Программа по русскому языку. 10 класс. Автор учебника В.В. Бабайцева.
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
Программа предусмотрена для 10 гуманитарного класса. Учебник В.В. Бабайцева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_rus_yaz_10b.docx | 71.22 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО Председатель МО ______________________ ______________________ Протокол № от 20 г | ПРИНЯТО на заседании педагогического совета ГБОУ гимназии №114 Выборгского района Санкт-Петербурга Протокол № от 20 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ гимназии №114 Выборгского района Санкт-Петербурга ____________ Приказ № от 20 г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
10 КЛАСС Б
УЧИТЕЛЬ МЕРЖЕВИЧ МАРИНА ВАЛЕРЬЕВНА
Санкт-Петербург
2016-2017 учебный год
I Пояснительная записка
- Сведения о программе
Рабочая программа по русскому языку 10 класса Б на 2016-2017 учебный год составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897
- Примерной основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (Письмо «О Примерной ООП СОО №03-776 от 01.11.2011)
- Авторской программы В.В. Бабайцевой «Рабочие программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку 10-11 классы.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для профильного образования в 10 классе
- Учебно-методический комплект
Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплект по русскому языку издательства «Дрофа» (В.В. Бабайцева). В него входят:
Программа курса для общеобразовательных учреждений филологического профиля по русскому языку 10-11 классы УМК В.В.Бабайцевой.
Учебник: Бабайцева В. В. Русский язык. Углубленный уровень: 10-11 кл.: 4-е изд., - М.: Дрофа, 2016. Учебник входит в перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования РФ для преподавания в школе.
Пособия:
В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская, И.Н. Политова, А.О.Сальникова. Методическое пособие к УМК В.В. Бабайцевой 5 – 9 классы. Углубленное изучение. – М.: Дрофа, 2015.
Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. – М.: ВАКО, 2016.
Единый государственный экзамен. Русский язык: универсальные материалы для подготовки учащихся / сост. В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, И.П.Цыбулько. – М.: Интеллект-Центр, 2015
Электронные носители:
Готовимся к ЕГЭ. Русский язык.
Репетитор Русский язык. Весь школьный курс Репетитор. Тесты по пунктуации.
Готовимся к ЕГЭ. Русский язык
Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»
Коллекция «Диктанты - русский язык» Российского общеобразовательного портала
Культура письменной речи
http://www.gramma.ru Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений
Крылатые слова и выражения
Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система
Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка
Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово»
Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты
Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку
Свиток – История письменности на Руси
Справочная служба русского языка
Тесты по русскому языку
Центр развития русского языка
Электронные пособия по русскому языку для школьников
http://learning-russian.gramota.ru
1.3. Место и роль учебного курса «Русский язык» в учебном плане.
Уровень изучения учебного материала – углубленный. На изучение русского языка в 10 Б классе учебным планом на 2016-2017 учебный год предусматривается 102 учебных часа – из расчета 3 часа в неделю.
1.4. Планируемые результаты освоения курса.
В результате изучения русского языка на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
оценивать устные основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь
проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
проводить лингвистический и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
аудирование и чтение
использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования.
II. Содержание программы
1. Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Развитие речи | Кол-во часов | Контрольная работа | Кол-во часов |
Введение | 1 | |||||
Повторение в начале года | 7 | Контрольная работа №1(Диктант с грамматически заданием) Контрольная работа №2 (Тест) | 1 2 | |||
Общие сведения о языке | 10 | Подробное изложение с сохранением авторских изобразительных средств | 2 | Контрольная работа (№3). Диктант с дополнительными заданиями и его анализ | 2 | |
Сочинение-рассуждение «Русский язык среди других языков мира». | 1 | |||||
4. | Русский язык — один из богатейших языков мира | 1 | Урок-дискуссия на тему «С какого времени литературный язык можно считать современным?» | 1 | ||
5. | Текст. Синтаксис текста. | 8 | Изложение | 2 | ||
Мини-эссе. | 1 | |||||
Сжатое изложение. | 1 | |||||
6. | Типы речи. | 6 | Сочинение-повествование | 1 | ||
Сочинение – описание | 1 | |||||
Контрольный словарный диктант. | ||||||
Сочинение - рассуждение | 1 | |||||
7. | Устная и письменная речь | 1 | Контрольная работа №4 (Тест) | 1 | ||
8. | Русский литературный язык и его нормы | 12 | Контрольная работа №5 Контрольное изложение с творческим заданием (по Ф.М. Достоевскому) | 2 | Контрольная работа (№6) по теме «Нормы русского литературного языка» и её анализ. (Тест) | 2 |
9. | Стили русского литературного языка | 10 | Резюме. | 1 | Контрольная работа (№7) Урок-зачет по теме «Стили русского литературного языка». (Тест) | 2 |
Репортаж как речевой жанр | 1 | |||||
Изложение по памяти с творческим заданием. | 2 | |||||
10. | Синонимика русского языка | 8 | ||||
11. | Культура речи | 2 | Сочинение-рассуждение | 2 | ||
12. | Роль Пушкина в истории языка | 1 | ||||
13 | Обобщение и систематизация пройденного в 10 классе | 5 | Контрольная работа (№8). Контрольный диктант с дополнительными заданиями. | 1 | ||
Количество часов | 72 | 19 | 11 | |||
Итого | 102 |
Количество контрольных работ:
сочинений – 8
изложений – 5
диктантов - 3
тестов- 4
2. Содержание тем учебного курса
1 Введение в науку о языке. Общие сведения о языке.
Функции языка. Значение языка. Язык — орудие мышления. Язык — средство общения. Экспрессивная и коммуникативная функции языка.
Язык и речь. Язык, речь и слово как синонимы в речи. Термины «язык», «речь», «слово». Речевая деятельность.
Русский язык — государственный язык Российской Федерации.
Русский язык как национальный язык русского народа. Русский язык как средство межнационального общения в РФ. Русский язык среди других языков мира. Русский язык как один из рабочих языков в ООН.
Индоевропейская семья языков. Славянские языки. Русистика на современном этапе.
2 Повторение.
Язык как система /механизм/ устройство. Понятия фонемы, открытого и закрытого слогов, фонетической позиции (сильная и слабая). Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Звуковая организация художественного текста. Звуковая гармония.
Соотношение графики и единиц звуковой системы языка.
История формирования орфографической системы и графики в русс
ком языке. Реформы орфографии 1918, 1956 гг.
Основные принципы и нормы современной русской орфографии.
3 Общие сведения о русском языке.
Состав современного русского языка. Литературный язык как центр системы современного русского языка. Общенародная разговорная речь.Просторечие. Диалектизмы. Жаргонизмы.
4 Русский язык — один из богатейших языков мира. Текст.Признаки текста. Цельность и связность. Логическая последовательность предложений. Единство темы, ключевые слова и предложения. Средства связи частей текста: лексический повтор, употребление однокоренных слов, союзы, частицы и др. Цепная и параллельная связи частей текста.
5Типы речи: повествование, описание и рассуждение. Их признаки. Комбинация разных типов речи в одном тексте. Отбор языковых средств для построения текста в зависимости от темы, цели, типа речи, адресата и речевой ситуации.
6 Устная и письменная формы речи. Их специфика.Сведения об устной и письменной формах речи, их особенностях и сферах употребления.
7 Литературный язык и его нормы.
Орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические нормы.
8 Стили литературного языка — разговорный и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный. Их признаки. Сфера употребления. Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля.
9 Синонимика русского языка. Лексические, морфемные, морфологические и синтаксические синонимы. Источники пополнения синонимов. Роль синонимов в речи.
10 Культура речи. Содержательность речи, соблюдение норм русского литературного языка, точность словоупотребления, ясность, чистота, выразительность, эмоциональность речи и др.
11 Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники Пушкина. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.Роль А. С. Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники А. С. Пушкина. А. С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.
12 Обобщение и систематизация пройденного в 10 классе.Источники расширения словарного состава современного русского языка: словообразование, книжная лексика, периферийная лексика (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы), заимствования.
Приложение
Критерии оценивания учебной деятельности обучающихся по русскому языку.
Нормы оценки призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:
1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);
2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
3) объем различных видов контрольных работ;
4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 — 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта для X – XI классов - до 200 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант IX -11 классов - 35 – 40 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать в себя основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2 — 3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1 — 3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в IX – XI классах — 24 различных орфограммы и 15 пунктограмм.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В IV классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибках, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
Оценка дополнительного задания:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Оценка контрольного словарного диктанта:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 — 2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 — 4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
Таблица оценивания тестовых заданий.
Тестовые задания оцениваются по пятибалльной шкале.
Каждая оценка соответствует проценту выполнения работы
(основание: рекомендации сайта ФИПИ)
Предмет оценка | 5 | 4 | 3 | 2 |
Русский язык | От 72 | 58-71 | 24-57 | 0-23 |
Класс | диктант | изложение | сочинение |
10 | 150 | 450 | 350-400 |
11 | 150 | 450 | 350-400 |
Оценка | Диктант | Грамматические задания |
«5» | Выставляется за безошибочную работу, а также за работу, в которой допущена негрубая орфографическая или пунктуационная ошибка. | Выставляется, если все задания выполнены верно. |
«4» | Выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок; или 1 орф. и 3 пункт.; или 4 пункт. при отсутствии орфографических 2-2, 1-3, 0-4 | Выставляется, если правильно выполнено не менее 2/3 заданий. |
«3» | Выставляется, если в работе допущены 4 орфогр. и 4 пункт. ошибки, или 3 орфогрф. и 5 пункт., или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических. 4-4, 3-5 , 0-7 | Выставляется, если правильно выполнено не менее половины заданий. |
«2» | Выставляется, если в диктанте допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орф. и 8 пункт., или 5 орфографических и 9 пунктуационных. 7-7, 6-8, 5-9 | Выставляется, если в работе не выполнено более половины заданий. |
«1» | При большем, чем за отметку «2», количестве ошибок | Выставляется, если работа не выполнена. |
Критерии оценки диктантов и грамматических заданий
Основные критерии сочинения и изложения
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Примерный объем текста для подробного изложения в 10 классе-450-500 слов
Требования к сочинениям и изложениям:
- соответствие содержания работы теме и основной мысли;
- привлечение необходимого объёма литературного материала для освещения темы;
- убедительность доказательств, аргументированность суждений и выводов;
- композиционную стройность работы, последовательность изложения, соразмерность и логическую согласованность её частей;
- стилевое единство, ясность и точность изложения мысли;
- самостоятельность подходов к раскрытию темы;
- обоснованное использование литературных цитат, критического материала в рамках темы;
- речевую грамотность, разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- соответствие текста грамматическим нормам языка.
С помощью сочинений и изложений проверяются:
умение раскрывать тему;
умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и целью высказывания; соблюдение языковых норм и правил правописания.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочётов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Критерии оценки сочинений:
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» |
В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1-2 стилевых недочёта. 1 - 2 | Допускается: 1 орфографическая или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. 1 – 0 – 0 0 – 1 – 0 0 – 0 – 1 |
«4» |
В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов. 2 - 4 | Допускается: 2 орфографическая и 2 пунктуационных или 1 орфографическая и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических, а также 2 грамматические ошибки. 2 – 2 – 2 1 – 3 – 2 0 – 4 – 2 |
«3» |
В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов. 4 – 5 | Допускается: 4 орфографическая и 4 пунктуационных. или 3 орфографических. и 5 пунктуационных, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических, а также 4 грамматические ошибки. 4 – 4 – 4 3 – 5 – 4 0 – 7 – 4 |
«2» |
В целом в работе допущено 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов. 6 – 7 | Допускается: 7 орфографическая и 7 пунктуационных или 6 орфографических и 8 пунктуационных, или 5 орфографических и 9 пунктуационных., или 8 орфографических и 6 пунктуационных , а также 7грамматических ошибок. 7 – 7 – 7 6 – 8 – 7 5 – 9 – 7 8 – 6 - 7 |
«1» | В работе допущено более 6 недочётов в содержании и более 7 речевых недочётов. | Более 7 орфографических. |
Оценка устных ответов учащихся.
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку и литературе. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показывать его умение применять определения, правила и т.п. в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
- Полнота и правильность ответа;
- Степень осознанности, понимания изученного;
- Языковое оформление ответа.
«5» | Ставится, если ученик:
|
«4» | Ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1 – 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 – 2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого. |
«3» | Ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
|
«2» | Ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом. |
Оценка может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определённое время), но и за рассредоточенный во времени, то есть сумму ответов, данных учеником на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения, применять знания на практике.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим.
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается «1»
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
10 класс Б 2016 – 2017 учебный год
1. Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Развитие речи | Кол-во часов | Контрольная работа | Кол-во часов |
Введение | 1 | |||||
Повторение в начале года | 7 | Контрольная работа №1(Диктант с грамматически заданием) Контрольная работа №2 (Тест) | 1 2 | |||
Общие сведения о языке | 10 | Подробное изложение с сохранением авторских изобразительных средств | 2 | Контрольная работа (№3). Диктант с дополнительными заданиями и его анализ | 2 | |
Сочинение-рассуждение «Русский язык среди других языков мира». | 1 | |||||
4. | Русский язык — один из богатейших языков мира | 1 | Урок-дискуссия на тему «С какого времени литературный язык можно считать современным?» | 1 | ||
5. | Текст. Синтаксис текста. | 8 | Изложение | 2 | ||
Мини-эссе. | 1 | |||||
Сжатое изложение. | 1 | |||||
6. | Типы речи. | 6 | Сочинение-повествование | 1 | ||
Сочинение – описание | 1 | |||||
Контрольный словарный диктант. | ||||||
Сочинение - рассуждение | 1 | |||||
7. | Устная и письменная речь | 1 | Контрольная работа №4 (Тест) | 1 | ||
8. | Русский литературный язык и его нормы | 12 | Контрольная работа №5 Контрольное изложение с творческим заданием (по Ф.М. Достоевскому) | 2 | Контрольная работа (№6) по теме «Нормы русского литературного языка» и её анализ. (Тест) | 2 |
9. | Стили русского литературного языка | 10 | Резюме. | 1 | Контрольная работа (№7) Урок-зачет по теме «Стили русского литературного языка». (Тест) | 2 |
Репортаж как речевой жанр | 1 | |||||
Изложение по памяти с творческим заданием. | 2 | |||||
10. | Синонимика русского языка | 8 | ||||
11. | Культура речи | 2 | Сочинение-рассуждение | 2 | ||
12. | Роль Пушкина в истории языка | 1 | ||||
13 | Обобщение и систематизация пройденного в 10 классе | 5 | Контрольная работа (№8). Контрольный диктант с дополнительными заданиями. | 1 | ||
Количество часов | 72 | 19 | 11 | |||
Итого | 102 |
Количество контрольных работ:
сочинений – 8
изложений – 5
диктантов - 3
тестов- 4
III Календарно – тематическое планирование
Дата | Номер урока | Тема | Содержание | Планируемые результаты и уровень их усвоения | Тип урока | Виды и формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Введение (1ч.) | ||||||
1 | Вводный урок | Роль языка в жизни общества. Специфика курса русского языка в старших классах | Знать: роль русского языка как национального языка русского народа, об отражении в язык истории и культуры народа. Уметь: объяснять с помощью словаря значения слов с национально-культурным компонентом | Урок введения нового знания | Упражнения учебника. Сообщение о взаимосвязи языка с обществом, историей, культурой. | |
Повторение (7ч.+3ч.) | ||||||
2. | Контрольная работа №1. Входной контрольный диктант с грамматическим заданием | Орфограммы. Знаки препинания в сложном предложении на стыке союзов. Грамматические разборы. | Знать: пройденные орфограммы и пунктограммы Уметь: писать безошибочно | Урок контроля знаний | Контрольный диктант | |
3. | Вспомним изученное. Фонетика. Орфография. | Фонетика. Графика. Орфоэпия. Звук. Буква. Звуки согласные и гласные. Согласные звуки: сонорные, звонкие, глухие, твердые, мягкие. Гласные звуки: ударные, безударные. Повторение написаний, опирающихся на фонетические принципы орфографии. Морфологический принцип. Фонетические, традиционные, дифференцирующие написания. Типы орфограмм. орфографические нормы современного русского литературного языка | Знать: средства языковой выразительности и способы их создания в русской фонетике; типы орфограмм, орфографические нормы современного русского литературного языка Уметь: пользоваться алгоритмом при выборе буквы; понимать эстетическую ценность художественного текста, своеобразие языка писателя | Повторительно – обобщающий урок | Работа по таблице, выборочный диктант. Комплексный анализ текста | |
4. | Вспомним изученное. Морфемика. Словообразование. | Корневая морфема, аффиксальные морфемы. Основа слова. Производная/непроизводная основа. Простая, сложная основа. Правописание морфем Словообразование. Однокоренные слова. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Стилистические возможности частей слова. Морфологический принцип правописания | Знать: морфемный состав слова, понятия производящая основа, синонимия и антонимия аффиксов; морфемные, словообразовательные и этимологические словари. Уметь: подбирать примеры слов с указанным морфемным составом и способом словообразования, сопоставлять морфемный строй слов, способы их образования, применять алгоритм морфемного и словообразовательного анализа. | Урок - практикум | Морфемный и словообразовательный анализ слов. Практическая работа: определение функции морфем в слове, нахождение информации о происхождении слов в этимологическом словаре, образование слова по заданной словообразовательной модели. Анализ текста | |
5. | Вспомним изученное. Морфология. | Морфология. Часть речи. Систематизация представлений о системе частей речи русского языка, о грамматических признаках, образовании, правописании и использовании в речи слов разных частей речи. Основные морфологические нормы современного русского литературного языка | Знать: морфологические признаки частей речи Уметь: использовать словари для выяснения грамматических норм употребления слов разных частей речи, анализировать сопоставлять, трансформировать синтаксические единицы, заменять их синонимичными | Повторительно – обобщающий урок | Сопоставление морфологических явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию. | |
6. | Вспомним изученное. Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение. | Единицы синтаксиса. Отличие словосочетания от простого предложения. Виды подчинительной связи. Двусоставное и односоставное предложение. Простое осложнённое предложение. | Знать: предмет изучения синтаксиса. Отличие словосочетания от простого предложения. Уметь: осознавать словосочетание и предложение как основную синтаксическую единицу, предназначенную для осуществления коммуникативной функции. Систематизировать представление о типах простого предложений, грамматической основе и средствах её выражения, видах словосочетаний, односоставных предложений, типах сказуемых, видах второстепенных членах предложения. Производить анализ словосочетаний и простых предложений, определять способ осложнения предложений. | Повторительно – обобщающий урок | Тестовые задания в формате ЕГЭ. Комплексный анализ текста | |
7-9. | Вспомним изученное. Синтаксис. Сложное предложение. | Типы сложных предложений. Типы придаточных частей в сложноподчинённом предложении. Союзы и союзные слова. Знаки препинания в сложном предложении на стыке союзов. | Знать: типы сложных предложений, виды грамматических отношений в сложносочинённом предложении и выражающих их союзах, виды придаточных в сложноподчинённом предложении, строение многочленного сложного предложения, способы подчинения придаточных, различие союзов и союзных слов. Уметь: производить комплексный анализ текста, включающий работу с графическим объяснением орфограмм и знаков препинания, выполнять пунктуационный и синтаксический разбор предложений, расставлять знаки препинания в соответствии с пунктуационными нормами. | Повторительно – обобщающий урок | Выполнение заданий по алгоритму. Конструирование предложений, замена синонимичными конструкциями. Решение тестовых заданий. | |
10-11. | Контрольная работа (№2) по типу ЕГЭ и ее анализ. (Тест) | Типы сложных предложений. Типы придаточных частей в сложноподчинённом предложении. Союзы и союзные слова. Знаки препинания в сложном предложении на стыке союзов. Проверка правописных умений и навыков | Знать: типы сложных предложений, виды грамматических отношений в сложносочинённом предложении и выражающих их союзах, виды придаточных в сложноподчинённом предложении, строение многочленного сложного предложения, способы подчинения придаточных, различие союзов и союзных слов. Уметь: производить комплексный анализ текста, включающий работу с графическим объяснением орфограмм и знаков препинания, выполнять пунктуационный и синтаксический разбор предложений, расставлять знаки препинания в соответствии с пунктуационными нормами. | Урок контроля знаний | Контрольная работа | |
Общие сведения о языке (10ч.+3ч.+2ч.) | ||||||
12. | Функции языка. | основные функции языка: экспрессивная (эмоциональную), коммуникативная, когнитивную (познавательную), аккумулятивная, т. е. функция накопления, хранения и передачи общественного опыта и знаний, эстетическая, функция воздействия, речь как форма существования языка и источнике его развития, речевой деятельности | Знать: некоторые особенности развития русского языка, что такое речь, формы речи, речевая ситуация. Уметь: оперировать терминами при анализ языкового явления. | Комбинированный урок | Анализ текста | |
13-14. | РР Подробное изложение с сохранением авторских изобразительных средств. | Тема, главная мысль, микротема, ключевые слова. Стилистика: стиль речи. Анализ текста: тип речи. Соблюдение правописных норм при создании связного высказывания | Знать: отличительные признаки подробного изложения Уметь: определять тему, основную мысль, определять стилистические особенности текста, выделять ключевые слова и с их помощью выстраивать текст.
| Уроки развития речи | Подробное изложение | |
6.10.16 | 15-16. | Функции языка. Язык, речь, слово. Речевая деятельность. | Язык как духовная, нравственная и культурная ценность народа, как многофункциональная развивающаяся система. | Знать:основные функции языка: экспрессивную (эмоциональную), коммуникативную, когнитивную (познавательную),аккумулятивную, т. е. функцию накопления, хранения и передачи общественного опыта и знаний, эстетическую, функцию воздействия, речь как форме существования языка и источнике его развития, речевой деятельности. Уметь: перерабатывать | Комбинированный урок | Сопоставительный анализ, составление опорной схемы |
17. | Повторение орфографии. Правописание безударных гласных в корне. | Морфологический принцип. Фонетические, традиционные, дифференцирующие написания. Типы орфограмм | Знать: классификацию безударных гласных, приемы проверки гласных в корне слова. Уметь: применять знание орфографических норм для аргументированного выбора написания, выполнять тестовые задания | Повторительно – обобщающий урок | Объяснительный диктант, тестовые задания | |
18. | Повторение орфографии. Правописание чередующихся гласных в корне. | Морфологический принцип. Фонетические, традиционные, дифференцирующие написания. Типы орфограмм | Знать: классификацию безударных гласных Уметь: видеть опознавательные признаки орфограммы, графически объяснять орфограмму. | Повторительно – обобщающий урок | Распределительный диктант. Комплексный анализ текста. | |
19. | Русский язык – государственный язык Российской федерации. | сферы деятельности, в которых русский язык функционирует как государственный. Разновидности русского языка, составляющих понятие «национальный язык». Самобытность русского национального языка. русский язык как средство общественно-политических, экономических, научных, культурных и др. связей между народами России. | Знать: общие сведения об истории славянской письменности, о происходящих в русском язык изменениях, его взаимосвязи с другими языками. Уметь: оперировать терминами при анализе языкового явления, организовывать совместную учебную деятельность | Комбинированный урок | Индивидуальные сообщения учащихся. Составление опорного конспекта | |
20. | Русский язык среди других языков мира. | русский язык как один из индоевропейских языков, русский язык в кругу других славянских языков, признаки славянизмов в современном русском языке, их роль; давать исторический комментарий к языковым явлениям | Знать: понятие о социальную роли русского языка в обществе, политико-правовой статус русского языка как государственного языка РФ, связь языка и истории. Уметь: использовать ознакомительно-изучающее чтение, извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов | Комбинированный урок | Работа с таблицей, анализ текста | |
21. | РР Сочинение-рассуждение «Русский язык среди других языков мира». (ч.С ЕГЭ) | Русский язык как один из индоевропейских языков, русский язык в кругу других славянских языков, признаки славянизмов в современном русском языке, их роль; давать исторический комментарий к языковым явлениям | Знать: понятие о социальной роли русского языка в обществе, политико-правовой статус русского языка как государственного языка РФ, связь языка и истории. Уметь: использовать ознакомительно-изучающее чтение, извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов. Писать сочинение - рассуждение на заданную тему. | Урок развития речи | Сочинение-рассуждение». (ч.С ЕГЭ) | |
22. | Русистика на современном этапе. | Русистика как наука о русском языке, ее основные разделы и направления развития, виднейшие ученые-лингвисты | Знать: понятия филология, русистика, статус русского языка как государственного, роль русского языка в среде официального общения, основные этапы развития науки о русском языке. Уметь: вести диалог, владеть основными нормами построения устного и | Урок ведения новых знаний | Наблюдение, работа с текстом, словарный диктант | |
23-24. | Повторение орфографии. Правописание согласных в корне. | Проверяемые, непроверяемые, удвоенные согласные | Знать: виды орфограмм. Уметь: владеть способом действия при выборе согласных на письме | Повторительно – обобщающие уроки | Объяснительный диктант, тест | |
25-26. | Контрольная работа (№3). Диктант с дополнительными заданиями и его анализ. | Проверка правописных умений и навыков | Знать: изученные правила орфографии и пунктуации. Уметь: соблюдать | Урок контроля знаний | Контрольный диктант | |
Русский язык — один из богатейших языков мира. (1ч.+1ч.) | ||||||
27. | Лексика. Состав современного русского языка. | Исконно-русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы. Роль старославянизмов в создании высокого стиля. Попутное повторение орфографии и пунктуации Диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы. Стилистические особенности употребления лексики, имеющей ограниченную сферу употребления. Попутное повторение орфографии. Устаревшая лексика: архаизмы, историзмы. Неологизмы. Индивидуально-авторские неологизмы. Употребление устаревшей лексики и неологизмов в художественной литературе. | Знать: понятия лексическое значение слова, лексическая норма, группы слов в зависимости от происхождения, сферы употребления. Уметь: производить лексический анализ слова, выбирать из синонимичного ряда нужное слово с учетом его значения и стилистических свойств, соблюдать лексические нормы. | Повторительно – обобщающий урок | Лексический анализ. Комплексный анализ текста. | |
28. | РР Урок-дискуссия на тему «С какого времени литературный язык можно считать современным?» | История развития, формирования русского современного языка, нормы современного литературного языка | Знать: нормы современного литературного языка; правила ведения дискуссии. Уметь: формулировать свою точку зрения, аргументировать ее. | Урок развития речи | Выступления учащихся. Сочинение- миниатюра | |
Текст (8ч.+4ч.) | ||||||
29. | Текст. Понятие о тексте. | Текст. Признаки текста. Цельность и связность. Логическая последовательность предложений. Единство темы, ключевые слова и предложения. Средства связи частей текста: лексический повтор, употребление однокоренных слов, союзы, частицы и др. Цепная и параллельная связи частей текста. | Знать: определение понятия текст как единицы общения, раскрывающейся в соответствии с авторским замыслом, характеризуется законченностью. Уметь: комментировать и оценивать информацию исходного текста, передавать содержание текста в виде планов, схем, таблиц, тезисов, конспектов, создавать текст в соответствии с коммуникативной задачей и ситуацией; определять микротемы. | Повторительно - обобщающий | Составление памятки «Как определить тему, основную мысль и проблематику текста» в виде плана действий. | |
30. | Способы выражения темы. Заглавие. Начало и конец текста. | Структурные элементы текста. Языковые способы и средства организации текста. | Знать: роль заглавия, начала и конца текста. Уметь: акцентировать внимание на роли заглавия в выражении темы текста и создании его тематической целостности | Повторительно – обобщающий урок | Анализ текста. Конструирование текста | |
31-32. | РР Способы выражения темы. Изложение. | Композиционная структура текста. Тема текста, ее характеристика. Основная мысль текста. Возможность ее отражения в формулировке темы | Знать: основные понятия: идея, проблематика, тематика. Уметь: определять тему, идею, проблематику текс | Урок развития речи | Изложение. | |
33-34. | Повторение орфографии. Правописание приставок. | Группы приставок. | Знать: условия выбора приставок на –з,-с; приставок ПРЕ-, ПРИ- Уметь: правильно писать слова с неизменяемыми приставками, с приставками с затемненным значением, приставки на –з,-с; приставок ПРЕ-, ПРИ- | Повторительно – обобщающий урок | Комментированное письмо, распределительный диктант | |
35. | Способы выражения темы. Ключевые слова. | Тема, главная мысль, микротема, ключевые слова. Стилистика: стиль речи. Анализ текста: тип речи. Соблюдение правописных норм при создании связного высказывания Анализ текста с точки зрения темы и идеи, функциональной разновидности языка. Аспектный анализ текста. | Знать: понятия: текст, тема, идея, ключевые слова, способы выражения темы Уметь: создавать тексты на основе данного | Комбинированный урок | Комплексный анализ текста | |
36. | Синтаксис текста. Предложение в составе текста. | Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении. | Знать: структуру текста разных типов речи, стилистические особенности текста. Уметь: Определять тему текста, круг поставленных в нём проблем, аргументировано устанавливать авторскую позицию. Выделять микротемы в тексте, оценивать правильность абзацного членения. Устанавливать правильную последовательность предложений в тексте, восстанавливать недостающее звено в цепочке предложений, производить текстоведческий анализ, выявлять средства образности и выразительности в тексте. Находить и исправлять композиционные, логические, стилистические ошибки в тексте. | Урок - семинар | Анализ текста | |
1.12 | 37. | РР Количество и характер предложений в тексте. Мини-эссе. | Структура текста разных типов речи, стилистические особенности текста. | Знать: структуру текста разных типов речи, стилистические особенности текста. Уметь: определять тему текста, круг поставленных в нём проблем, аргументировано устанавливать авторскую позицию. Выделять микротемы в тексте, оценивать правильность абзацного членения. Устанавливать правильную последовательность предложений в тексте, восстанавливать недостающее звено в цепочке предложений, производить текстоведческий анализ, выявлять средства образности и выразительности в тексте. | Урок развития речи | Мини-эссе. |
2.12 | 38. | Способы связи предложений в тексте. | Состав современного русского языка. Литературный язык как центр системы современного русского языка. Текст. Признаки текста. Цельность и связность. Логическая последовательность предложений. Единство темы, ключевые слова и предложения. Именительный представления. | Знать: понятие о способах связи предложений в тексте. Уметь: определять способы связи предложений в тексте, выделять на письме обороты с союзом как | Комбинированный урок | Работа с текстом, оформление основной мысли в виде цитаты |
39. | Средства связи частей текста. | Средства связи частей текста: лексический повтор, употребление однокоренных слов, союзы, частицы и др. Цепная и параллельная связь частей текста. | Знать: структурные особенности текста, способы выражения темы. Уметь: использовать при составлении текста различные средства связи предложений (различные виды повторов, сочинительные союзы, согласованное употребление форм времени, различных обстоятельств, лексические и контекстуальные синонимы, вводные слова и др.), цепную и параллельную связь предложений | Комбинированный урок | Осложненное списывание | |
40. | РР Сжатое изложение. | Знание приемов сжатия текста, умение выделять ключевые слова, словосочетания. | Знать: понятия: тема, идея, тип, стиль текста, приемы сжатия текста Уметь: понимать текст, воспринимаемый на слух, сохранять типологию текста, стилистические особенности текста, выразительные языковые и речевые средства, использовать все известные приемы сжатия текста. | Урок развития речи | Сжатое изложение | |
Типы речи (6ч.+3ч.) | ||||||
41. | РР Типы речи. Повествование. Сочинение-повествование. | Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Их признаки. Медитативные тексты. Комбинация разных типов речи в одном тексте. Отбор языковых средств для построения текста в зависимости от темы, цели, типа речи, адресата и речевой ситуации. | Знать: композицию сочинения – повествования. Уметь: составить текст сочинения – повествования в соответствии с темой, логикой изложения, авторским замыслом. | Уроки развития речи | Сочинение-повествование | |
42 - 43. | Повторение орфографии. Правописание приставок. | Группы приставок. | Знать: правописание неизменяемых приставок, условия выбора гласной или согласной в приставках на –з, -с, приставок ПРЕ-, ПРИ- Уметь: безошибочно писать слова с приставками | Повторительно – обобщающий урок | Комментированное письмо. Цифровой диктант. | |
44. | РР Типы речи. Описание. Сочинение-описание. | Текст, типы речи. Тема, способы развития темы в тексте, средства связи частей текста, композиционные особенности текста – описания | Знать: признаки текста, способы развития темы в тексте, средства связи частей текста, композиционные особенности текста – описания. Уметь: определять тему, коммуникативную установку, основную мысль текста; совершенствовать и редактировать собственный текст, соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст | Уроки развития речи | Сочинение-описание. | |
45. | Повторение орфографии. Правописание разделительных ъ и ь. | Орфограмма «Правописание разделительных ъ и ь» | Знать: морфемный состав слова, иноязычные приставки на согласную Уметь: безошибочно писать слова с Ъ и Ь знаками | Повторительно – обобщающий урок | Выборочный диктант. Тестовые задания | |
46-47. | Повторение орфографии. Ь после шипящих. Контрольный словарный диктант. | Правописание Ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях, частицах | Знать: условия выбора написания Ь после шипящих. Уметь: применять правила на практике, безошибочно писать слова с Ь после шипящих | Повторительно – обобщающий урок | Распределительный диктант. Контрольный словарный диктант. | |
48. | Особенности текстов-рассуждений в художественной речи. | Типы речи. Стили речи. Стиль автора | Знать: композиционные особенности текстов - рассуждений Уметь: выявлять языковые средства для построения текста в зависимости от темы, цели, типа речи, адресата и речевой ситуации | Комбинированный урок | Комплексный анализ текста | |
49. | РР Типы речи. Рассуждение. Сочинение-рассуждение. | Типы речи: повествование, описание и рассуждение. Их признаки. Комбинация разных типов речи в одном тексте. Отбор языковых средств для построения текста в зависимости от темы, цели, типа речи, адресата и речевой ситуации. | Знать: особенности функционально-смысловых типов речи. Уметь: выделять в тексте «указатели» на тип речи | Урок развития речи | Сочинение-рассуждение. | |
Устная и письменная формы речи (1ч. + 1ч.) | ||||||
50. | Устная и письменная формы речи. | Форма речи: устная и письменная. Основные особенности устной и письменной речи. | Знать: особенности устной и письменной речи (неподготовленность, обилие незаконченных синтаксических конструкций, пропуски, оценочные фразы) от письменной (основы официально – делового и официального стиля речи, языка художественной литературы; связность, обязательность норм) Уметь: использовать в устной речи интонацию как средство выделения смысловых частей высказывания, в письменной речи – знаки препинания, средства графического выделения слов, сочетаний и частей текста, понимать основные особенности ситуаций общения, требующих выбора устной или письменной формы речи. | Повторительно - обобщающиеурок | Работа по карточкам. Тестовые задания | |
51 | Контрольная работа №4 (Тест) | Орфограммы. Знаки препинания в сложном предложении на стыке союзов. Грамматические разборы. | Знать: пройденные орфограммы и пунктограммы Уметь: писать безошибочно, выполнять грамматические разборы | Урок контроля знаний | Контрольная работа | |
Русский литературный язык и его нормы (12ч.+2ч.+2ч.) | ||||||
52-53. | Русский литературный язык и его нормы. Орфоэпические нормы. | Речевое общение, основные словари, справочники, пособия, основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. | Знать: орфоэпические нормы русского языка. Уметь: свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях | Комбинированный урок | Тестовые задания | |
54. | Повторение орфографии. Правописание суффиксов существительных. | Буквы Ч и Щ в суффиксах –ЧИК - -ЩИК, буквы Е – И в суффиксах –ЕК - -ИК, гласные О – Ё после шипящих и др. | Знать: способ действия при выборе суффиксов существительных. Уметь: применять способ действия на практике. | Повторительно – обобщающий урок | Объяснительный диктант, выборочно – распределительный диктант, тестовые задания | |
55. | Повторение орфографии. Правописание суффиксов прилагательных и причастий. | Правописание суффиксов разных частей речи | Знать: способы образования прилагательных, действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Уметь: обосновывать выбор гласных в суффиксах глаголов, действительных и страдательных причастий, находить изучаемую орфограмму, правильно писать | Урок - практикум | Выборочный диктант, словарный диктант | |
56-57. | Русский литературный язык и его нормы. Лексические нормы. | Нормативные словари, справочники, пособия | Знать: понятие о лексическом и грамматическом значениях слова; толковый словарь. Уметь: составлять словарную статью на самостоятельно выбранное слово в соответствии с образцом; редактировать текст | Комбинированный урок | Индивидуальные задания. Лексический разбор. Тестовые задания | |
58-59. | РР РР Контрольная работа (№5) Контрольное изложение с творческим заданием (по Ф.М. Достоевскому). | Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование. Стили речи. | Знать: стили, типы речи. Уметь: понимать содержание услышанного текста, составлять сложный план текста, составлять цепочку опорных слов, воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы | Уроки развития речи | Контрольное изложение с творческим заданием | |
60-61. | Русский литературный язык и его нормы. Морфологические нормы. | Основные морфологические нормы современного русского литературного языка. | Знать: основные морфологические нормы современного русского литературного языка Уметь: разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы; | Комбинированный урок | Тестовые задания | |
62. | Повторение орфографии. Правописание н-нн в суффиксах прилагательных и причастий. | Н и НН в суффиксах прилагательных, отглагольных прилагательных и причастий | Знать: условия выбора Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий. Уметь: обосновывать выбор Н и НН, правильно использовать в речи. | Повторительно – обобщающий урок | Комментированное письмо, ответ на вопрос | |
63. | Повторение орфографии. Правописание суффиксов глаголов и наречий. | Н и НН в наречиях на –О, -Е; Буквы О – Ё после шипящих на конце наречий, Буквы О- А на конце наречий с приставками. Правописание гласных в суффиксах глаголов –ОВА—ЕВА, ЫВА - - ИВА | Знать: способ действий при выборе буквы - орфограммы Уметь: безошибочно писать суффиксы глаголов и наречий | Повторительно – обобщающий урок | Составление таблицы, объяснительный диктант | |
64-65. | Русский литературный язык и его нормы. Синтаксические нормы. Изменение норм литературного языка. | Типы сложных предложений. Типы придаточных частей в сложноподчинённом предложении. Союзы и союзные слова. Знаки препинания в сложном предложении на стыке союзов. | Знать: виды словосочетаний, типы сложных предложений. Уметь: производить комплексный анализ текста, включающий работу с графическим объяснением орфограмм и знаков препинания. Выполнять пунктуационный и синтаксический разбор предложений. Выполнение заданий по алгоритму. Конструировать предложения. Заменять синонимичными конструкциями. Расставлять знаки препинания в соответствии с пунктуационными | Комбинированные уроки | Конструирование предложений. Графический диктант | |
66-67. | Контрольная работа (№6) по теме «Нормы русского литературного языка» и её анализ. (Тест) | Нормы русского литературного языка | Знать: нормы русского литературного языка Уметь: анализировать и оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения | Уроки контроля знаний | Контрольная работа по теме «Нормы русского литературного языка» и её анализ. | |
Стили русского литературного языка(10ч.+4ч.+2ч.) | ||||||
68. | Стили русского литературного языка. Понятие о стиле. Разговорный стиль. | Лексические, морфологические, грамматические, фонетические, синтаксические особенности, стилевые черты. Функции разговорного стиля | Знать: особенности стилей речи, основные задачи, сферы применения, языковые средства, о смешении стилей. Уметь: проводить стилистический анализ текста, находить отступления от языковых норм | Повторительно – обобщающий урок | Создание текста разговорного стиля. Редактирование текста | |
69-70. | Стили русского литературного языка. Научный стиль. | Лексические, морфологические, грамматические, фонетические, синтаксические особенности, стилевые черты. Функции научного стиля | Знать: стилевые признаки научного стиля, цель высказывания (передача научной информации), сферу применения в устной речи (доклад, лекция, научное сообщение) и письменной речи (учебники, словари, энциклопедии). Уметь: анализировать текст научного стиля с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей. | Повторительно – обобщающий урок | Группировка слов по стилевой принадлежности. Анализ текста | |
71. | Повторение орфографии. Правописание окончаний существительных и прилагательных. | падеж, склонение имен существительных, условия выбора Е – И в безударных падежных окончаниях существительных, окончания прилагательных | Знать: падеж, склонение имен существительных, условия выбора Е – И в безударных падежных окончаниях существительных, окончаний прилагательных. Уметь: правильно ставить вопрос к прилагательному, безошибочно писать окончания существительных и прилагательных | Повторительно – обобщающий урок | Комментированное письмо, ответ на вопрос | |
72. | Повторение орфографии. Правописание окончаний глаголов. | Спряжение глаголов, условие выбора написания –тся, -ться, правописание глаголов 2 л. ед.ч. | Знать: спряжение глаголов, условие выбора написания –тся, -ться, правописание глаголов 2 л. ед.ч. Уметь: правильно задавать вопрос к глаголу, определять спряжение глагола, безошибочно писать окончания глагола | Повторительно – обобщающий урок | Выборочно- распределительный диктант, тестовые задания | |
73. | РР Официально - деловой стиль. Жанры деловой речи. Резюме. | Лексические, морфологические, грамматические, фонетические, синтаксические особенности, стилевые черты. Функции официально – делового стиля | Знать:основные стилевые черты официально-делового стиля, требования, предъявляемые к деловым документам. Уметь:опознавать тексты официально-делового стиля, составлять деловые документы, используя языковые средства, характерные для официально-делового стиля | Урок развития речи | Стилистический анализ текста | |
74. | Стили русского литературного языка. Публицистический стиль. | Лексические, морфологические, грамматические, фонетические, синтаксические особенности, стилевые черты публицистического стиля. | Знать:цель публицистического высказывания, основные жанры. Уметь: определять жанр текста публицистического характера, анализировать тексты публицистического характера | Повторительно – обобщающий урок | Анализ текста, рассказ о функциональных стилях речи | |
75. | РР Репортаж как речевой жанр. | Лексические, морфологические, грамматические, фонетические, синтаксические особенности, стилевые черты, функции публицистического стиля | Знать: лексические, морфологические, грамматические, фонетические, синтаксические особенности, стилевые черты, функции публицистического стиля Уметь: использовать языковые средств в тексте в зависимости от темы, цели, стиля и типа речи; создавать репортаж. | Урок развития речи | Репортаж | |
76-77. | Стили русского литературного языка. Художественный стиль. | Лексические, морфологические, грамматические, фонетические, синтаксические особенности, стилевые черты. Функции каждого стиля | Знать: особенности языка художественной литературы. Уметь: анализировать художественные тексты | Повторительно – обобщающий урок | Анализ текста, тест | |
78-79. | Повторение орфографии. Правописание гласных после шипящих. | Буквы О – Е после шипящих в корне, суффиксе и окончаниях существительных, прилагательных, наречиях | Знать: условия выбора О- Ё после шипящих, слова - исключения Уметь: безошибочно писать слова с орфограммой «О – Ё после шипящих в корне, суффиксе, окончании слова». | Комбинированный урок | Объяснительный диктант, выборочный диктант | |
80-81. | РР РР Изложение по памяти с творческим заданием. | Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование. Стили речи | Знать: типы речи, стили речи. Уметь: понимать содержание услышанного текста, составлять план текста, составлять цепочку опорных слов, воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы | Уроки развития речи | Изложение по памяти с творческим заданием. | |
82-83. | Контрольная работа (№7) Урок-зачет по теме «Стили русского литературного языка». (Тест) | Стили литературного языка — разговорный и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный. Их признаки. Сфера употребления. Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля. | Знать: стили литературного языка. Уметь: проводить стилистический анализ текста | Уроки контроля знаний | Контрольная работа. Тест в формате ЕГЭ | |
Синонимика русского языка (8 ч.) | ||||||
84-85. | Синонимика русского языка. Лексические синонимы. | Синонимика русского языка. Лексические синонимы. Источники пополнения синонимов. Роль синонимов в речи | Знать: лексические, морфемные, морфологические, синтаксические синонимы. Источники пополнения синонимов. Роль синонимов в речи. Уметь: выявлять лексические синонимы в тексте, использовать в речи. | Комбинированный урок | Тестовые задания | |
86-88. | Повторение орфографии. Слитное, дефисное и раздельное написание слов. | Основные орфографические нормы современного русского литературного языка. Слитное, дефисное и раздельное написание слов и их частей. | Знать: условия выбора орфограммы, слитно – дефисного, раздельного написания слов. Уметь: опираться на лексико – семантический принцип написания слов, группировать слова по видам орфограмм | Повторительно – обобщающийе уроки | Объяснительный диктант. Распределительный диктант. Тестовые задания. | |
89. | Морфемные синонимы | Синонимика русского языка. Морфемные синонимы. Роль синонимов в речи | Знать: понятия синонимы, морфема. Уметь: определять и использовать морфемные синонимы в тексте | Урок введения нового знания | Комплексный анализ текста. Ответ на вопрос | |
90. | Морфологические синонимы. | Синонимика русского языка. Морфологические синонимы.. Роль синонимов в речи | Знать: понятия синонимы, морфология Уметь: определять и использовать морфологические синонимы в тексте | Урок введения нового знания | Тестовые задания. Ответ на вопрос | |
91. | Синтаксические синонимы. | Синонимика русского языка. Синтаксические синонимы. Роль синонимов в речи | Знать: понятие синонимика. Уметь: находить в тексте и использовать синтаксические синонимы | Урок введения нового знания | Комплексный анализ текста. Тестовые задания | |
Культура речи (2ч.+2ч.) | ||||||
92. | Культура речи. Речевой этикет. | Средства выразительности в тексте Лексические, морфемные, морфологические, синтаксические синонимы. Источники пополнения синонимов. Культура речи. Содержательность речи, правильность, точность словоупотребления, ясность, чистота, выразительность, эмоциональность речи. Средства выразительности в тексте | Знать: понятия «культура речи», «речевой этикет». Уметь: анализировать этикетные ситуации | Комбинированный урок | Составление текста. Работа над диалогом | |
93-94 | РР РР Сочинение-рассуждение. (ч. С ЕГЭ) | Содержательность речи, соблюдение норм русского литературного языка, точность словоупотребления, ясность, чистота, выразительность, эмоциональность речи | Знать: структуру, композицию, правила составления, критерии оценивания сочинения – рассуждения. Уметь: определять проблему, комментировать ее, приводить аргументы-доводы, выявлять авторскую позицию. | Уроки развития речи | Сочинение-рассуждение. (ч. С ЕГЭ) | |
95. | Повторение орфографии. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. | Правописание НЕ и НИ с разными частями речи Правила правописания, словарная лексика, традиционное письмо | Знать: условия выбора НЕ и НИ с разными частями речи. Уметь: безошибочно писать слова с НЕ и НИ | Повторительно – обобщающий урок | Ответ на вопрос. Цифровой диктант. Подбор синонимов. Составление текса. | |
Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка (1 ч.) | ||||||
96. | А.С. Пушкин – создатель русского литературного языка. | Роль А. С. Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники А. С. Пушкина. А. С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка. Источники расширения словарного состава современного русского языка: словообразование, книжная лексика, периферийная лексика (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы), заимствования | Знать: историю русского литературного языка, предшественников А. С. Пушкина, роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка. Уметь: анализировать языковые особенности пушкинского языка и их роль в раскрытии идейного замысла произведений
| Уроки введения нового знания | Сообщения учащихся. Комплексный анализ текста. | |
Обобщение и систематизация пройденного в 10 классе (5 ч. +1ч.) | ||||||
97-98. | Обобщающие уроки по теме «Русский язык – один из богатейших языков мира». Повторение орфографии. Правописание омонимов, омонимичных форм. | Правописание омонимов, омонимичных форм. Систематизация и обобщение знаний. Основные орфоэпические, лексические, грамматические, пунктуационные нормы современного русского литературного языка | Знать: орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; определять омонимы, омонимичные формы. Уметь: применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; определять омонимы, омонимичные формы, использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка | Обобщающие уроки | Индивидуальные сообщения. Тестовые задания | |
99. | Контрольная работа (№8) Контрольный диктант с дополнительными заданиями | Грамматические, пунктуационные нормы современного русского литературного языка | Знать: изученные орфограммы и пунктограммы Уметь: выполнять грамматические разборы | Урок контроля знаний | Контрольный диктант | |
100. | Резервный урок | |||||
101. | Резервный урок | |||||
102. | Резервный урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по алгебре 7 класс автор учебника А.Г. Мордкович
В рабочую программу входят пояснительная записка, региональный компонент, УМК, требования к уровню подготовки учащихся 7 класса и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по русскому языку к учебному комплексу В.В.Бабайцевой, 5-9 класс
Рабочая программа составлена на основе программы по русскому языку В.В.Бабайцевой. Данная рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Развернутое календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 кл, учебник В. В. Бабайцева
Программа расчитана на 238 часов, 7 часов в неделю...
Развернутое календарно-тематическое планирование по русскому языку 7 кл, учебник В. В. Бабайцева
Программа рассчитана на 170 уч. ч., 5 часов в неделю...
Рабочая программа по русскому языку к учебному комплексу В.В.Бабайцевой 5 класс
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса. 170 часов Соответствует ФГОС...
Рабочая программа по литературе 6 класс автор учебника Полухина программа Коровиной 102 часа
В рабочей программе содержится тематическое, календарно - тематическое планирование, содержание учебного предмета....
Рабочая программа по русскому языку в 10 классе по ФГОС на основе авторской программы по русскому языку предметной линии учебников И.В.Гусаровой.
Предлагаемая рабочая программа по русскому языку в 10 классе составлена по ФГОС на основе авторской программы по русскому языку предметной линии учебников И.В.Гусаровой и разраб...