Урок русского языка в 7 классе «Производные и непроизводные предлоги» с презентацией
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Косухина Светлана Алексеевна

Тема урока: «Производные и непроизводные предлоги»

Тип урока: Изучение нового материала

Форма организации учебной деятельности: комбинированная, парная, индивидуальная.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него как основного носителя русской культуры, потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности, умения планировать, оценивать достигнутые результаты и формулировать выводы; умение работать в парах; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

Предметные: знать о признаках непроизводных и производных предлогов; уметь отличать производные предлоги от других омонимичных частей речи; учиться правильно писать производные предлоги и омонимичные им другие части речи.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Производные и непроизводные предлоги

Слайд 3

Сегодня мы… узнаем, что такое производные и непроизводные предлоги и как они появляются научимся отличать их предлог

Слайд 4

Предлог − служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.

Слайд 5

Предлоги непроизводные производные не образовывались от других частей речи образовались от других частей речи ? ?

Слайд 6

существительных ввиду, вследствие, в случае, при условии, при помощи наречий около, после, возле, вдоль по, вдали от деепричастий не считая, спустя, несмотря на , погодя Производные предлоги образуются от…

Слайд 7

Производные Непроизводные О т, под, над, об, пред, через, с, при, над Вопреки, согласно, благодаря, в течение, навстречу , ввиду, вблизи, вокруг, через Вопреки, согласно, благодаря, в течение, от, под, над, об, навстречу, ввиду, вблизи, вокруг, пред, через, с, при, над Распределите предлоги в 2 группы

Слайд 8

несмотря на невзирая на не смотря на не взирая на предлоги деепричастия ? ? ?

Слайд 9

Чтобы правильно писать предлоги, нужно… Отличать их от самостоятельных частей речи с предлогами.

Слайд 10

Не смотря на друзей, он зашагал по улице. Несмотря на возраст, он выглядел молодо. Рассмотрим два примера предлог деепричастие = вопреки = не глядя вопреки возрасту не глядя на друзей

Слайд 11

Не смотря на друзей, он зашагал по улице. Несмотря на возраст, он выглядел молодо. Второй способ. предлог деепричастие возраст Я на тебя не смотрю! Я на вас не смотрю! не можем представить можем представить

Слайд 12

Не смотря на друзей, он зашагал по улице. Несмотря на возраст, он выглядел молодо. Третий способ. предлог деепричастие Предлог всегда входит в состав вопроса. выглядел несмотря на что? з ашагал как?

Слайд 13

Три способа отличить предлог от самостоятельной части речи. 1. Заменить другим предлогом. 2. Вообразить ситуацию. 3. Поставить вопрос . самый ненадёжный самый надёжный

Слайд 14

Я иду на встречу с друзьями. Я иду навстречу друзьям . Различаем! предлог существительное = к навстречу кому? иду куда?

Слайд 15

Три способа отличить предлог от самостоятельной части речи. 1. Заменить другим предлогом. 2. Вообразить ситуацию. 3. Поставить вопрос . самый ненадёжный самый надёжный

Слайд 16

Перевести деньги на счёт. Спросить насчёт задания . предлог существительное Дежурить вместо товарища . Поехать в место боевой славы . Предмет вроде шара . Согласовать в роде, числе . Здание наподобие куба. Взглянуть на подобие дворца.

Слайд 17

Успехов! Молодцы! Домашнее задание: у пр. 337 или …



Предварительный просмотр:

Открытый урок  русского языка

7 класс.

Тема урока: «Производные и непроизводные предлоги»

Тип урока: Изучение нового материала

Форма организации учебной деятельности: комбинированная, парная, индивидуальная.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него как основного носителя русской культуры, потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности, умения планировать, оценивать достигнутые результаты и формулировать выводы; умение работать в парах; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

Предметные: знать о признаках непроизводных и производных предлогов; уметь отличать производные предлоги от других омонимичных частей речи; учиться правильно писать производные предлоги и омонимичные им другие части речи.

Развитие УУД:

Личностные УУД: стремиться к речевому самосовершенствованию.

Коммуникативные УУД: точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме.

Познавательные УУД: опознавание и анализ производных предлогов, уместное употребление их адекватно ситуации речевого общения.

Регулятивные УУД: планировать последовательность действий, формулировать выводы, оценивать себя и одноклассников.

 Необходимые ресурсы и оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки, дидактический материал

Ход урока.

I. Орг.момент.   Приветствие. Число.  Классная работа. Оставьте строку для темы урока.

Слайд: Фото Б.Шоу и высказывание.

– Этот урок мне бы хотелось начать со слов известного английского писателя Бернарда Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то и у меня, и у вас останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея и мы обменяемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».

Ваши идеи сегодня будут очень даже кстати. Обмениваясь идеями, мы сможем сделать для нас понятной довольно сложную тему.  Знание этой темы понадобится вам для сдачи экзаменов по русскому языку в 9 и 11 классах. Мы продолжаем изучение предлога. А какая именно тема  сегодня – мы узнаем позже,  прежде вспомним, что изучили  на прошлом уроке.

II. Актуализация знаний.

Вопросы:

  • Как называется раздел  науки о языке, которая изучает  части речи? (морфология)
  • На какие группы делятся части речи? (самостоятельные и служебные)
  • Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? (Не имеют морфологических признаков, не выполняют  синтаксической роли)
  • Предлог – это? (Служебная часть речи, выражающая зависимость одних слов от других в предложениях и словосочетаниях)
  • Какими бывают предлоги по своему строению? (простыми и составными)
  • Назовите разряды предлогов по значению? (пространственные, временные, причинные, целевые, образа действия, дополнительные)
  • На прошлом уроке мы говорили о значениях предлогов.  Давайте вспомним данную тему

1 задание

Определите разряды предлогов по  значению. Укажите главное слово, к зависимому задайте вопрос.

Вышел на дорогу (пространст),

пришел в школу (простран),

сделать ради тебя (цель),

проспать до обеда (временной),

заниматься с утра до вечера(времен),

приехал через неделю (временной).

налить через край (образ действ),

говорить по душам (образ действия),

потух из-за ветра причина),

бледнеть от страха (причин),

говорил про друга (дополнительное значение),

Найдите многозначный предлог, докажите, что он многозначный (через – значение образа действия и времени)

Вывод: По значению предлоги делятся на разряды: (пространственные, временные, причинные, целевые, образа действия, дополнительные)

Для того, чтобы определить тему нашего урока, мы выполним синтаксический разбор двух предложений.

2 задание

Выполнить синтаксический разбор предложений, обозначьте предлоги.

Земля благодаря обилию снега пропиталась влагой.

Он ушёл,  благодаря меня.

Что заинтересовало вас  в данных предложениях? (омонимичные слова)

Как образовался предлог  благодаря (путем перехода самостоятельной  части речи в служебную), от какой части речи образован (деепричастия). Какие категории утратил предлог (морфологические признаки и синтаксическую роль)

Кто-то догадался,  как называются такие предлоги? Вспомните правило, что мы еще с вами не рассматривали, изучая предлог?

Какова же тема нашего урока?

Запишите тему

Производные и непроизводные предлоги.

Что мы сегодня должны узнать, с чем познакомиться? Чему научиться?

Познакомиться: производными  и  непроизводными предлогами.

Узнать: Как образуются производные предлоги? (образуются  путём перехода самостоятельной части речи в служебные).

Научиться: отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи.

3. Обратимся к учебнику.  Прочитайте про себя теоретический материал, с.139, п.54.  Внимательно рассмотрите таблицу на экране. Дополните новой информацией статью учебника.

Рассмотреть таблицу (Предлоги производные и непроизводные)

Вопросы:

Что узнали нового? Что обозначает слово производный?  (Производный,  значит образованный от чего-либо).

От чего могут быть произведены производные предлоги?  На какие группы делятся производные предлоги (наречные, отыменные, отглагольные).

Наречные произведены от наречий, отыменные – от именных частей речи, отглагольные – от основ глагола, деепричастий)

Задание  4 устно 1в – производные,  2в непроизводные

Запишите производные предлоги, непроизводные.

Вопреки, согласно, благодаря, в течение, от, под, над, об, навстречу, ввиду, вблизи, вокруг, пред, через, с, при  (выполнить взаимопроверку)

Задание 5  Работаем в парах (письменно)

Сейчас поработаем в парах. Определите,  от каких частей речи образуются данные предлоги? Выпишите по рядам

  1. предлоги, образованные от наречия
  2. отыменные предлоги
  3. Отглагольные

1.Внутри дома,  (нар) внутрь  (в доме)

впереди отряда, (нар) впереди (перед)

2. вследствие непогоды,  (отыменные) в следствие (из-за)

в течение дня, (отыменные) в течение (в продолжение)

наподобие цветка, (отымен) подобие (вроде)

в целях улучшения работы. (отыменные) цель  (для)

3. благодаря поддержке друзей, (отглаг) благодаря (из-за поддержки друзей)

спустя год, (отглаг) спустя (через год)

несмотря на проливной дождь, (отграгольные) несмотря (невзирая на, вопреки проливному дождю)

Вывод:

Какие предлоги отыменные, глагольные, наречные?

Можно ли заменить производные предлоги другими предлогами. Попробуйте это сделать.

Задание 6  (устно)

Найдите предложения с предлогами, определите падеж имен существительных. С какими частями речи могут употребляться предлоги (Существительное, местоимение, числительное)

  • Искать около дома.                                   Бродить вокруг да около.
  • Изучить в течение дня.                             Попасть в течение реки.
  • Забыть вследствие болезни.                     Внести изменения в следствие.

- По каким признакам мы определяем предлоги? (входят в состав вопроса  синтаксической роли не выполняют) 

Вывод:  значит,  слова из 1 столбика являются предлогами. А теперь определим, чем являются слова из 2 столбика (наречие, существительное с предлогом)

- Какие предлоги являются   непроизводным? (информацию найти в учебнике)

(необразованные из самостоятельных частей) Такие предлоги образовались исторически.

Задание 7:
Цифровой диктант

1 – произ

2 часть речи

  1. В течение дня  он не раз заговаривал со мной.
  2. В течении военных событий произошли резкие изменения.
  3. О судьбе героев автор обещал рассказать в продолжении романа.
  4. Ванюша в продолжение часа таскал за ней по базару корзину.
  5. Сговорившись  на счет завтрашнего дня, они простились.
  6. Все  доходы переведите  на счет нашей бригады.
  7. Благодаря мастерству спортсменов наша команда победила.
  8. Благодаря родителей, не забудьте сказать добрые слова.

-Давайте проверим, что у вас получилось. 

Код - 12211212

Задание 8

Исправьте ошибки в образовании формы слова. Запишите правильный вариант в тетрадь.

  • Отряхни ноги от снега.
  • Оплачивать за квартиру.
  • Лежать на береге.
  • Я приехал с Крыма.
  • Я скучаю по вам.
  • По окончанию школы

Рефлексия

Давайте вернёмся к началу урока

  • Что нового узнали о предлоге (какими предлогами познакомились?)?
  • Чему научились?
  • Как отличить производный предлог от омонимичной ему части речи?
  • Как вы считаете, какой материал, изученный сегодня, нужно закрепить на следующем уроке?

Я надеюсь, что мы с вами сегодня обменялись своими идеями, узнали много нового и полезного. Нам еще необходимо познакомиться с правилами правописания предлогов, которые нужно будет запомнить, Но это уже тема следующего урока.

Оценки.

VI. Домашнее задание. На выбор.

  1. Выписать из художественной литературы 5 предложений с производными предлогами и 5 предложений с непроизводными предлогами.
  2. Упр.340


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока русского языка по теме в 7 классе "Предлог"

Разработка урока по теме "Предлог" в рамках программы "Школа-2100" построен на материале о космосе и приурочен к 50-летию полета первого космонавта Ю.А.Гагарина....

Урок русского языка в 7 классе по теме:"Предлог как часть речи"

Урок по теме "Предлог как часть речи" разработан для обучающихся в 7 классе....

Обобщающий урок русского языка в 7 классе по теме "Предлог"

Урок обобщения  и систематизации изученного по теме "Предлог"...

Урок русского языка в 7 классе по теме: « Предлог» ( повторительно – обобщающий урок)

На сегодняшнем уроке мы отправимся в путешествие –  цель его -исследовать остров ,имя которому Предлог  , проверить ваше умение ориентироваться на местности нашего лингвистического  ост...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме: "Предлог"

Данна я презентация знакомит учащихся с особенностями предлога, как служебной части речи. Осещен материал о разрядах предлогов, о производных и непроизводных предлогах.  Презентация также содержи...

Карточки по русскому языку 7 класс "производные предлоги"

Карточки по русскому языку7 класс"Производные предлоги"...

Открытый урок по русскому языку 7 класс Производные и непроизводные предлоги

Урок построен с основными требованиями, предъявляемыми ФГОС.К конспекту прилагается презентация....