иной стилевой окраски | Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. | |
5 | Неуместн. употребление эмоц.-окрашенных слов | Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. | |
6 | Неоправданное употребление просторечных слов | Таким людям всегда удаётся объегорить других. | |
7 | Нарушение лексической сочетаемости | Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особеннности. | |
8 | Употребление лишних слов, в том числе плеоназм | Молодой юноша; очень прекрасный. Красоту пейзажа автор передаёт нам с помощью художественных приёмов. | |
9 | Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) | В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. | |
10 | Неоправданное повторение слова | Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. | |
11 | Бедность и однообразие синтаксических конструкций | Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. | |
12 | Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм | Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. | |
13 | Неудачное употребление личных и указательных местоимений | Автор заставляет думать о последствиях своих поступков. | |
14 | Отсутствие связи между предложениями | Далее автор углубляется в литературный материал. Такая гиперболизация свойств характера человека причисляет Гоголя к великим реалистам, что и отличает статью Залыгина от других иссле дователей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
виды речевых ошибок и недочетов
Виды речевых ошибок и недочетов...
Виды ошибок, допускаемых учащимися с нарушениями речи на письме
Критерии для диагностики дисграфии....
Виды ошибок
Необходимый материал не только для экспертов ЕГЭ, но и для рядовых учителей и их учеников....
Виды ошибок.
Подробное описание видов ошибок....
Задание 8 ЕГЭ по видам ошибок
Задание 8 ЕГЭ по видам ошибок...
Презентация по теме "Виды ошибок"
В презентации представлена классификация ошибок....
Классификация основных видов ошибок. ЕГЭ 11 класс
Классификация основных видов ошибок. ЕГЭ 11 класс...