Конспект урока "О-Ё после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Буквы О-Ё после шипящих в корне
Цель: показать условия выбора О-Ё после шипящих в корне; сформировать навыки их применения; развивать навыки морфемного разбора, логическое мышление; воспитывать интерес к русскому языку
Оборудование: разноуровневый дидактический материал.
ХОД УРОКА
І. Организационный момент. Приветствие.
ІІ. Актуализация опорних знаний.
1. Проверка домашнего задания: упр. 453 (на доске), упр. 455
2. Индивидуальные задания.
Работа по карточкам (разноуровневые задания)
1) Вставить буквы з-с, о-а.
Ра..бить, ра..украсить, ..бить, бе..конечный, изл..жение, предл..гать, р..стение, выр..с, нар..щение, Р..стов.
2) Вставить буквы з-с, о-а,ь.
И..л..жить, ра..пол..гат..ся, ..дание, р..сток, в..р..стить, нар..щивать, ра..п..л..жит..ся, водор..сли, ..делать.
3) Исправить ошибки.
Палажение, поросль, Растиславна, срощение, здиржал, безснежная, атложить, разпелить, бизталковый, дарасли.
ІІІ. Мотивация учебной деятельности.
- Разобрать слова по составу: чело, чёлка, расчесать.
- Что общего в этих словах?
- Как называются слова с одинаковым корнем?
- Расставьте ударения.
- В каком корне гласный звук не соответствует букве?
- После какого звука находится этот гласный?
- Сформулируйте тему урока. Определите цели.
ІV. Работа над темой.
1. Самостоятельное наблюдение по материалу учебника (стр. 37). Чтение правила.
Для проверки гласных в корне после шипящих нужно изменить форму слова или подобрать однокоренные слова, в которых после шипящих будет слышаться Е. В этом случае будет писаться Ё. Если такие слова нельзя подобрать – пишем О.
2. упр. 457 – комментированное письмо.
- Выяснение лексического значения слова «щеголять» по толковому словарю.
3. упр. 458 – выразительное чтение, выполнение заданий (устно).
Физкультминутка
На дворе у нас мороз. (хлопаем себя по плечам)
Чтобы носик не замерз, (трем носы)
Надо ножками потопать (топаем ногами)
И ладошками похлопать. (хлопаем в ладоши)
С неба падают снежинки, (круговые движения головой)
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками (выполняем хватательные движения)
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, (вытягиваем руки- повороты в стороны)
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, (ходьба на месте)
Выше поднимаем ноги.
Мы идем, идем, идем
И к себе приходим в дом.
4. Словарная работа.
- Определение выбора О-Ё после шипящих в глаголах и ИС.
Ожёг руку. Ожог руки.
Поджёг костёр. Поджог костра.
5. Словарный диктант. Подчеркнуть орфограммы.
Гладкая шёрстка, чёрствый хлеб, перешёл речку, раздался шорох, положить шорты, дешёвые растения, сделать кошёлку, отстегнуть капюшон, жёсткий взгляд, подчёркнутое слагаемое, тяжёлая решётка, чёрный шоколад, выращенный крыжовник.
V. Подведение итогов.
- Как определить, какую букву О или Ё писать в корне слова после шипящих под ударением?
- Игра «Хлопаем в ладоши»
Жёрдочка, шоссе, чёртик, жонглер, мажор, пчёлы, шёлк, трущоба, чётный, обжора, шёл.
VІ. Рефлексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_o-yo_posle_shipyashchih.docx | 15.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Буквы О-Ё после шипящих в корне
Цель: показать условия выбора О-Ё после шипящих в корне; сформировать навыки их применения; развивать навыки морфемного разбора, логическое мышление; воспитывать интерес к русскому языку
Оборудование: разноуровневый дидактический материал.
ХОД УРОКА
І. Организационный момент. Приветствие.
ІІ. Актуализация опорних знаний.
1. Проверка домашнего задания: упр. 453 (на доске), упр. 455
2. Индивидуальные задания.
Работа по карточкам (разноуровневые задания)
1) Вставить буквы з-с, о-а.
Ра..бить, ра..украсить, ..бить, бе..конечный, изл..жение, предл..гать, р..стение, выр..с, нар..щение, Р..стов.
2) Вставить буквы з-с, о-а,ь.
И..л..жить, ра..пол..гат..ся, ..дание, р..сток, в..р..стить, нар..щивать, ра..п..л..жит..ся, водор..сли, ..делать.
3) Исправить ошибки.
Палажение, поросль, Растиславна, срощение, здиржал, безснежная, атложить, разпелить, бизталковый, дарасли.
ІІІ. Мотивация учебной деятельности.
- Разобрать слова по составу: чело, чёлка, расчесать.
- Что общего в этих словах?
- Как называются слова с одинаковым корнем?
- Расставьте ударения.
- В каком корне гласный звук не соответствует букве?
- После какого звука находится этот гласный?
- Сформулируйте тему урока. Определите цели.
ІV. Работа над темой.
1. Самостоятельное наблюдение по материалу учебника (стр. 37). Чтение правила.
Для проверки гласных в корне после шипящих нужно изменить форму слова или подобрать однокоренные слова, в которых после шипящих будет слышаться Е. В этом случае будет писаться Ё. Если такие слова нельзя подобрать – пишем О.
2. упр. 457 – комментированное письмо.
- Выяснение лексического значения слова «щеголять» по толковому словарю.
3. упр. 458 – выразительное чтение, выполнение заданий (устно).
Физкультминутка
На дворе у нас мороз. (хлопаем себя по плечам)
Чтобы носик не замерз, (трем носы)
Надо ножками потопать (топаем ногами)
И ладошками похлопать. (хлопаем в ладоши)
С неба падают снежинки, (круговые движения головой)
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками (выполняем хватательные движения)
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, (вытягиваем руки- повороты в стороны)
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, (ходьба на месте)
Выше поднимаем ноги.
Мы идем, идем, идем
И к себе приходим в дом.
4. Словарная работа.
- Определение выбора О-Ё после шипящих в глаголах и ИС.
Ожёг руку. Ожог руки.
Поджёг костёр. Поджог костра.
5. Словарный диктант. Подчеркнуть орфограммы.
Гладкая шёрстка, чёрствый хлеб, перешёл речку, раздался шорох, положить шорты, дешёвые растения, сделать кошёлку, отстегнуть капюшон, жёсткий взгляд, подчёркнутое слагаемое, тяжёлая решётка, чёрный шоколад, выращенный крыжовник.
V. Подведение итогов.
- Как определить, какую букву О или Ё писать в корне слова после шипящих под ударением?
- Игра «Хлопаем в ладоши»
Жёрдочка, шоссе, чёртик, жонглер, мажор, пчёлы, шёлк, трущоба, чётный, обжора, шёл.
VІ. Рефлексия.
VІI. Домашнее задание.
§ 86, упражнения 459 и 460 (на выбор)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"
Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...
Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»
Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание Ь после шипящих на конце наречий"
Данный материал представляет собой конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание Ь после шипящих на конце наречий"...
конспект урока "О и Е после шипящих в именах существительных"
Урок построен по деятельностному методу...
Конспект урока по теме "буквы О-Ё после шипящих"
Урок по теме "Буквы О-Ё после шипящих " представляет собой урок повторения и знакомства с новым материалом на основе уже изученного материала.Постороен в виде путешествия, с применением современных пе...
Конспект урока по теме: "Буквы и, у, а после шипящих"
Урок изучения нового материала...
дидактический материал "Мягкий знак после шипящих у всех частей речи", "Буквы О-Ё после шипящих"
дидактический материал "Правописание Ь после шипящих"- обобщающий материал, объединяющий схожие орфоргаммы на все изученные части речи...