Урок русского языка в 5 классе Словосочетание
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка в 5 классе Словосочетание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovosochetanie.doc | 41 КБ |
tema_uroka.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Словосочетание
Задачи: 1) Образовательные
Углубить знания о словосочетании, полученные в начальной школе;
Формировать умение устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании; определять виды словосочетаний; отличать от других сочетаний.
2) Воспитательные
Воспитание чуткого отношения к слову, к образному слову
3) Развивающие
Развивать мышление, умения сравнения, анализа, обобщения.
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный
Формы обучения: общеклассная, групповая
Средства обучения: компьютерная презентация; учебник по русскому языку для 5 класса (М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др. Под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. Русский язык. 5 класс.Учебник для общеобразовательных учреждений. М, Дрофа, 2006. )
Ход урока:
I.Вводно-мотивационный этап.
1) Артикуляционная зарядка (проговаривание скороговорок)
2) Орфографическая пятиминутка.
- Известному артисту кино и театра Евгению Евстигнееву показали письмо пятиклассника:
«Я мечтаю снематься в роле Штирлица или Дортаняна как Михаил Баярский».
- На это письмо, - сказал Е.Евстигнеев, - мне хочется ответить тоже письменно.
Он берёт ручку и пишет : «Никада!»
- Почему так ответил Евстигнеев?
ВЫВОД: Едва ли пятиклассник, допускающий так много ошибок, может стать актёром: во-первых, он невнимателен и не знает, как правильно пишутся собственные имена его любимых артистов и героев популярных фильмов; во-вторых, он плохо учится, значит, у него нет силы воли. А ведь труд актёра требует высокой культуры и больших усилий. Поэтому Е.Евстигнеев и написал ответ нарочно с ошибкой.
3) Формулирование темы и цели урока.
- На доске записаны слова:
Др…жать, чу…ствительное, пор…жаться, от хол…да, сер…це, вс...гда.
- Ребята, соедините между собой те слова, в которых пропущена одинаковая орфограмма. Назовите эти пары слов.
- Как в русском языке называются такие пары слов? (словосочетания) Теперь, ребята, сформулируйте тему нашего урока. (Запись темы в тетрадях)
- Как вы думаете, какую цель мы должны достигнуть, работая сегодня над словосочетаниями?
ВЫВОД: сегодня мы должны узнать, что такое словосочетание, какие бывают с/с, научиться составлять их и отличать от других сочетаний.
II. Операционно-содержательный этап
- Изучение новой темы
А) Отличие словосочетания от слова.
- Ребята, давайте сейчас вспомним сказку Василия Андреевича Жуковского про царя Берендея (Жил-был царь Берендей, до колен борода. И однажды в знойный день, объезжая своё царство, ему очень захотелось выпить студёной водицы. И увидел он вдруг колодец…»). Перед вами слова из этой сказки . Они написаны в 2 столбика:
Борода Длинная борода (борода какая?)
Увидел Увидел вдруг (увидел как?)
Холодная Очень холодная (лёгкий как? В какой степени?)
- Что вы можете сказать о них? (слова и словосочетания)
- Сравните их. В чём отличие между ними? (словосочетания более точно называют предмет, характеризуют действие, признак ).
Б) Главное и зависимое слово в словосочетании.
- Попробуйте назвать основное слово в словосочетании. Почему оно основное? Задайте от него вопрос к другому слову. Как вы можете назвать слова в словосочетании?
ВЫВОД: в словосочетании одно слово называется главным. От него задаётся вопрос. А второе слово – зависимое.
Длинная борода (борода какая?)
Увидел вдруг (увидел как?)
Очень холодная (лёгкий как? В какой степени?)
В) Смысловая и грамматическая связь в словосочетании.
- Давайте дальше продолжим сказку. ( Увидел царь Берендей колодец, подошёл к нему и видит: золотой ковшик там плавает. Хотел поймать его, но не смог).
- Ребята, я выписала из сказки словосочетания. Я их правильно выписала?
Золотая ковшик, плавает колодец, не даётся никак.
ВЫВОД: Это не словосочетания, потому что слова в словосочетании должны быть связаны по смыслу и грамматически, т.е с помощью окончания или окончания и предлога или только по смыслу.
Г) Виды словосочетаний.
- Ребята, посмотрите на записанные словосочетания и скажите, слова каких частей речи могут быть главными в словосочетании? (сущ, прилаг., глагол)
x
Длинная борода (сущ. + прилаг)
Увидел вдруг (глагол + нар.)
Очень холодная (прилаг. + нар.)
ВЫВОД: Значит, мы можем по главному слову в словосочетании определить вид словосочетания : именное, глагольное, наречное.
- Давайте дальше вспомним сказку.( Царь Берендей, не поймав ковшик за янтарную ручку, напился сам воды из колодца. Хочет подняться, а не может – кто-то за бороду держит и не отпускает). Давайте сейчас поиграем. Игра «Угадай».
- Я буду читать словосочетания из сказки, а 2 участника от каждого ряда будут определять вид словосочетания, поднимая сигнальную карточку : 1 ряд – именные с/с, 2 ряд – глагольные, 3 ряд – наречные. Класс будет следить за своими участниками и проверять, нет ли ошибок.
Янтарная ручка, держит царя, очень быстро, хватает справа, правой рукой, так страшно, струя ключевая, напьюсь без тебя, опустился вдруг, совсем плохо, царскую бороду, вместе с придворными.
1 ряд - янтарная ручка, струя ключевая, царскую бороду, правой рукой.
2 ряд – держит царя, хватает справа, напьюсь без тебя, опустился вдруг.
3 ряд – очень быстро, так страшно, совсем плохо, вместе с придворными.
Д) Сочетания, которые не являются словосочетаниями.
- Ребята, а любое ли сочетание слов можно назвать словосочетанием? (нет)
Какие сочетания не являются словосочетаниями? Давайте проведём цифровой диктант: 1 – словосочетание, а 2 – не словосочетание.
- Пустите меня, кричит царь, смотрит со дна, страшная образина, два глаза, горят и сверкают, меж зубами, дразнит царя, впутались крепко, вместо пальцев, кривые клешни.
ОТВЕТ: 1, 2, 1, 1, 1, 2, 2, 1,1,2, 2
ВЫВОД: не являются словосочетаниями: подлежащее и сказуемое, однородные члены и слова с предлогом.
- ВЫВОД по теме «Словосочетание»
- Теперь, ребята, сделайте вывод по теме: дайте научное определение словосочетания.
(слайд)
- Роль словосочетаний в речи.
- Ребята, словосочетания в речи, особенно в художественной, могут стать средством
выразительности, помогают создать яркий , запоминающийся образ. Мы сейчас это посмотрим на примере упражнения №382 на стр.127.
III. Рефлексивно-оценочный этап
- – Как вы думаете, справились ли мы сегодня с теми задачами, которые ставили в начале урока? Что вам дал сегодняшний урок?
- Д/з: прочитать параграф 50-й, выполнить упражнения: №386 (для всех), на выбор: № 392 или №395.
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе
Тема урока: Имя числительное как часть речи.
Цель урока: Выявить отличительные особенности имен числительных как части речи.
Задачи урока:
1. образовательные:
- Сформировать у учащихся понятие имени числительного как части речи, слов со значением числа и счета.
2. развивающие:
- развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать;
- развивать коммуникативные способности;
3. воспитательные:
- воспитывать внимательное отношение к слову;
- содействовать эстетическому восприятию учащихся.
Технология урока: технология деятельностного подхода.
Тип урока: урок постановки учебной задачи.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, учебник, энциклопедии, карточки для групповой работы, слайды картин.
Ход урока:
Тексты стихотворения П.Вяземского «Тройка» и аннотации к картине В. М. Васнецова «Три богатыря» проецируются на экран:
Эта картина, любимая русским народом, - одно из примечательных явлений отечественной живописи.
Виктор Михайлович Васнецов очень долго, почти семнадцать лет, писал эту картину.
Три статных витязя на конях-исполинах. Художник хотел отобразить на холсте именно те характерные черты богатырей, которые воспевались в былинах и сказках.
Тройка мчится, тройка скачет,
Вьется пыль из-под копыт,
Колокольчик, заливаясь,
Упоительно звенит.
(учитель читает).
О чем говорится в текстах?
Теперь обратите внимание на картины и соотнесите их с текстами.
Одну картину вы хорошо знаете – это… («Три богатыря» В.М. Васнецова).
Где вы встречались с этими героями? (В былинах)
А вторая картина называется «Курьер, едущий на тройке» А. Орловского.
Что общего вы заметили в названиях этих картин? (Связаны с цифрой «3», изображены 3 богатыря, тройка).
Как вы думаете, о какой части речи мы сегодня будем говорить? ( Об именах числительных) Назовите их.
Вот одна их них. (Вывешивается цифра «3»)
В каких словах встречается эта цифра? (три, тройка, утроить, тройной, троица, троекратный, трехэтажный)
Все ли слова являются числительными? Чем они отличаются друг от друга? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним изученное.
- Актуализация опорных знаний.
Для начала ответьте на вопрос: Какой раздел русского языка мы изучаем? (Мы изучаем морфологию)
Какие части речи мы изучили и что они обозначают? ( Имя существительное, прилагательное, глагол, особые формы глагола – причастие и деепричастие)
Как мы определяем принадлежность слова к той или иной части речи?
(Определяем общее значение слова, задаем вопрос, выделяем постоянные и непостоянные признаки, определяем синтаксическую роль).
II. Постановка учебной задачи.
Попробуем определить, какой частью речи являются данные слова – «три» и «тройка».
Ребята, над какой темой, думаете, будем работать? (Имя числительное как часть речи). Записываем тему урока в тетрадях.
III. Решение учебной задачи.
Что обозначает слово «тройка»?
К какому выводу приходим? (Это имя существительное)
2. А слово утроить? Это глагол, это вы определили правильно.
3. Поработаем над словом - «три»?
Итак, вы правильно определили часть речи – имя числительное. В чем отличие имени числительного от других частей речи?
4. Прочитайте по учебнику, что такое имя числительное (ученик читает определение понятия).
5. Сообщения учащихся.
- С историей числительных как части речи вас познакомит Янжит Сангажапова.
- О символике чисел расскажет Баира Намсараева.
6. Работа в группах (общий инструктаж)
- Каждая группа выбирает понравившуюся цифру (2, 5, 7) и работает с ней. Подберите слова с числовым значением и определите часть речи.
- Упражнение 438 (по три слова разбирают)
IV. Рефлексивно-оценочный этап
Выполнение тестовых заданий (разноуровневые, взаимопроверка и анализ ошибок).
V. Домашняя работа.
1. по учебнику упражнение 438
2. написать мини-сочинение «Моя биография» с использованием числительных и слов со значением числа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока. Русский язык 8 класс "Словосочетания"
Урок включает лингвистическую разминку - осложненный словарный диктант. Знакомство с новыми теримнами "Согласование, управление, примыкание" происходит во время просмотра компьютерной презентации. Раз...
Конспект урока русского языка. 9 класс. Способы подчинительной связи слов в словосочетании
Конспект урока русского языка в 9 классе...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.ТИПЫ СВЯЗЕЙ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ» (с использованием ИКТ и ЭОР)
ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить изучение темы «Словосочетание»; знакомство с типами связей в словосочетании.ЗАДАЧИ УРОКА: образовательные: познакомить учащихся с типами связей в словосочетании; закрепить поня...
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...
Урок русского языка 6 класс. Словосочетание.
Русский язык 6 класс. Раздел: «Синтаксис»Тема: «Словосочетание». Урок систематизации и обобщения знаний и умений....