Контрольные работы по русскому языку в 5 классе
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Макарова Елена Владимировна

Материал содержит тексты для диктантов, самостоятельные работы, тесты по русскому языку для учащихся 5 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольные работы

МОДУЛЬ 1

Контрольная № 1

        Повторение изученного в начальных классах

Диктант с грамматическим заданием

         Перед самым восходом солнца на поляну ложится первый мороз. Как будто на рассвете приходят невидимые лесные существа и начинают по всей поляне расстилать белые холсты. Первые же лучи солнца убирают холсты, и остаётся на белом зелёное место. На голубом небе между золотыми деревьями носит ветер листья, как стайки птиц. Ветер – заботливый хозяин: за лето везде побывает, у него даже в самых густых местах не остаётся ни одного незнакомого листка. А вот осень пришла – и заботливый хозяин убирает урожай. Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек…

                                                                                (По М. Пришвину)

 

83 слова

Грамматические задания

1 вариант

  1. Предложение 2- выделите грамматическую основу предложения.
  2. Подберите проверочное слово к словам: «л…сные» и «п…ляну»
  3. Подберите к слову «белом» однокоренные слова.

2 вариант

1. Предложение 3- выделите грамматическую основу предложения.

  1. Подберите проверочное слово к словам: «х…лсты» и «ост…ётся»
  2. Подберите к слову «хозяин» однокоренные слова.

Р.р. Обучение изложению

Можно использовать тексты упр. 67, 73, 100

Контрольная работа № 2  по теме: «Повторение пройденного в 1-4 классах»      

Тест

  1. В каком слове звуков больше, чем букв?

А)  земля                

Б)  уголь                

В)  вьюга                 

Г)  язык

  1. В каком слове пишется сочетание ЧА?

А)  прич…сать

Б)  ч…рнила

В)  нач…нать

Г)  сч…стливый

  1. В какой паре слова однокоренные?

А)  водить – водовоз

Б)  далеко - долина

В)  пароход - приходить

Г)  перо - перила

  1. В каком случае в обоих словах пропущена одна и та же буква?

А)  в син…й тетрад…

Б)  (он) расскаж…т о цирк…

В)  в запах… полын…

Г)  увид…шь на ветк…

  1. Какое слово является проверочным для слова СКР…ПЕТЬ?

А)  крепкий

Б)  скрип

В)  укрепить

Г)  заскрипеть

  1. В каком слове пишется сочетание ЖИ?

А)  ж…лтеть

Б)  ж…смин

В)  ж…вотное

Г)  ж…ребёнок

7. В каком ряду есть третье лишнее слово?

А) дом, домовой, домашний

Б) кот, кошачий, котофей

В) земля, земляной, заземлить

Г) преемник, приёмник, приём

8.  Найдите соответствие схеме: ¬∩^□

А) прабабушка

Б) беговая

В) сорока

Г) замыслы

9. Найдите пару-форму одного и того же слова

А) сон-сонный

Б) песня-песенный

В) ремень-ремни

Г) вожу-возница

10. Какие слова являются грамматической основой в предложении: Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы?

А)  берёзки улыбнулись

Б)  косы растрепали

В)  улыбнулись берёзки, растрепали косы

Г)  берёзки улыбнулись, растрепали

МОДУЛЬ 2

Контрольная работа № 3   по теме: «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи»

1 вариант

Диктант с грамматическим заданием

Тропинка шла вдоль высокого обрыва. Море иногда мелькало между деревьями. Оно подымалось спокойно могучей стеной, и цвет его был ещё синее, ещё гуще. В траве, в кустах дикого шиповника, на деревьях заливались цикады. Воздух дрожал от их звенящего крика. День выдался знойный, и земля жгла подошвы ног.

    Сергей шёл впереди дедушки. Он остановился и ждал, пока старик не поравнялся с ним. Тот на ходу привычным движением плеча поправил на спине шарманку и вытер рукавом вспотевшее лицо. Тропинка спустилась вниз. Горы соединились с широкой и твёрдой дорогой.

                                                        (По И.А.Куприну «Белый пудель»)

                                                                                                                          86 слов

Дополнительные задания:

1 вариант

  • Выполнить фонетический разбор слов: «мелькало», «твёрдой».
  • Выполнить транскрипцию слов предложения:  Тропинка шла вдоль высокого обрыва.

2 вариант

Выполнить транскрипцию слов предложения:  Горы соединились с широкой и твёрдой дорогой.

Контрольная работа № 3

2 вариант

Тест

1. Что называют диалектом?

А) Диалект – это выражения из словаря В.И.Даля.

Б) Диалект- это стиль речи человека.

В) Диалект - территориальный вариант языка.

2. Литературный язык – это…?

А) Литературный язык – это главная разновидность общенародного языка, имеющая нормы употребления языковых средств в устной и письменной речи.

Б) Литературный язык – это язык русской литературы.

В) Литературный язык – это нормативный вариант языка устного общения.

3. Найдите раздел лингвистики

А) Морфема

Б) Фонетика

В) Словосочетание

4. Фонетика – наука, которая изучает … состав языка

А) звуковой

Б) словарный

В) грамматический

5. Найдите правильную транскрипцию слова метель

А) [м,ит,эл,] 

Б) [м,ит,ел,]

В) [м,итэл,]

  1. Какой звук в слоге главный?

А) согласный 

Б) гласный

В) ударный

  1. В каком слоге все гласные звуки хорошо различаются?

А) в ударном

Б) в безударном

В) и в ударном, и в безударном

8.  Как называются звуки [р,л,м,н,й]?

А) глухие

Б) звонкие
В) соноры

  1. В каком ряду в словах все пропущенные буквы одинаковы?

А) ж…знь, ш…на, ш…пящие

Б) ущ…пнуть, прищ…мить, пощ…дить
В) выч…слять, площ…дка, ч…до

  1. Найдите слово-исключение

А) ш…ршат

Б) параш…т
В) ворч…н

  1. В каком ряду в словах все пропущенные буквы одинаковы?

А) полиц…я, ц…нк, коллекц…я

Б) ножниц…, ситуац…я, спец…алист
В) ц…ган, цариц…н, ц…ркач

  1. В каком ряду в словах нет Ь?

А) птен…чик, бан…щик, нян…чить

Б) воз…му, усад…ба ,  пал…ба
В) свад…ба, прос…ба, скол…зить

  1. В каком ряду в словах есть Ь?

А) мос…тик, пес…ня, лещ…

Б) идёш…, подстрич…, вещ…
В) проч…ный, туч…, пен…сия

14. Определи один из главных признаков текста

А) тема

Б) концовка
В) оформление

15. Как называется словарь, по которому можно проверить правильность произношения слова?

 

А) этимологический

Б) толковый
В) орфоэпический

Контрольная работа № 4

Р.р. Контрольное изложение-повествование

Судьба поэта Ф.И.Тютчева        очень интересна и  необычна. Сам он не считал себя поэтом. «Я дипломат, а не поэт», - говорил о себе Тютчев.  

И действительно, почти всю свою жизнь он посвятил себя дипломатической деятельности, хотя писать начал очень рано, ещё в детстве. Заговорили о нём как о поэте, когда Тютчеву было уже под сорок. Первые его стихи были напечатаны в журнале «Современник» в 1836 году. Они очень понравились читателям и привлекли внимание литературных критиков.

Тютчеву-поэту удалось создать свою лирику. Его стихи наполнены философским смыслом, любовью к окружающему миру, великой радостью человеческих чувств. Когда читаем Тютчева, то перед нами встают картины родной русской природы, исторические сюжеты Родины. Поэт заставляет нас размышлять над важными жизненными вопросами,   восхищаться любовью, открывать тайны и загадки собственной души.

Поэтический язык поэта бывает плавным и мелодичным, энергичным и торжественным. Звуковые повороты его речи значимы, раскрывают дополнительный смысл и учат читать между строк. Звукопись помогает не только представить образ, но и «услышать» его.

Сегодня мы далеки от тех лет, когда жил и творил Ф.И.Тютчев, но с нами его поэзия, чистая, красивая, светлая.

176 слов

Самостоятельная работа

Работа с текстом

Посреди дремучего леса на узкой лужайке возвышалось маленькое земляное укрепление, состоящее из вала и рва, за коим находилось несколько шалашей и землянок.

На дв…ре множество людей, коих по разнообразию одежды и по общему вооружению можно было тотчас пр…знать за разбойников, обедало, сидя без шапок, около братского к…тла. На валу подле мал…нькой пушки с…дел к…раульный, поджав под с…бя ноги; он вст…влял заплатку в нек…торую часть св…ей одежды, вл…дея иголкою с искусством, обл…чающим опытного п…ртного, и поминутно п…сматривал во все стороны.

Хотя некоторый ковшик несколько раз переходил из рук в руки, странное молчание царствовало в сей толпе; разбойники отобедали, один после другого вставал и молился богу, некоторые разошлись по шалашам, а другие разбрелись по лесу или прилегли соснуть по русскому обыкновению.

Караульщик кончил свою работу, встряхнул свою рухлядь, полюбовался заплатою, приколол к рукаву иголку, сел на пушку верхом и запел во всё горло меланхолическую песню.

                                                                

  1. Прочитайте отрывок из повести А.С.Пушкина «Дубровский»
  2. Вставьте пропущенные буквы во втором абзаце.
  3. Подчеркните слова, значение которых вы не знаете, попробуйте дать им толкование устно, опираясь на текст.
  4. Работа с толковым словарём. Найдите значение слов (братский котёл, рухлядь,  меланхолическую песню).
  5. Докажите, что это текст, написав несколько признаков.
  6. Определите тему и основную мысль текста.
  7. Дайте название отрывка.
  8. Составьте простой план.
  9. Караульщик1
  10. В последнем предложении выделите грамматическую основу.

МОДУЛЬ 3

Р.р. Обучение сочинению

Коллективное написание сочинения. Работа в группах – от каждой группы по 3 предложения собираем в текст. Учитель придумывает тему, подсказывает основную мысль, композицию-план. Композицию (план) дробит на группы: вступление- 3 предложения 1 группа,  основная мысль – 3 предложения 2,3,4 группы и заключение – 5 группа.

        Сочинение должно быть написано за  урок.

Контрольная работа № 5

Диктант

        Теперь мне предстояло осмотреть окрестности и выбрать себе удобное местечко для жизни. Местечко такое, где я мог бы сложить всё своё имущество. В полумиле от меня или немного дальше располагался холм, крутой и высокий. Догорал рассвет, растительность моего прибежища  была мне незнакомой. Я решил подняться на холм, чтобы осмотреться кругом.

        Взбираться на вершину холма было трудно. Когда же я вскочил на возвышающийся из земли камень на его вершине, увидел вокруг суши бескрайние морские просторы. Я был на острове!

                                                                                                    76 слов

                                                        Даниель Дефо «Жизнь  и удивительные

приключения Робинзона Крузо»

Грамматические задания

1 вариант  

        1. Подберите к слову бескрайние однокоренные слова

        2. Местечко2

        

            3. Догорал рассвет, растительность моего прибежища  была мне незнакомой.4

2 вариант  

        1. Подберите к слову окрестности однокоренные слова

        2. Вершину2

        

            3. Теперь мне предстояло осмотреть окрестности и выбрать себе удобное местечко для жизни.4

Тест

1. Признаки разговорной речи

А) неофициальность, воздействие, употребление просторечий

Б) неофициальность, продуманность высказываний, стилевая направленность
В) официальность, воздействие, продуманность высказываний

2. Найдите слово, соответствующее схеме: ¬¬∩^^^

А)  запутаться

Б) призадуматься

В) перелезла

3. Без какой морфемы не может быть слова?

А) суффикс

Б)  корень

В) приставка

4. Найдите пару-форму слова

А) красива-краса

Б) красный-красные

В) дом-домище

5. Найдите ряд, где все слова однокоренные

А) окно, оконные, подоконник

Б) соль, солью, соли

В) лесной, лесного, лесничий

6. Какой корень пропущен во всех словах: за∩и, вы∩ной, про∩, паро∩?

А) –лет-

Б) –ход-

В) –гар-

7.В каком ряду слова образованы приставочным способом?

А) убежать, недобрый, послеобеденный

Б) перелезть, луноход, нарисовать

В) беловатый, новость, дружок

  1. В каком слове пропущена буква Ы?

А) Ц…фра

Б) Куниц…н

В) Ц…трус

9. В каком ряду пропущена одна и та же буква?

А) з…ря, к…саться, р…сти, изл…гать

Б) г…рящие, тв…рение, р…щу, р…вный

В) к…снуться, изл…жить, выск…чил, оз…рять

10.Выбор гласной в корне –лаг-/-лож зависит от…

А) ударения

Б) гласной после корня

В) согласной корня

11. В каком ряду ошибка?

А) до-, по-, про-, под-

Б) ушк-, об-, ото-, на-

В) над-, пере-, обо-, за-

12. Какой термин не относится к тексту?

А) зачин

Б) абзац

В) морфема

13. План не бывает…

А) вопросным

Б) тезисным

В) микротемным

14. Речевой этикет – это…

А) формулы приветствия

Б)  правила поведения в определённых условиях

В) правила речевого поведения, система речевых формул общения

15. Найдите ошибку в формулах приветствия

А) Моё почтение

Б) Доброго здоровьица!

В) Здравия имею!

МОДУЛЬ 4

Р.р. Обучение сочинению-описанию

Интерактивное обучение. 

Сочинение пишется за 1 урок (работа в группах).

 Учитель определяет тему, сюжет, композицию, даёт вопросный план (абзац = группа),  задаёт вступление. После того, как группы отработают свои абзацы, учитель поправляет, делает сцепки предложений и абзацев, консультирует, и все записывают сочинение в чистовом варианте.

Пример

Тема. После снегопада (описание зимней природы)

Композиция

План

Возможный вариант сочинения

Вступление

Ночь. Тишина. Я смотрю из окна своего дома на улицу. Зима покрывает землю пушистым снегом. (Предлагается учителем)

Ночь. Тишина. Я смотрю из окна своего дома на улицу. Зима покрывает землю пушистым снегом.

Основная мысль

Описание снегопада

1 абзац

Как падает снег?

Он падает медленно, большими хлопьями, как будто струится откуда-то свысока могучая река снега. Потом он идёт быстрее, быстрее. Образовывается бело-серая завеса, которая шевелится и растёт.

2 абзац

Что я вижу, слышу?

Улица замерла, таинственно застыла. Не слышалось ни звуков, ни голосов прохожих. Только волшебная музыка восторга и очарования звучала где-то в моей душе.

3 абзац

Как изменяется картина за окном?

Через несколько минут всё преобразилась. Пушистые барханы красиво оттенял свет фонарей. Деревья, как сказочные великаны, застыли в безмолвии. Дома жёлтыми окнами тихо смотрели на мир.

4 абзац

Что я чувствую?

Красота зимнего снегопада вселяла покой, удивляла простотой и величием. Захотелось почувствовать холодную колкость снежинок на  тёплых ладонях. Тихая радость наполнила меня.

Заключение

Что было после снегопада?

Снегопад закончился только утром.  Солнечный свет посеребрил ночное  убранство.  Улицы наполнились голосами прохожих, шумом машин и звонким смехом детей. Все вокруг увидели сказочную картину зимней природы.

Самостоятельная работа

Остап первый год из бурсы бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза покупали ему новый. Он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал обещания продержать его в монастырских служках. С этого времени Остап начал с необыкновенным старанием  сидеть за скучною книгою и скоро стал наряду с лучшими…

По Н.В.Гоголю «Тарас Бульба»

  1. Прочитайте текст. Дайте название.
  2. Определите тему, основную мысль
  3. Подчеркните слова, значение которых вы не знаете.
  4. Подберите синонимы к  словам  старанием, возвратили.
  5. Дайте толкование словам букварь, книга.
  6. Составьте 4 предложения на тему «Моё отношение к учёбе» и оформите их в текст.

Варианты итоговых диктантов за первое полугодие

Отважный пингвинёнок

        Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него только что выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

        Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птицы стояли у нагретых солнцем камней.

        Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море. Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

        Маленький, голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер. От страха пингвинёнок закрыл глаза и … бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

        Это был отважный пингвинёнок. Он первый раз искупался в холодном зелёном море.

                                                                

                                                                        98 слов

По Г.Снегирёву

Дуб

Дуб — удивительное растение. Он растет сотни лет. Молния ударит в него, опалит огнем, и все равно весной распустятся на его черных ветках зеленые листочки.

Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе пожухнут, свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.

В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живет сыч и зимует летучая мышь. Иногда смотришь, за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжелые желуди. Это сойка осенью подобрала желуди, припрятала и забыла о них, а они проросли.

 109 слов

            

Львиную долю всей площади Тихого океана занимает огромная впадина округлой формы. Границы ее проходят почти повсюду по краям материков.  Глубина впадины равна в среднем четырем — шести километрам.

      Прежде считалось, что она однородна, не делится на отдельные части и котловины. Исследования нашего времени показали, что это не так. Впадину разделяет на две части подводный хребет. Группы подводных вулканов, зоны разломов и цепи  гор расчленяют впадину на отдельные котловины.

Сегодня на карту Тихого океана нанесены десятки подводных хребтов и горных цепей.

79 слов

По А. Кондратьеу.

«Атлантиды пяти океанов. Загадки затонувших материков»

     

За крайней избой нашей степной деревушки пропадала во ржи дорога к городу. И у дороги стояла белоствольная и развесистая плакучая береза. Глубокие колеи дороги зарастали травой с желтыми и белыми цветами. Береза была искривлена степным ветром.  

      Шелковисто-зеленое, белоствольное дерево в золотых хлебах!

      Осень приходила к нам светлая и тихая.  Казалось, конца не будет ясным дням.

      Она делала дали нежно-голубыми, небо чистым и кротким. Осень убирала и березу в золотой убор. А береза радовалась и не замечала, как недолговечен этот убор, как листок за листком осыпается он. Очарованная осенью, она была счастливая и покорная и вся сияла. А радужные паутинки тихо летали возле нее в блеске солнца, тихо садились на сухое, колкое жнивье. 

114 слов

 По И. Бунину «Эпитафия»

В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер, когда четко обозначаются на фоне неба черные вершины деревьев. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою росистым утром. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке.
      Видел я восход солнца над родными полями, над густыми зарослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды, тонкий серп месяца. Под пение бесчисленных птиц и шепот камышей поднимается солнце. Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью. Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня.

100 слов

По И. Соколову-Микитову

Диктанты для самостоятельной работы

Крещенские морозы

В Ильинском старики не помнили таких суровых крещенских морозов. Словно в сказке, недвижимо стояли в палисадах и за селом белые, заиндевевшие деревья. И так же, как в сказке, дым из труб поднимался в небо ровными; будто нарисованными столбами и чуть розовел под холодными лучами солнца, еле пробивающегося сквозь морозную мглу.

50 слов

А. Кузнецова

Буря

День был сумеречный, день был похож на вечер. Буря, сожрав солнце, продолжала неуёмно буйствовать. Иногда на короткое время она будто затихала, чтобы сейчас же разразиться ещё с большей силой. Воздух был настолько упругим, что сгибал человека в дугу и взрывал море словно огромнейшими железными заступами. Клокоча пеной, катились водяные глыбы величиною с трёхэтажное здание. Гудела высь, клубясь тучами, похожими на кипящий клейстер, хрипло рычали, разверзаясь, пучины.

66 слов

А. Новиков-Прибой

О хитрости

Хитрость — всё равно что мелкая монета, на которую не купишь многого. Как мелкой монетой можно прожить час, два, так хитростью можно там прикрыть что-нибудь, тут обмануть, переиначить, а её не хватит обозреть далёкий горизонт, свести начало и конец крупного, главного события. Хитрость близорука: хорошо видит только под носом, а не вдаль, и оттого часто сама попадается в ту же ловушку, которую расставила другим.

63 слова

И. Гончаров

Синяя стрекоза

Река никогда не спит — только замирает, только притворяется спящей. Струйка бежит неустанно и морщится, задев за поплавок. Синяя стрекоза — та действительно спит, намокнув от росы; можно взять её за крылышки — она не пошевелится. К жизни её возвращает только солнце; где оно пригрело — там обсыхают и просыпаются синие стрекозы, цветочками торчащие на прибрежной травке. И сразу — стрелкой в воздух: и замрёт на месте, ни вверх, ни вниз, ни в сторону; не чета неуклюжему самолёту.

73 слова

М. Осоргин

В каюте 

Капитан открывает скрытую портьерой дверь. Мы оказываемся в какой-то каюте. Справа стоит огромный высокий стол. Посреди — колонка со штурвалом и компас под сияющим медным колпаком. Машинный телеграф. По передней стенке тянутся медные трубки. На стенах — часы, барометр, таблицы, сочетания флагов. И ещё много предметов, мне неизвестных. Я не видел их даже в морском музее.

54 слова

Ю. Клименченко

Грамматическая работа

Предложения под диктовку

Грамматические задания

Объяснения

Уже дворники подметали улицы и большой желтоватый круг солнца стоял довольно высоко. (В. Каверин)

Есть ли в этом предложении запятая? Если есть, объясните её постановку

М…кушки б…льших б…рё… н…ч…нают ра…качиват…ся и пуч…ки сухой тр…вы л…тят через д…рогу. (Л.Толстой)

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сколько в предложении грамматических основ?

(Н…) обг…рят р…бин…вые кисти, от ж…лт…зны не пр…падёт тр…ва. (С.Есенин)

Вставьте пропущенные буквы.

р…бин…вые1

Дуб роняет и под ноги стелет золотое тонкое перо. (А.Пришелец)

Есть ли в этом предложении знаки препинания?

Разберите предложение по членам.

В лесу мы увидели лося. Шёл … вдоль опушки и никого не боялся.

Восстановите предложение синонимом от слова лось.

Птицы спешат к родным гнездовьям.

Дайте толкование слову гнездовья.

Жёлтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, белые раскрываются часов в десять. Когда все белые распустятся, на реке начинается бал.

Можно ли этот отрывок назвать текстом? Почему?

МОДУЛЬ 5

Р.Р. Сочинение-повествование

Упр. 111, стр. 91

Контрольная работа № 6 по теме: «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

1 вариант

Диктант

Была уже полночь. Направо видно было всё село. Длинная улица тянулась далеко, вёрст на пять.   Всё погружено в тихий, глубокий сон. Нет ни движения, ни звука. Даже не верится, что в природе может быть так тихо. Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с её избами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо. Звёзды смотрят на неё ласково и с умилением, а зла уже нет на земле,  всё благополучно.

С края села начиналось поле. Оно было видно далеко до горизонта. Во всю ширь этого поля тоже ни движения, ни звука.

                                                                                        93 слова

                                                        По А.П.Чехову «Человек в футляре»

Дополнительные задания:

1 вариант

1. Даже не верится, что в природе может быть так тихо.4

2. Выпишите словосочетания из предложения 2.

2 вариант

1. Звёзды смотрят на неё ласково и с умилением, а зла уже нет на земле,  всё благополучно.4

2. Выпишите словосочетания из последнего предложения.

Тест

  1. Что называется диалогом?

А) Диалог – это беседа между двумя или более собеседниками.

Б) Диалог – это речь, созданная одним человеком.

В) Диалог – это правила вежливого общения.

2. Найдите формулу речевого этикета

А) Представьте себе…

Б) Если вам не трудно…

В) Звали его…

3. Подлежащее и сказуемое – это…

А) синтаксическая связь

Б) грамматическая основа предложения

В) формы слов

  1. Найдите грамматическую основу в предложении: И олень вздрагивает от его карканья и тревожно озирается вокруг.

А) олень вздрагивает

Б) олень вздрагивает и озирается

В) тревожно озирается

  1. Найдите обстоятельство в предложении: Испуганный зайчонок бежал сломя голову по ковыльному полю.

А) испуганный

Б) по ковыльному

В) сломя голову

6. Страшно теперь в лесу! Какое это предложение по цели высказывания?

А) повествовательное

Б) побудительное

В) вопросительное

7. Какое предложение соответствует схеме однородных членов:          _ ,              ?

(Знаки препинания не проставлены)

А) К чаю подали вишнёвое клубничное и малиновое варенье.

Б)  В коробке лежали старые коньки и лыжные ботинки.

В) Осень пришла внезапно и завладела лесом  который уже и ждал перемен.

8.   Найдите предложение с обращением (знаки препинания не проставлены)

А) Эта поездка может быть очень удачной.

Б) По-моему здесь надо было сделать паузу.

В) Я слышала посуда бьётся к счастью.

9. Найдите предложение с обращением (знаки препинания не проставлены)

А) Ветер ветер ты могуч

      Ты гоняешь стаи туч.

Б) Играют же дети!

В) Ты много сделал сегодня.

10. Сколько основ в сложном предложении?

А) одна

Б) две и более

В) одна или две

11. Найдите предложение с прямой речью (знаки препинания не проставлены).

А) Брат посоветовал, чтобы я написал письмо.

Б) Где вы были спросил  я.

В) Анна Львовна потребовала чтобы её выслушали.

12. В каком предложении есть тире(знаки препинания не проставлены) .

А) Конфеты не еда.

Б) Лес как сад.

В) Азбука к мудрости ступенька.

13. Найдите сложное предложение (знаки препинания не проставлены).

А) Утка птица осторожная она не держится у самого берега.

Б) На ветру струились бесчисленные нити осенней паутины.

В) День был осенний серый  но очень тихий.

14. В каком ряду пропущены одинаковые буквы?

А) П…щадил, пр…славилась,  р…сти

Б) Св…ркнула, осл…пила, прибл…жались

В) Б…рёза, д…твора, в…черний


15. В каком ряду пропущена буква А?

А) п…хитили, гв…рдейцы, дв…рец

Б) пок…зали, д…лжна, бр…дячему

В) выр…щенный, к…сание, сп…сибо

МОДУЛЬ 6

Контрольная работа № 7

Диктант

1 вариант

        Пошёл дождь. Сначала капли были крупные, редкие. Потом загрустело кругом, полилось, полилось… Васютка приметил пихту, она широко разрослась среди мелкого осинника. Залёг под неё. Не было ни желания, ни сил шевелиться, разводить костёр. Хотелось есть и спать. Он отковырнул маленький кусочек от чёрствой краюшки и не проглотил его сразу, а начал сосать. Есть захотелось ещё сильнее. Васютка выхватил остатки горбушки из мешка, вцепился зубами и съел всю.

        Дождь не унимался. От сильных порывов ветра качалась пихта, и скатывались с неё за воротник Васютке холодные капли воды. Они ползли по спине. Васютка скорчился, втянул голову в плечи. Веки его сами собой начали смыкаться… Было тоскливо, сделалось ещё холоднее. Васютка забылся тяжёлым сном.

(111 слова)

( По В.П.Астафьеву «Васюткино озеро»)

Дополнительные задания:

1 вариант

1. Определите части речи в предложении и разберите предложение по членам: Он отковырнул маленький кусочек от чёрствой краюшки и не проглотил его сразу, а начал сосать. 

2. Веки3 его сами собой начали смыкаться…

2 вариант

1. Определите части речи в предложении и разберите предложение по членам: От сильных порывов ветра качалась пихта, и скатывались с неё за воротник Васютке холодные капли воды.

2. Васютка забылся тяжёлым сном3.

Р.р. Сочинение-рассуждение

Упр. 129

Самостоятельная работа

Зашифруйте следующие слова в КРОССВОРД на основе 6 модуля учебника: устная (речь), морфология, предлог, Тютчев, собирательные (существительные), незабудка, рассуждение, Саврасов.

МОДУЛЬ 7

Контрольная работа № 8 по теме: «Правописание прилагательных»

Диктант

В пути нас застал ветреный день.  По склону горы идти было не так-то просто. Нас окружал чужой необычный пейзаж. Горы скалистыми уступами преграждали дорогу. Стремительная, но небольшая речонка несла свои воды в глубине ущелья. Она переливалась и искрилась в местах небольших водопадов. Мы увидели на её берегу что-то напоминающее лодку и рыбацкие снасти.

Вдруг за крутым поворотом петляющей вдоль валунов тропинки появился невзрачный на вид дом. Его стены не кирпичные, а каменные мощной преградой возникли на нашем пути. Серебряный флюгер на крыше издавал странный пронзительный скрип. К каменной стене подступал чёрной стеной лиственный лес и уходил высоко в горы. Пунцовые стены дома напоминали крепостные, очень мощные и тяжёлые. Я понял, что мы всё-таки добрались до цели.

                                                                115 слов

Р.р. Обучение сочинению-описанию по картине

Упр. 150 из 6 модуля

Самостоятельная работа

         

МОДУЛЬ 8

Р.р. Контрольное сочинение-описание

Контрольная работа по теме: «Правописание глаголов»

Диктант

Легран уверенно вёл нас вперёд, сверяясь с ориентирами, которые заприметил. Плоскогорье сплошь поросло ежевикой. Вскоре стало ясно, что без косы нам сквозь заросли не пробраться. По приказу Леграна Юпитер стал выкашивать для нас тропинку к тюльпановому дереву необыкновенной красоты. Когда мы пришли наконец к цели, Легран спросил, сможет ли он взобраться на него. Старик был сперва озадачен и ничего не ответил. Потом обошёл ствол кругом. Когда осмотр был закончен, сказал просто: «Ещё не выросло такого дерева, чтобы он не смог на него взобраться».Осторожно взявшись за самый конец шнура, он приготовился лезть на дерево. Крепко обнял огромный ствол коленями и руками, нащупал пальцами ног неровности коры для упора. Избежав падения, Юпитер добрался до первой развилины ствола. Главная опасность миновала.

                                                                  (По Э. По «Золотой жук» в переводе А. Старцева)

119 слов

Дополнительные задания:

1 вариант

1. Легран уверенно вёл нас вперёд, сверяясь с ориентирами, которые заприметил3.

2. Определите спряжения глаголов в тексте.

2 вариант

1. Осторожно взявшись за самый конец шнура, он приготовился3 лезть на дерево.

2. Найдите в тексте глаголы 2 спряжения.

Диктанты для самостоятельной работы

Приближение весны 

                     С каждым днем крепнет весна, — не идёт уже, а будто льётся потоками солнца, зелени, цветов. Сбежали ручьи, зацвели фиалки, первоцвет, ландыши, в зарослях кустов вспыхнули пурпуровые цветы медуницы. Появились стрекозы, в медовом цветенье ивы зажужжали пчёлы. Над болотом затолклись комары. Вечерними и утренними зорями на опушках чернолесья тянули вальдшнепы, в сочной траве скрипели дергачи.

А. Перегудов

54 слова

Древняя охота 

Видел охоту с ловчими птицами. Нападающий сокол. Жертва — чёрная утка. Снят колпачок с головы — и сокол-в мгновение ока сбивает в воздухе утку. С добычей в лапах он пытается улететь. Но бубенец на ноге птицы подсказал охотнику направление. Добыча у сокола отнята. Он, кажется, даже с радостью обменял её на завяленный кусок мяса. Много любопытнейших тонкостей в этой древней охоте.

В. Песков

60 слов

Последний звонок

Вся школа собралась в зале. Впереди стояли маленькие первоклассницы в белых передниках, держа в руках букетики фиалок и подснежников. Все глаза были устремлены на вошедших, и они сразу заволновались, сообразив, что школа прекратила уроки ради них. И в этот момент во всех этажах зазвенел такой знакомый, такой привычный и такой родной звонок. Это был последний звонок, И он уже никуда не звал. Звонок возвещал десятиклассникам о том, что уроки в школе окончены навсегда.

Г. Матвеев

73 слова

Дорога к Байкалу

Дорога была пустынной. Вокруг — ни кустика, ни дерева. Только изредка встречались какие-то разрушенные дома и кирпичные печи с высокими закопчёнными трубами. Люди, которые жили здесь раньше, переселились в новые места. Поторопились они не зря. Когда плотина перегородит реку, вода разольётся по ложбинкам и оврагам, затопит тропинки и дорогу, по которой мы ехали к Байкалу. Впервые в жизни я ехал по дну моря.

Н. Печерский

62 слова

Итоговые диктанты

В наши дни русский язык вступает в новый период своего исторического развития.

      Именно поэтому наш язык требует к себе постоянного пристального внимания, бережной заботы. Ведь хорошо известно, что любой знак — это не только орудие общения, но также еще и практическое сознание.

      Новое мышление требует и новых речевых средств, точного их употребления. Без языковой точности и конкретности не может быть прогресса вообще. Еще М. В. Ломоносов высказывал мысль о том, что развитие национального сознания народа прямо связано с упорядочением средств общения.

По Л. И. Скворцоу. «Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи»

Итоговый тест по программе 5 класса

Вариант № 1

А 1. Какая пара слов не является словосочетанием?

а) река широка; б) характеристика героя; в) длинный день; г) пролистал газету

А 2. В каком предложении есть обстоятельство?

а) Майор привёз мальчишку на лафете.

б) Тускло льётся свет лампады.

в) Вместе с тихим сном свалилось убаюкиванье грёз.

г) Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы.

А 3. В каком предложении надо поставить только одну запятую (знаки препинания не расставлены)?

а) Больше всего Ваня любил конечно сказки.

б) Полно доченька не плачь.

в) Старый клён пахнет родиной детством туманами и воспоминаниями.

г) Но кукушка на сосне кукует и тропинка к берегу ведёт.

А 4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

а) Все соседи только про неё и говорят – «Работница – золотые руки!»

б) Как-то юнга Дудочкин кинул в море лот, и на эту удочку клюнул кашалот.

в) В кабинете висели портреты писателей: Пушкина, Лермонтова, Толстого.

г) Цепочка натянулась, вырвала из трухлявого столба крючок и вместе с замком хлопнулась в воду.

А 5. В каком слове все согласные звуки звонкие?

а) край; б) сгореть; в) роль; г) взгляд

А 6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

а) подушка мЯгка; б) квартАл; в) нАчала; г) свеклА

А 7. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?

а) умыват…ся, дрож…;

б) нет задач…, под…ехать;

в) катаеш…ся, борщ…;

г) нал…ю, линюч…

А 8. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

а) ч…рный, плеч…;

б) ц…фра, пальц…;

в) заб…ру, ката…м;

г) и…пугать, ра…бег

А 9. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

а) рю…зак, диало…;

б) морж…, синиц…;

в) г…мнастика, г…роизм;

г) подр…сти, прил…гательное

Прочитайте текст и выполните задания В1-В6 и С1

1. За окном порхали снежинки; одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока, наконец, не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звёздочек. 2. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и всё же живая! 3. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни покоя. 4. Она кивнула мальчику и поманила его рукой. 5. Мальчуган испугался и спрыгнул со стула; мимо окна промелькнуло что-то похожее на большую птицу.

В 1. из предложения (1) выпишите существительное с чередованием согласной в корне.

________________________________________________________________

В 2. Из предложения (4) выпишите слово (слова) с приставками.

________________________________________________________________

В 3. Из предложения (2) выпишите краткие прилагательные.

________________________________________________________________

В 4. Из предложения (1) выпишите вводное слово.

________________________________________________________________

В 5. Из предложений (4,5) выпишите синонимы.

________________________________________________________________

В 6. Сколько всего грамматических основ в предложении 5?

Ответ запишите цифрой.

_________________________________________________________________

С 1. Напишите, как вы думаете, почему Кай испугался Снежной королевы? (Ответ должен быть полным.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоговый тест по программе 5 класса

Вариант № 2

А 1. Какая пара слов не является словосочетанием?

а) очень яркий; б) вокруг костра; в) говорить и думать; г) спутник Земли

А 2. В каком предложении есть обстоятельство?

а) Подснежников корзину несите во дворец!

б) Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь.

в) Шелестят зелёные серёжки, и горят серебряные росы.

г) Море качало утлый кораблик.

А 3. В каком предложении надо поставить только одну запятую (знаки препинания не расставлены)?

а) О чём ты заинька плачешь?

б) Такой тёплой зимы старожилы пожалуй не припомнят.

в) Брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона.

г) Тигр раскрыл пасть раздался страшный рык.

А 4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

а) Большие сани понеслись быстрее и затем свернули в переулок

б) На страницах журнала «Новый Робинзон» печатались известные писатели: С.Маршак, Б.Житков, Е.Шварц.

в) «Я не ветеринар» - сказал Карл Петрович и захлопнул крышку рояля.

г) Как-то ночкой чёрною вышел капитан, и в трубу подзорную ищет он кита.

А 5. В каком слове все согласные звуки глухие?

а) цапля; б) весть; в) шумный; г) шубка

А 6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

а) щавЕль; б) дОговор; в) понЯли; г) помощь нУжна

А 7. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?

а) вертет…ся, овощ…;

б) стереч…, картеч…;

в) мощ…ный, в…юнок;

г) горяч…, под…ём

А 8. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

а) расст…лать, клее…м;

б) отц…, лекц…я;

в) врач…м, расч…ска;

г) в…змущение, бе…полезный

А 9. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

а) б…гряный, фи…летовый;

б) моноло…, во…зал;

в) выл…жить, водор…сли;

г) птиц…, корж…к

Прочитайте текст и выполните задания В1-В6 и С1

1. Герда приплыла к большому вишнёвому саду, в котором приютился домик с красными и синими стёклами в окошках и с соломенной крышей. 2. У дверей стояли два деревянных солдата и отдавали честь всем, кто проплывал мимо. 3. Герда закричала им – она приняла их за живых, но они, понятно, не ответили ей. 4. Вот она подплыла к ним ещё ближе, лодка подошла чуть не к самому берегу, и девочка закричала ещё громче. 5. Из домика вышла, опираясь на клюку, старая-престарая старушка в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами.

В 1. из предложения (1) выпишите существительное с чередованием согласной в корне.

________________________________________________________________

В 2. Из предложения (2) выпишите слово (слова) с приставками.

________________________________________________________________

В 3. Из предложения (5) выпишите прилагательные, выступающие в роли эпитетов.

________________________________________________________________

В 4. Из предложения (3) выпишите вводное слово.

________________________________________________________________

В 5. Из предложений (4) выпишите синонимы.

________________________________________________________________

В 6. Сколько всего грамматических основ в предложении 4?

Ответ запишите цифрой.

_________________________________________________________________

С 1. Напишите, как вы думаете, почему Герда отправилась в опасное путешествие. (Ответ должен быть полным.)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

контрольные работы по русскому языку 2 класс УМК ПНШ

конрольные диктанты , списывание, словарные диктанты 2 класс УМК ПНШ...

контрольные работы по русскому языку 3 класс УМК ПНШ

контрольные диктанты (усложнённый вариант для сильного класса), списывание, словарные диктанты 3 класс УМК ПНШ...

контрольные работы по русскому языку 4 класс УМК ПНШ

контрольные диктанты, словарные диктанты 4 класс УМК ПНШ русский язык...

Анализ контрольной работы по русскому языку (5 класс, 1 полугодие)

Анализ административной контрольной работы по русскому языку в 5 классе за 1 полугодие 2008-2009 учебного года по темам «Фонетика», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика», «Культура речи»...

Контрольная работа по русскому языку. 8 класс.

Контрольная работа с тестом проводится в конце учебного года. ...

Контрольная работа по русскому языку. 6 класс. Учебник А.Д. Шмелева. 6 класс

Контрольный диктант (списывание) с грамматическим заданием.  Учебник А.Д. Шмелева. 6 класс. Гл. 2...