«Правописание -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Конспект урока русского языка в 10 классе на тему:
«Правописание -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»
Цели урока:
Образовательная
- закрепление знаний об условиях выбора написания -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
- продолжение работы по систематизации сведений о правописании -Н- и -НН- в суффиксах слов разных частей речи;
- продолжение формирования практического умения различать условия написания -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи;
- повторение сведений об обособлении распространённых определений, выраженных причастными оборотами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 10 классе на тему:
«Правописание -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»
Учитель русского языка и литературы
средней общеобразовательной школы
при Посольстве России в Мексике
Колокольцев Михаил Вячеславович
Цели урока:
Образовательная
- закрепление знаний об условиях выбора написания -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
- продолжение работы по систематизации сведений о правописании -Н- и -НН- в суффиксах слов разных частей речи;
- продолжение формирования практического умения различать условия написания -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи;
- повторение сведений об обособлении распространённых определений, выраженных причастными оборотами.
Развивающая
- способствовать развитию внимания, мышления, речетворческой деятельности, памяти и
умения логически рассуждать,
Воспитательная
- продолжить формирование коммуникативных умений, осознания учащимися богатства русского языка.
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний
ХОД УРОКА:
- Организационный этап
- Целеполагание. После объявления учителем темы урока учащиеся самостоятельно определяют цели и задачи занятия (см. выше – образовательная цель урока) и указывают на предполагаемые виды упражнений для достижения этих целей.
- Опрос домашнего задания: теория «Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных»
№ п/п | НН | Н |
1 | В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени, образованных от глаголов совершенного вида: решёННый (от глагола «решить») брошеННый (от глагола «бросить»). | Исключения: ранеНый, смышлёНый, назвАный (брат), посажёНый (отец) |
2 | В прилагательных, образованных от причастий на – ованный, ёванный: асфальтироваННый, баловаННый | Исключения: коваНый, жёваНый |
3 | В причастиях с приставками, кроме НЕ: изранеННый, | В отглагольных прилагательных (без приставки или с приставкой НЕ): неранеНый, ранеНый гашеная известь — негашеная известь. |
4 | В суффиксах причастий, употреблённых с зависимым словом (словами) – т.е. в составе причастного оборота: кошеННый ВЧЕРА луг | 4. В отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, и кратких причастиях: кошеНое поле, поле скошеНо. Исключения: деланный, жеманный, виденный, желанный, чванный, чеканный, окаянный, медленный, священный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, считанный. |
5 | В кратких прилагательных, образованных от полных путём перехода в них страдательных причастий прошедшего времени: девушка (какова?) рассеяННа | В суффиксах кратких страдательных причастий: семена (что сделаны?) рассеяны ветром |
- Синтаксическая разминка (прорешивание типовых заданий ЕГЭ)
А1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
пишется НН?
Музыка С.С. Прокофьева требует от слушателя сосредоточе(1)ости, которая поможет слушателю оценить неожида(2)ые решения в построении мелодий и гармоний, безукоризне(3)о логичные формы.
1) 1 2) 1, 2, 3 3) 3 4) 1, 3
А2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Почему коньки, сдела(1)ые из любого материала, скользят только по ледя(2)ой поверхности и соверше(3)о не скользят по гладкому каме(4)ому полу?
1) 1, 2 2) 2, 4 3) 1, 3, 4 4) 3, 4
А3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Мощё(1)ая мраморной плиткой прихожая украше(2)а стекля(3)ыми вазами и золочё(4)ой мебелью, созда(5)ой лучшими мастерами Италии.
1) 3, 4 2) 2, 4 3) 1, 3, 5 4) 3, 5
А4. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых пишется одна буква Н:
На автопортрете художник одет в изыска(1)ый плащ, лицо спокойно и увере(2)о, бородка тщательно ухоже(3)а.
1) 1 2) 2 3) 3 4) 1, 3
А5. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
В первых картинах И.Н. Никитина была некоторая упрощё(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределё(3)ого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой.
1) 1 2) 2 3) 1, 2 4) 1, 2, 3
- Повторение и закрепление изученного учебного материала
Упражнения для тренировки.
А. Объясните правописание Н и НН тексте:
Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Кое-где виднелись небольшие леса и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся сарайчики с плетёнными из хвороста стенами, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. «Нет, – подумал Аркадий, – небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы… но как их исполнить, как приступить?..»
(По И.С. Тургеневу)
Учащиеся отвечают не вопросы:
- Из какого произведения этот текст?
- Что для понимания его смысла добавляют причастия? Каким тропом чаще всего бывают прилагательные и причастия?
- Как бы вы определили место данного текста для понимания идеи произведения?
Б. Переделайте предложения, заменяя выделенные глаголы краткими и полными страдательными причастиями.
Почему не именем главного героя, а неодушёвлённым предметом называет Н.В. Гоголь свою повесть?
В «Песне о вещем Олеге» Пушкин вместо слова «волшебник» употребляет слово с тем же корнем «волхв».
Читательское ожидание оправдывается, когда он читает о событиях, последовавших после сна Татьяны Лариной.
Помогает разобраться в характерах героев «Войны и мира» принцип «сцепления», состоящий в том, чтобы соединить, казалось бы, разрозненные сцены произведения.
Случайно ли в «Медном всаднике» Фальконе и Пушкин позаимствовали образы всадника, коня и змеи с изображения герба Москвы?
В. Прокомментируйте написание Н и НН.
Словосочетание с причастием или отглагольным прилагательным | Комментарий |
Образец: Жареная картошка | Отглагольное прилагательное; Образовано от глагола, нет приставки и зависимого слова |
Поджаренная картошка | Причастие; есть приставка, кроме «не» |
Нежареная картошка | Отглагольное прилагательное; Приставка «НЕ» - исключение |
Жаренная к приходу отца | Причастие; есть зависимое слово |
Картошка поджарена | Краткое причастие |
Пожарена сестрой | Краткое причастие |
Для работы учащихся: вяза…ый свитер | |
Кофта связа…а | |
Связа…а недавно | |
Рука перевяза…а | |
Перевяза…ый бечёвкой | |
Недовяза…ый шарф | |
Гружё…ая баржа | |
Баржа загруже…а | |
Гружё…ый кирпичом | |
Компьютеры перезагруже…ы | |
Перезагруже…ая система | |
Некипячё…ая вода | |
Кипячё…ая вода | |
Прокипячё…ое молоко | |
Вскипячё…ое молоко | |
Подкраше…ый кем-то | |
Перекраше…ы заново | |
Некраше…ый забор | |
Некраше…ый давно | |
Краше…ые полы |
Г. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните графически правописание Н и НН. Из какого произведения этот текст? Как этот отрывок помогает охарактеризовать главного героя?
Как страшно стало ему когда вдруг в душе его возникло живое и ясное пре_ставление о человеческой судьбе и назначени_ когда в голове пр_сыпались и бе_порядочно носились как птицы пробуждё_ые внезапным луч_м солнца в дремл_щей ра_валине разные жизне_ые вопросы. Ему грустно и больно стало за свою (не)разв_тость остановку в росте нравстве_ых сил за тяжесть меша_щую всему. В ро(п,б)кой душе его вырабатывал_сь мучительное сознание что многие стороны его натуры (не)пробуждались совсем и ни одна (не)разработа_а до конца.
А между тем он болезне_о чу_ствовал что в нём зарыто как в могиле какое(то) хорошее светлое начало. Но глубоко и т_жело завален_ клад дрянью наносным сором. Кто(то) будто украл и закопал в собстве_ой его душе принесё_ые ему в дар миром и жизнью сокровища. И уж_ не выбрат_ся ему кажет_ся из глуши и дичи на прямую тропинку. Лес в душе всё темнее; тропинка зар_стает более и более; светлое сознание просыпает_ся всё реже и только на мгновение будит спящие силы. Ум и воля давно парализова_ы и кажет_ся бе_возвратно.
(По И.А. Гончарову)
- Итоги урока. Рефлексия.
Учащиеся заполняют Карточку рефлексии:
Цель урока я определил | правильно/неправильно |
своей работой на уроке я | доволен/не доволен |
материал урока мне был | понятен/не понятен полезен/бесполезен интересен/скучен |
наиболее сложной мне показалась работа | - с комментарием к написанию Н и НН; - с обособлением причастных оборотов; - с работой по анализу текста; - работа не вызвала затруднений. |
Учитель выставляет оценки.
- Объяснение домашнего задания:
Подберите примеры к написанию Н и НН.
Словосочетание с причастием или отглагольным прилагательным | Комментарий |
1. 2. | Отглагольное прилагательное; образовано от глагола, нет приставки и зависимого слова |
1. 2. | Отглагольное прилагательное с приставкой «НЕ», являющейся исключением |
1. 2. | Полное страдательное причастие с приставкой, кроме «не» |
1. 2. | Полное страдательное причастие с зависимым словом (словами) |
1. 2. | Краткое страдательное причастие |
1. 2. | Краткое страдательное причастие с приставкой, кроме приставки «НЕ» и зависимым словом |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка в 7 классе "Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных"
Открытый урок предназначен для обучающихся 7 класса. Нестандартный подход к усвоению учебного материала прививает повышенный интерес к предмету ...
ТЕСТ « Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»
Тест в формате ЕГЭ для учащихся 7 класса...
«Правописание –н- и –нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»
Цели урока: Образовательные: 1. Обобщить и закрепить знания о правописании –н- и –нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;2. Формировать навык правильного написания суффиксов при...
Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
Конспект урока русского языка в 6 классе по программе Бунеева ( образовательная система "Школа 2100"). Это урок объяснения нового материала. На уроке используются АМО ( активные методы обучения)...
Презентация по теме "Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных", 7 класс
Презентация содержит задания и правила по теме "Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных". Может быть использована и в среднем звене при изучении темы, и в старших класс...
Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных
Материал готовился для уроков дистанционного обучения. но его можно использовать и на уроках в обычном классе...
Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных
Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных...