Урок русского языка в 5 классе Словосочетание
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Нарышкина Дарима Ивановна

Урок русского языка в 5 классе Словосочетание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovosochetanie.doc41 КБ
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Словосочетание

Задачи: 1) Образовательные

        Углубить знания о словосочетании, полученные в начальной школе;

Формировать умение устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании; определять виды словосочетаний; отличать от других сочетаний.

2) Воспитательные

Воспитание чуткого отношения к  слову, к образному слову

3) Развивающие

Развивать мышление, умения сравнения, анализа, обобщения.

Тип урока: урок  изучения нового материала

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный

Формы обучения: общеклассная, групповая

Средства обучения: компьютерная презентация; учебник по русскому языку для 5 класса (М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др. Под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. Русский язык. 5 класс.Учебник для общеобразовательных учреждений. М, Дрофа, 2006. )

Ход урока:

I.Вводно-мотивационный этап.

1) Артикуляционная зарядка (проговаривание скороговорок)

2) Орфографическая пятиминутка.

        - Известному артисту кино и театра Евгению Евстигнееву показали письмо пятиклассника:

«Я мечтаю снематься в роле Штирлица или Дортаняна как Михаил Баярский».

- На это письмо, - сказал Е.Евстигнеев, - мне хочется ответить тоже письменно.  

        Он берёт ручку и пишет : «Никада!»

        - Почему так ответил Евстигнеев?

ВЫВОД: Едва ли пятиклассник, допускающий так много ошибок, может стать актёром: во-первых, он невнимателен и не знает, как правильно пишутся собственные имена его любимых артистов и героев популярных фильмов; во-вторых, он плохо учится, значит, у него нет силы воли. А ведь труд актёра требует высокой культуры и больших усилий. Поэтому Е.Евстигнеев и написал ответ нарочно с ошибкой.

3) Формулирование темы и цели урока.

        - На доске записаны слова:

Др…жать, чу…ствительное, пор…жаться, от хол…да, сер…це, вс...гда.

        - Ребята, соедините между собой те слова, в которых пропущена одинаковая орфограмма. Назовите эти пары слов.

        - Как в русском языке называются  такие пары слов? (словосочетания) Теперь, ребята, сформулируйте тему нашего урока. (Запись темы в тетрадях)

         - Как вы думаете, какую цель мы должны достигнуть, работая сегодня над словосочетаниями?

ВЫВОД: сегодня мы должны узнать, что такое словосочетание, какие бывают с/с, научиться составлять их и  отличать от других сочетаний.

II. Операционно-содержательный этап

  1. Изучение новой темы

А) Отличие словосочетания от слова.

        - Ребята, давайте сейчас вспомним сказку Василия Андреевича Жуковского про царя Берендея (Жил-был царь Берендей, до колен борода. И однажды в знойный день, объезжая своё царство, ему очень захотелось выпить студёной водицы. И увидел он вдруг колодец…»). Перед вами слова из этой сказки . Они написаны в 2 столбика:

Борода                  Длинная борода (борода какая?)

Увидел                  Увидел  вдруг (увидел как?)

Холодная                Очень холодная (лёгкий как? В какой степени?)

        - Что вы можете сказать о них? (слова и словосочетания)

        - Сравните их. В чём отличие между ними? (словосочетания  более точно называют предмет, характеризуют действие, признак ).

Б) Главное и зависимое слово в словосочетании.

- Попробуйте назвать  основное слово в словосочетании. Почему оно основное? Задайте от него вопрос к другому слову. Как вы можете назвать слова в словосочетании?

ВЫВОД: в словосочетании одно слово называется главным. От него задаётся вопрос. А второе слово – зависимое.

                                                     

                  Длинная борода (борода какая?)

                  Увидел  вдруг (увидел как?)

                Очень холодная (лёгкий как? В какой степени?)

В) Смысловая и грамматическая связь в словосочетании.

        - Давайте дальше продолжим сказку. ( Увидел царь Берендей колодец, подошёл к нему и видит:  золотой ковшик там плавает. Хотел поймать его, но не смог).

  • Ребята, я  выписала из сказки словосочетания. Я их правильно выписала?

Золотая ковшик,  плавает колодец, не даётся никак.

ВЫВОД: Это не словосочетания, потому что слова в словосочетании должны быть связаны по смыслу и грамматически, т.е с помощью окончания или окончания и предлога или только по смыслу.      

Г) Виды словосочетаний.

        - Ребята, посмотрите на записанные словосочетания и скажите, слова каких частей речи могут быть главными в словосочетании? (сущ, прилаг., глагол)      

                                                    x  

                  Длинная борода (сущ. + прилаг)

                  Увидел  вдруг (глагол + нар.)

                Очень холодная (прилаг. + нар.)

ВЫВОД: Значит, мы можем по главному слову в словосочетании определить вид словосочетания : именное, глагольное, наречное.

        - Давайте дальше вспомним сказку.( Царь Берендей, не поймав ковшик за янтарную ручку, напился сам воды из колодца. Хочет подняться, а не может – кто-то за бороду держит и не отпускает).  Давайте сейчас поиграем. Игра «Угадай».

        - Я буду читать словосочетания из сказки, а 2 участника от каждого ряда  будут определять вид словосочетания, поднимая сигнальную карточку : 1 ряд – именные с/с, 2 ряд – глагольные, 3 ряд – наречные. Класс будет следить за своими участниками и проверять, нет ли ошибок.

        Янтарная ручка, держит царя, очень быстро, хватает справа, правой рукой, так страшно,  струя ключевая,  напьюсь без тебя, опустился вдруг, совсем плохо, царскую бороду, вместе с придворными.

         1 ряд - янтарная ручка,  струя ключевая, царскую бороду, правой рукой.

        2 ряд – держит царя, хватает справа, напьюсь без тебя, опустился вдруг.

        3 ряд – очень быстро, так страшно, совсем плохо, вместе с придворными.

Д) Сочетания, которые не являются словосочетаниями.

        - Ребята, а любое ли сочетание слов можно назвать словосочетанием? (нет)

Какие сочетания не являются словосочетаниями? Давайте проведём цифровой диктант: 1 – словосочетание, а 2 – не словосочетание.

        - Пустите меня,  кричит царь,  смотрит со дна, страшная образина, два глаза, горят и сверкают, меж зубами, дразнит царя, впутались крепко,  вместо пальцев, кривые клешни.

ОТВЕТ: 1, 2, 1, 1, 1, 2, 2, 1,1,2, 2

ВЫВОД: не являются словосочетаниями: подлежащее и сказуемое, однородные члены и слова с предлогом.

  1. ВЫВОД по теме «Словосочетание»

 - Теперь, ребята, сделайте вывод по теме: дайте научное определение словосочетания.

(слайд)

  1. Роль словосочетаний в речи.

- Ребята,  словосочетания в речи, особенно в художественной, могут стать средством

 выразительности, помогают создать яркий , запоминающийся образ. Мы сейчас это посмотрим на примере упражнения №382  на стр.127.

III. Рефлексивно-оценочный этап

  1. – Как вы думаете, справились ли мы сегодня с теми задачами, которые  ставили в начале урока? Что вам дал сегодняшний урок?
  2. Д/з: прочитать параграф 50-й, выполнить упражнения: №386 (для всех),  на выбор: № 392 или  №395.


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Тема урока: Имя числительное как часть речи.

Цель урока:   Выявить отличительные особенности имен числительных как части речи.

Задачи урока:

1. образовательные:

- Сформировать у учащихся понятие имени числительного как части речи,    слов  со значением числа и счета.

2. развивающие:

- развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать;

- развивать коммуникативные способности;  

3. воспитательные:

- воспитывать внимательное отношение к слову;

- содействовать эстетическому восприятию учащихся.

Технология урока: технология деятельностного подхода.

Тип урока:  урок постановки учебной задачи.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, учебник, энциклопедии, карточки для групповой работы,  слайды картин.

 

                                       Ход урока:

 Тексты стихотворения П.Вяземского «Тройка»  и аннотации к картине В. М. Васнецова «Три богатыря» проецируются на экран:

        Эта картина, любимая русским народом, - одно из примечательных явлений отечественной живописи.

        Виктор Михайлович Васнецов очень долго, почти семнадцать лет, писал эту картину.

        Три статных витязя на конях-исполинах. Художник хотел отобразить на холсте именно те характерные черты богатырей, которые воспевались в былинах и сказках.

                               Тройка мчится, тройка скачет,

                          Вьется пыль из-под копыт,

                          Колокольчик, заливаясь,

                          Упоительно звенит.

                                                                               (учитель читает).

  О чем говорится в текстах?

  Теперь обратите внимание на картины и соотнесите  их с текстами.

    Одну картину вы хорошо знаете – это… («Три богатыря» В.М. Васнецова).

     Где вы встречались с этими героями?  (В былинах)  

     А вторая картина  называется «Курьер, едущий на тройке» А. Орловского.

Что общего вы заметили в названиях этих картин?   (Связаны с цифрой «3», изображены 3 богатыря, тройка).

  Как вы думаете, о  какой части речи мы сегодня будем говорить? ( Об именах числительных) Назовите их.

    Вот одна их них. (Вывешивается цифра «3»)

     В каких словах встречается эта цифра? (три, тройка, утроить, тройной, троица, троекратный, трехэтажный)

 Все ли слова являются числительными? Чем они отличаются друг от друга? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним изученное.

  1. Актуализация опорных знаний.

 Для начала ответьте на вопрос: Какой раздел русского языка мы изучаем? (Мы изучаем  морфологию)

Какие части речи  мы изучили и что они обозначают? ( Имя существительное, прилагательное, глагол, особые формы глагола – причастие и деепричастие)

  Как мы определяем принадлежность слова к той или иной части речи?  

 (Определяем  общее значение слова, задаем вопрос, выделяем постоянные и непостоянные признаки, определяем синтаксическую роль).

  II.  Постановка учебной задачи.

 Попробуем определить, какой частью речи являются данные слова – «три» и «тройка».

Ребята, над какой темой, думаете, будем работать? (Имя числительное как часть речи). Записываем тему урока в тетрадях.

III. Решение учебной задачи. 

Что обозначает слово «тройка»?  

К какому выводу приходим?  (Это имя существительное)

2. А слово утроить?  Это глагол,  это вы определили правильно.  

3. Поработаем над   словом - «три»?    

Итак, вы правильно определили часть речи – имя числительное. В чем отличие имени числительного от других частей речи?  

4. Прочитайте по учебнику, что такое имя числительное (ученик читает определение понятия).

5. Сообщения учащихся.

 - С историей   числительных как части речи  вас познакомит Янжит Сангажапова.

- О символике чисел расскажет  Баира Намсараева.

6. Работа в группах (общий инструктаж)

- Каждая группа выбирает понравившуюся цифру (2, 5, 7) и работает с ней. Подберите слова с числовым значением и определите часть речи.

- Упражнение 438 (по три слова разбирают)

   IV.  Рефлексивно-оценочный этап

Выполнение тестовых заданий (разноуровневые, взаимопроверка и анализ ошибок).

V. Домашняя работа.

     1. по учебнику  упражнение 438

     2. написать мини-сочинение «Моя биография» с использованием числительных и слов со значением числа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока. Русский язык 8 класс "Словосочетания"

Урок включает лингвистическую разминку - осложненный словарный диктант. Знакомство с новыми теримнами "Согласование, управление, примыкание" происходит во время просмотра компьютерной презентации. Раз...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.ТИПЫ СВЯЗЕЙ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ» (с использованием ИКТ и ЭОР)

ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить изучение темы «Словосочетание»; знакомство с типами связей в словосочетании.ЗАДАЧИ УРОКА: образовательные: познакомить учащихся с типами связей в словосочетании; закрепить поня...

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Урок русского языка 6 класс. Словосочетание.

Русский язык 6 класс. Раздел: «Синтаксис»Тема: «Словосочетание».  Урок систематизации и обобщения знаний и умений....