Буквы е-и в корнях с чередованием.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Проект урока русского языка в 5 классе
в контексте ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka.odt | 28.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока русского языка в 5 классе
в контексте ФГОС.
Материал подготовлен учителем
русского языка и литературы
МКОУ «СОШ №10» г.Шадринска.
Булыгиной Яной Владимировной.
Тема: Буквы е-и в корнях с чередованием.
Цели:
- Создать условия для самостоятельного поиска учениками языковой закономерности на основе предложенных примеров слов и формулирования вывода о правописании гласных в корнях с чередованием.
- Сформировать представление о правописании гласной в корнях с чередованием е , и ;учить графически обозначать орфограмму .
Задачи:
- Овладевать знаниями об условиях выбора гласных е-и в корнях с чередованием; -
- Дать возможность проявить чувства находчивости и уверенности в своих силах.
- Совершенствовать навыки анализа и синтеза.
- Развивать рефлексивные умения и навыки.
Основное содержание темы, термины и понятия
- Знакомство с условиями выбора гласной е-и
- Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей
- Знание понятий: чередование звуков.
- Владение навыками "видеть" корни с чередованием е-и и правильно писать гласную корня.
- Умение использовать интернет- ресурсы для поиска информации по данной теме.
- Умение формулировать, аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
- Осознание себя носителем родного языка, проявлять интерес к истории своего языка.
- Формировать самооценку школьника на основе успешности.
Проявление творческого отношения к процессу изучения темы.
- Осознание особой роли русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту языка как явление национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию.
- Развитие умения самостоятельно находить в словах изученную орфограмму, обозначать её графически и объяснять правописание.
Метапредметные результаты
Познавательные результаты
Умение:
- сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие,
- обобщать полученную информацию,
- прогнозировать учебную ситуацию,
- выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).
Регулятивные результаты
Умение:
- выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью,
- формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины,
- осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности.
Коммуникативные результаты
Умение:
- участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации,
- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга),
- аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога,
Предметные результаты
- формирование навыка "видеть" корни с чередованием Е - И,
- знание условий выбора гласных Е - И в корнях с чередованием,
- умение графически обозначать изученную орфограмму,
- формирование умения аргументировать и высказывать своё мнение с достаточной полнотой и точностью.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УДД |
1.Организационный Цель: Включение в деятельность на личностно-значимом уровне. | - Здравствуйте, ребята! Садитесь! Я очень рада вас видеть. Готовы ли вы к уроку? Желаю вам на уроке солнечного настроения и хорошей работоспособности –Для того чтобы определить тему урока, обратимся к эпиграфу. | Психологический настрой учащихся на урок. | Личностные :
|
2. Возникновение проблемной ситуации. Цель: создать проблемную ситуацию на основе противоречий 3. Постановка проблемы(целеполагание) | Чтение эпиграфа к уроку -Как вы понимаете слова С.Я.Маршака? - Выпишите однокоренные слова. Люди пишут,а время ст..рает, Всё ст..рает,что можно ст..реть. Но скажи:если слух ум..рает, Разве должен и звук ум..реть? С.Я.Маршак. Ст..рает-ст..реть ум..рает-ум..реть -С какой проблемой столкнулись? - Сформулируйте тему и цели урока. | Учащиеся обдумывают и высказывают свои мнения о значении строк,формулируют тему урока и цель урока.
| Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие. Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений. Целеполагание. |
4. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. | -Вспомните, кто командует корнями с безударной гласной? -Расскажите о корнях с чередующейся гласной. -Вставьте пропущенные буквы. От чего зависят гласные в таких корнях? - В каких словосочетаниях вы столкнулись с новой темой? | Учащиеся называют типы корней с безударными гласными: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся. -Корни с чередующимися буквами нельзя проверить ударением. -Они зависят от определённых условий. | Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие. Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений |
5.Поиск решения Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения. 6. Построение проекта выхода из затруднения . Проговаривание новых знаний. Запись в виде опорного конспекта. | Уб..рать игрушки-соб..рать урожай -Выделите корни. -Как вы думаете какие гласные надо вставить? От чего зависят? На доске дать две колонки слов с чередованием е//и в корне. Буквы Е и И выделены другим цветом. Разбирать – разберу Отпирать – отпереть Задирать – задеру Вытирать – вытереть Замирать – замереть Блистать – блестеть Расстилать – расстелить Выжигать – выжег | Учащиеся наблюдают, анализируют слова и строят алгоритм рассуждения. Выделим в слове корень. Поставим ударение. Посмотрим, какая гласная стоит за корнем. Если за корнем стоит гласная (суффикс) А, то в корне будем писать И. Если за корнем нет суффикса А, то в корне будем писать Е. Речевое проговаривание. Обозначение орфограмм. | Познавательные: Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую. Регулятивные: коррекция, контроль. Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов. |
7 .Применение знаний на практике. Цель: применение нового знания в типовых заданиях. | Учитель предлагает учащимся выполнить задание, написанное на доске, с самопроверкой по эталону. - В каком ряду во всех словах пишется буква И? | Учащиеся выполняют упражнение, выделяют орфограммы. Работа в парах. Речевое проговаривание. | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
ФИЗМИНУТКА | Учитель читает стихотворение, учащиеся, услышав слово с изученной орфограммой хлопают в ладоши. Серый зайка удирает, Сердце в пятках замирает. Расстилаясь по тропинке, Мимо ёлки и осинки Он блистательно бежит, Выбирает виражи. Обжигает ветер ушки! Скок – поскок – Беглец в избушке. Запирай, зайчиха, дверь! Нам не страшен жуткий зверь! | Учащиеся встают, слушают стихотворение. | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. |
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях. | Учитель предлагает выполнить упражнение учебника.(упр.647) | Учащиеся делают вывод о том, что они знают, а чего не знают. | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. |
9. Итог урока. Цель: осознание своей деятельности,самооценка результатов. | Учитель возвращает учащихся к началу урока. Люди пишут,а время ст..рает, Всё ст..рает,что можно ст..реть. Но скажи:если слух ум..рает, Разве должен и звук ум..реть? | На основе полученных знаний вставляют буквы. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. |
10.Рефлексия Цель: соотнесение цели урока и его результатов, осознание метода построения нового знания. | Учитель предлагает учащимся начертить кластер по изучаемой орфограмме «Чередование гласных в корне слова». Прием « Незаконченное предложение». | Работа в парах или группах. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других. |
Домашнее задание: | Упр. учебника…. Для сильных учащихся дополнительно – варианты: 1.составить синквейн на изученную орфограмму. 2. написать лингвистическую сказку о чередовании гласных корне слова. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра «Буквы Е - И в корнях с чередованием» в 5 классе.
Презентация, выполненная в занимательной форме, носит контролирующий характер. Она предназначена для учащихся 5 класса. Цель: 1. Проверить знания и умения учащихся по теме «Буквы Е ...
Презентация "Буквы е-и в корнях с чередованием"
Урок русского языка в 5 классе по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой, презентация, есть задания для наблюдения, развития речи, занимательный материал. (Выдавала этот урок на кон...
Презентация "Буквы о-а в корнях с чередование раст -рос"
В данной презентации есть материал для закрепления изученного по теме "Приставки на -з,-с", "Чередование корней лаг-лож, раст -рос"...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Буквы Е-И в корнях с чередованием"
Интегрированный урок по теме "Буквы Е- И в корнях с чередованием" с применением компьютера. В ходе урока учащиеся повторяют и обобщают уже имеющиеся знания, знакомятся с правописанием Е-И в корнях с ч...
Урок на тему «Буквы Е – И в корнях с чередованием»
Урок на тему «Буквы Е – И в корнях с чередованием» используется изучении нового материала....
Конспект урока по теме "Буквы Е-И в корнях с чередованием"
Конспект урока по русскому языку для 5 класса с игровым элементом...
Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...