Урок русского языка "Неопределённая форма глагола"
презентация урока для интерактивной доски (8 класс) по теме
Целью данного урока является уточнение и расширение знаний детей о неопределённой форме глагола. В ходе урока выполняются различные разноуровневые и занимательные задания, которые влияют на развитие речевого мышления, воображения, способствуют развитию устойчивого интереса к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 20.68 КБ |
Интерактивная презентация | 1.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Неопределённая форма глагола.
Цель: Уточнить знания детей о неопределённой форме глагола.
Задачи: Конкретизировать знания детей о глаголах неопределённой формы.
Развивать речевое мышление, воображение.
Прививать устойчивый интерес к предмету.
Воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи.
- Организационный момент. Мотивация.
*Предлагаю урок начать с отгадывания шифрограммы
4 | 13 | 1 | 4 | 16 | 13 |
(глагол)
*Попробуйте вспомнить, что мы знаем о глаголе. Задание на интерактивной доске. Выбери нужное: часть (слова, речи), обозначает (признак предмета, действие предмета), отвечает на вопросы, изменяется (по временам, по падежам, по числам, по лицам).
*Откройте тетради запишите число, классная работа.
- Актуализация знаний.
*Прочитайте выражение американского писателя О. Холмза
Удел знания – говорить,
Удел мудрости – слушать.
*Найдите глаголы, подчеркните. Как нашли? (по вопросу)
* О чём говорит это выражение? Как понимаете?
* В словаре Ожегова: удел – судьба.
*Запишите в тетради, поставьте вопросы, глаголы подчеркните.
- Словарная работа
*исцелить (разбор по алгоритму: гласные, согласные, разделить для переноса, лексическое значение, словосочетание, предложение)
*На какой вопрос отвечает?
* Какая часть речи?
* Что можете добавить о глаголах, отвечающих на эти вопросы.
*Сформулируйте тему урока.
В маршрутных листах мы можем сделать вывод:
Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы что делать? что сделать?
- Постановка учебной цели.
*Сегодня на уроке мы вспомним признаки глаголов неопределённой формы и узнаем, чем они отличаются от других глаголов. ( работа на интерактивной доске)
Определите время, лицо, число глаголов.
Пишет
гулял
читали
нарисует
ходить
прочитать
Почему у этих глаголов (ходить, прочитать) нет времени, лица, числа. Исследовательская работа.
В маршрутных листах мы можем сделать вывод:
У глаголов неопределённой формы не определяется время, число, лицо.
- Обобщение и систематизация знаний.
*Подбери глаголы неопределённой формы противоположные по смыслу, подчеркни окончания. Работа на интерактивной доске и в тетрадях.
Мешать – помогать
Краснеть – бледнеть
Погубить – спасти
Зажигать – гасить
Прилечь - встать
В маршрутных листах мы можем сделать вывод:
Глаголы неопределённой формы оканчиваются на –ть, -ти, -чь.
- Физминутка.
*Устно поработаем с фразеологизмами (устойчивое сочетание слов) – работа на интерактивной доске:
Зарубить на носу.
Клевать носом.
Пропустить мимо ушей.
Вставлять палки в колёса.
Делать из мухи слона.
Обвести вокруг пальца.
Держать язык за зубами.
(обмануть, преувеличивать, не слушать, молчать, мешать, запомнить, дремать)
Какие глаголы подобрали к фразеологизмам? Докажите.
- Закрепление нового способа действия
*Работа по книге стр. 122 упр. 158 (Работа по группам)
1группа: составь и запиши словосочетания, повернув действие на себя.
Успокоить ребёнка –
Спрятать добычу –
Наклонить ветку –
Разозлить собаку –
Порадовать учителя –
Рассердить приятеля –
Обжечь кирпич –
Подстричь кустарник –
Отвлечь внимание –
Увлечь прогулкой –
Предостеречь от ошибки –
2группа: составь и запиши словосочетания, повернув действие на себя.
Успокоить ребёнка – нельзя успокоиться
Спрятать добычу - нельзя …
Наклонить ветку – нельзя …
Разозлить собаку – нельзя …
Порадовать учителя – нельзя …
Рассердить приятеля – нельзя …
Обжечь кирпич – нельзя …
Подстричь кустарник – нельзя …
Отвлечь внимание – нельзя …
Увлечь прогулкой – нельзя …
Предостеречь от ошибки – нельзя …
В маршрутных листах мы можем сделать вывод:
В глаголах неопределённой формы перед -ся всегда пишется ь (проверяй вопросом).
- Рефлексия
Экспресс – опрос (на обратной стороне маршрутных листов)
1 | - |
2 | + |
3 | + |
4 | - |
5 | + |
6 | + |
7 | + |
8 | - |
1Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы: что делал?, что делает? (-)
2У глаголов неопределённой формы не определяется время, число. (+)
3Глаголы неопределённой формы оканчиваются на –ть, -ти, -чь. (+)
4У глаголов неопределённой формы можно определить лицо. (-)
5В глаголах неопределённой формы перед -ся всегда пишется ь. (+)
6 Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы что делать? что сделать? (+)
7Глаголы обозначают действие предмета. (+)
8Глагол это часть слова. (-)
Подсчёт самостоятельно количества правильных ответов. (сверяем с интерактивной доской)
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок: " Причастие - особая форма глагола"
Открытый урок по теме: " Причастие - особая форма глагола" . На уроке особое внимание уделяется созданию оптимальных условий для восприятия темы, включению учащихся в исследование и создание комфортны...
Конспект урока русского языка "Роль глагола в речи"
Урок русского языка в 5 классе "Роль глагола в речи" (рассказ И.С. Тургенева "Муму")...
Разработка урока "Причастие - особая форма глагола"
Разработка урока рассчитана для 7 класса. Для учащихся-татар причастие является сложной темой . Его изучение связано со значительными трудностями, которые объясняются двойственной морфологической прир...
Презентация к уроку русского языка "Различение глаголов повелительного наклонения и глаголов изъявительного наклонения настоящего и будущего времени"
Презентация к уроку...
Конспект урока русского языка "Время глагола"
Урок - проект по теме: "Время глагола"...
Презентация к уроку русского языка "Время глагола""
Презентация к уроку русского языка "Время глагола"...
Урок русского языка "Спряжение глагола"
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛАЦель: Познакомить учеников с двумя типами спряжения глаголов;Задачи:Образовательные: Формировать умение различать глаголы I и II спряжения по ударным окончаниям; расширить з...