Факультативный курс "Школьный редактор: орфография"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Формирование необходимого минимума базовых знаний по синтаксису,морфологии, пунктуации, культуре речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Факультативный курс по русскому языку | 63.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г .№ 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный компонент Государственного стандарта основного общего образования;
Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03. 2004 г. (с изменениями 2008 и 2011 годов);
Примерная программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык»;
УМК под редакцией М. Т. Баранова;
Положение о рабочей программе МБОУ «Уринская СОШ»;
Устав школы.
Актуальность программы
Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Программа адресована ученикам 9 класса МБОУ «Уринская средняя общеобразовательная школа».
Цели и задачи
Основная цель курса _ формирование необходимого минимума базовых знаний по синтаксису, морфологии, пунктуации, культуре речи.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
Способствовать нравственному воспитанию учащихся.
Образовательные:
Освоение знаний о русском языке, его устройстве и фукционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете.
Развивающие:
Развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Валеологические:
Создавать здоровый психологический климат на уроках, повышать мотивацию учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения ученика школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова. На уроках русского языка закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно-ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка.
Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Краткая характеристика возраста детей и ведущих видов их деятельности
Учебно-профессиональная деятельность возникает у старшеклассников в возрасте от 15 до 17-18 лет. У них развиваются профессиональные интересы, способность строить жизненные планы, формируются нравственные и гражданские качества личности и основы мировоззрения. Школьники больше внимания уделяют внимания на задания поискового характера, выполнение и проведение разнообразных коллективных, групповых заданий, наконец, использование различных технологий уроков.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать знания, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности, передачи содержания информации адекватно поставленной цели; развернутое обоснование
своей позиции с приведением системы аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста; владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п.
Данный 9 класс по своим знаниям, умениям и навыкам неоднородный : часть учащихся хорошо усваивает программный материал, умеет применять его на практике, другая – делает это с трудом, что требует от учителя дифференцированного подхода.
Место предмета в базисном учебном плане
Учебный объем курса составляет 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Учебно-методический комплект
Русский язык. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский]. – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 206 с.
Русский язык. 9 класс : поурочные планы по учебнику Л. А. Тростенцовой [и др.] / авт. – сост. Т. М. Амбушева. – Волгоград : Учитель, 2011. – 143с.
Учебный план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Форма контроля | ||
теоретических | практических | |||||
1 | Международное значение русского языка | 1 | 1 | - | ||
2 | Повторение изученного в 5-8 классах | 7 | 3 | 4 | изложение | |
3 | Сложное предложение Культура речи | 2 | 2 | Лингвистический анализ текста, диктант | ||
4 | Сложносочиненные предложения | 9 | 4 | 5 | Диктант | |
5 | Сложноподчиненные предложения | 25 | 11 | 14 | Тест, диктант | |
6 | Бессоюзные сложные предложения | 9 | 4 | 5 | Контрольный диктант | |
7 | Сложные предложения с различными видами связи | 13 | 5 | 8 | Диктант | |
8 | Повторение и систематизация изученного в 5 – 9 классах | 2 | 1 | 1 | Итоговая контрольная работа | |
Итого: | 68 | 31 | 37 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема раздела, урока | Количество часов | Вид занятия | Формы и методы контроля | Дата | |
По плану | фактически | |||||
1 | Введение. Международное значение русского языка | 1 | теоретическое | Составление плана | ||
2 | Повторение пройденного в 5-8 классах. Речь устная и письменная Монолог и диалог | 1 | практическое | Анализ текста | ||
3 | Стили речи | 1 | Развитие речи | |||
4 | Простое предложение и его грамматическая основа. | 1 | теоретическое | Объяснительный диктант | ||
5 | Предложения с обособленными членами | 1 | теоретическое | Работа со словарём | ||
6 | Обращения, вводные слова и вставные конструкции | 2 | Правописание имён существ. | Морфологический разбор | ||
7 | Контрольная работа | 1 | практическое | диктант | ||
8 | Сложное предложение. Понятие о сложном предложении | 1 | теоретическое | |||
9 | Основные виды сложных предложений | 1 | теоретическое | Составление таблицы | ||
10 | Развитие речи. Сочинение по картине | 1 | практическое | сочинение | ||
11 | Сложносочиненные предложения. Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в ССП | 1 | теоретическое | Устное сообщение | ||
12-13 | ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами | 2 | Теоретическое практическое | Конструирование предложений | ||
14 | Разделительные знаки препинания между частями ССП | 1 | Теоретическое практическое | Разбор предложения | ||
15 | Синтаксический и пунктуационный разбор ССП | 1 | практическое | Проверочная работа | ||
16 | Контрольный диктант | 1 | практическое | диктант | ||
17 | Анализ контрольных работ | 1 | практическое | |||
18-19 | Сочинение – рецензия на литературное произведение | 2 | Развитие речи | сочинение | ||
20 | Сложноподчиненное предложение. Понятие о СПП. Строение СПП, средства связи его частей | 1 | теоретическое | |||
21 | Подчинительные союзы и союзные слова в СПП | 1 | практическое | Самостоятельная работа | ||
22-23 | Роль указательных слов в СПП | 2 | Теоретическое практическое | взаимодиктант | ||
24-25 | Изложение с элементами сочинения | 2 | практическое | изложение | ||
26-27 | Виды придаточных предложений. СПП с придаточными определительными | 2 | Теоретическое практическое | Составление плана | ||
28 | СПП с придаточными изъяснительными | 1 | теоретическое | |||
29-30 | Развитие речи Сжатое изложение с элементами сочинения | 2 | практическое | изложение | ||
31 | СПП с придаточными обстоятельственными | 1 | практическое | Конструирование предложений по схемам | ||
32 | СПП с придаточными времени и места | 1 | теоретическое | |||
33 | СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия | 1 | практическое | Анализ текста | ||
34 | СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными | 1 | практическое | Конструирование предложений | ||
35 | Контрольный диктант и его анализ | 1 | практическое | Диктант с грамматическим заданием | ||
36-38 | СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них | 3 | Теоретическое практическое | Составление плана параграфа | ||
39-40 | Повторение и обобщение изученного по теме « СПП» Синтаксический разбор СПП | 2 | Теоретическое практическое | Разбор предложений | ||
41 | Контрольная работа по теме « Сложноподчиненные предложения» | 1 | практическое | Контрольная работа | ||
42 | Анализ контрольных работ | 1 | практическое | Работа над ошибками | ||
43-44 | Развитие речи Сочинение « Что такое подвиг?» | 2 | практическое | сочинение | ||
45 | Бессоюзные сложные предложения. Понятие о БСП Интонация в БСП | 1 | теоретическое | |||
46 | Запятая и точка с запятой в БСП | 1 | практическое | Конструирование предложений | ||
47 | БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП | 1 | теоретическое | Объяснительный диктант | ||
48 | БСП со значением противопоставления, времени, условия, следствия. Тире в БСП. | 1 | теоретическое | Комментированное письмо Словарный диктант | ||
49-50 | Развитие речи Сочинение по картине | 2 | практическое | сочинение | ||
51 | Синтаксический и пунктуационный разбор БСП | 1 | Теоретическое практическое | Взаимодиктант Разбор предложений | ||
52-53 | Изложение с элементами сочинения | 2 | Написание изложения | |||
54-56 | Сложные предложения с различными видами связи Знаки препинания в предложениях различными видами связи | 3 | Теоретическое практическое | Конструирование предложений по схемам | ||
57-58 | Развитие речи Изложение подробное | 2 | изложение | |||
59 | Публичная речь | 1 | теоретическое | Анализ текстов | ||
60-61 | Научный и официально-деловой стили речи Разговорный стиль речи | 2 | Теоретическое практическое | Составление текстов | ||
62-63 | Способы передачи чужой речи : прямая и косвенная речь | 2 | практическое | Конструирование предложений по схемам | ||
64 | Цитаты Способы цитирования Пунктуация при цитировании | 1 | теоретическое | |||
65 | Контрольный диктант | 1 | Написание диктанта | |||
66 | Анализ контрольных работ | 1 | практическое | |||
67-68 | Повторение изученного в 5-9 классах | 2 | Теоретическое практическое | тест | ||
Всего часов | 68 |
Содержание тем учебного курса
№ | Название разделов и тем курса | Количество часов для изучения | Содержание учебной темы | |
Основные изучаемые вопросы | Форма занятий | |||
1 | Введение. Международное значение русского языка | 1 | Особенности развития русского языка Роль языка в мировом пространстве Официальные и рабочие языки ООН | лекция |
2 | Повторение изученного в 5-8 классах | 7 | Разновидности речевого общения, их особенности. Языковые средства, характерные для разных стилей. Синтаксис и пунктуация простого предложения. Обособленные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями. | Практикум Самостоятельная работа |
3 | Сложное предложение Культура речи | 2 | Сложное предложение как единица синтаксиса. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства связи между частями сложного предложения. | Практическая работа Объяснительно-иллюстративные формы |
4 | Сложносочиненные предложения | 9 | Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения Рецензия на литературное произведение | Беседа практикум |
5 | Сложноподчиненные предложения | 25 | Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главныи. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложением. Виды придаточных предложений. Типичные, речевые сферы применения сложноподчиненных пред ложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности Деловые документы (автобиография, заявление) | Беседа Объяснительно-иллюстративные формы практикум |
6 | Бессоюзные сложные предложения | 9 | Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении союзами Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями Реферат небольшой статьи на лингвистическую тему | Беседа Объяснительно-иллюстративные формы практикум |
7 | Сложные предложения с различными видами связи | 13 | Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; Разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи Конспект статьи на лингвистическую тему | Практикум Самостоятельная работа беседа |
8 | Повторение и систематизация изученного в 5- 9 классах | 2 | Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании рассуждении; о стилях речи Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы Доклад или реферат на историко - литературную тему | Беседа Объяснительно-иллюстративные формы практикум |
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать
• функции языка; основные сведения о лингвистике как науке,
роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
• системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
• понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
• компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
• основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно - научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
Уметь:
• проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
• разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
• проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
• оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения
языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
- аудирование и чтение
• использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
• владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
- говорение и письмо
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
• применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
• осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
• углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;
• совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
• увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью; развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
• удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
• самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
• знать смысл понятий: национальный, государственный, мировой язык, язык межнационального общения;
• осознавать национальное своеобразие русского языка;
• вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации;
Перечень учебно-методического обеспечения
- Русский язык. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский]. – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 206 с.
- Русский язык. 9 класс : поурочные планы по учебнику Л. А. Тростенцовой [и др.] / авт. – сост. Т. М. Амбушева. – Волгоград : Учитель, 2011. – 143с.
- Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / [С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.]. – 30-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
- Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. – М.: ВАКО, 2009.
- Обучение русскому языку в 5 классе: Метод. рекомендации к учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Ю.Комиссарова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
- Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: к учебнику С.Г.Бархударова «Русский язык. 9 класс» / Т.Н.Мамона. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
- Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику Бархударова С.Г. и др. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к итоговой аттестации-2008: Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2007.
- Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Ф.П.Филин. – М.: «Советская энциклопедия», 1979.
- Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. высших учебных заведений/ В.А. Белошапкова, Е.А.Брызгунова, Е.А.Земская и др.; Под ред. В.А. Белошапковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Азбуковник, 1999.
- Рабочие программы по русскому языку. 5 – 9 классы ( по программе под ред. В.В.Бабайцевой) / Сост. Г.М.Вялкова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008.
- Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: к учебнику С.Г.Бархударова «Русский язык. 9 класс» / Т.Н.Мамона. – М.: Издательство «Экзамен», 2011
- Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к итоговой аттестации-2008: Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н /Д: Легион, 2009.
- Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Ф.П.Филин. – М.: «Советская энциклопедия», 1979.
Оборудование и приборы
Компьютер
Мультимедийный проектор
Экран
Контрольно - измерительные материалы
Словарный диктант
Правописание непроверяемых гласных в корне слова
Авокадо, алгоритм, директория, жалюзи, оазис, олигархи, винегрет, фасоль, палисадник, баклажан, диагональ, ликвидировать, синонимы, хореография, акварель, вернисаж, декламация, интерпретация, мозаика, мотивировать, аккомпаниатор, дилетант, артиллерия, наваждение, обагрить, лиловый, миниатюра, мемориал, меридиан, суверенитет, лаборатория, скомпоновать, утилизация, панорама, перспектива, витиеватый, диктатура, каламбур, навигация, плагиат, сувенир, диспансер, интеллигентный, пластилин, дирижировать, юбилейный, религия, табурет, импонировать, вернисаж, гармоничный, инцидент, деликатес, периферия, перспектива, имитировать, сентиментальный, аплодисменты, компетенция, референдум, обаяние, бечевка, наваждение, иждивенец, бюллетень, ностальгия, меланхолия, упоение, комплимент, фейерверк, постамент, компромисс.
Словарный диктант
Правописание чередующихся гласных в корне слова
Безотлагательный, возлагаемый, возложить, доложить, излагать, доложенный, обложение, отложение солей, подложить, полагать, полог, предлагать, предложение, прилагательное, приложение, разлагаться, слагаемое.
Взрастить, возрастной, выращенный, доморощенный, заросли, отраслевой, перерастание, повзрослеть, подростковый, прорастать, растение, расти, растительный, ростовщик, отрасль, срастись.
Вскакивать, вскочить, выскочить, обскакать, перескочить, скачок, соскакивать, ускакать, соскочить.
Возгорание, выгореть, горелка, горючий, догорать, загорелый, изгарь, обгорать, перегорать, погорелец, подгоревший, пригарь, самовозгорание, угорелый, угореть.
Заревой, заря, озарить, озарять, озарение, озаренность, зорька, зоревать, зарница, заря.
Кланяться, наклонение, неуклонный, отклонение, поклонение, поклонник, раскланяться, склоняться.
Благотворительность, одухотворение, претворять в жизнь, притворить дверь, растворенный, сотворение мира, творец.
Касательная, коснувшись, неукоснительно, прикасаться, прикосновение, соприкасаться.
Блестеть, блистать, блистательный, внимательный, выжигание, заблестать, задирать, замирать, занимательный, запереть, отпирать, застирать, оттереть, расстелать, подстелить, нерасчетливый, обмереть, обсчитаться, отчитать, сжигание.
Вымакать все содержимое, вымокнуть под дождем, вымоченный, мокнуть перо в чернила, мокрица, мокрота, непромокаемый, промокательный, промокашка, смочить.
Выровнивать, заровнять поверхность, несравненный, несравнимый, подровнять края, подравняться в строю, приравнять величины, разровнять грядку, разровнять страницу, уравновешенный.
Выплывать, заплыв, плавать, плавательный, плавание, жук - плавунец, плавучесть, пловец, пловчиха, плывуны, поплавок, проплывать.
Загорать на пляже, сгореть на костре, беречься от загара, каша подгорела, загорелый малыш, горение газа, бежит как угорелый, газовая горелка, снять нагар, разгореться в печи, быстро сгореть, дрова сгорели, выгореть дотла, костер разгорается.
Убирать квартиру, уберу в шкаф, натирать пол, вытереть пыль, запереть дверь, опираться на палку, растереть спину, собираться в кино, я выберу песню, протирать окна, постелить скатерть, собирать грибы, замереть от страха.
Словарный диктант
Правописание проверяемых гласных в корне слова
Вопиющий факт, единичный случай, завинтить болт, запевала в хоре, победить в борьбе, спланировать расходы, заблокировать колеса, зарядить ружье, обделить вниманием, переломить пополам, распилить на части, разварить картофель, кривить душой, заглядеться на картину, прочное загрождение, очарованный красотой, крепкое оснащение, повалиться на снег, больная спина, удивляться щедроте, громко засвистеть, укоротить пальто, укротить зверя, заглянуть в окно, цветистый платок, запломбировать зуб, наградной лист, спилить дуб, раскрошить хлеб, загримированный актер, застрахованный человек, тихо шептать, различать оттенки, смирить раздражение, новая символика, разграничить обязанности, сумрачный лес, навивать локон, развевающийся флаг, развивается сюжет, примерять пальто, примирять поссорившихся, развивающийся ребёнок, запивать молоком, запевать песню, зализать рану, залезать на дерево, разрядить ружье, проредить грядки, уплатить по счету.
Словарный диктант
Правописание согласных
Футбол, хоккей, теннис, волейбол, спортсмен, баскетбол, бадминтон, баттерфляй, препятствия, гандбол, клюшка, варежка, крот, кроссовки, прыжки с трамплина, регби, скоростной спуск, тренировочный процесс, ходьба спортивная, шведская стенка, ровесник, опасный, совестливый, рассказ, сказка, баллада, пушистый кот, код замка, интересный спектакль, лестный отзыв, вирусный грипп, белый гриб, словесный портрет, чересчур, дребезжать, шефствовать над классом, шествовать по улице, хрустнуть, яростный, искусный, наперстник, шотландский, гамбургский, веснушчатый, дощатый, абсолютный слух, аккорд, аккомпанемент, аккордеон, джаз, виртуоз, звукоряд, звуковая дорожка, диссонанс, классика, оперетта, синтез, скрипка, авторалли, иллюстрация, колледж, агрессия, конгресс, миллион, милиционер, перила, эффективный, эффектный.
Словарный диктант
Правописание Ь и Ъ
Бьют, подъезд, разъезд, объективный, съеденный, побережье, взморье, курьер, бурьян, воробьиный.
Скользить, ползать, восьмиэтажный, серьги, гирьки, капельки, узенький, маленький.
Рожь, дрожь, малыш, камыш, спишь, бережешь, бредешь, стеречь, печь, навзничь, молодежь.
Много рощ, с крыш, из-за туч, дотащишься, уходишь, съешьте, свалиться, мне нездоровиться, пахуч.
Словарный диктант
Правописание О – Е после шипящих
Грачом, стережет, тиражом, совершенный, калачом, запряжет, горошек, кирпичом, ткачом, зрачок, свечой, печенка, речонка, лавчонка, каблучок, шомпол, трещотка, чащоба, мажорный, дирижер, шелковая, парчовая, щеголь, черное, шоколад, защелкает, пижон, ночевка, ножовка, ключом, верблюжонок, грушовка, протяженность, внучок, сгущенка, тушенка, щелкнуть, ожог руки, обжег руку, желудь, жонглер, еще, черствый, печеный, желоб, тяжелый, кумачовый, горячо, блестяще, крыжовник, врачом, большой, сожженный, хорошо, волнующе, уничтожающе, ручонка, шалашом, посаженый отец, шорох, лужок, продажей, метражом, собачонка, этажом, сокращен, лишен, жжешь, печем, ключом, завершен, левшой, свежо, овражек.
Словарный диктант
Правописание приставок
Предобрый, расцвет, подкопить, премудрый, бесформенный, встать, прививать, побежать, отцепить, исцелить, прибивать, безвкусный, присесть, воздержаться, прилепить, рассыпанный, сбросить, преградить, восстание, привинтить, растащить, прибрежный, обточить, раззвонить, пригородный, смешать, рассчитанный, привокзальный, сбавить темп, бесшовный, притяжение, сбрить, сшить, прикосновение, сбежать, преобразование, здешний.
Словарный диктант
Правописание суффиксов
Разведчик, наладчик, бомбардировщик, дрессировщик, вкладчик, докладчик, объездчик, обидчик, переводчик, перевозчик, сварщик, заговорщик, водопроводчик, сибирский, лейтенантский, оккупантский, январский, конский, богатырский, опрометчивый, придирчивый, заносчивый, привередливый, причудливый, прожорливый, кокетливый, разговорчивый, предприимчивый, навязчивый, находчивый, обидчивый.
Словарный диктант
Правописаний окончаний имен существительных, прилагательных, глаголов
Скачет, клеит, отмечаем, празднуем, мажет, исследуем, ненавидим, поддерживаем, плачет, терпит, болеет, прячет, сыплется, отвлекаем, кричит, движется, режет, чистит, утренний дождь, весенним днем, о зимней дороге, за синей далью, в городе, на станции, в пьесе, в аудитории, вдоль аллеи, по аллее, к дочери, в тетради, на дереве, о здоровье, к Анне Сергеевне, о Елене Ильинишне, ко времени, на веранде, на лекции, при больнице, о трагедии, в резолюции, в армии, в отчете, из гавани, на стройке, на лошади, на лошадке, около лошади, около лошадки.
Словарный диктант
Правописание НЕ с разными частями речи
Незлобный, но придирчивый; не сегодня, а завтра; непроходимые леса, нерешительность, неприязнь, ни с чем не сравнимый, несравненная красота, не хватает места, не гляди, не глядя, не считай, не считая, нечего, не на что, некуда, не о чем, некрасивый поступок, совсем не красивый поступок, не всегда, не каждый, непрочитанная книга, непрочитанная мною книга, не под силу, не над чем работать, нечем, ничем, некого, не за кого, не рад, не был, не жаль, не мог, не должен, не дорогой, а дешевый, вовсе не дорогой, недорогой костюм, дверь не заперта.
Словарный диктант
Правописание наречий
Уж небо осенью дышало. Как стало невтерпеж, прислали ко мне. Она недавно вышла замуж. Наташа распахнула настежь окно. Несколько раз он провел рукой наотмашь. Налево - лес, направо - Енисей. Снова тучи надо мною. Стало сызнова смеркаться. Все наелись досыта. они горячо апплодировали выступавшему. Береги честь смолоду. Двор понемногу заполнялся гостями. Представители враждебной стороны вели себя вызывающе. Изредка она плеснет легонько волной в берег и замолчит.
Диктант
Синтаксис и пунктуация простого предложения
Где-то на болотах кричали журавли. Перед восходом солнца крик их был так гулок, что казалось, будто птицы кружатся над коньком избы. В который раз поддаваясь обману, я вскакивал с кровати, отдергивал надувавшуюся внутрь избы занавеску, забытую хозяевами, и выглядывал из высокого, словно леток скворечника, окна.
Говорили, что журавли прилетели на гороховое поле - совсем близко. Но я их так ни разу и не видел. Кричали они все - таки на болотах. Лесное эхо подхватывало их клич, и он, усиленный и многократно отраженный гулкой органной звучностью сосновых стволов, окружавших болото, метался над топью. Крик этот не был резок или тороплив, нельзя было назвать и трубным кличем. В нем было что-то глубинное, грудное, как в сильном женском меццо-сопрано, - какой-то русалочий полувопль, таинственный и печальный, невольно уносящий воображение в мир полузабытых сказок детства.
(Е. Носов)
(129 слов)
Дополнительное задание:
Подчеркните обособленные определения как члены предложения.
Диктант
Сложное предложение
Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. По обыденности, по нашей незамечаемости нет, пожалуй, у воздуха никого на земле ближе, чем трава. Мы привыкли, что мир - зеленый. Ходим, мнем, затаптываем в грязь, сдираем гусеницами и колесами, срезаем лопатами, соскабливаем ножами бульдозеров, наглухо захлопываем бетонными плитами, заливаем горячим асфальтом, заваливаем железным, цементным, пластмассовым, кирпичным, бумажным, тряпичным хламом. Льем на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щелочи. Высыпать машину заводского шлака и накрыть и отгородить от солнца траву? Подумаешь ! Сколько там травы ? Десять квадратных метров. Вырастет в другом месте.
Однажды, когда кончилась зима и антифриз в машине был уже не нужен, я открыл краник и вся жидкость из радиатора вылилась на землю. Антифриз растекся продолговатой лужей, потом его смыло дождями, но на земле, оказывается, получился сильный ожог. Среди плотной мелкой травки, растущей на лужайке, образовалось зловещее черное пятно. Три года земля не могла залечить место ожога, и только потом уж плешина снова затянулась травой.
А между тем ласкать глаз человека, вливать тихую радость в его душу, смягчать его нрав, приносить успокоение и отдых - вот одно из побочных назначений всякого растения.
(По В. Солоухину)
(159 слов)
Дополнительное задание:
Найдите сложные предложения, укажите средства связи между простыми предложениями, входящими в состав сложного.
Каким способом образовано слово пластмассовым ?
Диктант
Сложносочиненное предложение
Ночь перед рождеством
Последний день перед Рождеством прошел, и наступила зимняя ясная ночь. Глянули звезды, и месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра, но было так тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат. Месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрипучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу. Вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.
А ведьма между тем поднялась так высоко, что одним только черным пятнышком мелькнула вверху.
(По Н. Гоголю)
(110 слов)
Дополнительное задание:
Выпишите сложносочиненное предложение и составьте его схему.
Обведите союзы, соединяющие простые предложения в составе сложносочиненных.
Диктант
Сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом
Полдень. Солнце жжет невыносимо. На небе, раскаленном и сверкающем, ни облачка. Отблеск отвесных солнечных лучей на глинистой пашне невольно заставляет щуриться и отворачиваться; но всюду стелется сыпучая раскаленная почва. Воздух недвижим. С утра стоит небывалая жара, но весь народ вышел в поле. Все живое припало куда-то, забилось, завалилось и боится поднять голову, чтоб не спалить волос и не обжечь носа. Время от времени лопаются назревшие стручья и постреливают своими сухими, как дробь, зернами.
В такое время житье лишь оводам да мухам. От жары лошадиные хвосты движутся вяло и овод безнаказанно может припадать к шкуре своей зеленой стеклянистой головкой и вонзать свое жало в ребро, спину и ноздри животного. Бедная клячонка стоит неподвижно. Она ко всему бесчувственна и ни о чем не думает. Самые свирепые собаки (кроме бешеных, разумеется) смирны теперь. Они лежат, забившись куда-нибудь под навес или под телегу, и безотрадно вращают вокруг глазами и переносят из стороны в сторону длинный язык, с которого каплет слюна.
(По Д. Григоровичу)
(156 слов)
Дополнительное задание:
Какой частью речи является слово лишь из 1-го предложения 2-го абзаца ?
Произведите синтаксический разбор выделенного предложения.
Диктант
Сложноподчиненное предложение
Таинственный всадник
Путник ехал, не подгоняя своего коня ни хлыстом, ни шпорами, пока не исчез в туманной дали, едва освещенной месяцем. Почти в ту же самую минуту на окраине поселка появился другой путник и поехал по той же дороге.
Он, вероятно, тоже отправился в дальний путь. На нем был темный плащ с капюшоном, ниспадавший сзади свободными складками на круп лошади.
В отличие от первого, этот всадник куда-то торопился. Казалось, он хотел кого-то догнать. Время от времени он наклонялся вперед и внимательно всматривался в даль, как будто ждал, что увидит силуэт, вырисовывающийся на фоне неба.
Вскоре второй всадник тоже исчез, и как раз в том же месте, где скрылся из виду его предшественник. Так показалось бы тому, кто наблюдал бы за ним из поселка. Но вот на окраине селения показался третий всадник, он стал продвигаться в том же направлении. На нем был ярко-красный плащ, скрывавший его фигуру. Из-под широкой полы виднелось охотничье ружье, лежащее поперек седла.
(153 слова)
Дополнительное задание:
Обведите средства связи простых предложений в составе сложноподчиненных.
Составьте из слов текста словарный диктант на тему: "Правописание предлогов", при необходимости добавьте свои примеры.
Контрольный диктант за первое полугодие
Лесное озеро
За придорожным кустарником поднимался смешанный лес. С левой стороны таинственно поблескивала черная вода. Мы ждали только тропинки, чтобы устремиться по ней в глубину леса и узнать, что там. И вот тропинка попалась.
Не успели мы сделать по ней двухсот шагов, как заливистое злое тявканье собачонки остановило нас. Невдалеке стояла изба лесника.
Лесник пригласил нас в дом и хотел распорядиться насчет стола. Но мы сказали, что нам ничего не нужно и что мы свернули с большой дороги единственно затем, чтобы узнать, что за вода блестит между деревьями.
Вода началась шагах в пятидесяти от порога, но гораздо ниже его, так как дом стоял на бугре. Узкая лодка, на которую мы сели, была настолько легкая, что под тяжестью четырех человек погрузилась в воду по самые края. Необыкновенной красоты озеро окружило нас. Темно-зеленые дубы и липы, которыми заросли озерные берега, четко отражались в неподвижной воде. Редкие и ясные, словно звезды, покоились на воде цветы белых лилий. Так резко оттенялся каждый цветок чернотой озерного зеркала, что мы замечали его обыкновенно за двести, за триста метров.
(По В.Солоухину) 170 слов
Михайловский парк
Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское. Там было пустынно и тихо. В вышине шли облака. Под ними, по зелёным холмам, по озёрам, по дорожкам столетнего парка, проходили тени.
Михайловский парк - приют отшельника. Это парк, где трудно веселиться. Он создан для одиночества и размышлений. Он немного угрюм со своими вековыми елями, высок, молчалив и незаметно переходит в такие же величественные, как и он сам, столетние пустынные леса. Только на окраинах парка сквозь сумрак, всегда присутствующий под сводами старых деревьев, вдруг откроется поляна, заросшая блестящими лютиками, и пруд с тихой водой.
Главная прелесть Михайловского парка в обрыве над Соротью и в домике няни Арины Родионовны...Домик так мал и трогателен, что даже страшно подняться на его ветхое крыльцо.
А с обрыва над Соротью видны два синих озера, лесистый холм и наше вековечное скромное небо с уснувшими на нём облаками...
Список литературы (основной и дополнительной)
Для учащихся
- Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / [ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская]. – М.: Просвещение, 2013.
- Л. А. Ахременкова. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором : Русский язык :9 класс. – М. : Просвещение,2010
- К. А. Войлова. Русский язык. Культура речи. М. : Просвещение, 2011
- А. Д. Дейкина. Русский язык : Раздаточные материалы. 9класс. –М. : Дрофа, 2012
- А. Б. Малюшкин. Комплексный анализ текста. 9 класс.-М. :ТЦ « Сфера», 2011
Для учителя
1. Русский язык. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский]. – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 206 с.
2.Русский язык. 9 класс : поурочные планы по учебнику Л. А. Тростенцовой [и др.] / авт. – сост. Т. М. Амбушева. – Волгоград : Учитель, 2011. – 143с.
3.Обучение русскому языку в 9 классе: Метод. рекомендации к учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Ю.Комиссарова. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
4.Русский язык. 7 класс: поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова и др. / авт.-сост. С.Б.Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2007.
5.Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10 – 11 классы: Книга для учителя. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
6.Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к итоговой аттестации-2008: Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2007.
7.Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. высших учебных заведений/ В.А. Белошапкова, Е.А.Брызгунова, Е.А.Земская и др.; Под ред. В.А. Белошапковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Азбуковник, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса "Трудные случаи орфографии и пунктуации"
Программа ориентирована на языковое развитие учащихся 6-7 классов....
Факультативный курс "Законы русской орфографии. Трудные случаи написания"
Программа факультативного курса “Законы русской орфографии. Трудные случаи написания” включает материал, углубляющий материал базовой программы по русскому языку, а т...
Работа с текстовым редактором. Использование систем проверки орфографии и грамматики.
Изучение основных приемов работы в текстовом редакторе MS Word по форматированию символов и абзацев, научиться создавать отступы и интервалы в тексте, освоение и закрепление навыков и знаний по ...
Рабочая программа факультативного курса "Секреты орфографии"
Данный факультатив позволит обучающимся не только восполнить пропущенный материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка....
Факультативный курс "Секреты орфографии".
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для учеников 7 класса "Секреты орфографии"....
Рабочая программа по факультативному курсу «Секреты орфографии»
Рабочая программа по факультативному курсу «Секреты орфографии»...
Факультативный курс "Школьный редактор"
Программа курса «Школьный редактор» предназначена для организации работы с детьми, обладающими повышенными способностями в области русского языка и имеющими интерес к более г...