Тема: Написание существительных с суффиксом -ИЩ-.
план-конспект урока по русскому языку на тему

Лубенченко Ирина Владимировна

Конспект урока 3 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon napisanie_-_shcha.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Технологическая карта урока русского языка

17 марта, пятница                                                                                                                      Учитель:

МБОУ НОШ №95                                                                                                                                  Варавва Е.В

Класс 3«2»                                                                                                                                       Методист ЧПК № 1

Урок  4                                                                                                                                        Кондратьева И.И

Кабинет 304                                                                                                                               Студент  группы:

                                                                                                                                                                                  Лубенченко Ирина

                                                                                                                                

Тема:  Написание существительных с суффиксом  -ИЩ-.

Цели деятельности учителя:

- знакомство с написанием суффикса -ИЩ- имён существительных.


Планируемые результаты:

Личностные:                                                                                                                                                         

   - развивать речь, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать;

   - воспитывать умение общаться;

   - развивать самоконтроль и самооценку.

Предметные:

   - выяснить, что влияет на написание букв а и е после суффикса –ищ-;

   - формулировать правило о правописании окончаний после суффикса –ищ-;

   - продолжить формирование умения работать со словарями.

Тип урока: открытие нового знания

Этап урока.

Методы и приёмы.

Хр./аж

Содержание урока (деятельность учителя)

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент

словесный метод;

1 м

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Владимировна, и сегодня этот урок проведу я. Садитесь, давайте улыбнемся друг другу и начнем урок

Эмоционально настраиваются на работу.

Осознание необходимости рабочего настроя на уроке;

Актуализация знаний

Проверка д/з.

метод:

репродуктивный;

8 м

Вы учили окончание имен существительных во мн. числе в Именительном и Родительном падежах.

Задание, вставить пропущенные окончания. По одному выходим к доске и записываем ответ.

Мн.ч И.п

директор…

слесар…

шофе…

Есть ли правила написания этих окончаний? Нет, их нужно запомнить.

Р.п

килограмм…

помидор..

мест…

 рельс…

А здесь есть правила написания окончаний? Нет, их тоже нужно запомнить.

проверяют правильность выполнения задания;

рассуждают; делают вывод;

осознанное и произвольное

построение речевого высказывания;

применение теоретических знаний на практике;

Постановка проблемной ситуации

Тема, постановка цели.

3  м

Знаете ли вы как правильно писать эти слова? (Нет)

зубище или зубища

ручища или ручище

Посмотрите, что общего у этих слов? (суффикс – Ищ) А какие различия? (разные окончания)

Исходя из этого, попробуйте сформулировать тему урока.

Написание существительных с суффиксом –ИЩ-

Какие цели мы должны достигнуть на сегодняшнем уроке?

Сегодня мы узнаем, есть ли правило написания окончания после суффикса –ищ, или их просто надо запомнить.

воспринимают информацию сообщаемую учителем;

обобщают информацию,

самоопределение;

целеполагание;

планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками;

Решение учебной задачи

методы: репродуктивный,

беседа, наглядный практический,  комментирование у доски

15 мин

Для решения этой проблемы выполним упражнения. Откройте словарь на -А, на –ища (с.165)

рыбища – рыба (ж.р.)

травища – трава (ж.р.)

ручища – рука (ж.р.)

Скажите, какого рода все слова, от основ которых образованы слова с суффиксом –ищ-? (Это слова женского рода).

Определите, какого рода все получившиеся слова с суффиксом – ищ -? (Все слова ж.р.).

Получается, есть правило. Давайте сформулируем его. Продолжите правило.

Слово с суффиксом –ищ- оканчивается в начальной форме на –а-, если слово, от основы которого оно образовано,(какого рода?)…рода

Следующее задание. Откройте Обратный словарь на – Е, на –ище (с.167)

По цепочке прочитайте список и работайте по алгоритму.

1.От основ, каких других слов они образованы?

2.Определите род слова-родителя.

3.Какое окончание?

медведище – медведь (м.р.)

дождище – дождь (м.р.)

паучище – паук (м.р.)

Скажите, какого рода большая часть слов, от основ которых образованы слова с суффиксом –ищ-? ( Мужского рода).

А какого рода оставшиеся слова? ( Среднего рода).

чудище – чудо (с.р.) окнище плечище страшилище

днище – дно (с.р.)

Продолжите правило:

Слово с суффиксом –ищ- оканчивается в начальной форме на –е-, если слово, от основы которого оно образовано,(какого рода?)… и … рода (Ответ: мужского и среднего рода)

читает задание; пишет ответ на доске; проводят сверку с решением учащихся у доски;

отвечают на вопросы;

проверяют правильность выполнения задания;

установление причинно-

следственных связей;

выполнение действий по

алгоритму;

достижение и

согласование общего решения ;

осознание ответственности за общее дело;

  1. Физкультминутка

2 м

Выполняем движения за мной.

Разминаем кисти рук, локтевой сустав,  качаемся как березки, присаживайтесь.

Выполняют упражнения

выполнение действия по образцу;

Выводы

3 м

Вспомним, какое правило написания окончаний после суффикса –ищ мы сегодня узнали? Расскажите друг другу в парах. Один скажет вслух, а остальным задание, слушать, и если вы не согласны – поднимите руку.  

Сохраняет ли слово с суффиксом –ищ- род того слова, от основы которого оно образовано? (Да).

Одинаковые ли окончания у слов м.р. и с.р. с этим суффиксом? (Да). Какие?(-е)

Сравним наши выводы с правилом Летучей мыши. ( с. 81)

Практическая работа.

9 м

Теперь самостоятельно поработаем в тетрадях. Задание: вставить окончания, используя алгоритм, с которым мы работали ранее.

ВЕЛИКАН…(ИЩЕ), БОЛОТО…(ИЩЕ), СИЛА…(ИЩА), БРЕВНО…(ИЩЕ), СКУКА…(ЧИЩА), ГОРОД…(ИЩЕ), ДРУГ…(ЖИЩЕ), РОЯЛЬ…(ИЩЕ), ТУФЛЯ…(ИЩА), БОРОДА…(ИЩА).

Проверка по образцу. Возьмите зеленую ручку с зеленой пастой и будьте внимательны, рядом с правильно написанным словом ставьте плюсик, а где допустили ошибку не ставьте ничего. Итак, кто не сделал ни одной ошибки, встаньте. Ниже, под задание поставьте себе 5. Кто сделал одну ошибку, встаньте. Поставьте себе 4. Ну у кого две и больше ошибок, нужно учить правило.

Рефлексия деятельности.

методы анализа;

фронтальный опрос.

1 м

 Какую цель мы поставили в начале урока?

Узнать, что нужно для написания правильного окончания после суффикса –ищ, знать правило или запомнить слова.

Мы достигли цели? Вы теперь знаете, когда после суффикса –ищ- пишется –а ,а когда –е ?
Продолжите предложения на слайде. Отвечаем по желанию одно предложение.

Мне понравилось…

Меня огорчило…

Было трудно…

Хочу сказать…

На этом наш урок закончен. Желаю творческих успехов в учебной деятельности!

Подводят итоги  урока, анализируют свою деятельность на предмет достижения целей урока;

прощаются с учителем.

Понимать

успешность

деятельности;

адекватно воспринимать оценку учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе. Правописание существительных с суффиксом -ЧИК- (-ЩИК-).

Урок русского языка в 5 классе.  Правописание существительных с суффиксом -ЧИК- (-ЩИК-).  Учебник под ред. А.Д.Шмелева.  ФГОС....

Презентация к уроку "Правописание существительных с суффиксом -ЧИК- ( -ЩИК-)".

Презентация  к  уроку  "Правописание  существительных  с  суффиксом  -ЧИК- (-ЩИК-).  ФГОС...

"Существительные с суффиксами уменьшительно - ласкательного значения".

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.  Одно из игровых упражнений связано с новогодней тематикой, поэтому рекомендуется проводить пере...

Урок русского языка "Правописание существительных с суффиксом – чик- // - щик -"

Разработка урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

Методическая разработка урока русского языка по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных»

·                  ПРЕЗЕНТАЦИЯ  к уроку  закрепления  знаний по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего вр...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему "Написание НЕ с существительными".

Тема: Написание НЕ с существительными. Цели урока:1. Повторить пройденный материал об имени существительном, познакомить учащихся с написанием НЕ с существительными;2. Выполнить морфологический, ...