Урок по теме "Вводные слова"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Захарова Елена Борисовна

Урок можно использовать в 5 классе на этапе закрепления темы "Вводные слова и знаки препинания при них"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_vvodnye_slova.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе по теме «Закрепление пунктуации предложений с вводными словами»

Цель урока: закрепить знания о вводных словах, полученные на предыдущих уроках, и постановку знаков препинания при них.

Планируемые результаты:

Личностные:

  1. формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;
  2. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
  3. формирование умения работать в группе;
  4. проявление творческого отношения к процессу изучения темы;
  5. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.

Предметные:

Знать:

  1. что такое вводные слова, какую функцию в речи они выполняют;
  2. знать группы вводных слов по значению;
  3. знать правила постановки знаков препинания при вводных словах.

Уметь:

  1. находить в тексте вводные слова;
  2. отличать группы вводных слов по значению;
  3. самостоятельно употреблять в речи вводные слова
  4. расставлять знаки препинания при вводных словах.

Метапредметные:

•        Познавательные УУД:

–        анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.);

–        работать с раздаточным материалом;

–        выделять главное и фиксировать это в тетрадь.

–        аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения.

•        Регулятивные УУД

­        выполнять учебные задания в соответствии с целью;

­        соотносить приобретенные знания с реальной жизнью;

­        выполнять учебное действие в соответствии с планом;

­        формулировать вопрос по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения, оценивать данную учебную ситуацию.

•        Коммуникативные УУД

–        формулировать высказывание, уметь обосновывать, отстаивать своё мнение;

–        аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения;

–        адекватно использовать речевые средства, давать оценку своим действиям, оценивать результат;

–        формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на знание текста, свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке;

–        согласовывать позиции с партнером и находить общее решение учебной ситуации;

–        грамотно использовать речевые средства для представления результата.

1.Вступительное слово учителя. Актуализация знаний.

     Я уверена, что сегодня будет очень хороший день. Во-первых, я проснулась от пения синиц. Во-вторых, в небе я увидела проблески синевы, к счастью, на улице был небольшой мороз, и идти в школу на урок, без сомнения, было легко и весело. И мне казалось, что сегодняшний урок обязательно состоится и, бесспорно, пройдет интересно и познавательно для нас с вами.

     - Какие слова помогли вам понять мое настроение, состояние? (вв.слова)

     - А что мы знаем о вводных словах?

   а) при помощи вводных слов говорящий выражает свое отношение к высказыванию (к тому, о чем он сообщает);

   б) вводные слова на письме выделяются запятыми;

   в) вводные слова могут стоять в начале, в середине и конце предложения;

   г) не являются членами предложения;

   д) в устной речи вводные слова выделяются интонацией (пауза и сравнительно быстрое произношение);

   е) имеют различные значения

2. Постановка цели урока и учебных задач

 - Видите, как много мы с вами знаем о вводных словах. Как вы думаете, а какова же будет цель нашего сегодняшнего урока? (закрепить знания о вводных словах и знаках препинания при них) (СЛАЙД 1)

-Откроем тетради, запишем сегодняшнее число и тему нашего урока:

«Закрепление знаний о вводных словах и знаках препинания при них»

- Давайте определим учебные задачи, которые помогут нам в достижении цели урока?

    а) научиться находить вводные слова в предложении;

    б) правильно выделять их на письме запятыми;

    в) в устной речи правильно произносить предложения с вводными словами, соблюдая интонацию;

   г) правильно употреблять вводные слова в предложении, учитывая их значение;

-Я тоже определила для себя учебные задачи на сегодняшний урок. Совпадают ли они с теми, что определили вы? (СЛАЙД 2)

3. Работа по теме.

Обратимся к языковому материалу. Сегодня мы работаем по группам. На столах у вас разложены задания. У каждой группы они разные. Прочитаем их.

Задание 1.

1 группа (слабые учащиеся) (СЛАЙД 3)

Даны предложения. Вставьте в предложения подходящие по смыслу вводные слова. Расставьте знаки препинания, обозначьте вводные слова. Используйте слова для справок.

1.Ветер был попутный, течение тоже.

2.Болезнь оказалась опасной.

3.У механика нашлись запасные детали.

4.Сегодня я опоздаю на урок.

5.Праздник состоится.

6.Весна будет теплая и сухая.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: к счастью, к несчастью, к общей радости, к нашему удовольствию, к сожалению;

2 группа

Составьте 6 предложений, включив в них вводные слова. Запишите предложения, расставляя знаки препинания, подчеркните вводные слова. Используйте слова для справок.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: к радости, к счастью, к несчастью, к нашему удовольствию, к общей радости, к сожалению, к удивлению, конечно, разумеется, без сомнения, может быть, вероятно, кажется, возможно;

3группа (сильные учащиеся)

Составьте текст из 5-6 предложений, включив в него вводные слова. Запишите текст, расставляя знаки препинания, обозначьте вводные слова.

- Вам понятно задание. Не забудьте, что мы работаем в группах. Можно обсуждать получившиеся предложения и лучшие записать всей группой в тетради.

-Напомните, где в предложении могут стоять в вводные слова? (в начале, в середине и в конце)

Проверка

-Проверяем! Читаем предложения, слушаем, оцениваем правильность выбора вводных слов, правильность прочтения предложений с вводными словами, назвать вводные слова и указать знаки препинания при вводных  словах.

(СЛАЙД 4)

-Какие вводные слова по значению были использованы в данном задании? (вводные слова обозначающие чувства и уверенность-неуверенность)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

                                   Буратино потянулся,

                                   Раз нагнулся,два нагнулся,

                                    Руки в стороны развел,

                                    Видно ключик не нашел.

                                    Чтобы ключик нам достать,

                                    Надо на носочки встать.

Задание 2.

-Какие вводные слова по значению еще знаете? (вводные слова, указывающие на источник сообщения (т.е. кому принадлежит сообщение)

-Возьмите лист с заданием №2, прочитайте задание.

1 группа (слабые учащиеся) (СЛАЙД 5)

Запишите текст в тетрадь. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу вводные слова, расставьте знаки препинания, обозначьте вводные слова. Используйте слова для справок.

Книги…..издавна почитались на Руси. ……..Ярослав Мудрый владел большой библиотекой. …………сейчас ее следы потеряны. Когда-нибудь ……… она будет найдена.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: как известно, по утверждению летописцев, по мнению ученых, по моему мнению.

2-3 группа

Даны высказывания героев прочитанных вами произведений. Составьте предложения, указав, кому принадлежат эти слова. Запишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните вводные слова. Слова для справок даны ниже.

а) Ребята, давайте жить дружно!

б) Я лучший в мире укротитель домомучительниц!

в) Идешь в тайгу-бери еду, спички.

г) Оскудел батюшко Енисей, раньше рыба тучами ходила.

д) Когда помирать соберусь, я правду Травке перешепчу.

е ) Вот там, возле Слепой елани,  и есть палестинка.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: по мнению, по словам, говорят, по сообщению;

Проверка. СЛАЙД 6

СЛАЙД 7

а) Как говорил кот Леопольд, надо жить дружно!

б) По мнению Карлсона, он лучший в мире укротитель домомучительниц!

в) Говорят, если идешь в тайгу-бери еду, спички.

г) По мнению деда Афанасия, оскудел батюшко Енисей, раньше рыба тучами ходила.

д) По словам Антипыча, он правду перед смертью Травке перешепнет.

е ) Как говорил Митраша, возле Слепой елани,  и есть палестинка.

4.Подведение итогов СЛАЙД 8

- Какие вводные слова использовали в данном упражнении? (источник сообщения)

-Какое еще значение могут выражать вводные слова? (порядок мыслей, их связь и итог).

-Назовите эти вводные слова? В чем особенность их написания? (пишутся через дефис: во-первых, во-вторых и т.д.

Задание 3. (для 1 группы дать слова, распечатанные на листе) СЛАЙД 9

Используя вводные слова, указывающие на порядок мыслей, их связь и итог, запишите предложения, в которых вы подведете итог сегодняшнего урока, Расскажите, чему вы научились сегодня на уроке и что повторили.

-Я тоже подвела итог нашего урока. Сравним его. СЛАЙД 10

-Во-первых, сегодня мы повторили все, что знаем о вводных словах;

-во-вторых, мы составляли с вводными словами предложения и выделяли их запятыми;

-в-третьих, мы учились правильно произносить предложения с вводными словами, выделяя их интонационно;

Давайте вернемся к цели нашего урока. Как вы считаете, мы достигли цели? Таким образом, цель достигнута. СЛАЙД 11

5.Дайте оценку своей работе. Продолжите предложения на ваших листочках.

Я похвалил бы себя за…

Было трудно…

Теперь я могу…

Оценка:

6.Домашнее задание

Написать письмо другу или родственникам, используя в предложениях вводные слова.

РЕЗЕРВНОЕ ЗАДАНИЕ

Синтаксический разбор предложений по группам.

1 группа: Поезд вероятно придет вечером.

2 группа -3 группа:

Горный воздух без всякого сомнения действует благотворно на здоровье человека.

(знаки препинания не расставлены)

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

1 группа

Задание 1

Даны предложения. Вставьте в предложения подходящие по смыслу вводные слова. Расставьте знаки препинания, обозначьте вводные слова. Используйте слова для справок.

1.Ветер был попутный, течение тоже.

2.Болезнь оказалась опасной.

3.У механика нашлись запасные детали.

4.Сегодня я опоздаю на урок.

5.Праздник состоится.

6.Весна будет теплая и сухая.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: к счастью, к несчастью, к общей радости, к нашему удовольствию, к сожалению;

Задание 2

Запишите текст в тетрадь. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу вводные слова, расставьте знаки препинания, обозначьте вводные слова. Используйте слова для справок.

Книги…..издавна почитались на Руси. ……..Ярослав Мудрый владел большой библиотекой. …………сейчас ее следы потеряны. Когда-нибудь ……… она будет найдена.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: как известно, по утверждению летописцев, по мнению ученых, по моему мнению.

Задание 3

Используя вводные слова, указывающие на порядок мыслей, их связь и итог, запишите предложения, в которых вы подведете итог сегодняшнего урока, Расскажите, чему вы научились сегодня на уроке и что повторили.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: во-первых, во-вторых, в-третьих, значит, таким образом;

2 группа

Задание 1

Составьте 6 предложений, включив в них вводные слова. Запишите предложения, расставляя знаки препинания, подчеркните вводные слова. Используйте слова для справок.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: к радости, к счастью, к несчастью, к нашему удовольствию, к общей радости, к сожалению, к удивлению, конечно, разумеется, без сомнения, может быть, вероятно, кажется, возможно;

Задание 2

2-3 группа

Даны высказывания героев прочитанных вами произведений. Составьте предложения, указав, кому принадлежат эти слова. Запишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните вводные слова. Слова для справок даны ниже.

а) Ребята, давайте жить дружно!

б) Я лучший в мире укротитель домомучительниц!

в) Идешь в тайгу-бери еду, спички.

г) Оскудел батюшко Енисей, раньше рыба тучами ходила.

д) Когда помирать соберусь, я правду Травке перешепчу.

е ) Вот там, возле Слепой елани,  и есть палестинка.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: по мнению, по словам, говорят, по сообщению;

Задание 3

Используя вводные слова, указывающие на порядок мыслей, их связь и итог, запишите предложения, в которых вы подведете итог сегодняшнего урока, Расскажите, чему вы научились сегодня на уроке и что повторили.

3 группа

Задание 1

Составьте текст из 5-6 предложений, включив в него вводные слова. Запишите текст, расставляя знаки препинания, обозначьте вводные слова.

Задание 2

2-3 группа

Даны высказывания героев прочитанных вами произведений. Составьте предложения, указав, кому принадлежат эти слова. Запишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните вводные слова. Слова для справок даны ниже.

а) Ребята, давайте жить дружно!

б) Я лучший в мире укротитель домомучительниц!

в) Идешь в тайгу-бери еду, спички.

г) Оскудел батюшко Енисей, раньше рыба тучами ходила.

д) Когда помирать соберусь, я правду Травке перешепчу.

е ) Вот там, возле Слепой елани,  и есть палестинка.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: по мнению, по словам, говорят, по сообщению;

Задание 3

Используя вводные слова, указывающие на порядок мыслей, их связь и итог, запишите предложения, в которых вы подведете итог сегодняшнего урока, Расскажите, чему вы научились сегодня на уроке и что повторили.

Лист самооценки

Фамилия, имя:

Я похвалил бы себя за…

Было трудно…

Теперь я могу…

Оценка:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Слова бывают разные..." 7 класс

Этот урок я давала в рамках муниципального конкурса "Учитель года". Урок из раздела "Лексика". Предложила ребятам осмыслить понятие "слово", убедила их с том, что слова бывают разные. Самыми нужными о...

Урок русского языка "Слова бывают разные..." 7 класс

Этот урок я давала в рамках муниципального конкурса "Учитель года". Урок из раздела "Лексика". Предложила ребятам осмыслить понятие "слово", убедила их с том, что слова бывают разные. Самыми нужными о...

Конспект открытого урока по теме: Слово-предмет и слово-действии (обобщающий урок) в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе.Тема: Слово-предмет и слово-действие (обобщающее занятие).Цель: Дифференциация слов-предметов и слов-действий....

Урок - исследование трудных слов.(Технологическая карта урока русского языка).

Технологическая карта урока разработана в соответствии с основными требованиями ФГОС ООО. Урок - исследование трудных по теме"Множественное число имён существительных"....

Конспект урока русского языка "Слова среди слов"

Данный урок целесообразно проводить при повторении  раздела "Лексика". Разные методы и формы работы будут интересны как сильному, так и слабому ученику. Можно проводить урок на элективных курсах ...

Конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Тема урока: Лексическое значение слова

Тип урока: открытие нового знанияЦели урока: - сформировать представление о способах определения лексического значения слова...