Методическая разработка урока по обучению написания изложения
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Матвейкина Ирина Демьяновна

Методическая разработка урока по обучению написания сжатого изложения в 9 классе при подготовки к ОГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение:

Октябрьская основная общеобразовательная школа

Методическая разработка урока на тему:

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»

Разработала:

учитель русского языка

и литературы

Матвейкина И.Д

Цель урока: создать условия для овладения навыками написания сжатого изложения.

Задачи:

1)образовательные:

- подготовка к ОГЭ: обучение видам сжатия текста;

- развитие навыков определения основной мысли, выделения микротем;

- развитие навыков использования в работе над текстом способов и приемов компрессии;

2)развивающие:

- формирование коммуникативной компетенции у школьников: развитие умения формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её

3)воспитательные:

- формировать у учащихся патриотическое воспитание, уважение к старшему поколению.

Ход урока

1. Оргмомент.  Целеполагание.

- Как вы понимаете смысл высказывание? 

                                           

Краткость – сестра таланта.

А.П.Чехов.

- Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

(Учащиеся формулируют тему и цель своей работы на уроке)

2.Подготовка к  написанию сжатого изложения.

Сегодня мы будем тренироваться писать сжатое изложение.

 При написании сжатого изложения текст излагается кратко, сохраняются микротемы, но опускаются лишние подробности. Для этого необходимо отобрать в тексте ОСНОВНОЕ и СУЩЕСТВЕННОЕ, произвести исключение второстепенного материала и обобщение, найти обобщающие речевые средства выражения и выстроить новый текст.

Сжатие текста – это извлечение основной информации без потери связности.

Чтобы научиться пересказывать текст кратко, но понятно и выразительно, нужно понимать передаваемый текст. Для этого следует:

1. Определить, что в тексте является главным, что второстепенным, незначительным, необязательным.

2. Выявить тему и основную мысль текста и не потерять их в кратком варианте.

При сжатии:

повествования – отбираются те действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключаются все детали и подробности;

рассуждения – изымается иллюстративный материал, но не аргументы;

описания – исключаются незначительные, несущественные детали.

Алгоритм работы над сжатым изложением

1. При первом чтении внимательно прослушайте текст, определите тему и основную мысль.

Тема – то, о чём сообщается в тексте, что положено в основу содержания.

Основная мысль – то, к чему призывает текст, чему он учит, ради чего написан.

2. Выделите микротемы.

Микротема– часть общей темы текста, раскрывающаяся в нескольких предложениях, связанных одной мыслью.

Микротема может раскрываться в одном абзаце.

3. Определите, какая информация в каждой микротеме является основной, какая – второстепенной.

4. Запишите тезисы каждой микротемы, оставляя между ними большие промежутки.

Тезис – кратко сформулированное основное положение, утверждение, содержащее ключевые (главные) слова.

5. При втором чтении уточните тезисы и заполните оставленные промежутки.

6. Запишите сжатый текст по микротемам, исключая лишнее и подбирая нужные средства выражения содержания.

7. Объедините микротемы «связочными словами»: союзами, местоимениями, синонимами, лексическим повтором, вводными словами.

3. Работа с текстом.

1. Первое чтение текста

          Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом – фашизмом. Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. 
          Важнейшей чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все: от мала до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но отдавали себя без остатка, свой опыт и труд во имя грядущей победы, которая досталась нам очень дорогой ценой. 
          Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное, менее значимое и яркое, а затем и существенное. К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить. 
          Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам.   233 слова.          (По В.Быкову)

2. Беседа по вопросам

- Этап определения темы текста: О чем текст? Как определить тему?

 Тема определяется различными способами: по началу текста, по ключевым словам, по ключевым эпизодам, по поступкам или размышлениям героев (автора), по заглавию текста.

- Этап определения идеи текста: С какой целью автор его написал? Какую мысль хотел выразить? Что нам помогает сформулировать идею?  Общая тональность звучания текста, настроение, которое вызывает прочтение текста, отношение автора к событиям, героям, наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции).

- Этап определения структуры текста: Назовите композиционные части текста. Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса. Композиция текста - построение текста. Как правило, основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение. Тезис - положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.

- Этап абзацного членения текста:  При восприятии текста на слух количество абзацев в тексте определяется  по количеству больших интонационных пауз читающего. Сколько больших интонационных пауз - столько в тексте абзацев.  Абзац – показатель микротемы, поэтому внимательно следите за интонационными паузами учителя, читающего текст изложения. Что такое микротема? Микротема - содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью - абзац. Определите микротему каждого абзаца.

3. Определение микротем исходного текста (работа в группах)

Текст

Микротема

          Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом – фашизмом. Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. 

Уходит в прошлое  Великая Отечественная война, но память о ней жива.  Годы войны  не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. 

Важнейшей чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все: от мала до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но отдавали себя без остатка, свой опыт и труд во имя грядущей победы, которая досталась нам очень дорогой ценой. 

Главной чертой войны был её всенародной характер. Люди отдавали себя во имя победы без остатка.

          Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное, менее значимое и яркое, а затем и существенное. К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить. 

Память человека ослабевает, и он забывает произошедшее, а этого нельзя допустить.

          Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам.  

Тема войны питает литературу и искусство. Главное сохранить правду о войне

4. Составление плана изложения .

1. Всё дальше уходит война, но память о ней жива.

2. Всенародный характер войны.

3. Подвиг народа нельзя забывать.

4. Правда о войне в литературе и искусстве.

5. Работа над сжатием исходного текста 

А) Содержательная обработка исходного текста: умение извлекать главную информацию из текста (предметное и обобщенное умение).

Б) Языковая обработка исходного текста: умение лаконично передавать извлеченную информацию в письменной речи (предметное умение).

Задача сжатого изложения:  Сжато, в обобщенной форме передать содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские слова; отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства выражения. Что требуется?  Отбор важной информации, формулирование основных идей автора, сохранение авторской последовательности событий, передача характера действующих лиц и обстановки без искажений, выделение основных микротем, обобщение содержания исходного текста, использование разнообразных приемов компрессии.

6. Способы компрессии текста (приемы сжатия):  исключение подробностей деталей (удаление), обобщение конкретных, единичных явлений (объединение), сочетание исключения и обобщения (замена).

  • Удаление.  Исключать можно: вводные слова, однородные члены предложения, повторы, однотипные примеры, риторические вопросы, восклицания, цитаты, детали, не влияющие на ход мыслей, пояснения, описания, рассуждения, слова-предложения, которые могут быть удалены без ущерба для текста.
  • При исключении необходимо: выделить главные (ключевые) с точки зрения основной мысли текста слова, убрать подробности и детали, объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.
  • Объединение .Объединять можно: парцеллированные предложения, ряд предложений, связанных одной мыслью, части сложных предложений, конкретные единичные факты, события, явления. При объединении необходимо: найти в тексте мелкие единичные факты, выявить общее, объединить факты на основе общего, сформулировать оставшееся в предложения.
  • Замена. Заменять можно: однородные предложения обобщающим словом, сложные предложения простыми, части предложения или ряд предложений общим понятием или выражением, прямую речь косвенной, часть текста одним предложением. При замене необходимо: найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, сформулировать данное предложение.

7. Самостоятельная работа групп

Текст

Что применили?

Что получилось?

          Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом – фашизмом. Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. 

Замена однородных членов предложения обобщающим словом.

Удаление вводных слов.

Удаление повторов, причастного оборота.

Всё дальше уходит Великая Отечественная война, но память о ней жива. Нельзя забывать  подвиг и жертвы народа во имя победы над фашизмом. Четыре военных года не могут сравниться  ни с чем в нашей истории.

Важнейшей чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все: от мала до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но отдавали себя без остатка, свой опыт и труд во имя грядущей победы, которая досталась нам очень дорогой ценой. 

Удаление повторов.

Замена сложного  предложения простым, парцеллирование предложения

Замена однородных членов предложения обобщающим словом

Главной чертой войны был всенародный характер. За общее дело боролись все: от мала до велика. Люди  по- разному рисковали, но  все отдавали себя  без остатка во имя грядущей победы.

          Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное, менее значимое и яркое, а затем и существенное. К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить. 

Замена сложного  предложения простым.

Замена однородных членов предложения обобщающим словом

Замена ряда предложений одним выражением.

Память человека со временем ослабевает и теряет всё значимое. Меньше становится  тех, кто мог рассказать о войне. Если подвиг народа не будет отражён в документах, то он забудется. А этого нельзя допустить.

Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам.  

Замена ряда предложений одним выражением.

Объединение ряда предложений, связанных одной мыслью.

О войне снято немало фильмов и написано замечательных произведений. Но главным в разговоре на эту тему является сохранение такта и отношение к правде войны и её участникам.

8. Результат компрессии исходного текста .

9. Итоги работы над исходным текстом.

Таким образом, мы сумели передать основное содержание исходного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы; правильно применить не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение); сохранить смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения.

10. Написание изложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»     разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса     ...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме"Подготовка к написанию сжатого изложения"

Урок ставит целью подготовить учащихся к написанию сжатого изложения в рамках ГИА.Повторение алгоритма работы с текстом,способы сжатия текста....

Методическая разработка урока обучения написанию сочинения-мнения по теме Technology

Данная методическая предназначена для обучения учащихся написанию сочинения-мнения и включает презентацию (с материалами, направленными на обучение построения высказываний с привидением аргументов, оз...