Урок развития речи в 10 классе
материал по русскому языку (10 класс) на тему

Калинкина Ирина Михайловна

Урок - подготовка к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi_v_10_klasse.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока 

Предмет

Русский язык

Класс

10

ФИО учителя

Калинкина Ирина Михайловна

Тема

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по направлению «Честь и бесчестие» по теме «Береги честь смолоду…»

Цель

учить писать сочинение-рассуждение по литературе

Задачи

Образовательные: формирование умения выражать собственное мнение по прочитанным произведениям, дать ключи для анализа художественного произведения; помочь находить в тексте главное к заданной теме;

Развивающие: развивать способность формулировки своих мыслей, интерпретировать текст, строить связное высказывание на основе анализа прочитанного текста;

Воспитательные: воспитывать чувство справедливости, честности по отношению к себе и окружающим, помощи нуждающимся, интеллигентности.

Тип урока

урок развития речи

Дидактическое обеспечение урока

компьютерная презентация, толковые словари

Необходимое оборудование и материал

Компьютер, телевизор.


Организационная структура урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Методы обучения,

формы организации деятельности учащихся

Организационный момент

Актуализация знаний

Формулирование темы урока

Решение учебной задачи

Рефлексия.

Итог урока.

Домашнее задание

Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей. Создание положительного настроя учащихся на урок.

Прозвенел звонок. Урок начинается. Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь друг другу. Я желаю вам хорошего настроения!

Сегодня мы продолжим готовиться к итоговому сочинению по литературе, которое является допуском к итоговой аттестации.

Какие затруднения появляются у вас при написании сочинения-рассуждения?

Сегодня мы попытаемся решить ваши проблемы.

Тема нашего урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по направлению «Честь и бесчестие» по теме «Береги честь смолоду…»

Давайте вспомним, по какому плану должно строиться ваше сочинение-рассуждение? Из каких частей оно должно состоять?

Прежде чем мы приступим к конкретной теме сочинения, самостоятельно дадим определения таким понятиям как честь и бесчестие.

А теперь поработаем со словарями В.И.Даля и С.И. Ожегова и сравним наши определения с определениями в словаре.

Тема нашего сочинения-рассуждения «Береги честь смолоду…»

Какую проблему можно сформулировать по данной теме?

Как бы вы сами ответили на этот вопрос?

Вспомним, в каких произведениях художественной литературы есть примеры проявления чести и бесчестия?

Таким образом, А.С.Пушкин осветил слово «честь» почти со всех сторон: по отношению к семье, к любимой девушке, к присяге, данной императрице.

И в конце сочинения не забудем подвести итог по поставленному проблемному вопросу.

Мы привели несколько произведений художественной литературы и разобрали в них примеры проявления чести и бесчестия. Я думаю, теперь вам не составит труда написать сочинение-рассуждение на предложенную тему. Для своего сочинения вы выбираете два любых примера, которые, на ваш взгляд, наиболее ярко доказывают проблему нашего сочинения.

Написать черновик сочинения-рассуждения на тему «Береги честь смолоду», приведя примеры из двух художественных произведений. Объём сочинения не менее 350 слов.

Проверяют готовность к уроку, положительно настраиваются на урок.

В формулировке проблемы

В рассуждении по этой проблеме

Порядок рассуждения

1). Вступление. Тезис.

2). Основная часть. Последовательное доказательство главной мысли сочинения с использованием литературного материала (с промежуточными выводами)

3). Заключение. Вывод.

Самостоятельно формулируют определения понятий честь и бесчестие.

ЧЕСТЬ -

1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Долг чести. Дело чести (касается чьей-н. чести). Задеть чью-н. ч. Суд чести (офицерский).

2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Ч. семьи. Береги ч. смолоду (посл.). Ч. фабричной марки. Ч. мундира (о чьём-н. официальном авторитете, репутации; ирон.).

3. Целомудрие, непорочность. Девичья ч.

4. Почёт, уважение. Ч. по труду. Воздать ч. кому-н. Ч. и слава героям!

(Толковый словарь Ожегова)

ЧЕСТЬ - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.

(В. Даль толковый словарь живого великорусского языка)(

БЕСЧЕСТИЕ - поругание чести, оскорбление.

 Нанести б. кому-нибудь. (Толковый словарь С.И.Ожегова)

БЕСЧЕ́СТИЕ -  всякое действие, противное чести, наносить бесче́стье, стыд, срам, позор, поношение, поругание.

(В. Даль толковый словарь живого великорусского языка)

«Почему надо беречь честь смолоду?»

Честность воспитывается в человеке с детства и сохранить её надо до конца жизни.

Человек без чести – лживый человек. А с ложью жизнь не проживёшь.

А.С.Пушкин повесть «Капитанская дочка».

Приводят примеры, формулируют промежуточный вывод.

М.Ю.Лермонтов поэма «Песня про … купца Калашникова».

Приводят примеры, формулируют промежуточный вывод: Калашников защищает честь семьи: жены, свою честь и братьев.

Н.В.Гоголь повесть «Тарас Бульба».

Приводят примеры о чести и бесчестии и делают промежуточные выводы: для Тараса слово «честь» равняется слову «товарищество»: это и верность Запорожской Сечи, и казакам, которые защищают свой народ, христианскую веру, и семью, и Родину.

Василь Быков повесть «Сотников».

Приводят примеры, формулируют промежуточные выводы: партизан Сотников (бывший учитель) проявил честность по отношению к беззащитным жителям деревни, которые прятали его и Рыбака от фашистов, заступался за них (чтобы жителей не казнили), сохранил честь и достоинство человека и солдата.

Каждый человек должен стремиться прожить жизнь достойно, чтобы его любили и уважали и дети его, и окружающие люди брали с него пример. На этом зиждется его самоуважение и уважение других людей. Честь, честность, человечность, порядочность, жалливость, интеллигентность должны воспитываться у человека с детства, и надо стараться такие хорошие качества сохранять всю жизнь.

Записывают домашнее задание в дневники

Слово учителя

фронтальная

фронтальная

фронтальная

фронтальная

групповая

фронтальная

индивидуальная

фронтальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Типы речи урок развития речи 5 класс

Урок развития речи 5 класс...