Урок русского языка в 5 классе "Время глагола"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Зада Задачи урока: познакомить учащихся с системой глагольных времён, с её особенностями и образованием, создавая условия для усвоения новых знаний, используя элементы исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема: Время глагола. Тип: комбинированный урок. | 90.42 КБ |
urok_19.04.18.pptx | 1.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Дата: 19.04.18г.
Учитель Медведева Л.Г.
Тема: Время глагола.
Тип: комбинированный урок.
Задачи урока: познакомить учащихся с системой глагольных времён, с её особенностями и образованием, создавая условия для усвоения новых знаний, используя элементы исследования.
Цели урока:
1. Познавательные:
- учить определять временные формы глагола; сформировать у учеников представление о роли временных форм глагола в художественных произведениях;
- актуализировать опорные знания и умения по данной теме.
2. Развивающие:
- развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету через чтение произведений русских писателей, любовь к родному краю, родной природе.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: вспомнить сведения о трех временах глагола; уметь определять времена глаголов.
Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации.
Личностные: внимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
Оборудование: Карточки для индивидуальной работы , проектор, компьютер, учебник, тетрадь, сигнальные карточки.
Ход урока
I. Организационный момент.
1.Приветствие.
2.Организация рабочего места.
3. Запись даты в тетрадь.
- « Русский язык… красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок, вместителен».А. И. Куприн.
- Каков для вас русский язык? (Сказочен, сложен, ярок, выразителен, богат…)
-Какие формы прилагательного вы использовали для характеристики русского языка?
-Каким тропом являются эти прилагательные?
-По меткому выражению критика XIX века Боткина, эпитеты обладают способностью “озарять предметы”. Как вы понимаете это выражение?
-Сегодня мы ещё раз убедимся в богатстве русского языка, продолжая изучать глагол. Но перед этим вам надо выполнить задание.
Повторение пройденного:
- Индивидуальная работа по карточкам (для сильных):
1)* Определите части речи. Напишите вид глагола:
Солнечный луч заводит тихую музыку весны, а птицы звонко подпевают .
Прил., сущ., гл., прил., сущ., сущ., с., сущ., нар., гл.
1.2 Взаимопроверка (ответы на слайде). Выставление баллов.
1.3 Телеграмма…
2. Фронтальный опрос класса (для слабых):
2.1.Графический диктант:
1) Я буду читать предложения-высказывания. Если вы согласны с высказыванием, то под номером вопроса ставим знак «+», если не согласны – знак «-».
1. Глагол – это служебная часть речи?
2. Глагол отвечает на вопросы какой? чей?
3. Глагол обозначает признак действия?
4. Глагол имеет 1 и 2 спряжение?
5. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида?
6. В предложении часто бывает подлежащим?
Ответы:
- –
- –
- –
- +
- +
- –
2.2Выборочное списывание.
1) Из текста выписать глаголы
1 вариант : сов.вид
2 вариант: несов. вид
Наступила весна. Повсюду разлилась речка. Вода затопила долину и лес.
Лесное половодье гонит зверей. Серые мыши наблюдают за разливом воды на ветках деревьев, а трусливые зайцы спасаются бегством.
1 вариант 2 вариант
Наступила, спасаются,
разлилась, наблюдают,
затопила, гонит.
Самопроверка. Выставление баллов.
Телеграмма (себе): - МОЛОДЕЦ!
- НАДО ПОВТОРИТЬ!
- НАДО ПОДУЧИТЬ!
II. Сообщение темы урока.
- Перед тем, как записать тему урока в тетрадь, послушайте лингвистическую сказку, которая написала ваша одноклассница. И попробуйте определить, о каком морфологическом признаке глагола сегодня пойдёт речь?
III. Постановка целей.
- Продолжите предложение:
-) Повторить …
-) Узнать…
-) Учиться…
-) Развивать…
IV. Работа над новым материалом.
1. Мы с вами обратимся к двум путям, при помощи которых можно достичь истины: путь практиков\исследователей и путь теоретиков
Лексическая работа с понятиями «Исследователь, исследовать» и «теоретик»
1.-А кто такие исследователи и кто такие практики?
Исследователь– человек, который подвергает что-либо научному изучению
Идут от практики к теории
Теоретик – человек, занимающийся вопросами теории
Идут от теории к практике
2. -Подберите синонимы к слову исследовать – познавать, изучать.
3. Морфемный разбор слова: И(С,З)-СЛЕД-ОВА-ТЬ
-С какой орфограммой вы встретились?
4. - В какой форме стоит глагол?
-Как называются такие глаголы (инфинитивы)
Исследовательская работа.
ТЕОРЕТИКИ читают параграф 114, стр.115, заполняют схему
Время глагола
Прошедшее ……………… Будущее
действие происходит
до момента речи ………………… ………………
Выставление баллов.
ИССЛЕДОВАТЕЛИ работают с текстом, заполняют таблицу.
-Заполните таблицу примерами из текстов.
Время глагола
Прошло Происходит сейчас Будет происходить
Прошедшее (п.в.) Настоящее (н.в.) Будущее(б.в.)
Повеяло Тает, Засвищут
что сделало? что делает? что сделают?
бегут оденется
что делают? что сделает?
буду любить, уважать
буду что делать?
1.Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденет(?)ся листвою. (А.Плещеев)
2. Буду, буду я посуду и любить и уважать! (К.И.Чуковский)
1.-Найдите глагол, обозначающий действие, которое уже прошло.
- Запишите вопрос, на который отвечает глагол?
-Запишите название времени глагола.
2.-Найдите глаголы, обозначающие действия, которые происходят в то время, когда мы об этом говорим, т.е. сейчас, сегодня.
-Запишите вопросы, на которые отвечают глаголы.
-Запишите название времени глагола.
3.-Найдите глаголы, обозначающие действия, которые произойдут позже, потом, после нашего разговора.
-Запишите вопросы, на которые отвечают глаголы .
- Запишите название времени глагола.
Выставление баллов.
Лингвистическая сказка «Времена глагола». Петрова Л.
Делаем вывод: так что же вы узнали, исследуя текст и прослушав сказку? ( Глаголы бывают в пр.в., н.в., буд.в., отвечают на вопросы …)
-Проанализируйте свою работу и выберите одну из фраз:
) понял всё, готов к проверочной работе;
)не разобрался ( продолжите фразу) в …………………., разберусь сам\ нужна консультация одноклассника\учителя;
) ничего не понял, нужна индивидуальная консультация с учителем
V.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.(все встали)
Учитель называет глаголы, уч-ся выполняют следующие действия:
Прош.вр. Наст.вр. Будущ.вр.
подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. повернуться вправо\влево присесть
4 Изучил 1 скачу 3 побегу
5 получил 2 верчу 6 присяду
-С помощью своих носиков похвалите себя, напишите слово «молодцы».
VI. Актуализация полученных знаний.
1. Игра «Один лишний»
- Попал, пришел, сел, играет(н.в)-прош.вр.
- Мечтал(пр.вр.),отдыхает,рисует, учит-наст.вр.
- Нарисует, поест,будеткупаться,шагал(пр.вр.) – будущее вр.
- Стирает, выйду(буд.вр.), поливает, учит-наст.вр.
Дифференцированное задание. Самостоятельная работа.
- Ребята, предлагаю вам выполнить задание под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Апрель. Подснежник»
- ТЕОРЕТИКИ. Выборочное списывание.
Работа с текстом В. Бианки «Лесной оркестр». Прочитайте выразительно текст. Определите тему. Выпишите глаголы. Укажите время.
В мае все лесные жители поют и играют, кто на чём и как умеют. Тут услышишь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжание, и урчание, и кваканье.
Чистыми голосами поют соловьи, зяблики, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Свистят флейтой иволги. Лает лисица. Кашляет косуля. Воет волк. Ухает филин. Скоро зажужжат шмели и пчёлы. Урчат и квакают лягушки.
(Поют, играют, умеют, скрипят, свистят, лает, кашляет, воет, ухает, урчат, квакают – наст. вр.)
Услышишь, зажужжат – будущ. вр.).
Выставление баллов учителем.
2.ИССЛЕДОВАТЕЛИ. Самостоятельная работа.
Работа с деформированным текстом (на рабочем листе).
Задание: вставьте глаголы , поставив их в нужное время. Укажите время глагола. Прочитайте выразительно текст.
…за окошком звонкая капель, … воздух , … и … снег. … зимние дни. В лесу все … весной. Вот-вот … первые цветки-сережки деревья, … грачи, … по реке первые льдинки. … шальные весенние ручьи, … лес звонким журчанием. А пока еще лесной народ … на снегу свои автографы. (К.Г. Паустовский)
Слова для справок: Застучать, потеплеть, потемнеть, осесть, Умчаться, дышать, выбросить, прилететь, поплыть, Заблестеть, наполнить, оставлять.
2.*Творческая работа.
Составить 3 предложения про природу с глаголами разного времени.
Выставление баллов учителем.
VII. Подведение итогов. Выставление баллов.
VIII.Рефлексия
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Теперь я могу…
- Я научился…
- У меня получилось…
- Я смог…
- Я попробую…
- Мне захотелось…
IX. Домашнее задание:
- 1-ый и 3-ий ряд – составить текст из 5 предложений на тему «Весна», использовав глаголы разного времени.
- 2-ой ряд. Параграф 114, № 654
X. Анкета.
XI. Телеграмма.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ (Ф.И.)____________________________________________________________
1.Определите части речи. Надпишите вид глагола:
Солнечный луч заводит тихую музыку весны, а птицы звонко подпевают .
_________________________________________________________________________
Телеграмма:__________________________________________________
Балл:
2.Исследовательская работа.
ИССЛЕДОВАТЕЛИ, заполните таблицу примерами из текстов, запишите вопросы.
Время глагола
Прошло Происходит сейчас Будет происходить
Время:_______________ _____________________ __________________ Гл.: __________________ _____________________ __________________
Вопрос:_______________ _____________________ __________________
Гл.: __________________ _____________________ __________________
Вопрос________________ _____________________ __________________
Гл.:_________________ _____________________ __________________
Вопрос:_______________ _____________________ ___________________
1.Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденет(?)ся листвою. (А.Плещеев)
2. Буду, буду я посуду и любить и уважать! (К.И.Чуковский)
1.-Найдите глагол, обозначающий действие, которое уже прошло.
- Запишите вопрос, на который отвечает глагол?
-Запишите название времени глагола.
2.-Найдите глаголы, обозначающие действия, которые происходят в то время, когда мы об этом говорим, т.е. сейчас, сегодня.
-Запишите вопросы, на которые отвечают глаголы.
-Запишите название времени глагола.
3.-Найдите глаголы, обозначающие действия, которые произойдут позже, потом, после нашего разговора.
-Запишите вопросы, на которые отвечают глаголы .
- Запишите название времени глагола.
Балл:
-Проанализируйте свою работу и выберите одну из фраз:
) понял всё, готов к проверочной работе;
)не разобрался ( продолжите фразу) в ………………………………………………..., разберусь сам\ нужна консультация одноклассника\учителя;
) ничего не понял, нужна индивидуальная консультация с учителем
3. Самостоятельная работа.
Работа с деформированным текстом.
1.Задание: вставьте глаголы, поставив их в нужное время. Укажите время глагола. Прочитайте выразительно текст.
______________за окошком звонкая капель, ____________ воздух , ______________ и _____________ снег. ______________ зимние дни. В лесу все _______________весной. Вот-вот ______________ первые цветки-сережки деревья, ______________ грачи, ________________ по реке первые льдинки. _________________ шальные весенние ручьи, ______________ лес звонким журчанием. А пока еще лесной народ _________________ на снегу свои автографы. (К.Г. Паустовский)
Слова для справок: Застучать, потеплеть, потемнеть, осесть, Умчаться, дышать, выбросить, прилететь, поплыть, Заблестеть, наполнить, оставлять.
2. *Творческая работа.
Составить 3 предложения о природе с глаголами разного времени.
Балл учителя:
Анкета:
1.______________________________________5._______________________________
2.______________________________________6._______________________________
3.______________________________________7._______________________________
4.______________________________________ ________________________________
Телеграмма:______________________________________________________________
________________________________________________________________________
Общий балл:
Отметка:
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ (Ф.И.)____________________________________________________________
1. Графический диктант:
Ответы:
- Балл:
2.Выборочное списывание.
Прочитайте текст, выпишите глаголы
1 вариант : сов.вид
2 вариант: несов. вид
Наступила весна. Повсюду разлилась речка. Вода затопила долину и лес.
Лесное половодье гонит зверей. Серые мыши наблюдают за разливом воды на ветках деревьев, а трусливые зайцы спасаются бегством.
Вариант___
Глаголы:________________________________________________________
Балл:
Телеграмма:______________________________________________________
3. Исследовательская работа.
-ТЕОРЕТИКИ, прочитайте параграф 114, стр.115, заполните схему
Время глагола
Прошедшее _________________ Будущее
действие происходит
до момента речи ___________________ __________________
Балл:
-Проанализируйте свою работу и выберите одну из фраз:
) понял всё, готов к проверочной работе;
)не разобрался ( продолжите фразу) в ……………………………………………….., разберусь сам\ нужна консультация одноклассника\учителя;
) ничего не понял, нужна индивидуальная консультация с учителем
- Самостоятельная работа.
Выборочное списывание.
Прочитайте выразительно текст. Определите тему. Выпишите глаголы. Укажите время.
Лесной оркестр.
В мае все лесные жители поют и играют, кто на чём и как умеют. Тут услышишь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжание, и урчание, и кваканье.
Чистыми голосами поют соловьи, зяблики, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Свистят флейтой иволги. Лает лисица. Кашляет косуля. Воет волк. Ухает филин. Скоро зажужжат шмели и пчёлы. Урчат и квакают лягушки.
(В.Бианки)
Балл учителя:
Анкета:
1.______________________________________5._______________________________
2.______________________________________6._______________________________
3.______________________________________7._______________________________
4.______________________________________ ________________________________
Телеграмма:______________________________________________________________
________________________________________________________________________
Общий балл:
Отметка:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учебник на столе у вас? А ручки и тетрадки? Тогда урок начнём сейчас, Раз всё у вас в порядке. Будьте внимательны, Послушны, наблюдательны. Чтобы тайны нам познать, Нужно всё серьёзно изучать.
Девятнадцатое апреля. Классная работа. Русский язык… красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок, вместителен.
Графический диктант 1. Глагол – это служебная часть речи? 2. Глагол отвечает на вопросы какой? чей? 3. Глагол обозначает признак действия? 4. Глагол имеет I и II спряжение? 5. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида? 6. Глагол в предложении часто бывает подлежащим?
Ответы: – – – + + –
Определите части речи. н.в. Солнечный луч заводит тихую музыку Прил., сущ., гл., прил., сущ., н.в. весны, а птицы звонко подпевают . сущ., с., сущ., нар., гл.
Выборочное списывание Прочитайте выразительно текст. Выпишите глаголы 1 вариант : сов.вид 2 вариант: несов. вид Наступила весна. Повсюду разлилась речка. Вода затопила долину и лес. Лесное половодье гонит зверей. Серые мыши наблюдают за разливом воды на ветках деревьев, а трусливые зайцы спасаются бегством.
Выборочное списывание Выписать глаголы 1 вариант : сов.вид 2 вариант: несов. вид 1 вариант 2 вариант Наступила , спасаются , разлилась , наблюдают , затопила , гонит .
Телеграмма: - МОЛОДЕЦ! - НАДО ПОВТОРИТЬ!! - НАДО ПОДУЧИТЬ!!!
Время глагола. ЦЕЛИ: Повторить … Узнать… Учиться… Развивать…
И( с,з )следователь– человек, который подвергает что-либо научному изучению. Идёт от практики к теории Теоретик – человек, занимающийся вопросами теории. Идёт от теории к практике
И( с,з )следовать Объясните правописание орфограммы. Подберите синонимы к этому глаголу. Сделайте морфемный разбор.
Понял всё, готов к проверочной работе; не разобрался ( продолжите фразу) в …………………., разберусь сам\ нужна консультация одноклассника\учителя ; ничего не понял, нужна индивидуальная консультация с учителем
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Прош.вр . Наст.вр . Будущ.вр . подпрыгнуть повернуться вправо присесть и хлопнуть \влево в ладоши
«Один лишний» Попал, пришел, сел, играет. Мечтал, отдыхает, рисует, учит. Нарисует, поест,будет купаться, шагал
Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось… Я смог… Я попробую… Мне захотелось… Рефлексия
Домашнее задание 1-ый и 3-ий ряд – составить текст из 5 предложений на тему «Весна», использовав глаголы разного времени. 2-ой ряд. Параграф 114 , №654
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал Стало лучше/ стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным/ неинтересным 6. Метод « Анкета ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Тема: "Наклонения глагола"
Урок русского языка. 6 класс. Тема "Наклонение глагола". Урок с элементами технологии критического мышления и информационно-коммуникативной технологии....
Обобщающий урок русского языка по теме «Глагол». Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Повторить и обобщить теоретические сведения о грамматических признаках глаголов, об их синтаксической роли и ...
Урок русского языка Понятие о глаголе (6 класс УМК В. В. Бабайцевой)
Это первый урок по теме "Глагол" в 6 классе, построенный с учётом дифференцированного подхода. Идея домино, позаимствованная у коллеги по школе, родилась из орфографического лото....
Урок русского языка "Неопределённая форма глагола"
Целью данного урока является уточнение и расширение знаний детей о неопределённой форме глагола. В ходе урока выполняются различные разноуровневые и занимательные задания, которые влияют на разв...
Конспект урока русского языка по теме «Глагол как часть речи»
Цели урока развивать речь , логическое мышление, коммуникативные возможности обучающихся; обобщить и углубить знания по теме "Глагол»; воспитыв...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Урок русского языка по теме «Глагол. Правописание глаголов. Повторение»
Цель урока- систематизировать полученные в 5-9 классах знания о глаголе как части речи, закрепить орфографические навыки правописания глаголов, подгогтовиться к ОГЭ и ЕГЭ...