Урок русского языка Понятие о глаголе (6 класс УМК В. В. Бабайцевой)
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Это первый урок по теме "Глагол" в 6 классе, построенный с учётом дифференцированного подхода. Идея домино, позаимствованная у коллеги по школе, родилась из орфографического лото.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1_izucheniya_novogo_materiala.doc | 53.5 КБ |
grammaticheskoe_domino.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку 6 класс.
Тема: Понятие о глаголе.
Цели:
Обучающие
- расширить представление о глаголе как самостоятельной части речи ;
- показать речевую функцию глагола и его роль в создании текста;
- повторить понятие текст, тема текста, основная мысль текста ;
- обогатить словарный запас учащихся.
Развивающие:
развитие познавательного интереса уч-ся;
развитие умения обобщать, классифицировать, делать выводы, доказывать;
развитие умения различать глаголы по значению;
развитие монологической речи учащихся.
Воспитывающие
воспитывать интерес к культуре народа, к родному языку, к изучению лингвистики;
воспитывать дружеские отношения в группе;
вызывать у детей желание помочь друг другу
Оборудование: учебник «Русский язык. Практика. 6 класс», набор «Грамматическое домино. Глагол», карточки с заданиями для 3 групп (раздаточный материал)
Тип урока: объяснение нового материала с опорой на имеющиеся знания.
Ход урока
- Оргмомент.
- Актуализация имеющихся у учащихся знаний
Учащимся предлагается прочитать текст (текст проецируется на экран через докумен-камеру)
Всю ночь Женьку ... комар: он ... несчастного мальчика в нос, в ухо, в левую щеку, противно ..., ... и ... . Женька и руками ..., и ногами ..., и ... на ужасного комара, и даже один раз в него ... — все бесполезно! Комар ехидно ... и снова ... на Женькино ухо! Тогда Женька ... терпение: он ... на кровати и ... было ... этому комару кулаком по спине, чтобы не ..., но комар легко ... своими прозрачными крылышками и ... на потолок.
Вопросы учителя:
- Понятен ли вам этот текст? Чего в нём не хватает? Вставьте пропущенные слова
Кусал, жужжал, зудел, мучил, кружил, летал, изводил, пикировал, усмехался, ухмылялся, злобствовал, махал, дрыгал, дул, плюнул, потерял, подпрыгнул, хотел врезать, лез, взмахнул,перместился
- Слова какой части речи вы вставили?
- Что вы знаете о глаголе как о части речи?
- Какие признаки глагола вам уже известны? Назовите их у тех глаголов, которые вставляли в текст.
- Можно ли нам обойтись без глаголов? Что произойдёт если мы не будем использовать глагол?
Итак, наш урок сегодня посвящается глаголу. На этом уроке мы вместе вспомним всё, что вы знаете о глаголе как части речи, но я не случайно начала урок именно с текста. Подумайте, а что ещё мы можем сделать на этом уроке?
Уч. : выяснить, какова роль глагола в тексте.
Верно. Тогда, не откладывая на потом, начнём собирать ваши знания о глаголе.
Я предлагаю сыграть в домино, но не простое, а грамматическое.
У вас на столах лежат конверты с карточками домино. Играть будем в парах. Суть игры: Вы берёте карточки и по очереди отвечаете на вопросы, но отвечая на вопрос, нужно приставить карточку с ответом к карточке с вопросом. Если вы отвечаете правильно, на следующий вопрос будет отвечать ваш партнёр. Если даёте неверный ответ, то берёте из конверта красный жетон и ищете ответ в учебнике «Теория» в параграфе 82. Итак, на игру вам отводится 7 минут.
Комментарий: во время этой игры лучше всего, чтобы учитель по возможности помог тем ребятам, кто испытывает трудности с ответами. В случае, если игра затянется, то как вариант можно предложить сыграть в домино по цепочке на каждом ряду. Обычно дети быстро вспоминают признаки глагола.
Проверяем что получилось. (на слайде таблица с правильными ответами на вопросы)
- Изучение нового материала
Итак, о глаголе можно говорить много, но лучше наших писателей о нём никто не скажет.
Открываю эпиграф на доске:
«Глагол - самая огнепышущая, самая живая часть речи.
В глаголе струится самая алая, самая артериальная кровь языка.
Да ведь и назначение глагола - выражать само действие».
А.Югов
Согласны ли вы с мнением писателя? Почему так важен глагол в нашей речи? Да, глагол выражает само действие, а какими могут быть эти действия, мы сейчас узнаем, выполняя задания по учебнику. Но упражнения я разделила на 3 группы:
- упр. 158 Это задание для тех, кто сомневается в своих знаниях о глаголе. Если трудно ответить на вопросы учебника, то обратитесь к Теории §82.
- упр. 157. прежде чем его выполнять, вы прочитайте в Теории §82 информацию о тематических группах глаголов и составьте краткую запись в тетради.
- упр. 160. Здесь не только нужно найти глаголы - текстовые синонимы, но и подобрать к ним другие аналогичные по значению + задание на мини-анализ текста (заголовок, тип речи, осн. мысль)
Комментарий: Выполняя эти упражнения ребята должны сделать вывод о том, что глаголы могут обозначать разные по значению действия. После выполнения этих упражнений можно попросить тех, кто выполнял упр. 157, записать группы глаголов по значению на доске.
- Физкультминутка.
Читаю стихотворение, а ребята повторяют за мной движения
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел. Повороты головы
Шевельнулся, потянулся, потягиваемся
Взвился вверх и полетел, встаём и машем руками вверху
Солнце утром лишь проснётся, круговые движения рук,
Бабочка кружит и вьётся. Взмахи руками
- Закрепление новой темы
Работаем с упр. 161 часть 1. Выясняем стилистическое различие глаголов одной тематической группы.
Можно ли сказать об одном и том же действии по-разному?
Тогда работа в парах (средний уровень) с упр. 162. Нужно навести порядок в записи.
Упр. 163 выполняют ребята 1-го уровня (слабая подготовка) с последующей самопроверкой по карточкам контроля
Упр. 164 (работа для ребят 3-го уровня) Стилистическое различие синонимов. Определить, в каких ситуациях будут использоваться эти глаголы.
Делаем вывод о стилистической роли глагола в тексте: Глаголы могут употребляться в разных ситуациях, поэтому важно правильно употреблять их, соблюдая стилистическую окраску.
- Проверка усвоенных знаний.
Раздаточный материал 3 уровней. Нужно поработать с текстами так, чтобы они стали правильными с точки зрения использования глагола.
1 уровень Исправьте ошибки в употреблении глаголов: 1). Мы посетили городской музей и вынесли из него самое ценное, самое интересное. 2). На каждого члена кружка “Юный техник” падает по пять – шесть моделей. 3) Многие животные в пустыне бросаются в спячку. | 3 уровень Выполните творческое задание упр. 165. Запишите текст и посмотрите, глаголы каких тематических групп использованы вами в этом тексте. |
2 уровень Выберите из предложенных глаголов подходящий по смыслу и запишите исправленный вариант
|
- Подведение итогов урока.
Раздаточный материал: закончите предложения
- Сегодня на уроке мы изучали глагол, о котором я знаю____________________
- Глаголы могут относиться к разным тематическим группам _________________
- В тексте глагол играет важную роль: с его помощью обозначаются не только_______________, но и называются _________________________
- Домашнее задание:
§82, рассказать самое основное о глаголе.
Упр. 161 (задание 4) творческое задание на выбор: Сочинить лингвистическую сказку «Как глагол свой дом строил»
Предварительный просмотр:
Грамматическое домино (глагол)
Цель игры: обобщение и систематизация знаний о глаголе.
Оборудование: карточки, на которых даны вопросы и ответы на другой вопрос
Содержание игры:
Карточки перемешиваются и раздаются учащимся. К заданному вопросу требуется найти правильный ответ. Играть начинает тот, кому досталась карточка №1., а дальше работа продолжается в режиме «вопрос-ответ»
Каждый ответ подтверждается примерами.
Данную игру можно использовать для коллективного и группового выполнения.
Карточки к игре «грамматическое домино»
Карточка№1 Чем глагол отличается от имени существительного? | Неопределенная форма-это начальная форма глагола. Она не указывает время, число и лицо. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? |
Что такое неопределенная форма? | Глагол-это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делает? что делают? |
Как изменяются глаголы? | Глаголы употребляются в форме прошедшего, настоящего и будущего времени. |
В форме какого времени употребляются глаголы? | Глаголы изменяются по числам |
Как определить время глагола? | Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам. |
Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? | Глаголы в настоящем времени отвечают на вопрос что делает? , в будущем времени- на вопрос что будет делать? Что сделает?, в прошедшем –на вопросы что сделал? что делал? |
Как определить лицо глагола? | Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам. |
Как изменяются глаголы в прошедшем времени? | Перед суффиксом –Л в глаголах прошедшего времени времени пишется та же гласная буква, что и перед –ть в неопределенной форме. |
Как узнать, какая гласная пишется перед суффиксом л в глаголах прошедшего времени? | Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжение. |
Что называется спряжением глагола? | Глаголы могут быть первого и второго спряжения. |
Какого спряжения могут быть глаголы? | У глаголов первого спряжения окончания-ешь, -ет, -ем, -ете,-ут(-ют) с гласной Е; у глаголов второго спряжения окончания –-ишь,-ит,-им,-ите,- ат(-ят), с гласной И. |
Чем различаются глаголы первого и второго спряжения? | Спряжение глаголов определяется по неопределенной форме. Ко второму спряжению относятся все глаголы на –ить, а также 11 глаголов исключений: гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и обидеть, и вертеть, и зависеть, и терпеть. Остальные ( не на –ить) относятся к первому спряжению. |
Как определить спряжение глагола? | Чтобы правильно написать безударное окончание глагола. Необходимо определить его спряжение. |
Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола? | В предложении глагол является сказуемым. |
Каким членом предложения является глагол? | Лицо глагола определяется по местоимению, которое можно подставить к глаголу, и окончанию глагола. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок русского языка по теме «Глагол». Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Повторить и обобщить теоретические сведения о грамматических признаках глаголов, об их синтаксической роли и ...
Урок русского языка по теме "Глагол" 6 класс
Урок русского языка по теме "Глагол"...
Конспект и презентация на урок русского языка по теме "Глагол" 6 класс
Материал разработан к учебнику Русский язык 6 класс под редакцией М.М. Разумовской...
Конспект урока русского языка по теме Глагол 6 класс
Конспект урока русского языка по теме Глагол 6 класс...
Презентация для интерактивной доски StarBoard к уроку русского языка "Лексические группы глаголов" 9 класс коррекционная школа 8 вид
Презентация "Лексические группы глаголов" для интерактивной доски StarBoard...
Дистанционный урок русского языка. "Понятие о междометии". 7 класс
Предложен материал для самообразования семиклассников в условиях дистанционного обучения по теме, дифференцированная дидактика....
Конспект урока русского языка/ Тема: «Виды глагола» 5 класс
Дать понятие о видах глагола; учить определять вид глагола; познакомить с различиями между глаголов совершенного и несовершенного вида; воспитывать вдумчивое отношение к языковым проблемам....