Урок развития речи в 10 классе
материал по русскому языку (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Русский язык |
Класс | 10 |
ФИО учителя | Калинкина Ирина Михайловна |
Тема | Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по направлению «Честь и бесчестие» по теме «Береги честь смолоду…» |
Цель | учить писать сочинение-рассуждение по литературе |
Задачи | Образовательные: формирование умения выражать собственное мнение по прочитанным произведениям, дать ключи для анализа художественного произведения; помочь находить в тексте главное к заданной теме; |
Развивающие: развивать способность формулировки своих мыслей, интерпретировать текст, строить связное высказывание на основе анализа прочитанного текста; | |
Воспитательные: воспитывать чувство справедливости, честности по отношению к себе и окружающим, помощи нуждающимся, интеллигентности. | |
Тип урока | урок развития речи |
Дидактическое обеспечение урока | компьютерная презентация, толковые словари |
Необходимое оборудование и материал | Компьютер, телевизор. |
Организационная структура урока | |||
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Методы обучения, формы организации деятельности учащихся |
Организационный момент Актуализация знаний Формулирование темы урока Решение учебной задачи Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание | Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей. Создание положительного настроя учащихся на урок. Прозвенел звонок. Урок начинается. Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь друг другу. Я желаю вам хорошего настроения! Сегодня мы продолжим готовиться к итоговому сочинению по литературе, которое является допуском к итоговой аттестации. Какие затруднения появляются у вас при написании сочинения-рассуждения? Сегодня мы попытаемся решить ваши проблемы. Тема нашего урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по направлению «Честь и бесчестие» по теме «Береги честь смолоду…» Давайте вспомним, по какому плану должно строиться ваше сочинение-рассуждение? Из каких частей оно должно состоять? Прежде чем мы приступим к конкретной теме сочинения, самостоятельно дадим определения таким понятиям как честь и бесчестие. А теперь поработаем со словарями В.И.Даля и С.И. Ожегова и сравним наши определения с определениями в словаре. Тема нашего сочинения-рассуждения «Береги честь смолоду…» Какую проблему можно сформулировать по данной теме? Как бы вы сами ответили на этот вопрос? Вспомним, в каких произведениях художественной литературы есть примеры проявления чести и бесчестия? Таким образом, А.С.Пушкин осветил слово «честь» почти со всех сторон: по отношению к семье, к любимой девушке, к присяге, данной императрице. И в конце сочинения не забудем подвести итог по поставленному проблемному вопросу. Мы привели несколько произведений художественной литературы и разобрали в них примеры проявления чести и бесчестия. Я думаю, теперь вам не составит труда написать сочинение-рассуждение на предложенную тему. Для своего сочинения вы выбираете два любых примера, которые, на ваш взгляд, наиболее ярко доказывают проблему нашего сочинения. Написать черновик сочинения-рассуждения на тему «Береги честь смолоду», приведя примеры из двух художественных произведений. Объём сочинения не менее 350 слов. | Проверяют готовность к уроку, положительно настраиваются на урок. В формулировке проблемы В рассуждении по этой проблеме Порядок рассуждения 1). Вступление. Тезис. 2). Основная часть. Последовательное доказательство главной мысли сочинения с использованием литературного материала (с промежуточными выводами) 3). Заключение. Вывод. Самостоятельно формулируют определения понятий честь и бесчестие. ЧЕСТЬ - 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Долг чести. Дело чести (касается чьей-н. чести). Задеть чью-н. ч. Суд чести (офицерский). 2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Ч. семьи. Береги ч. смолоду (посл.). Ч. фабричной марки. Ч. мундира (о чьём-н. официальном авторитете, репутации; ирон.). 3. Целомудрие, непорочность. Девичья ч. 4. Почёт, уважение. Ч. по труду. Воздать ч. кому-н. Ч. и слава героям! (Толковый словарь Ожегова) ЧЕСТЬ - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. (В. Даль толковый словарь живого великорусского языка)( БЕСЧЕСТИЕ - поругание чести, оскорбление. Нанести б. кому-нибудь. (Толковый словарь С.И.Ожегова) БЕСЧЕ́СТИЕ - всякое действие, противное чести, наносить бесче́стье, стыд, срам, позор, поношение, поругание. (В. Даль толковый словарь живого великорусского языка) «Почему надо беречь честь смолоду?» Честность воспитывается в человеке с детства и сохранить её надо до конца жизни. Человек без чести – лживый человек. А с ложью жизнь не проживёшь. А.С.Пушкин повесть «Капитанская дочка». Приводят примеры, формулируют промежуточный вывод. М.Ю.Лермонтов поэма «Песня про … купца Калашникова». Приводят примеры, формулируют промежуточный вывод: Калашников защищает честь семьи: жены, свою честь и братьев. Н.В.Гоголь повесть «Тарас Бульба». Приводят примеры о чести и бесчестии и делают промежуточные выводы: для Тараса слово «честь» равняется слову «товарищество»: это и верность Запорожской Сечи, и казакам, которые защищают свой народ, христианскую веру, и семью, и Родину. Василь Быков повесть «Сотников». Приводят примеры, формулируют промежуточные выводы: партизан Сотников (бывший учитель) проявил честность по отношению к беззащитным жителям деревни, которые прятали его и Рыбака от фашистов, заступался за них (чтобы жителей не казнили), сохранил честь и достоинство человека и солдата. Каждый человек должен стремиться прожить жизнь достойно, чтобы его любили и уважали и дети его, и окружающие люди брали с него пример. На этом зиждется его самоуважение и уважение других людей. Честь, честность, человечность, порядочность, жалливость, интеллигентность должны воспитываться у человека с детства, и надо стараться такие хорошие качества сохранять всю жизнь. Записывают домашнее задание в дневники | Слово учителя фронтальная фронтальная фронтальная фронтальная групповая фронтальная индивидуальная фронтальная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку развития речи (7 класс). Описание картины С.А. Григорьева "Вратарь"
Презентация для проведения урока развития речи...
Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....
"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.
По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...
Календарно-тематическое планирование уроков развития речи 2 класс специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида класс специальной (коррекционной) школы 8 видао
Этот материал поможет учителю быстро подготовиться к уроку....
Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"
Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Типы речи урок развития речи 5 класс
Урок развития речи 5 класс...