Методическая разработка урока по обучению написания изложения
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Методическая разработка урока по обучению написания сжатого изложения в 9 классе при подготовки к ОГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока по обучению написания изложения | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение:
Октябрьская основная общеобразовательная школа
Методическая разработка урока на тему:
«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»
Разработала:
учитель русского языка
и литературы
Матвейкина И.Д
Цель урока: создать условия для овладения навыками написания сжатого изложения.
Задачи:
1)образовательные:
- подготовка к ОГЭ: обучение видам сжатия текста;
- развитие навыков определения основной мысли, выделения микротем;
- развитие навыков использования в работе над текстом способов и приемов компрессии;
2)развивающие:
- формирование коммуникативной компетенции у школьников: развитие умения формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её
3)воспитательные:
- формировать у учащихся патриотическое воспитание, уважение к старшему поколению.
Ход урока
1. Оргмомент. Целеполагание.
- Как вы понимаете смысл высказывание?
Краткость – сестра таланта.
А.П.Чехов.
- Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?
(Учащиеся формулируют тему и цель своей работы на уроке)
2.Подготовка к написанию сжатого изложения.
Сегодня мы будем тренироваться писать сжатое изложение.
При написании сжатого изложения текст излагается кратко, сохраняются микротемы, но опускаются лишние подробности. Для этого необходимо отобрать в тексте ОСНОВНОЕ и СУЩЕСТВЕННОЕ, произвести исключение второстепенного материала и обобщение, найти обобщающие речевые средства выражения и выстроить новый текст.
Сжатие текста – это извлечение основной информации без потери связности.
Чтобы научиться пересказывать текст кратко, но понятно и выразительно, нужно понимать передаваемый текст. Для этого следует:
1. Определить, что в тексте является главным, что второстепенным, незначительным, необязательным.
2. Выявить тему и основную мысль текста и не потерять их в кратком варианте.
При сжатии:
повествования – отбираются те действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключаются все детали и подробности;
рассуждения – изымается иллюстративный материал, но не аргументы;
описания – исключаются незначительные, несущественные детали.
Алгоритм работы над сжатым изложением
1. При первом чтении внимательно прослушайте текст, определите тему и основную мысль.
Тема – то, о чём сообщается в тексте, что положено в основу содержания.
Основная мысль – то, к чему призывает текст, чему он учит, ради чего написан.
2. Выделите микротемы.
Микротема– часть общей темы текста, раскрывающаяся в нескольких предложениях, связанных одной мыслью.
Микротема может раскрываться в одном абзаце.
3. Определите, какая информация в каждой микротеме является основной, какая – второстепенной.
4. Запишите тезисы каждой микротемы, оставляя между ними большие промежутки.
Тезис – кратко сформулированное основное положение, утверждение, содержащее ключевые (главные) слова.
5. При втором чтении уточните тезисы и заполните оставленные промежутки.
6. Запишите сжатый текст по микротемам, исключая лишнее и подбирая нужные средства выражения содержания.
7. Объедините микротемы «связочными словами»: союзами, местоимениями, синонимами, лексическим повтором, вводными словами.
3. Работа с текстом.
1. Первое чтение текста
Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом – фашизмом. Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории.
Важнейшей чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все: от мала до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но отдавали себя без остатка, свой опыт и труд во имя грядущей победы, которая досталась нам очень дорогой ценой.
Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное, менее значимое и яркое, а затем и существенное. К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить.
Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам. 233 слова. (По В.Быкову)
2. Беседа по вопросам
- Этап определения темы текста: О чем текст? Как определить тему?
Тема определяется различными способами: по началу текста, по ключевым словам, по ключевым эпизодам, по поступкам или размышлениям героев (автора), по заглавию текста.
- Этап определения идеи текста: С какой целью автор его написал? Какую мысль хотел выразить? Что нам помогает сформулировать идею? Общая тональность звучания текста, настроение, которое вызывает прочтение текста, отношение автора к событиям, героям, наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции).
- Этап определения структуры текста: Назовите композиционные части текста. Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса. Композиция текста - построение текста. Как правило, основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение. Тезис - положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.
- Этап абзацного членения текста: При восприятии текста на слух количество абзацев в тексте определяется по количеству больших интонационных пауз читающего. Сколько больших интонационных пауз - столько в тексте абзацев. Абзац – показатель микротемы, поэтому внимательно следите за интонационными паузами учителя, читающего текст изложения. Что такое микротема? Микротема - содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью - абзац. Определите микротему каждого абзаца.
3. Определение микротем исходного текста (работа в группах)
Текст | Микротема |
Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом – фашизмом. Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. | Уходит в прошлое Великая Отечественная война, но память о ней жива. Годы войны не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. |
Важнейшей чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все: от мала до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но отдавали себя без остатка, свой опыт и труд во имя грядущей победы, которая досталась нам очень дорогой ценой. | Главной чертой войны был её всенародной характер. Люди отдавали себя во имя победы без остатка. |
Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное, менее значимое и яркое, а затем и существенное. К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить. | Память человека ослабевает, и он забывает произошедшее, а этого нельзя допустить. |
Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам. | Тема войны питает литературу и искусство. Главное сохранить правду о войне |
4. Составление плана изложения .
1. Всё дальше уходит война, но память о ней жива.
2. Всенародный характер войны.
3. Подвиг народа нельзя забывать.
4. Правда о войне в литературе и искусстве.
5. Работа над сжатием исходного текста
А) Содержательная обработка исходного текста: умение извлекать главную информацию из текста (предметное и обобщенное умение).
Б) Языковая обработка исходного текста: умение лаконично передавать извлеченную информацию в письменной речи (предметное умение).
Задача сжатого изложения: Сжато, в обобщенной форме передать содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские слова; отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства выражения. Что требуется? Отбор важной информации, формулирование основных идей автора, сохранение авторской последовательности событий, передача характера действующих лиц и обстановки без искажений, выделение основных микротем, обобщение содержания исходного текста, использование разнообразных приемов компрессии.
6. Способы компрессии текста (приемы сжатия): исключение подробностей деталей (удаление), обобщение конкретных, единичных явлений (объединение), сочетание исключения и обобщения (замена).
- Удаление. Исключать можно: вводные слова, однородные члены предложения, повторы, однотипные примеры, риторические вопросы, восклицания, цитаты, детали, не влияющие на ход мыслей, пояснения, описания, рассуждения, слова-предложения, которые могут быть удалены без ущерба для текста.
- При исключении необходимо: выделить главные (ключевые) с точки зрения основной мысли текста слова, убрать подробности и детали, объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.
- Объединение .Объединять можно: парцеллированные предложения, ряд предложений, связанных одной мыслью, части сложных предложений, конкретные единичные факты, события, явления. При объединении необходимо: найти в тексте мелкие единичные факты, выявить общее, объединить факты на основе общего, сформулировать оставшееся в предложения.
- Замена. Заменять можно: однородные предложения обобщающим словом, сложные предложения простыми, части предложения или ряд предложений общим понятием или выражением, прямую речь косвенной, часть текста одним предложением. При замене необходимо: найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, сформулировать данное предложение.
7. Самостоятельная работа групп
Текст | Что применили? | Что получилось? |
Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом – фашизмом. Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. | Замена однородных членов предложения обобщающим словом. Удаление вводных слов. Удаление повторов, причастного оборота. | Всё дальше уходит Великая Отечественная война, но память о ней жива. Нельзя забывать подвиг и жертвы народа во имя победы над фашизмом. Четыре военных года не могут сравниться ни с чем в нашей истории. |
Важнейшей чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все: от мала до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но отдавали себя без остатка, свой опыт и труд во имя грядущей победы, которая досталась нам очень дорогой ценой. | Удаление повторов. Замена сложного предложения простым, парцеллирование предложения Замена однородных членов предложения обобщающим словом | Главной чертой войны был всенародный характер. За общее дело боролись все: от мала до велика. Люди по- разному рисковали, но все отдавали себя без остатка во имя грядущей победы. |
Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное, менее значимое и яркое, а затем и существенное. К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить. | Замена сложного предложения простым. Замена однородных членов предложения обобщающим словом Замена ряда предложений одним выражением. | Память человека со временем ослабевает и теряет всё значимое. Меньше становится тех, кто мог рассказать о войне. Если подвиг народа не будет отражён в документах, то он забудется. А этого нельзя допустить. |
Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам. | Замена ряда предложений одним выражением. Объединение ряда предложений, связанных одной мыслью. | О войне снято немало фильмов и написано замечательных произведений. Но главным в разговоре на эту тему является сохранение такта и отношение к правде войны и её участникам. |
8. Результат компрессии исходного текста .
9. Итоги работы над исходным текстом.
Таким образом, мы сумели передать основное содержание исходного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы; правильно применить не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение); сохранить смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения.
10. Написание изложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА» разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса ...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...
Статья и методическая разработка урока на тему: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе »
Материал к урокам литературы ....
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».
Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме"Подготовка к написанию сжатого изложения"
Урок ставит целью подготовить учащихся к написанию сжатого изложения в рамках ГИА.Повторение алгоритма работы с текстом,способы сжатия текста....
Методическая разработка урока обучения написанию сочинения-мнения по теме Technology
Данная методическая предназначена для обучения учащихся написанию сочинения-мнения и включает презентацию (с материалами, направленными на обучение построения высказываний с привидением аргументов, оз...