Разработка урока русского языка в 6 классе на тему "Не с существительными"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Данный материал нацелен развить коммуникативные умения учсщихся, а именно:
1) формулировать вопрос и давать ответ на грамматическую тему;
осуществлять речевое взаимодействие в мобильной группе;
создавать собственные тексты на заданную тему;
активно слушать художественную речь;
На данном уроке у учащихся формируются следующие лингвистическая и языковая компетенции:
- ребята узнают правило о правописании не с существительным;
- смогут с помощью алгоритма применять данное правило на практике;
- повторят орфограмму «Не с глаголом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План урока "Не с существительными" | 22.76 КБ |
Презентация к уроку "Не с существительными" | 563.5 КБ |
Исследовательское задание к уроку "Не с существительными" | 32.5 КБ |
Мыслительный лист | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-презентация «Не с существительными»
Класс: 6
Тема: Правописание НЕ с существительными
Тип урока: урок усвоения новых знаний с разноуровневой дифференциацией обучения.
Форма урока: мультимедиа - урок.
Продолжительность: 1 урок, 45 минут
Технические требования к уроку: программа Power Point, компьютер, мультимедийный проектор, экран, видеопрезентация, опорные карточки, тест, карточки с исследовательским заданием.
Цели урока:
1) развивать коммуникативные умения, а именно:
формулировать вопрос и давать ответ на грамматическую тему; осуществлять речевое взаимодействие в мобильной группе;
создавать собственные тексты на заданную тему;
активно слушать художественную речь;
2) формировать лингвистическую и языковую компетенцию:
знать правило о правописании не с существительным;
уметь с помощью алгоритма применять данное правило на практике;
повторить орфограмму «Не с глаголом;
3) воспитывать бережное отношение к слову как духовной ценности народа.
Ход урока
Презентация
Приложение
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас необычный урок: у нас сегодня гости. Давайте просмотрим с вами небольшой видеоролик, для того чтобы плавно перейти к теме нашего урока. - Каким одним словом можно охарактеризовать свинью из басни И.А. Крылова «Свинья под дубом»?(невежда) - Какой частью речи является слово невежда? Докажите. (Обозначает предмет, отвечает на вопрос кто?) - Как вы думаете, слово невежда с не пишется слитно или раздельно? - Предлагаю выполнить распределительный диктант. разделите слова на две группы, а вот на какие, вы должны догадаться сами. ( Слайды № 2,3 презентации). Прочитайте внимательно слова. Найдите ошибку!
«Негодовать» надо писать слитно. Почему? Это глагол, который не употребляется без не. 1.На какие группы вы разделили данные слова? (Существительные и глаголы). 2.Назовите существительные. 3.Назовите глаголы. 4.Вспомните, как пишется не с глаголом. (Слайд №3). 2. Объявление темы и целей урока. - Итак, умение отличать имя существительное от других частей речи и знание правила о правописании не с глаголом поможет нам справиться с новой темой. Подумайте, как будет звучать тема нашего урока? (Правописание НЕ с существительными) - Откройте тетради, запишите число и тему урока. - Ход наших мыслей я предлагаю записывать в «Мыслительный лист», (Приложение 3) который состоит из трёх граф: «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал(а)». (Слайд № 4) - Что мы запишем в графе «Знаю»? (Это правило о написании не с глаголом). - На это правило мы сегодня будем опираться. В графе «Хочу узнать» сформулируйте цель, которую вы ставите перед собой на сегодняшнем уроке. 30 секунд вам на обсуждение целей урока с соседом. - Кто готов озвучить? (Выяснить, когда не с существительным пишется слитно, а когда – раздельно). В графе «Узнал(а)» вы запишите в конце урока, достигли ли вы цели, которую ставили перед собой, что узнали на уроке. | Просмотр видеоролика «Свинья под дубом» И.А. Крылова Запись числа и темы. | Приём «Лови ошибку»
Работа в парах |
3. Изучение нового материала. - Продолжаем. Бабушки, сидя на скамейке возле подъезда, часто говорят о ком-нибудь: «Господи, да он такой невежа, и куда только родители смотрят!» А учителя в школе восклицают: «И почему ты такой невежда, ведь мы это уже проходили!». - Ребята, а кто такие невежа и невежда? Каких людей мы так называем? (Ответы учеников). Давайте уточним. (Слайд № 5 презентации). - Запишите в тетрадь эти слова и их лексическое значение. - Как вы думаете, почему слова «невежа» и «невежда» пишутся слитно? (Потому что не употребляются без не). Правильно! Вот мы и вывели первое правило. Кто проговорит его вслух?
(Не с существительным пишется слитно, если слово не употребляется без не).
Но в русском языке есть ещё и другие слова, которые не употребляются без не: недотёпа, недоросль, невеличка, невзгоды, негодник, нелепица, неистовство, неурядица. Запишите их втетрадь. Исследовательская работа (См. приложение № 3). - А сейчас я предлагаю вам побывать в роли исследователей и самим добыть ответ на вопрос: «При каком ещё условии НЕ с существительным пишется слитно, а при каком – раздельно?» Для этого разобьёмся на группы из двух человек. - Перед вами карточки с заданием. Задание у всех одно: это ответ на поставленный вопрос. А вот пути решения у вас могут быть разные. У кого карточка с зелёным жетоном, значит помощь вам не нужна. Если – с жёлтым, вам будет дана небольшая подсказка. Если - с красным, то в помощь даётся учебник. Внимание! На доске - порядок ваших действий, то есть алгоритм. (Слайд № 6 презентации). Время работы- 7 минут. Обсуждение итогов исследовательской работы - Работа окончена. К каким же выводам вы пришли? Слушаем ответы групп. 1группа. Когда же не с существительным пишется слитно? (Когда его можно заменить синонимом.) 2 группа. Приведите примеры. 3 группа. Когда не с существительным пишется раздельно? (Когда в предложении есть антонимы, то есть противопоставление, и союз а). 4группа. Приведите примеры. Сравним результаты нашей работы с правилом в учебнике ( п. 43 стр. 94). Прочитаем правило вслух . К правильным выводам мы пришли? Работа в группах окончена. Систематизация знаний с помощью алгоритма - Итак, знания мы добыли, теперь приведём их в систему. Для этого используем алгоритм. (Слайд № 7 презентации). - Кто сможет, глядя на алгоритм, проговорить правило о правописании НЕ с существительными? Применение алгоритма на практике - Попробуем применить данный алгоритм в работе. На доске даны предложения. Пользуясь алгоритмом, объясните написание слов с не. Обсуждаете с соседом. 1)Ум определяется (не) возрастом, а головой. 2)Каждая (не)удача прибавляет ума. 3)(Не)вежество - орудие невежды. Сейчас нам предстоит выполнить несколько заданий по новой теме. Задания к слайду 15 в каких предложениях написание НЕ с существительными неверное? Запиши предложения в исправленном виде.
Проверка слайд 16 Задания к слайду 17 (скрытый слайд) подберите к данным словам синонимы с НЕ:
Проверка | Работа в тетради. Записать ответ в тетрадь Ответы учащихся Работа с алгоритмом Записать ответ в тетрадь Самостоятельная работа учащихся | Создание проблемной ситуации Словарная работа Работа в группах. Один из приёмов познавательной активности «Мозговая атака» Разноуровневая дифференциация обучения Работа в парах |
4. Выводы по уроку. Рефлексия. - А теперь заполните в «Мыслительном листе» графу №3. 1)Достигли ли вы цели, которую ставили пред собой?
2)Что вы узнали о правописании НЕ с существительными? | Рефлексия необходимый и органичный момент личностно- ориентированного урока | |
5. Домашнее задание: 1 уровень: Создать памятку «Правописание НЕ с существительными». 2 уровень: Составить тест по изученной теме (не более 5 заданий). 3 уровень: Написать сочинение – миниатюру на тему «Учёба», используя слова – подсказки. - Спасибо вам за урок. | Д/з дифференцировано |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Тема «Не с существительными»
Исследовательское задание (уровень Б)
1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос «При каком условии не с существительными пишется слитно, а при каком - раздельно?»
2.Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с существительными пишется слитно, а во второй – раздельно?
Впереди был неприятель (враг). Он сказал нелепость. Друг познаётся в несчастье (беде). | Он тебе не приятель, а враг. Не счастье, а беда подстерегала путников. |
3. В помощь тебе опора-напоминание:
неприятель-враг, несчастье-беда (это синонимы, то есть слова, близкие по значению);
приятель-враг, счастье-беда (это антонимы, то есть слова с противоположным значением).
Тема «Не с существительными» Исследовательское задание (уровень В) 1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос «При каком условии не с существительными пишется слитно, а при каком - раздельно?» 2.Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с существительными пишется слитно, а во второй – раздельно?»
3.Попробуй привести свои примеры. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Урок русского языка «Космическое путешествие на планету Имя Существительное», 6 класс
Итоговый урок по теме "Имя существительное", цель которого повторение грамматических признаков имени существительного, развитие познавательных интересов к предмету, умений и навыков грамотного п...
Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"
Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...
Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"
Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....
разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...
обобщающий урок русского языка 5 класс на тему "Имя существительное"
Самоанализ урока русского языка 5 классе,проведенного учителем русского языка и литературы Кадыровой Г ГТема урока: Имя существительное Цель урока: повторить и систематизировать изученный ...
- Мне нравится (1)