Разработка урока русского языка в 6 классе на тему "Не с существительными"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Халилова Джамиля Халиловна

Данный материал нацелен развить коммуникативные умения учсщихся, а именно:

1) формулировать вопрос и давать ответ на грамматическую тему;

осуществлять речевое взаимодействие в мобильной группе;

создавать собственные тексты на заданную тему;

активно слушать художественную речь;

На данном уроке у учащихся формируются следующие лингвистическая и языковая компетенции:

 - ребята узнают правило о правописании не с существительным;

 - смогут с помощью алгоритма применять данное правило на практике;

 - повторят орфограмму «Не с глаголом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-презентация «Не с существительными»

Класс: 6

Тема: Правописание НЕ с существительными

Тип урока: урок усвоения новых знаний с разноуровневой дифференциацией обучения.

Форма урока: мультимедиа - урок.

Продолжительность: 1 урок, 45 минут

Технические требования к уроку: программа Power Point, компьютер, мультимедийный проектор, экран,  видеопрезентация, опорные карточки, тест, карточки с исследовательским заданием.                

Цели урока:

1) развивать коммуникативные умения, а именно:

                                           

формулировать вопрос и давать ответ на грамматическую тему; осуществлять речевое взаимодействие в мобильной группе;

создавать собственные тексты на заданную тему;

активно слушать художественную речь;

2) формировать лингвистическую и языковую компетенцию:

 знать правило о правописании не с существительным;

 уметь с помощью алгоритма применять данное правило на практике;

 повторить орфограмму «Не с глаголом;

3) воспитывать бережное отношение к слову как духовной ценности народа.

Ход урока

Презентация

Приложение

  1. Актуализация знаний.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас необычный урок: у нас сегодня гости.

Давайте просмотрим с вами небольшой видеоролик, для того чтобы плавно перейти к теме нашего урока.

- Каким одним словом можно охарактеризовать свинью из басни И.А. Крылова «Свинья под дубом»?(невежда)

- Какой частью речи является слово невежда? Докажите. (Обозначает предмет, отвечает на вопрос кто?)

- Как вы думаете, слово невежда с не пишется слитно или раздельно?

- Предлагаю выполнить распределительный диктант.   разделите слова на две группы, а вот на какие, вы должны догадаться сами.

 ( Слайды № 2,3  презентации).

Прочитайте внимательно слова.

Найдите ошибку!

         

«Негодовать» надо писать слитно.

Почему?

Это глагол, который не употребляется без не.

1.На какие группы вы разделили данные слова? (Существительные и глаголы).

2.Назовите существительные.

3.Назовите глаголы.

4.Вспомните, как пишется не с глаголом.

(Слайд №3).

2. Объявление темы и целей урока.

    - Итак, умение отличать имя существительное от других частей речи и знание правила о правописании не с глаголом поможет нам справиться с новой темой. Подумайте, как будет звучать тема нашего урока?

 (Правописание НЕ с существительными)        

- Откройте тетради, запишите число и тему урока.

- Ход наших мыслей я предлагаю записывать в «Мыслительный лист», (Приложение 3) который состоит из трёх граф: «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал(а)».

(Слайд № 4)

- Что мы запишем в графе «Знаю»? 

(Это правило о написании не с глаголом).

- На это правило мы сегодня будем  опираться.

В графе «Хочу узнать» сформулируйте цель, которую вы ставите перед собой на сегодняшнем уроке. 30 секунд вам на обсуждение целей урока с соседом.

- Кто готов озвучить?

 (Выяснить, когда не с существительным пишется слитно, а когда – раздельно).

В графе «Узнал(а)» вы запишите в конце урока, достигли ли вы цели, которую ставили перед собой, что узнали на уроке.

Просмотр видеоролика «Свинья под дубом» И.А. Крылова

Запись числа и темы.

Приём «Лови ошибку»

 

Работа в парах

3. Изучение нового материала.

- Продолжаем. Бабушки, сидя на скамейке возле подъезда, часто говорят о ком-нибудь: «Господи, да он такой невежа, и куда только родители смотрят!» А учителя в школе восклицают: «И почему ты такой невежда, ведь мы это уже проходили!».

- Ребята, а кто такие невежа и невежда? Каких людей мы так называем? (Ответы учеников).

Давайте уточним. (Слайд № 5  презентации).

- Запишите в тетрадь эти слова и их лексическое значение.

-  Как вы думаете, почему слова «невежа» и «невежда» пишутся слитно?

(Потому что не употребляются без не).

Правильно! Вот мы и вывели первое правило. Кто проговорит его вслух?

 

 (Не с существительным пишется слитно, если слово не употребляется без не).

 

Но в русском языке есть ещё  и другие слова, которые не употребляются без не: недотёпа, недоросль, невеличка, невзгоды, негодник, нелепица, неистовство, неурядица. Запишите их втетрадь.

Исследовательская работа (См. приложение № 3).                        

- А сейчас я предлагаю вам побывать в роли исследователей и самим добыть ответ на вопрос: «При каком ещё условии НЕ с существительным пишется слитно, а при каком – раздельно?» Для этого разобьёмся на группы из двух человек.

- Перед вами карточки с заданием. Задание у всех одно: это ответ на поставленный вопрос. А вот пути решения у вас могут быть разные. У кого карточка с зелёным жетоном, значит помощь вам не нужна. Если – с жёлтым, вам будет дана небольшая подсказка. Если - с красным, то в помощь даётся учебник.

Внимание! На доске - порядок ваших действий, то есть алгоритм. (Слайд № 6 презентации). Время работы- 7 минут.

        Обсуждение итогов исследовательской работы

- Работа окончена. К каким же выводам вы пришли? Слушаем ответы групп.

1группа.     Когда же не с существительным пишется слитно? (Когда его можно заменить синонимом.)

2 группа.     Приведите примеры.

3 группа.      Когда не с существительным пишется раздельно? (Когда в предложении есть антонимы, то есть противопоставление, и союз а).

4группа.      Приведите примеры.

Сравним результаты нашей работы с правилом в учебнике ( п. 43 стр. 94).  Прочитаем правило вслух .

К правильным выводам мы пришли?

Работа в группах окончена.  

                Систематизация знаний с помощью алгоритма

 - Итак, знания мы добыли, теперь приведём их в систему. Для этого используем алгоритм. (Слайд № 7 презентации).

 - Кто сможет, глядя на алгоритм, проговорить правило о правописании НЕ с существительными?

Применение алгоритма на практике        

- Попробуем применить данный алгоритм в работе. На доске даны предложения. Пользуясь алгоритмом, объясните написание слов с не. Обсуждаете с соседом.

1)Ум определяется (не) возрастом, а головой.

2)Каждая (не)удача прибавляет ума.

3)(Не)вежество - орудие невежды.

Сейчас нам предстоит выполнить несколько заданий по новой теме.

Задания к слайду 15

в каких предложениях написание НЕ с существительными неверное? Запиши предложения в исправленном виде.

  1. Не грамотность – признак бескультурья.
  2. Недруг ты мне, а всего лишь попутчик.
  3. Не счастье я испытал, а минутную слабость.
  4. Недруг не посочувствует.
  5. Не счастье спутало все наши планы.

Проверка слайд 16

Задания к слайду 17 (скрытый слайд)

подберите к данным словам синонимы с НЕ:

  1. ложь
  2. противник
  3. рабство
  4. слякоть
  5. болезнь

Проверка

Работа в тетради.

Записать ответ в тетрадь

Ответы учащихся

Работа с алгоритмом

Записать ответ в тетрадь

Самостоятельная работа учащихся

Создание проблемной ситуации

Словарная работа

Работа в группах.

Один из приёмов познавательной активности «Мозговая атака»

Разноуровневая дифференциация обучения

Работа в парах

4. Выводы по уроку. Рефлексия.

- А теперь заполните в «Мыслительном листе» графу №3.

1)Достигли ли вы цели, которую ставили пред собой?

         

 2)Что вы узнали о правописании НЕ с существительными?

Рефлексия необходимый и органичный момент личностно- ориентированного урока

5. Домашнее задание:

1 уровень: Создать памятку «Правописание НЕ с существительными».

2 уровень: Составить тест по изученной теме (не более 5 заданий).

3 уровень: Написать сочинение – миниатюру на тему «Учёба», используя слова – подсказки.

-  Спасибо вам за урок.

Д/з дифференцировано


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НЕ с существительными Русский язык . 6 класс

Слайд 2

Устный распределительный диктант годовать, не вежа, не вежда, не правда, не внимание, не выучить, не расслышать ЛОВИ ОШИБКУ! НЕГОДОВАТЬ Не

Слайд 3

Устный распределительный диктант Глаголы Существительные Негодовать Невежа Не выучить Невежда Не расслышать Неправда Невнимание

Слайд 4

Правописание НЕ с существительными

Слайд 5

Мыслительный лист Знаю Хочу узнать Узнал (узнала ) правило о написании не с глаголом Выяснить, когда не с существительным пишется слитно , а когда - раздельно

Слайд 6

Словарная работа  вед – «ведать», «знать». В современном русском языке «невежа» значит «грубиян», «невежда»- «несведущий», «необразованный человек». Невежа, невежда

Слайд 7

В русском языке есть слова, которые не употребляются без не : недотёпа, недоросль, невеличка, невзгоды, негодник, нелепица, неряха, неистовство, неурядица и др. Запишите их в тетрадь.

Слайд 8

Исследовательская работа Алгоритм работы в группах Внимательно прочитайте задания, рассмотрите предложенную таблицу. Поделитесь с товарищами по группе своими мыслями по вопросу. Запишите ответ группы в карточку «Наш вывод». - помощь не нужна - дана небольшая подсказка - в помощь даётся учебник

Слайд 9

Не с существительными Алгоритм Посмотри, есть ли в предложении противопоставление с союзом а ДА НЕТ Пиши раздельно Употребляется ли слово без не НЕТ ДА Пиши слитно Можно заменить синонимом или близким по значению выражением ДА Пиши слитно (невежда) (не правда, а ложь) (говорить неправду (т.е. ложь) (Не)лады в семье, а ссоры. Каждая (не)удача прибавляет ума. Мне навстречу шёл (не)ряха.

Слайд 10

Задание № 1: в каких предложениях написание НЕ с существительными неверное? Запиши предложения в исправленном виде. Не грамотность – признак бескультурья. Недруг ты мне, а всего лишь попутчик. Не счастье я испытал, а минутную слабость. Недруг не посочувствует. Не счастье спутало все наши планы.

Слайд 11

Проверка Неграмотность – признак бескультурья. Не друг ты мне, а всего лишь попутчик. Несчастье спутало все наши планы. С.безграмотность С. беда, горе Правописание НЕ с существительными

Слайд 12

подберите к данным словам синонимы с НЕ: 1. ложь 2. противник 3. рабство 4. слякоть 5. болезнь

Слайд 13

ложь противник рабство слякоть болезнь проверьте неправда нездоровье ненастье неволя недруг

Слайд 14

Мыслительный лист Знаю Хочу узнать Узнал (узнала ) правило о написании не с глаголом Выяснить, когда не с существительным пишется слитно , а когда - раздельно

Слайд 15

Домашнее задание 1 уровень: Создать памятку «Правописание НЕ с существительными». 2 уровень: Составить тест по изученной теме (не более 5 заданий). 3 уровень: Написать сочинение – миниатюру на тему «Учёба», используя слова – подсказки.

Слайд 16

Спасибо за урок



Предварительный просмотр:

Тема «Не с существительными»

Исследовательское задание (уровень А)

1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос «При каком условии не с существительными пишется слитно, а при каком – раздельно?»

2.Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с существительными пишется слитно, а во второй - раздельно?

 Он сказал нелепость.

Впереди был неприятель (враг).

Друг познаётся в несчастье (беде).

Он тебе не приятель, а враг.

Не счастье, а беда подстерегала путников.

3. В случае затруднения воспользуйся учебником и прочитай правило

Тема «Не с существительными»  

Исследовательское задание (уровень Б)

1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос «При каком условии не с существительными пишется слитно, а при каком - раздельно?»

2.Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с существительными пишется слитно, а во второй – раздельно?

Впереди был неприятель (враг).

Он сказал нелепость.

Друг познаётся в несчастье (беде).

Он  тебе не приятель, а враг.

Не счастье, а беда подстерегала путников.

3. В помощь тебе опора-напоминание:

неприятель-враг, несчастье-беда (это синонимы, то есть слова, близкие по значению);

приятель-враг, счастье-беда (это антонимы, то есть слова с противоположным значением).

Тема «Не с существительными»

Исследовательское задание (уровень В)

   1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос «При каком условии не с существительными пишется слитно, а при каком - раздельно?»

   2.Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с существительными пишется слитно, а во второй – раздельно?»

Впереди был неприятель (враг).

Он сказал нелепость.

Друг познаётся в несчастье (беде).

Он  тебе не приятель, а враг.

Не счастье, а беда подстерегала путников.

3.Попробуй привести свои примеры.



Предварительный просмотр:

Мыслительный лист

Знаю

Хочу узнать

Узнал     (узнала)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Урок русского языка «Космическое путешествие на планету Имя Существительное», 6 класс

Итоговый урок по теме "Имя существительное", цель которого повторение грамматических признаков имени существительного, развитие  познавательных интересов к предмету, умений и навыков грамотного п...

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

обобщающий урок русского языка 5 класс на тему "Имя существительное"

Самоанализ урока русского языка 5 классе,проведенного учителем русского языка и литературы Кадыровой Г ГТема урока: Имя существительное  Цель урока: повторить и систематизировать изученный ...