Урок по русскому языку на тему: «Обобщение знаний по теме: «Имя существительное»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, цель урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.
Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.
Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы: Малышева Т. Е.
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тип урока: обобщающий
Тема урока: «Обобщение знаний по теме: «Имя существительное»
Цели урока:
предметные:
- Организация повторения по теме «Имя существительное».
- Организация обобщения и систематизации знаний по теме.
а) определение морфологических признаков
б) синтаксическая роль в предложении
личностные:
- Воспитание самостоятельности:
а) брать на себя ответственность;
б) брать ответственность за работу группы в целом.
- Воспитание патриотизма.
метапредметные:
- Развитие способности к анализу и обобщению.
- Развитие речи учащихся.
- Развитие творческих способностей
- Развитие познавательного интереса учащихся.
- деятельностная: закрепить умения опознавать существительные в речи по морфологическим признакам;
- развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи;
- содержательная: закрепить знания о существительном как о части речи.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, цель урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.
Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.
Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Средства обучения: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник, карточки, цветные жетоны.
Формулировки деятельности учителя и обучающихся.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I.Организа-ционный. Мотивация к учебной деятельнос-ти. | Приветствие. - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом. Давайте проверим, какое у вас настроение (красный жетон – отличное, синий – хорошее, зелёный – плохое). | Работа с жетонами. | Личностные Регулятивные Коммуникативные |
II.Актуализация знаний. Формулирование темы, постановка цели. | На предыдущих уроках мы начали повторять части речи, и сегодняшнее занятие я хочу начать с загадки, ответ на которую позволит вам определить тему урока: «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам». - О какой части речи эта загадка? Почему вы так считаете? - Правильно, это имя существительное. - Прочитайте эпиграф урока: Имя существительное – хлеб языка. Л.В.Успенский -Докажите это высказывание. - Объясните постановку тире. (О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных). - Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа и тему урока (Имя существительное). -Сегодня я предлагаю вам отправиться в морское путешествие по стране, которая называется «Имя существительное». Работать мы будем в группах – четыре экипажа, руководят которыми мудрые капитаны. -Вспомним, как мы условились работать в группах? -В обязанности капитана входит то, что он должен распределить роли в группе: кто будет записывать информацию, кто отвечать у доски, кто работать с презентацией. Капитаны экипажей получают маршрутные листы, где участник самостоятельно оценивает свою работу на каждом этапе путешествия, затем капитан оценивает работу участника. В нашем путешествии за успешно и досрочно выполненное задание предусмотрены дополнительные баллы, которые учитываются при выставлении отметки, – это морская звезда. -А теперь мы отправляемся в путь и перейдём к проверке домашнего задания. Нас ждёт залив «Лексемус». Ребята каждой из групп должны были подготовить слово – имя существительное, дать его лексическое толкование и рассказать о нём. Ребята из остальных команд должны отгадать слово. Каждый, кто назовёт слово первым, получает дополнительную красную звезду. -В чём перекликается содержание стихотворения и содержание домашнего задания? -Какую цель мы поставим перед собой на уроке? | Обучающиеся слушают учителя, формируют тему урока, ставят цели. (Отвечают на вопросы с места). Строят рассуждения, понятные для собеседника. Слушают выступление, анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Высказывают предположения. Учатся формулировать собственную точку зрения и позицию. | Коммуникативные Познавательные Регулятивные Целеполагание Общеучебные Логические Регулятивные Познавательные Коммуникативные Личностные |
III.Практическая часть. Физкультминутка | I.-Первой точкой нашего причала будет «Школа юного моряка», где мы вспомним теоретические сведения об имени существительном. 1. Род имён существительных. Привести примеры. -Ребята, определите, пожалуйста, род записанных имён существительных? (бумага, книга, машина, дача, жадина, имена Саша, Женя, Валя) 2.Число имён существительных. Привести примеры. 3. Склонение имён существительных. Привести примеры. -Ребята, определите склонение существительных: картина, мама, дядя, олень, мороз, печь, ночь, кров, солнце, небо, земля, тень, день, дружба, вода, пень, облако, ручей. 4. Падежи имён существительных. Привести примеры. Обратить внимание на окончание существительного птица в родительном и дательном падеже. Об орографии мы поговорим на следующем уроке. Задание на дом: повторить окончания имён существительных. II. -Ребята! Вы любите играть? Я очень люблю играть. Только играть надо с пользой. Давайте я и вас научу. Ребята, когда услышите имена существительные 1 склонения -поднимите руки вверх, когда прозвучит имя существительное 2 склонения – присядьте, а третьего –руки перед собой. Зима, утро, урок, море, ночь, меч, окно, рожь - Молодцы! III.-Нас ожидает порт «Текстуалия». Чтобы попасть туда необходимо выполнить следующие задания: 1. Определить стиль текста. 2. Определить тип текста. 3. Определить основную мысль текста. 4. Групповое задание: I группа – выписать собственные имена существительные; II группа – выписать нарицательные имена существительные; Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через реку, и птицы, летящие на север. Это и Москва, и моё родное село Орлово. Это имена людей, названия рек и, конечно же, наши родители. В.Песков. IV.-Следующим портом, который мы посетим, будет порт «Синтакляндия». Нередко одно существительное в предложении выполняет разную роль. Сейчас мы попробуем проанализировать этот вопрос. В предложениях необходимо найти существительные, определить их падеж и синтаксическую роль. Морскую звезду получит тот экипаж, который быстрее остальных команд справится с заданием, а самое главное, правильно. Утром выпал снег. Я взял в руки первый снег. -Ребята, какой раздел языкознания изучает синтаксическую роль частей речи в тексте? V.- Прочитайте слова: М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова. 2. Обсудите в группе и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия. 3. Подчеркните вставленные буквы. Расскажите друг другу орфограмму, которую вспомнили, выполняя задание? - Повернулись тихо к своим товарищам и дружно, давая возможность каждому высказаться, обсуждая шёпотом, работаем. - Проверим, как справились с заданием VI. - Сегодня на уроке мы рассмотрели имя существительное через призму разных разделов языкознания. Мы выстроили модель, записав всё то, что мы знаем об имени существительном. Продукт нашего урока морфологический разбор имени существительного) – результат совместной деятельности. Но каждый внёс свой вклад. Оцените свой вклад в рождение обобщения темы. Обратимся к маршрутным листам. | Выходят капитаны, вытягивают бумажку с вопросом. Обсуждение в группе, фиксация ответа на вопрос. Устный ответ представителя группы. Высказывают своё мнение. Воспринимают ответы обучающихся. Осуществляют самоконтроль. Выполняют упражнение в тетради, обосновывая выбор морфологических признаков. Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. Воспринимают ответы обучающихся. Осуществляют самоконтроль, самопроверку. Записывают предложения, обозначают падеж, подчеркивают члены предложения. Осуществляют самопроверку. | Регулятивные Познавательные Коммуникативные Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные Регулятивные Познавательные Коммуникативные Личностные Регулятивные Познавательные Личностные Регулятивные Коммуникативные Личностные |
IV. Рефлексия. | -Итак, наше сегодняшнее путешествие подошло к концу. -Ребята, продолжите, пожалуйста, предложения: -Сегодня на уроке я вспомнил… -Мне было интересно… -Особенно понравилось… -А, может быть, осталось что-то, что вызывает у вас и сейчас затруднение? -Я попрошу капитанов, посовещавшись в группе, дать отметку работе своей группы и озвучить их. -В конце урока каждый из вас положит мне на стол фигурку того цвета, какую отметку он получил. (Красный – 5, синий – 4, зелёный – 3). -Какое настроение у вас в конце урока? (Жетоны трёх цветов) | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции материала на уроке и как они его усвоили (что получилось, что не получилось и почему). | Личностные |
V. Домашнее задание. | Упражнение 562 (для необходимого уровня – найти существительные, определить их падеж, выделить орфограммы; для повышенного уровня – используя полученную модель морфологического разбора выполнить разбор трёх имен существительных). |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
О какой части речи эта загадка? Почему вы так считаете? « Давно живу я в мире этом, даю названия предметам» Загадка
Имя существительное – хлеб языка. Л.В.Успенский Докажите это высказывание Объясните постановку тире Прочитайте эпиграф урока:
Род имён существительных Ребята, определите, пожалуйста, род записанных имён существительных? Бумага, книга, машина, дача, жадина, имена Саша, Женя, Валя Привести примеры
Число имён существительных Привести примеры
Склонение имён существительных Привести примеры Картина, мама, дядя, олень, мороз, печь, ночь, кров, солнце, небо, земля, тень, день, дружба, вода, пень, облако, ручей. Ребята, определите склонение существительных:
Падежи имён существительных Привести примеры
Физкультминутка Зима, утро, урок, море, ночь, меч, окно, рожь
1. Определить стиль текста. 2. Определить тип текста. 3. Определить основную мысль текста. 4. Групповое задание.
Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через реку, и птицы, летящие на север. Это и Москва, и моё родное село Орлово. Это имена людей, названия рек и, конечно же, наши родители. В.Песков Текст
Утром выпал снег. Я взял в руки первый снег .
М_локо , смелость, мол_тьба , зеркало, тетра_ь , Оле__ , бег, радость, олень, стр_льба , нефть, с_нева , велосипе_ , пилот, с_бака , малахит, тракторист, к_рова . Обсудите в группе и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия. Подчеркните вставленные буквы.
Фамилия, имя Лексе-мус Школа юного моряка Текстуалия Синтакляндия Общая отметка Отметка учителя Маршрутный лист
Рефлексия Итак, наше сегодняшнее путешествие подошло к концу. Ребята, продолжите, пожалуйста, предложения: Сегодня на уроке я вспомнил… Мне было интересно… Особенно понравилось… А, может быть, осталось что-то, что вызывает у вас и сейчас затруднение? Я попрошу капитанов, посовещавшись в группе, дать отметку работе своей группы и озвучить их. В конце урока каждый из вас положит мне на стол фигурку того цвета, какую отметку он получил.
Домашнее задание Упражнение 562 (для необходимого уровня – найти существительные, определить их падеж, выделить орфограммы; для повышенного уровня – используя полученную модель морфологического разбора выполнить разбор трёх имен существительных).
Отличное настроение Хорошее настроение Грустно
Урок сегодня завершён, Но каждый должен знать: Познание, упорство, труд К успеху в жизни приведут!
Спасибо за урок !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка по теме: Обобщение знаний по теме "Предложение"(конспект, презентация, технологическая карта, аудиоматериалы)
Разработка урока предназначена для 2-го класса (УМК "Школа России"....
Урок-игра по теме "Обобщение знаний по теме "Химическая связь. Электролитическая диссоциация" 9 класс
Обобщение знаний в 9классе по теме "Химическая связь. Электролитическая диссоциация" по программе П.А. Оржековского предлагаю в виде урока-игры. На четырех станциях игроки четырех команд поочередно вы...
Урок по русскому языку в 5-ом классе по теме: « Обобщение по теме «Лексика».
Урок по русскому языку в 5 классе посвящён повторению и обобщению знаний по теме «Лексика». Этот урок является итоговым по данной теме, что позволяет учащимся полностью показать приобретённые зн...
Урок по русскому языку в 5-м классе по теме: "Морфемика" (обобщение и систематизация знаний по разделу)
Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика», проверить усвоение понятий однокоренные словаформа словазначимые части слова (приставка, корень, суффикс, окончание, основа);умения учащи...
урок русского языка по теме «Обобщение знаний по теме «Имя числительное»
Урок направлен на повторение и обобщение материала об имени числительном: знания о классификации числительных по значению, по составу, склонение числительных, употребление их в речи....
Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе Тема: Обобщение знаний по теме: «Гласные после шипящих»
Тема урока: Обобщение знаний по теме: «Гласные после шипящих».Цель: обобщить знания учащихся о правописании шипящих в сочетании с гласными.Задачи:Образовательные:- совершенствовать у...
Открытый урок по русскому языку в 7классе "Обобщение изученного по теме "Наречие"".
Урок направлен на обобщение и расширение сведений о наречии как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречия; усвоение знаний в их системе....