Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Савушинская Эльвира Алексеевна

Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТИП УРОКА: ПОВТОРИТЕЛЬНО – ОБОБЩАЮЩИЙ

ВИД УРОКА: УРОК – СЮРПРИЗ

ТЕХНОЛОГИЯ: ТЕХНОЛОГИЯ КОНТЕКСТУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

ЦЕЛЬ: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПРАВИЛЬНОГО НАПИСАНИЯ ПРИЧАСТИЙ И ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

ЗНАТЬ: ОРФОГРАММЫ « Н – НН В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ», « Н – НН В СУФФИКСАХ ПРИЧАСТИЙ»

УМЕТЬ: ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ СЛОВА С ИЗУЧЕННЫМИ ОРФОГРАММАМИ

ОБОРУДОВАНИЕ: КАРТОЧКИ, ГРАМОТЫ

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя

Цель: объяснить учащимся цель урока

Учитель. Ребята, сегодня у нас необычное занятие: урок – сюрприз. Я даже не могу вам сообщить план урока. Скажу только одно: приготовьтесь к неожиданностям.

2. Актуализация опорных знаний

Цель: ( повторить правило написания Н – НН в суффиксах причастий и прилагательных на основе работы с текстом.

Учитель. Ребята, давайте подумаем, что бы, ещё придумать, чтобы запомнить сложное правило «  Н – НН»? Вчера я отправила запрос по ИНТЕРНЕТУ, и вот что получила в ответ.

( Запись на доске, коллективная работа: дети объясняют написание Н – НН )

СМЫШЛЁНЫМ ДЕТЯМ ДОСТАТОЧНО ПОВТОРИТЬ ПРАВИЛО НЕСКОЛЬКО РАЗ , А ПОТОМ, ВЫПИВ КИПЯЧЁНОЙ ВОДЫ, ВЫПОЛНИТЬ ПРИДУМАННЫЕ УЧИТЕЛЕМ УПРАЖНЕНИЯ, В КОТОРЫХ ПОВТОРЯЕТСЯ ОДНО И ТО ЖЕ. НЕЗВАНЫЕ ГОСТИ ВСЁ ТАК ЖЕ, КАК И РАНЬШЕ, ПРИХОДЯТ НЕОЖИДАННО, ДАЖЕ НЕГАДАННО – НЕЖДАННО, ЗАТО ПРИНОСЯТ НЕ КРАШЕНЫЕ  ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ , А ЗОЛОЧЁНЫЕ И ПОСЕРЕБРЕННЫЕ БЛЮДА. ПРИЧЁМ НЕПРЕМЕННО ВСЕ СИДЯТ НА КОЖАНОМ ДИВАНЕ, ВОЗЛЕ КОТОРОГО ЕСТЬ ПОЛИРОВАННЫЙ СТОЛИК С КРАХМАЛЕНОЙ СКАТЕРТЬЮ И ВЯЗАНЫМИ САЛФЕТКАМИ.

Учитель. Хорошо, конечно, когда приходят гости. Но чем же их угощать?

3. Объяснительный диктант

Цель: добиться осознанного написания слов с Н – НН ПРИ ВОССОЗДАНИИ ТЕКСТА РЕЦЕПТА.

Учитель. Сейчас я предлагаю карточку для каждой пары. Вы сами выберете, кто из вас будет выступать в роли учителя при объяснительном диктанте.

( раздаются карточки )

Учитель. Теперь мы вместе составим уникальный рецепт

 (объяснительный диктант)

Ученик, у которого есть карточка, диктует написанные на ней словосочетания и объясняет на писание Н – НН . потом все записывают это словосочетание к себе в «Уникальный рецепт»

4. Самостоятельная работа «Моя будущая профессия – кулинар»

Цель : проверить уровень усвоения темы

Учитель. А теперь каждый из вас получает необыкновенный  конверт, в котором вы найдёте всё, что вам необходимо для создания собственного рецепта. Может быть, кто-нибудь  из вас станет известным кулинаром. А пока мы только смоделируем будущее. Наша работа состоит из двух этапов:

1. Выясним содержимое холодильника ( конверта).

2. Составим рецепт вместе с другом.

Задание. Вставьте пропущенные буквы на карточках

Учитель предлагает 8 вариантов

5.  Работа в группах ( по  два человека )

Задание . Составьте рецепт, используя продукты, изображённые на ваших карточках ( вовсе не обязательно использовать все )

6. Закрепление изученного

Учитель. Пока я буду знакомиться с вашими шедеврами, предлагаю продолжить историю об удивительных превращениях  продуктов. Выполним упражнение

ТЕПРЬ ЗАЙМЕМСЯ МЫ СТОЛОМ.

ОН ПОЛИРОВАН…ЫЙ ПРИТОМ.

КРАХМАЛЕН…АЯ СКАТЕРТЬ ЕСТЬ.

А ВЯЗАН…ЫХ САЛФЕТОК ШЕСТЬ.

ПОКРАШЕН…Ы ЕЩЁ ВЧЕРА

ВСЕ НОЖКИ КРЕСЕЛ И СТОЛА.

ВИЛКИ ЗОЛОЧЁН….ЫЕ,

НОЖИ ПОСЕРЕБРЁН…ЫЕ.

И ВОТ УЧЁН…ЫЙ ПОПУГАЙ

ГОСТЕЙ ЗОВЁТ НА КАРАВАЙ.

ВОТ БЬЮТ СТАРИН…ЫЕ ЧАСЫ.

У ДАМ ПРИПУДРЕН…Ы НОСЫ.

ВОТ СТЁГАН…ЫХ ЖИЛЕТОВ РЯД

И ТУФЕЛЬ ЧИЩЕН…Х ПАРАД.

УЖ МОЖНО УЖИН ПОДАВАТЬ,

ЧТОБ ЗВАН…ЫХ В ГОСТИ УДИВЛЯТЬ.

ПОТРАЧЕН…О НЕМАЛО СИЛ.

ХВАЛЁН…ЫЙ СУП УЖЕ ОСТЫЛ.

КАПУСТЫ КВАШКН…ОЙ ВЕДРО,

МОЧЁН…ЫХ ЯБЛОК ПОЛКИЛО.

СВЕЖЕМОРОЖЕН…ЫЙ САЗАН,

КОПЧЁН…ЫЙ УГОРЬ И БАРАН,

ХРАНИВШИЙСЯ ПЯТЬ ЛЕТ БАЛЬЗАМ

И МЕЛКОКРОШЕН…ЫЙ БАНАН.

ТОГО, ЧТО СЪЕДЕН…О ДАВНО,

ПЕРЕСЧИТАТЬ МНЕ НЕ ДАНО.

БЫВАЕТ МНОГО РАЗНЫХ ТЕМ,

НО Я ЛЮБЛЮ « ОДНА – ДВЕ  Н»!

7. Подведение итогов. Награждение лучших учеников

Учитель. Настало время подвести итоги нашего необычного занятия и наградить лучших кулинаров ( вручение грамот )

8. Домашнее задание

Учитель .   Дома вы поработаете  с шутливым текстом и увидите, как в нём используются полные и краткие причастия и прилагательные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 7 классе "Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных"

Открытый урок предназначен для обучающихся 7 класса. Нестандартный подход к усвоению учебного материала прививает повышенный интерес к предмету ...

«Правописание –н- и –нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»

Цели урока: Образовательные: 1. Обобщить и закрепить знания о правописании –н- и –нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;2. Формировать навык правильного написания суффиксов при...

Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Конспект урока русского языка в 6 классе по программе Бунеева ( образовательная система "Школа 2100"). Это урок объяснения нового материала. На уроке используются  АМО ( активные методы обучения)...

Презентация по теме "Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных", 7 класс

Презентация содержит задания и правила по теме "Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных". Может быть использована и в среднем звене при изучении темы, и в старших класс...

Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Материал готовился для уроков дистанционного обучения. но его можно использовать и на уроках в обычном классе...

Правописание –н- и -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речиЦели урока:Закрепление навыков правописания –н- и -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательныхЗакрепление правописания окончаний ра...