Тема: Написание существительных с суффиксом -ИЩ-.
план-конспект урока по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
17 марта, пятница Учитель:
МБОУ НОШ №95 Варавва Е.В
Класс 3«2» Методист ЧПК № 1
Урок 4 Кондратьева И.И
Кабинет 304 Студент группы:
Лубенченко Ирина
Тема: Написание существительных с суффиксом -ИЩ-.
Цели деятельности учителя:
- знакомство с написанием суффикса -ИЩ- имён существительных.
Планируемые результаты:
Личностные:
- развивать речь, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать;
- воспитывать умение общаться;
- развивать самоконтроль и самооценку.
Предметные:
- выяснить, что влияет на написание букв а и е после суффикса –ищ-;
- формулировать правило о правописании окончаний после суффикса –ищ-;
- продолжить формирование умения работать со словарями.
Тип урока: открытие нового знания
Этап урока. Методы и приёмы. | Хр./аж | Содержание урока (деятельность учителя) | Деятельность ученика | УУД |
Организационный момент словесный метод; | 1 м | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Владимировна, и сегодня этот урок проведу я. Садитесь, давайте улыбнемся друг другу и начнем урок | Эмоционально настраиваются на работу. | Осознание необходимости рабочего настроя на уроке; |
Актуализация знаний Проверка д/з. метод: репродуктивный; | 8 м | Вы учили окончание имен существительных во мн. числе в Именительном и Родительном падежах. Задание, вставить пропущенные окончания. По одному выходим к доске и записываем ответ. Мн.ч И.п директор… слесар… шофе… Есть ли правила написания этих окончаний? Нет, их нужно запомнить. Р.п килограмм… помидор.. мест… рельс… А здесь есть правила написания окончаний? Нет, их тоже нужно запомнить. | проверяют правильность выполнения задания; рассуждают; делают вывод; | осознанное и произвольное построение речевого высказывания; применение теоретических знаний на практике; |
Постановка проблемной ситуации Тема, постановка цели. | 3 м | Знаете ли вы как правильно писать эти слова? (Нет) зубище или зубища ручища или ручище Посмотрите, что общего у этих слов? (суффикс – Ищ) А какие различия? (разные окончания) Исходя из этого, попробуйте сформулировать тему урока. Написание существительных с суффиксом –ИЩ- Какие цели мы должны достигнуть на сегодняшнем уроке? Сегодня мы узнаем, есть ли правило написания окончания после суффикса –ищ, или их просто надо запомнить. | воспринимают информацию сообщаемую учителем; обобщают информацию, | самоопределение; целеполагание; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; |
Решение учебной задачи методы: репродуктивный, беседа, наглядный практический, комментирование у доски | 15 мин | Для решения этой проблемы выполним упражнения. Откройте словарь на -А, на –ища (с.165) рыбища – рыба (ж.р.) травища – трава (ж.р.) ручища – рука (ж.р.) Скажите, какого рода все слова, от основ которых образованы слова с суффиксом –ищ-? (Это слова женского рода). Определите, какого рода все получившиеся слова с суффиксом – ищ -? (Все слова ж.р.). Получается, есть правило. Давайте сформулируем его. Продолжите правило. Слово с суффиксом –ищ- оканчивается в начальной форме на –а-, если слово, от основы которого оно образовано,(какого рода?)…рода Следующее задание. Откройте Обратный словарь на – Е, на –ище (с.167) По цепочке прочитайте список и работайте по алгоритму. 1.От основ, каких других слов они образованы? 2.Определите род слова-родителя. 3.Какое окончание? медведище – медведь (м.р.) дождище – дождь (м.р.) паучище – паук (м.р.) Скажите, какого рода большая часть слов, от основ которых образованы слова с суффиксом –ищ-? ( Мужского рода). А какого рода оставшиеся слова? ( Среднего рода). чудище – чудо (с.р.) окнище плечище страшилище днище – дно (с.р.) Продолжите правило: Слово с суффиксом –ищ- оканчивается в начальной форме на –е-, если слово, от основы которого оно образовано,(какого рода?)… и … рода (Ответ: мужского и среднего рода) | читает задание; пишет ответ на доске; проводят сверку с решением учащихся у доски; отвечают на вопросы; проверяют правильность выполнения задания; | установление причинно- следственных связей; выполнение действий по алгоритму; достижение и согласование общего решения ; осознание ответственности за общее дело; |
| 2 м | Выполняем движения за мной. Разминаем кисти рук, локтевой сустав, качаемся как березки, присаживайтесь. | Выполняют упражнения | выполнение действия по образцу; |
Выводы | 3 м | Вспомним, какое правило написания окончаний после суффикса –ищ мы сегодня узнали? Расскажите друг другу в парах. Один скажет вслух, а остальным задание, слушать, и если вы не согласны – поднимите руку. Сохраняет ли слово с суффиксом –ищ- род того слова, от основы которого оно образовано? (Да). Одинаковые ли окончания у слов м.р. и с.р. с этим суффиксом? (Да). Какие?(-е) Сравним наши выводы с правилом Летучей мыши. ( с. 81) | ||
Практическая работа. | 9 м | Теперь самостоятельно поработаем в тетрадях. Задание: вставить окончания, используя алгоритм, с которым мы работали ранее. ВЕЛИКАН…(ИЩЕ), БОЛОТО…(ИЩЕ), СИЛА…(ИЩА), БРЕВНО…(ИЩЕ), СКУКА…(ЧИЩА), ГОРОД…(ИЩЕ), ДРУГ…(ЖИЩЕ), РОЯЛЬ…(ИЩЕ), ТУФЛЯ…(ИЩА), БОРОДА…(ИЩА). Проверка по образцу. Возьмите зеленую ручку с зеленой пастой и будьте внимательны, рядом с правильно написанным словом ставьте плюсик, а где допустили ошибку не ставьте ничего. Итак, кто не сделал ни одной ошибки, встаньте. Ниже, под задание поставьте себе 5. Кто сделал одну ошибку, встаньте. Поставьте себе 4. Ну у кого две и больше ошибок, нужно учить правило. | ||
Рефлексия деятельности. методы анализа; фронтальный опрос. | 1 м | Какую цель мы поставили в начале урока? Узнать, что нужно для написания правильного окончания после суффикса –ищ, знать правило или запомнить слова. Мы достигли цели? Вы теперь знаете, когда после суффикса –ищ- пишется –а ,а когда –е ? Мне понравилось… Меня огорчило… Было трудно… Хочу сказать… На этом наш урок закончен. Желаю творческих успехов в учебной деятельности! | Подводят итоги урока, анализируют свою деятельность на предмет достижения целей урока; прощаются с учителем. | Понимать успешность деятельности; адекватно воспринимать оценку учителя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе. Правописание существительных с суффиксом -ЧИК- (-ЩИК-).
Урок русского языка в 5 классе. Правописание существительных с суффиксом -ЧИК- (-ЩИК-). Учебник под ред. А.Д.Шмелева. ФГОС....
Презентация к уроку "Правописание существительных с суффиксом -ЧИК- ( -ЩИК-)".
Презентация к уроку "Правописание существительных с суффиксом -ЧИК- (-ЩИК-). ФГОС...
"Существительные с суффиксами уменьшительно - ласкательного значения".
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Одно из игровых упражнений связано с новогодней тематикой, поэтому рекомендуется проводить пере...
Урок русского языка "Правописание существительных с суффиксом – чик- // - щик -"
Разработка урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС....
Методическая разработка урока русского языка по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных»
· ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку закрепления знаний по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего вр...
Урок русского языка в 6 классе по теме: "Написание гласных букв "е" и "и" в суффиксах имен существительных -ек, -ик"
Лучше использовать в классах со средним и высоким уровнем подготовки....
Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему "Написание НЕ с существительными".
Тема: Написание НЕ с существительными. Цели урока:1. Повторить пройденный материал об имени существительном, познакомить учащихся с написанием НЕ с существительными;2. Выполнить морфологический, ...