Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему "Написание НЕ с существительными".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Тема: Написание НЕ с существительными.
Цели урока:
1. Повторить пройденный материал об имени существительном, познакомить учащихся с написанием НЕ с существительными;
2. Выполнить морфологический, морфемный и словообразовательный разборы слов, закрепить новый материал при выполнении упражнений;
3. Способствовать развитию логического мышления, активности на уроке, самостоятель-ности;
4. Способствовать развитию интереса к русскому языку, чувства помощи своим одноклассникам, аккуратности и внимательности при выполнении упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 1020 КБ |
Предварительный просмотр:
Шестакова Елена Ивановна
Конспект
открытого урока по русскому языку
Тема: Написание НЕ с существительными.
Цели урока:
1. Повторить пройденный материал об имени существительном, познакомить учащихся с написанием НЕ с существительными;
2. Выполнить морфологический, морфемный и словообразовательный разборы слов, закрепить новый материал при выполнении упражнений;
3. Способствовать развитию логического мышления, активности на уроке, самостоятель-ности;
4. Способствовать развитию интереса к русскому языку, чувства помощи своим одноклассникам, аккуратности и внимательности при выполнении упражнений.
Оформление доски: число, тема урока, слова в столбик (кофе, жалюзи, растяпа, Сочи, леди), слово «улыбается» для морфемного разбора, слово «дружочек» для словообразовательного разбора, схема «НЕ с существительными» (приложение 1), номер выполняемого упражнения (упр. 238, стр. 96; упр. 242, стр. 97), домашнее задание (§ 43; упр.241, стр. 96).
Оборудование: рабочие тетради по русскому языку, ручки, простые карандаши, ластики, линейки, учебники по русскому языку, доска, алгоритм (приложение 2).
План:
1) организационный момент (1 мин.);
2) проверка домашнего задания (5 мин.);
3) лингвистическая разминка (5 мин.);
4) сообщение темы и цели урока (1 мин.);
5) объяснение нового материала (10 мин.);
6) формирование умений и навыков (13 мин.);
7) домашнее задание (2 мин.);
8) подведение итогов (3 мин.).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Устно проверяется морфологический разбор слов из данного предложения: Боль в висках и темени.
Боль - сущ., т.к. обозначает предмет. Н. ф. – боль. Нариц., неодуш., ж. р., 3-го скл.; И. п., ед. ч. В предложении является подлежащим: (Что?) боль.
Отвечавшему задаётся вопрос: Какие морфологические признаки имени существительного ты знаешь?
В висках – сущ., т. к. обозначает предмет. Н. ф. – висок. Нариц., неодуш., 2-е скл.; П. п., мн. ч. В предложении является дополнением: Боль (в чём?) в висках.
Отвечавшему задаётся вопрос: Какие морфологические признаки имени существительного ты знаешь?
Темени – сущ., т.к. обозначает предмет. Н.ф. – темя. Нариц., неодуш., ср. р., разносклоняемое существительное, имеет окончание 3-го скл.; П. п., ед. ч. В предложении является дополнением: Боль (в чём?) в темени.
Отвечавшему задаётся вопрос: В чём особенности склонения разносклоняемых имён существительных?
III. Лингвистическая разминка
У доски работают 3 ученика.
1. Расставить ударение и определить род написанных на доске имён существительных:
кόфе (м. р.), жалюзú (ср. р.), растя́па (общ. р.), Сόчи (м. р.), ле́ди (ж. р.).
2. Сделать морфемный разбор слова: улыбается.
3. Сделать словообразовательный разбор слова: дружочек дружок (суф.).
IV. Сообщение темы и цели урока
Учитель: Откройте тетради, запишите число и тему урока «Написание НЕ с существительными». Сегодня на уроке вы узнаете, в каких случаях НЕ с существительными пишется слитно, а когда – раздельно.
V. Объяснение нового материала
Учитель: В русском языке существует единое правило слитного написания НЕ с разными частями речи. Если слово без НЕ не употребляется, то слово любой части речи с НЕ пишется слитно. Напомните мне пожалуйста правило написания НЕ с глаголом. (НЕ с глаголами пишется раздельно, за исключением тех случаев, когда без НЕ не употребляется, например, нельзя, негодовать.)
Учитель: Это единое правило не обошло и имя существительное. Если существительное без НЕ не употребляется, то с НЕ пишется слитно.
Давайте немного отвлечёмся и поиграем в небольшую игру. Вам нужно определить к какому слову относится прочитанное мною лексическое значение. Слова написаны на доске. Слушайте внимательно:
1. Грубый невоспитанный человек. Кто это? (Невежа.)
2. Человек, которому не сидится на месте. Кто это? (Непоседа.)
3. Неуклюжий, неловкий человек. (Недотёпа.)
4. Неаккуратный человек. (Неряха.)
Учитель: Молодцы! Как эти существительные пишутся с НЕ? (Слитно.)
Учитель: Могут ли эти слова употребляться без НЕ? (Нет.)
Учитель: А теперь попробуйте сформулировать первое правило написания НЕ с сущес-твительными. (Если существительное без НЕ не употребляется, то с НЕ пишется слитно.)
Учитель: Правильно! (Учитель обращается к схеме на доске.) Это самое первое правило, которое вы должны запомнить. Но обратите внимание: в этом случае НЕ входит в состав корня. Выделим корни в угаданных нами словах (1 учащийся выходит к доске):
невежа, неряха, непоседа, недотёпа.
Учитель: Молодец! Присаживайся. Но есть ещё одно условие, при котором существительное с НЕ будет писаться слитно (учитель обращается к схеме на доске): когда мы можем заменить существительное с НЕ синонимом без НЕ. Подберём к словам «неправда», «несчастье», «недруг» синонимы без НЕ:
неправда (ложь), несчастье (горе), недруг (враг).
Учитель: Как пишутся эти существительные с НЕ? (Слитно.)
Учитель: Могут ли эти существительные употребляться без НЕ? (Да.)
Учитель: Тогда почему они пишутся с НЕ слитно? (Потому что эти существительные можно заменить синонимами без НЕ.)
Учитель: Правильно! Обратите внимание, что в этом случае НЕ будет приставкой, а не входить в состав корня. Выделим в этих словах приставки и корни (1 учащийся выходит к доске):
неправда, несчастье, недруг.
Учитель: Молодец! Присаживайся. Но, ребята, существует в русском языке одно единственное условие, при котором НЕ с существительными пишется раздельно: когда есть противопоставление с союзом а. Например, Не правда, а ложь. Если слово «неправда» мы сначала написали с НЕ слитно, т. к. его можно заменить синонимом, то сейчас НЕ пишется с существительным раздельно, т. к. есть противопоставление с союзом а. В этом случае НЕ является частицей.
Откройте учебник на стр. 95. Прочитайте правило. (Учащиеся самостоятельно читают правило.)
Учитель: Когда НЕ пишется с существительными слитно?
Учитель: А когда раздельно?
Учитель: Обратите внимание на то, как обозначается данная орфограмма на письме.
Учитель: Чтобы определить, слитно или раздельно пишется НЕ с существительными, можно использовать схему, записанную на доске, или алгоритм. (Учащимся раздаются алгоритмы.) Как с ним работать? (Учитель объясняет, как работать с алгоритмом.)
Учитель: При выполнении упражнений используйте тот способ, который вам более удобен. А сейчас немного поработаем.
VI. Формирование умений и навыков
1. Объяснительная диктовка (письменно, в тетрадях).
Образец: Ненастье – это слово без НЕ не употребляется, поэтому пишем слитно; НЕ входит в состав корня; корень ненасть-.
Говорить не правду, а ложь.
Не внимание, а рассеянность.
Не говори неправду.
2. Упр. 238, стр. 96 (самостоятельно, в тетрадях).
Уточним задание: 1 вариант выписывает словосочетания с существительными, в которых НЕ- - приставка; 2 вариант – словосочетания, в которых НЕ- - часть корня.
3. Тренировочное упражнение (устно).
Задание: подобрать к данным существительным антонимы с НЕ:
излишек (недостаток), вера (неверие), любовь (ненависть).
4. Словарный диктант (письменно, в тетрадях).
Независимость характера, небрежность в костюме, неполадки в делах, нехватка времени, невнимание к человеку, преодолеть ненависть.
Задание: указать, в каких словах НЕ- - приставка, а в каких – часть корня.
5. Упр. 242, стр. 97 (устно).
VII. Домашнее задание
§ 43 (выучить правило); упр. 241, стр. 96.
Учитель объясняет задание домашнего упражнения.
VIII. Подведение итогов
Учитель: В каких случаях НЕ с существительными пишется слитно?
Учитель: А когда раздельно?
Учитель: Проверим, как вы поняли новый материал. Я произношу слово, а вы говорите только: «слитно» или «раздельно».
Неразговорчивость (молчаливость), недуг (не уп.); Не буря будит лес, а буйный лес будит бурю.
Учитель: Молодцы! А теперь попробуйте оценить свою работу на уроке.
Учитель: Что нужно сделать, чтобы получить отличные оценки на следующем уроке?
Приложение 1
НЕ с существительными.
1. невежа
неряха Слитно: Раздельно:
непоседа 1. Без НЕ не употребляется. Есть союз а.
недотёпа
Не_правда, а ложь.
2. неправда 2. Можно заменить
несчастье синонимом без НЕ.
недруг
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 6 класс "Морфологические признаки имени существительного".
Разработка урока по русскому языку по ФГОС, технологическая карта учащегося прилагается....
Конспект урока по русскому языку 6 класс "Не с существительными"
урок усвоение нового материала...
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»
Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России". Тема: Число имён существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Число имён существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественномЦели деятельности учителя: ознакомление с имен...
конспект урока по русскому языку 5 класса по теме: "Имена существительные собственные и нарицательные"
Цель: дать понятие об именах существительных собственных и нарицательных.Задачи:Образовательные: формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственн...