Игра как средство развития познавательного интереса на уроках в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.
статья по русскому языку на тему
Основные функции и условия проведения дидактических игр.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игра как средство развития познавательного интереса на уроках в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Активизация познавательной деятельности обучающихся - одна из основных задач учителя. Учитель исходит из того, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоций и рациональности в обучении. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Этот мотив окрашивает эмоционально всю учебную деятельность школьника. Активизация познавательной деятельности обучающихся без развития познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически пробуждать, развивать и укреплять познавательный интерес обучающихся и как важный мотив учения, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, убеждаешься, что такие дети нуждаются в особом подходе со стороны учителя. Характерными признаками обучающегося, медленно читающего, долго думающего, со слабой памятью являются его неумение сосредоточиться на задании, неумение выслушивать задание до конца, вдумываться в суть его: что надо сделать и как. Нередко ученик улавливает только суть или начало задания, детали же пропускает. Внимание детей характеризуется неустойчивостью, завышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. Работая с таковыми детьми, учителя обязаны считаться с тем, что передаваемая им информация далеко не всегда достигает цели. Все сообщаемые детям сведения необходимо не один раз повторять.
Практически всем учителям, работающим в старших классах коррекционной школы приходится искать ответ на вопрос: как активизировать, т.е. пробудить к активности, усилить, оживить мыслительную деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья? У ребят повышенная утомляемость - значит, требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. У них неустойчивое внимание – надо подобрать более интересный материал, смелее вводить в урок игры и игровые ситуации. Обучающиеся всегда запомнят лучше то, что интересно. Одним из способов решения этой проблемы является игра.
Игры не имеют возрастных ограничений, в них с удовольствием играют не только ученики начальных классов, но и обучающиеся старших классов. Игры помогают сделать учебный материал увлекательным для старшеклассников, создать радостное рабочее настроение.
Основные функции дидактических игр:
- формирование устойчивого интереса к учению; формирование психических новообразований;
- формирование общих учебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;
- формирование навыков самоконтроля и самооценки;
- формирование адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.
Организовать и провести дидактическую игру - задача достаточно сложная для педагога.
Основные условия проведения дидактической игры:
- наличие у педагога определённых знаний и умений относительно дидактических игр;
- выразительность проведения игры;
- необходимость включения педагога в игру, он является и участником, и руководителем игры;
- оптимальное сочетание занимательность и обучения. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он даёт детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения эмоциональность, лёгкость, непринуждённость;
- средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;
- между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания;
- используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и ёмкой.
Учителю необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес обучающихся, учесть возникновения незапланированных ситуаций при проведении игры. Важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Большое значение имеет коллективный анализ игры. Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы; в конце - игра может носить поисковый характер. Игра, следовательно, может быть проведена на любом этапе урока.
Но здесь учителю очень важно учесть:
а) место дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видов деятельности на уроке;
б) целесообразность использования их на разных этапах урока;
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока в старших классах различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В процессе игры, как уже говорилось, у учащихся вырабатывается целеустремлённость, организованность, положительное отношение к учёбе.
Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. В первую очередь коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока. Это, прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие.
Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причём результат усвоения знаний будет тем лучше, чем чётче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании материала.
Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определённая подготовка.
Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.
Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока.
Дидактические игры становятся эффективным средством активизации познавательного интереса школьников при их систематическом использовании, Этим обусловлена необходимость их накопления и классификации по содержанию с использованием методических журналов и пособий.
При организации дидактических игр необходимо учитывать: правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников.
Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, иначе она не будет содействовать выполнению педагогических целей. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, в противном случае игра не даст должного эффекта.
Еще один очень важный момент: каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре.
Если на уроке проводится несколько игр, то лёгкие и более трудные по содержанию должны чередоваться.
Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.
В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения. В рамках уроков применяются учебные деловые игры. Их отличительными свойствами являются:
- моделирование приближённых к реальной жизни ситуаций;
- поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предыдущего этапа влияет на ход следующего;
- наличие конфликтных ситуаций;
- обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
Тесным образом деловая игра связана с ролевой игрой. Специфика ролевой игры, в отличие от деловой, характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределёнными ролями.
Уроки – ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на три группы:
имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;
ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы - игровой ситуации;
Говоря о большом воспитательном и познавательном значении игр на уроках в старших классах, следует указать на важную роль учителя при их организации. Прежде всего, учитель должен положить начало творческой работе учащихся, но контроль и руководство учителя не должны превращаться в подавление инициативы и самостоятельности детей, дабы не уничтожить саму сущность игры, которая невозможна без свободного проявления личности обучающихся.
При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса обучающихся к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, т.к. игра по обязанности теряет своё дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное – эмоциональное начало. При потере интереса к игре учителю следует своевременно принять действия, которые ведут к изменению обстановки, этому служит эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка неуспевающих.
Всё новое, сложное преломляется по-своему, корректируется и применяется в работе, исходя из целесообразности, состава класса, ведь каждый урок должен приносить детям не только знания, но и радость познания, общения, уверенность в себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Проблема речевого развития является одной из важнейших как в общей, так и в специальной педагогике. Отклонения в развитии у детей с нарушением интеллекта обнаруживаются во всех проявлениях, но о...
Установление смысловых связей, основной мысли прозаических произведений, изучаемых в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида
Основным материалом для уроков чтения служит рассказ. В учебниках по чтению специальной ( коррекционной ) школы рассказы составляют примерно 50 % от произведений других жанров...
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА ПУТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ БЕСЕДЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ"
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для...
Презентация Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
«Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»...
Презентация Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
«Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»...
Тема: «Совершенствование вычислительных навыков у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»
Изменение социальной и экономической жизни нашего общества неизбежно влечёт за собой пересмотр задач специальной школы, требует усиления подготовки учащихся к новым условиям в быту и на производстве....
Урок математики в старших классах специальной (коррекционной) школе VIII вида
Виды уроков математики определяются основными дидактическими целями, которые на них решаются. Обычно каждый урок преследует не одну, а несколько дидактических целей. Эти дидактические цели определяютс...