"Язык пришёл к нам по наследью"
методическая разработка по русскому языку (7, 8 класс) на тему
Лингвистический КВН по русскому языку. Внеклассное мероприятие по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingvisticheskiy_kvn_po_russkomu_yazyku_dlya_uchashchihsya_7.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лингвистический КВН по русскому языку для учащихся 7-х классов.
Кутикова Елена Сергеевна, учитель русского языка и литературы
Цель: развитие познавательного интереса к русскому языку, обогащение учащихся новыми знаниями о языке, формирование положительной мотивации изучения предмета, закрепление навыков внутригрупповой коммуникации, развития быстроты реакции, установления доброжелательного микроклимата в коллективе.
Цели мероприятия:
проверка знаний учащихся по фонетике и лексике;
формирование языковой компетенции учащихся;
развитие логического мышления и интеллектуального уровня;
воспитание любви к родному языку.
Оборудование:
высказывания о русском языке;
мультимедийная презентация.
Предварительная подготовка:
формирование состава команд;
выбор названия, подготовка приветствия;
подбор занимательного материала для игры.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово учителя
Дорогие друзья! Сегодня мы проводим праздник знатоков и любителей русского языка, который проходит в рамках школьной недели. Конкурсные задания проверят ваши знания по русскому языку. ! Нас ждёт увлекательное путешествие: мы отправимся в гости к жителям одной необычной страны… Назовите её…Лингвистика.
(По мере нашего путешествия, отвечая на разные вопросы и выполняя интересные задания, мы будем составлять карту этой страны. На доску магнитами крепится название страны и постепенно добавляются карточки с названиями разделов науки о русском языке).
2. Представление жюри ( учащиеся старших классов).
Ведущие 1. Щедрое народное наследство! Я люблю красивый наш язык!
Ведь на русском говорю я с детства, Словно к матери, к нему привык.
Ведущий 2. Жизнь идет, словарь опережая. (Сколько новых дел, событий, чувств!)
Мысль свою на русском выражая, Я у предков многому учусь.
Ученик 3 Навсегда вошли без перевода Русские хорошие слова
В речь и душу каждого народа На правах духовного родства.
Ученик 4.Я ко всем наукам ключ имею, Я со всей Вселенною знаком –
Это потому, что я владею Русским всеохватным языком.
Ведущий.
Мы начинаем КВН!
Пусть будут интересны всем
Словесной битвы результаты.
Удачи всем! Вперёд, ребята!
1) Представление команд («Лингвисты», «Грамотеи»).
Ведущий.
Команды готовы, Жюри в ожидании, Призы заготовлены-
Начинаем состязание! Первое - “ Фонетическая разминка” (слайд).
Вопросы для фонетического блиц-опроса:
Что мы слышим в начале урока? (звук [у])
В каком слове пять о? (о-пять)
Что стоит посреди земли? (звук [м])
Что в огурцах и арбузах есть, а в дыне и тыкве нет? (звук [р])
В каких словах 100 согласных? (сто-г, сто-л, сто-п …)
Какой алфавит состоит из 6 букв? (азбука)
Чем кончается день и ночь? (мягким знаком)
Какие 3 местоимения самые чистые? (Вы мы ты)
Какие 2 местоимения мешают ездить по дорогам? (Я мы)
Какое местоимение требует чистоты? (Мой)
Какое местоимение можно считать и самым хвастливым и самым скромным? (Я)
Конкурс капитанов (слайд )
Ведущий.
Господа капитаны, к барьеру!
Предстоит необычная схватка:
Вы должны, не задумываясь, быстро
Дать ответы на мои загадки и посоревноваться: кто быстрее справится.
Карточка. Текст-загадка. Объясните смысл текста. Какой способ передачи чужой речи используется? Разбейте текст на реплики персонажей и расставьте знаки препинания.
Калуша бирит калушатам Калушаточки! И бирят калушата. А Калуша Инда, калушата, побирим об АБВ! Яете АБВ? АБВ волят калушата. Не, не яем. АБВ трямкают? Ни. АБВ дюбые? Ни, ни! бирит Калуша. Яйте: АБВ - абвука! Без АБВ калушата не высяпают в калуши. Калушата аж блуки вымзили Абвука? Калуша волит Без абвуки на напушке некузяво!
Пока капитаны готовятся, вопросы болельщикам:
- Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон)
- Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой (тень)
- Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится (яма)
- Какой болезнью никто на земле не болел? (морской)
-Каким гребнем голову не расчешешь? (петушиным)
- Каким поясом не подпояшешься? (климатическим)
“Лексический бой”- фразеология (слайд).
Задание 1: Объясните смысл выражения "пройтись фертом".
2. Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не 2 ноги, а больше? (Бежать со всех ног)
3. Есть ли ноги у газеты, книги? (Вверх ногами)
4. В каком фразеологизме даже враги именуются друзьями?
(Друг друга они ненавидели)
5. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь, не в свое дело. (нос)
Задание 2. Приведите как можно больше известных вам фразеологизмов со следующим опорным словом: собака.
(Собака на сене, собаку съесть, устал как собака, вот где собака зарыта, всех собак вешать)
Вспомните как можно больше фразеологизмов со словом «голова».
(Повесить голову, голова на плечах, думать своей головой, голову задирать, биться головой и др.0
Задание 3. Подберите синонимы-фразеологизмы к следующим словам: раболепствовать, побеждать, лгать, зябнуть, трудиться.
Раболепствовать – гнуть спину (перед кем-либо); сгибаться в дугу; сгибаться в три погибели; ползать на брюхе; лизать пятки; заглядывать в рот
Побеждать (победить) – разделать под орех; класть на обе лопатки; брать (одержать) верх; задать жару; намять бока
Лгать – водить за нос; врать как сивый мерин; наводить тень на плетень; пудрить мозги; втирать очки; гнать пургу; зубы заговаривать
Зябнуть – дрожать как осиновый лист; стучать зубами; зуб на зуб не попадает от холода
Трудиться – гнуть спину, пахать как папа Карло.
Задание 4.Назовите фразеологизмы:
быстро бежать | во весь дух, сломя голову |
хорошо знать | как свои пять пальцев |
медленно | черепашим шагом |
тесно | яблоку негде упасть |
Конкурс. « ВОПРОС – ОТВЕТ» (Команды готовили вопросы друг другу).
Ведущий говорит: Что делать, если…(команды отвечают)
Вас посадили в лужу…Вам подложили свинью…Вы вылетели в трубу…Вы попали пальцем в небо...Вам суют палки в колеса…
Ведущий.
Внимание! Внимание! Ждёт вас новое испытание.
Ох, и трудное предстоит вам задание! Пассивных сейчас быть не должно-
Помните: “Один за всех, и все за одного!” - «Грамматика» (слайд).
Найдите и исправьте ошибки в согласовании прилагательных с несклоняемыми именами существительными. (макс – 5 баллов)
Олимпийское Сочи (город) - олимпийский
далекое Осло (город) - далёкий
вечерние Хельсинки (город) - вечерний
загадочный Токио (город)
густонаселенный Гродно (город)
широкое Лимпопо (река) - широкая
солнечный Брешиа (остров)
неспокойный Онего (озеро) - неспокойное
прибрежное Турку (город) - прибрежный
полноводная Конго (река)
∙Подберите прилагательные: вестибюль (просторный), рояль (новый),
мозоль (болезненная), вермишель (яичная). тюль (разноцветный)
Конкурс «Скороговорочный» (слайд).
Задание: каждая команда хором произносит скороговорку.
1 команда: Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы две недели карамель на мели ели.
2 команда: Косарь Касьян косой косит сено. Не скосит Касьян-косарь покоса.
Ведущий.
Закончен КВН. Пришла пора итоги подвести: Все баллы подсчитать И лидеров назвать.
Подведение итогов и награждение команд.
Заключительное слово учителя.
Подведены итоги, Награды вручены. Наш КВН закончен, Активны были вы.
От игр забавных к знаниям Команды дружно шли, Но главные победы, Конечно, впереди!
Желаю вам, ребята, Счастливого пути! Любите родной язык! «Это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В гости к нам пришёл портфель"
Внеклассное мероприятие "В гости к нам пришёл портфель" для учащихся 1 классов...
Сценарий общешкольного праздника "Новый год пришёл к нам в школу".
Общешкольныё праздник "Новый год пришёл к нам в школу" для учащихся 5 - 9 классов.Действующие лица: Сестры – волшебницы (ведущие)Разбойники (нечисть, пираты и т.д.), Цыга...
Шоу-импровизация "Хорошо, что ты пришёл!"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5847671","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"56","width":"100"}}]]Данная методическая разработка может быть интересна специалистам...
Конспект НОД во второй младшей группе «В гости к нам пришёл клоун Клёпа»
НОД для второй младшей группы с использованием различных технологий....
Элективный курс французского языка «Цивилизация. Культурные ценности и наследие Франции»
Данный элективный курс предназначен для обущающихся 11 класса (углубленный уровень)...
Конспект открытого фронтального логопедического занятия по теме "Откуда хлеб пришёл"
Конспект открытого логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи у детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) по теме "Откуда хлеб пришёл"....
Конспект урока английского языка в 6 классе «Культурное наследие Великобритании»
Урок-обобщение по теме "Культурное наследие Великобритании" в 6 классе...