"Существительные с суффиксами уменьшительно - ласкательного значения".
план-конспект занятия по теме
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Одно из игровых упражнений связано с новогодней тематикой, поэтому рекомендуется проводить перед Новым годом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sushchestvitelnye_s_suffiksami_umenshitelno.docx | 681.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«Существительные с суффиксами уменьшительно – ласкательного значения»
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.
Цель: образование существительных с помощью суффиксов с уменьшительно – ласкательным значением.
Задачи: - закрепление умения образовывать существительные с помощью суффиксов с уменьшительно – ласкательным значением; - упражнение в практическом употреблении существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами в сложных синтаксических конструкциях с союзом А; - упражнение в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в родительном падеже единственного числа; - преобразование существительных в предложениях в уменьшительно – ласкательную форму.
Оборудование: 1) Большие и маленькие предметы: мешок и мешочек; мяч и мячик; дудка и дудочка; ложка и ложечка; ключ и ключик; неваляшка и неваляшечка; молоток и молоточек. Ширма. 2) Индивидуальные коврики. Музыкальное сопровождение (запись спокойной музыки). 3) Мяч. 4) Панно «Ёлка» и «Ёлочка», пары плоскостных ёлочных игрушек (будут крепиться к елкам с помощью ленты- липучки ): шар и шарик, хлопушка и хлопушечка, бант и бантик, шишка и шишечка, звезда и звёздочка, дом и домик, снежинка и снежиночка, сосулька и сосулечка, цветок и цветочек, снеговик и снеговичок. Плоскостные снежинки. Вращающаяся стрелка. 5) Сундук с конфетами и сундучок с конфетками.
Ход организованной образовательной деятельности.
- Организационный момент. Логопед просит детей назвать своё имя, сказав предложение: - Меня зовут …
- Введение в тему. Логопед: - Дети, скажите, как вас мама и папа называют по имени ласково? Например, меня мама называла Светочка. (Дети называют свои имена в ласкательной форме)
- Постановка цели. Логопед: Как нам приятно бывает, когда ласково нас называют. Дорогие мои дети! Хочу я с вами поиграть. Будем разные предметы ласково мы называть.
- Игра «Разложи предметы». Дети подходят к ширме, за которой стоит стол, на столе разложены большие и маленькие предметы. Логопед убирает ширму, дети рассматривают предметы. Логопед: - Здесь находятся разные предметы. Их можно объединить в пары. В каждой паре будут предметы, которые одинаково называются. Но один предмет большой по величине, а другой маленький. Сначала покажите и назовите все большие предметы. Петя, покажи и назови большой предмет. (Это молоток.) Маша, покажи и назови большой предмет. ( Это дудка.) и т.д. А теперь покажите все маленькие предметы и назовите их ласково. Петенька, покажи и назови маленький предмет ласково. (Это мячик.) Настенька, покажи и назови маленький предмет ласково. ( Это ложечка.) и т.д. А сейчас мы будем раскладывать предметы. Большие предметы будем класть в большой мешок, а маленькие – в маленький мешочек. И будем говорить, что мы делаем: - Я кладу ложку в мешок, а ложечку – в мешочек. – Я кладу ключ в мешок, а ключик – в мешочек. и т.д.
- Игра «Узнай на ощупь». Логопед предлагает детям стать волшебниками и узнать маленькие предметы, не видя их, а только пощупав. Логопед ласково называет каждого ребёнка: - Коленька! Раз, два, три – ты в мешочек не смотри! Предмет ручкой хватай, ласково называй! Ребёнок нащупывает предмет, называет его ласково, достаёт из мешочка и показывает. Предметы кладутся на стол.
- Игра «Чего не стало?» Маленькие по величине предметы разложены на столе. Логопед: - Дети, вы будете отворачиваться, а я прятать в мешочек предмет. Когда я попрошу вас повернуться, вы посмотрите и скажете, чего не стало. Не забудьте назвать предмет ласково. (Не стало дудочки.)
- Динамическая пауза. Логопед: - Пойдём дальше мы играть, упражнения выполнять. Дети ложатся на индивидуальные коврики и выполняют упражнения под спокойную музыку. Логопед даёт инструкцию, используя уменьшительно – ласкательные слова: - Воздух носиком вдыхаем, через ротик выдыхаем. - Ручки плавно поднимаем и спокойно опускаем. - Ножки в коленочках согнуть, к животикам подтянуть. Выпрямить ножки.
- Игра «Изменялки». Логопед: - Будем с мячиком играть, предложения изменять. Я буду каждому из вас называть предложение и бросать мячик. Вы изменяйте предложение так, чтобы в нём появились ласковые слова, и бросайте мячик обратно. – Собака догоняет зайца. (Собачка догоняет зайчика.) - Мама вяжет носок. (Мамочка вяжет носочек.) - Белка грызёт шишку. (Белочка грызёт шишечку.) - Папа читает книгу. ( Папочка читает книжечку.) - Лена надевает юбку. (Леночка надевает юбочку.)
- Игра «Наряжаем ёлку и ёлочку». Логопед: - Дети, какой праздник скоро наступит? (Новый год.) Что является главным украшением новогоднего праздника? (Ёлка) Логопед показывает панно «Ёлка» и «Ёлочка», дети сравнивают ёлки по величине, называют маленькую ёлку ласково – ёлочка. Логопед: - Продолжаем мы играть, будем ёлки наряжать. Нам нужны игрушки для ёлки и ёлочки. Вот здесь на снежной поляне спрятаны ёлочные игрушки (логопед подводит детей к столу, в центре которого находится вращающаяся стрелка, вокруг стрелки лежат плоскостные снежинки, под снежинками – пары плоскостных ёлочных игрушек). Вы будете вращать стрелку. Стрелка укажет на снежинку. Вы поднимете снежинку и найдёте под ней две игрушки – большую и маленькую. Назовёте игрушки и повесите большую игрушку на ёлку, а маленькую – на ёлочку. Образец ответа: - Это звезда и звёздочка. Я повешу звезду на ёлку, а звёздочку – на ёлочку. Дети любуются ёлкой и ёлочкой. Логопед: - Какие у нас получились ёлка и ёлочка? ( красивые, нарядные, украшенные, праздничные… ) Ёлка и ёлочка стали нарядными, яркими игрушками наши глазки радуют!
- Сюрпризный момент. Логопед находит под ёлкой сундук с конфетами, а под ёлочкой – сундучок с конфеточками (все слова проговариваются с детьми) и угощает детей: - Для Насти – конфета, для Настеньки – конфеточка.
- Итог. Логопед: - Мы сегодня называли ласково самые разные предметы. У вас это очень хорошо получилось. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по словообразованию "Образование существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения"
Индивидуальное занятие...
Уменьшительно-ласкательные суффиксы (диминутивность) в английском языке
Сведения об авторе: Ахметханова Гульнара Масгутовна, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Мульминская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района ...
«Имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами».
конспект логопедического занятия...
Презентация к уроку русского языка на тему"Значение уменьшительно-ласкательных суффиксов в русском языке"
Урок представлен как изучение употребления и правописания уменьшительно- ласкательных суффиксов в слове.Данный материал можно использовать в 5-6 классах. Урок является звеном общей темы "Словооб...
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Большой - маленький по теме "Мебель"
Презентация для дошкольников по теме "Мебель"...
Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Цель задания: совершествовать умения образовывать и использовать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами у детей с ОНР. Можно использовать в качестве домашнего задания....