Технологическая карта урока по учебному предмету «Литература» в 10 классе на тему « Когда душу пронзает боль…» ( Анализ рассказа В.П. Астафьева «Яшка – лось»).
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Тема данного урока выбрана неслучайно. Она является продолжением целого ряда занятий, посвященных духовно-нравственному воспитанию школьников в рамках работы по теме «Человек и природа». На этом уроке продолжается формирование нравственного фундамента отношения человека к окружающему миру. Рассказ В. П. Астафьева «Яшка – лось» является благодатным материалом, который становится основой урока-диалога, позволяющего задуматься над «вечными» проблемами, обсудить сложные вопросы жизни человека в обществе, взаимоотношения с «братьями нашими меньшими». Эти вопросы напрямую связаны с вопросами духовности, морали и нравственности человека, следовательно, имеют огромное воспитательное значение, развивают глобальное мышление у обучающихся.
На протяжении всего урока обучающиеся работают с «Листами оценки знаний», в которых оценивают свою работу на всех этапах урока и работу своих одноклассников, в конце занятия на основании этих «Листов…» после общего обсуждения выставляется отметка за урок каждому десятикласснику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по рассказу В.П. Астафьева "Яшка - лось" | 47.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. учителя: Спайкова Ирина Натановна
учитель русского языка и литературы
МОУ Синичинская средняя общеобразовательная школа
Технологическая карта урока по учебному предмету «Литература»
в 10 классе на тему « Когда душу пронзает боль…» ( Анализ рассказа В.П. Астафьева «Яшка – лось»).
Тип урока: | Урок внеклассного чтения – «Диалог – клуб» |
Авторы УМК: | УМК « Литература 10 – 11 классы» под редакцией Б.А. Ланина |
Цель урока: | Познакомить обучающихся с рассказом В. Астафьева «Яшка – лось», создать условия для развития мыслительных способностей учеников; раскрыть нравственные проблемы , обозначить их актуальность в современном мире. |
Задачи: | Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
|
Планируемые образовательные результаты: | Предметные: Уметь
Личностные: Воспитывать
Метапредметные: Уметь
Регулятивные: Уметь
Коммуникативные: Уметь
|
Оборудование: | Тетради для записи выводов на всех этапах урока, « Листы оценки знаний». |
Образовательные ресурсы:
| Текст рассказа В.П.Астафьева « Яшка-лось» Очерки Д.С.Лихачёва « Письма о добром и прекрасном». |
Комментарий:
Тема данного урока выбрана неслучайно. Она является продолжением целого ряда занятий, посвященных духовно-нравственному воспитанию школьников в рамках работы по теме «Человек и природа». На этом уроке продолжается формирование нравственного фундамента отношения человека к окружающему миру. Рассказ В. П. Астафьева «Яшка – лось» является благодатным материалом, который становится основой урока-диалога, позволяющего задуматься над «вечными» проблемами, обсудить сложные вопросы жизни человека в обществе, взаимоотношения с «братьями нашими меньшими». Эти вопросы напрямую связаны с вопросами духовности, морали и нравственности человека, следовательно, имеют огромное воспитательное значение, развивают глобальное мышление у обучающихся.
На протяжении всего урока обучающиеся работают с «Листами оценки знаний», в которых оценивают свою работу на всех этапах урока и работу своих одноклассников, в конце занятия на основании этих «Листов…» после общего обсуждения выставляется отметка за урок каждому десятикласснику.
Эпиграфы к уроку: Боже правый! Пусто и страшно становится в Твоем мире.
Н. В. Гоголь.
Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть - иначе будет
не жизнь , а прозябание. Д.С. Лихачёв.
Дидактическая | Ситуативные задачи/ опорные вопросы | Деятельность | Деятельность |
Организацион-ный момент |
| Проверка готовности обучающихся к уроку. Создание эмоционального настроя на откровенный разговор. |
|
Определение темы урока ЭТАПЫ: вступительное слово учителя сообщение обучающегося вопросы на ассоциации предполагаемые ответы обучающихся | Тему нашего урока я предлагаю сформулировать так: «Когда душу пронзает боль…» Какие ассоциации возникают у вас? О чем может пойти речь? | « Есть произведения на первый взгляд незамысловатые, но, когда вчитываешься в них, душу пронзает боль... «Яшка-лось» — один из таких рассказов В. П. Астафьева. Прежде, чем мы обратимся к произведению, давайте познакомимся с его автором. | Самостоятельно приготовленное сообщение обучающегося о В.П. Астафьеве.
Называются ассоциации: духовность, мораль, нравственность и т.д. Рассуждения обучающихся. |
Постановка учебной проблемы ЭТАПЫ: определение идеи урока предполагаемые ответы обучающихся обобщение учителя постановка проблемного вопроса выдвижение гипотез учениками работа с гипотезами и предполагаемые ответы обучающихся работа с текстом предполагаемые ответы обучающихся | Обратите внимание на высказывания великих мыслителей, которые являются эпиграфами к нашему уроку. Что общего в данных высказываниях? Выделите ключевые слова и попытайтесь определить идею нашего урока.
Так ли важно чувствовать, ощущать смысл и цельность своей жизни? Какой литературный приём использует в рассказе В. Астафьев? | Мы будем говорить о смысле жизни человека, о том, что ведёт его к намеченной цели или, наоборот, к падению.
| Выделяются слова: « пусто и страшно - не жизнь, а прозябание». Рассуждения обучающихся.
Вывод, к которому должны прийти обучающиеся после обсуждения: «Бесцельная и бессмысленная жизнь ведёт к духовному падению, безнравственности и безответственности. В таком случае страдает не только один человек, а всё живое, что его окружает». Олицетворение, антитеза, противопоставление образов. Обучающиеся приводят примеры из текста. |
Осмысление содержания рассказа ЭТАПЫ: работа с образами рассказа предполагаемые ответы обучающихся работа с композицией рассказа предполагаемые ответы обучающихся | Кем являются главные герои рассказа В. Астафьева «Яшка-лось»? Какие у них имена? Как автор описывает их жизнь? Что можно сказать о композиции рассказа? На сколько частей можно его разделить? Как меняется тональность рассказа? | Герои рассказа (жеребенок Яшка и его мать кобыла Марианна) имеют человеческие имена. Но не только имена, а и характеры, поступки, даже мысли приближают их к миру людей. «Попьет, попьет Марианна, голову поднимет, осмотрится, подумает и, ровно бы сама себе сказавши: „Да пропадите все вы пропадом!“, брыкнет задом, ссыплет с себя ребятишек и ударится бежать неизвестно куда и зачем». Живут эти «сварливая баба» Марианна и «парень ласковый» Яшка в далеком уральском селе. И мир этот какой-то сказочный, добрый. Этот мир, главными действующими лицами которого являются животные, словно показывает нам, людям, как нужно жить. В нем обиженного лошадьми Яшку «приголубила» лосиха, потерявшая лосенка. Марианна, потеряв сыночка, «раскаялась в своем поведении», начала воспитывать других жеребят. И вновь человеческое в Яшке: «Он уже окреп и напоминал подростка с налившимся телом и мускулами...» Рассказ имеет трехчастную композицию. Первая часть — это описание детства Яшки (мама, жизнь со второй мамой на воле, теплое лето, ребятишки, протягивающие ломтик хлеба). В этом мире еще нет людей, только дети — чистые души. | |
Подведение итогов. Выводы ЭТАПЫ: вопрос для обобщения предполагаемые ответы обучающихся вопрос для обобщения предполагаемый ответ обучающихся слово – размышление учителя работа со «сквозными темами» литературы обобщение учителя обращение к эпиграфам к уроку предполагаемые ответы обучающихся обобщение учителя | Какие выводы мы можем сделать? В чем спасение человека по Астафьеву?
В каких ещё произведениях русской литературы поднимаются эти проблемы? Обратимся к эпиграфу урока — к словам Н. В. Гоголя. Что же делать, чтобы пустота (мыслей, чувств, поступков) не заполнила весь мир? | Рассказ В. Астафьева «Яшка-лось» — страшное, жестокое произведение, оно ранит душу и сердце. Готовясь к уроку, я размышляла: « Поймут ли его старшеклассники? Нужно ли читать такие рассказы или произведения о Гарри Поттере все-таки предпочтительнее для юных душ?» (Приглашение к совместному обсуждению) Есть такие произведения, из которых мы извлекаем нравственные уроки: кто я? зачем я живу? что останется после меня на Земле? Эти вопросы возникают у нас после прочтения произведений Ф. Абрамова, В. Распутина, В. Астафьева. Мы восхищаемся кремневым упорством Василисы Милентьевны, сопереживаем труженице Пелагее, волнуемся за Альку, потому что дорога, которую она выбрала, очень опасна и извилиста. Нас привлекает символичность повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Туман, окутывающий остров, — это и туман нашего сегодняшнего времени, туман непонимания людьми друг друга, туман, в котором мы бредем неизвестно куда и зачем... Чтение учителем стихотворения Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться». Сегодня, как никогда, нам нужна такая правда о нас, беспощадная, жестокая, но правда. | В. Астафьев открывает в человеке жуткого, «самого себя пожирающего зверя». В воскрешении души. Совместное обсуждение Учащиеся приводят примеры литературных произведений и обосновывают свою точку зрения. После рассуждения обучающиеся должны прийти к мысли: «Душа обязана трудиться...» |
Рефлексия ЭТАПЫ: предполагаемые ответы обучающихся обобщение учителя | Какие чувства вы испытываете после прочтения рассказа? |
И снова обратимся к словам Дмитрия Сергеевича Лихачёва: « Одно правило в жизни должно быть у каждого человека в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить». Пусть эти слова будут достойным завершением нашего сегодняшнего разговора. | Обиду. Обидно, что бригадир остался безнаказанным. Его судили бабы - спасла жена. Попал под суд - спасла амнистия. Он так и остался прозябать и сквернословить. Этот случай не послужил ему уроком. Покаяния, приводящего душу к желанию измениться, не произошло. |
Домашнее задание | Так что же делать, чтобы духовная пустота не заполнила наш мир? Напишите сочинение – рассуждение на эту тему. | ||
Контроль результатов учебной деятельности обучающихся | Обсуждение школьниками результатов работы на уроке на основании их пометок на «Листах оценки знаний» и выставление отметок за занятие каждому обучающемуся.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 6 класс
Рабочая программа по литературе для обучающихся 6-х классов создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ от 05.03.2004 года, №1089), При...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Литература» 6 класс (базовый уровень)
Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 6 классов общеобразовательной школы / авт.Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «Т...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Литература» 7 класс (базовый уровень)
Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 7 классов общеобразовательной школы / авт.Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское сл...
Рабочая программа учебного предмета "Литература" 5 класс
Данная программа по литературе составлена на основе федерального государственного стандарта (ФГОС) среднего (полного) общего образования на базовом уровне; программы по литературе для 5-11 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмет «Литература» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год составлена в соответствии с ФГОС 2 поколения...
Рабочая программа по учебному предмету "литература". 8 класс.
Рабочая программа по учебному предмету "литература". 8 класс. ФГОС....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету ЛИТЕРАТУРА 6 класс
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:· Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:·...