Урок русского языка в 7 классе «Употребление деепричастий»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Тип урока:
урок закрепления умений и навыков, совершенствования знаний.
Вид урока:
урок – игра
Цели:
раскрывать перед обучающимися выразительные возможности деепричастий, систематизировать и углубить знания о деепричастии;
развивать речь и логическое мышление учеников;
воспитывать чувство сотрудничества при работе в группе;
формировать устойчивый интерес к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_deeprichastie.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7 классе
«Употребление деепричастий»
Тип урока: урок закрепления умений и навыков, совершенствования знаний.
Вид урока: урок – игра
Цели: раскрывать перед обучающимися выразительные возможности деепричастий, систематизировать и углубить знания о деепричастии; развивать речь и логическое мышление учеников; воспитывать чувство сотрудничества при работе в группе; формировать устойчивый интерес к предмету.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
-Ребята, сегодня у нас урок – сюрприз. Мы еще раз раскроем для себя секреты деепричастий, их выразительные возможности. Обозначая добавочные действия, деепричастия украшают речь, заставляют нас обратить внимание на незаметные детали. Конечно, из одних деепричастий составить предложение невозможно, но именно им под силу преобразовать нашу речь. Сделать ее выразительной.
Знакомство с темой и планом урока. (1 слайд)
II. Проверка домашнего задания. (2 слайд)
- Устный опрос учащихся.
- Дайте определение деепричастия.
- Как пишется не с деепричастиями?
- Как образуются деепричастия несовершенного и совершенного вида?
- Что называется деепричастным оборотом?
- Какими членами предложения являются деепричастия и деепричастные обороты? На какие вопросы отвечают?
- Как выделяются на письме деепричастия и деепричастные обороты?
2. Проверка расстановки знаков препинания в предложениях упражнения 194. (Ученики сверяют свою работу с экраном.) (3 слайд )
3. Задания по упражнению.
- Прочитайте предложения выразительно.
- Укажите сложные предложения.
III. Буквенный диктат. Записываем только первую букву слова – ответа
(На экране появляются нужные буквы)
В итоге получается название нашей ИГРЫ. (4 слайд)
«ГРАМОТЕИ»
( Вопросы и задания, приготовленные для трех групп, аналогичные. За каждый правильный ответ - 1 балл.)
1. (5 слайд)
-Какие морфемы указывают на деепричастие?
А) – л- ; б) –яв; в) –явший; г) – нуть; д) – т; е) – ивши.
2. задание (на карточках, а ответ на экране)
- В каком случае не пишется слитно? (Можно объяснить все написания.)
(Не) взлюбив падчерицу;
(Не) решаясь сказать;
Еще (не) освещенный солнцем;
Трава (не) скошена.
3 задание на экране (6 слайд) и на карточках - таблицах
«Допишите деепричастия»
а | я | ||
а | я | ||
а | я | ||
а | я | ||
а | я | ||
а | я |
Ключ: поля, паря, даря, маня, жаря, катя
(Глаголы, от которых образованы эти деепричастия: палить, манить, парить, жарить, дарить, копить)
4 задание
- Выберите грамматически правильные продолжения предложения.
1 вариант. Обдумав план сочинения,
а) я стал подбирать эпиграф;
б) много было распределено время;
в) требуется знание художественного произведения.
2 вариант. Пользуясь толковым словарем,
а) меня поразило богатство нашего языка;
б) обратите внимание на иллюстративный материал;
в) многие слова окажутся вам неизвестными.
1 вариант. Решая задачу,
а) используются справочники;
б) может быть несколько ответов;
в) нельзя пользоваться калькулятором.
5 задание
Определите, к каким предложениям относятся данные схемы?
а) , / / .
б) / /, .
в) и, / /, / /, .
IV. Работа с текстом. Стихотворение Роберта Саути.
Слово учащегося.
В Англии есть река Дервент, на пути своего течения образующая Ладорский водопад, пройдя через озера, впадает в Ирландское море…
- Познакомимся со стихотворением Р. Саути «Ладорский водопад»
(тексты распечатаны)
Стихотворение Роберта Саути (перевод А. Шмульяна)
«Ладорский водопад»
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, шумя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед убегая в свободном задоре –
Так падают воды в сверкающем быстром Ладоре.
Ответьте на вопросы:
- Сколько предложений в этом стихотворении?
- Почему мы считаем это предложение текстом?
- С какой целью автор использует деепричастия?
Задания по тексту:
- Сделайте устный морфологический разбор любого деепричастия из этого стихотворения.
-Выделите суффиксы.
V. Подведение итогов игры и урока в целом.
Домашнее задание: упр. 193, подготовиться к контрольному диктанту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе. Деепричастие как часть речи.
Урок русского языка в 7 классе 7 вида. Разнообразные задания, игровые моменты. Работа с кластером очень успешно себя зарекомендовала именно в классах ККО....
Урок русского языка «Употребление и образование деепричастий»
Урок проводится как обобщающий в конце темы «Деепричастие» 6 класс по учебнику С. Львовой....
Презентация к уроку русского языка в 6 классе: "Деепричастие. Систематизация изученного"
Презентация к уроку русского языка в 6 классе: "Деепричастие. Систематизация изученного"...
Урок русского языка в 6 классе: "Деепричастие. Систематизация изученного"
Урок русского языка в 6 классе: "Деепричастие. Систематизация изученного"...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе. "Деепричастие".
Технологическая карта урока...
Методическая разработка урока русского языка на тему "Словообразование деепричастий"
Методическая разработка урока русского языка на тему "Словообразование деепричастий" . Для 7 класса общеобразовательной школы....
Методическая разработка . Технологическая карта урока.Русский язык .7 класс."Употребление предлогов в речи."
Технологическая карта урока . Русский язык. 7 класс. "Употребление предлогов в речи"....