Факультативный курс "Секреты орфографии".
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для учеников 7 класса "Секреты орфографии".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativnyy_kurs_sekrety_orfografii_7_klass.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ярцевская
средняя школа №10

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО ________/_Арсентьева И.И./

Протокол №_____

от «____»_________20___г.

«Согласовано»

МС

МБОУ СОШ № 10

Протокол №_____

от «____»_________20___г.

«Утверждено»

Приказом  №_____

от «____»_________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса

«Секреты орфографии»

7 класс

Арсентьева И.И., высшая категория

2015/2016  учебный год


Пояснительная записка.

Класс 7

Количество часов

всего 17,  в неделю 0,5

Рабочая программа полностью соответствует  Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта

и составлена на основе авторской программы. Авторы – Арсентьева И.И., учитель русского языка и литературы МБОУ СШ № 10

   

Факультативный курс рассчитан   на 17 часов (0,5 часа в неделю) и предназначен   для учащихся 7 класса.

Данный факультатив позволит им не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка, познакомит учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках.  Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-9 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ.

На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности.

На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной.

Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Просвещение, 2008 г.

Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся,  развитие устной и письменной речи учащихся, обогащение словарного запаса.

Задачи:

 -повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы,

- расширить и углубить полученные ранее знания;

- систематизировать и обобщить полученные знания;

-заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;

- совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.

 Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Содержание программы.

Содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные с учебной программой, представляющие дополнительный материал.

Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка.  Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач.

В рамках данной программы обогащаются  первоначальные представления о значении слова.

Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся   с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы.

Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова.

Второй круг вопросов отличается от первого  своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.

Программа состоит из 4 разделов.   Распределение часов по разделам следующее:

1. Дорога к письменности – 1час

2. Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии – 1 час

2. Фонетика. Орфография – 4 часов

3. Словообразование. Морфемы. Орфография. – 5 часов.

4. Морфология - 4 часа.

5. Обобшение – 2 часа.

Основные методы и приёмы работы:

- лекция;

 - беседа;

- объяснение учителя;

 - создание проблемной ситуации;

 - анализ текстов различных стилей и типов;

 - работа с тестами;

- различные виды грамматического разбора;  

- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;  

- создание таблиц, схем, алгоритмов;  

- обсуждение, диалог;  

- работа по карточкам;

- написание и редактирование орфографических диктантов;  

- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.

На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки,   ребусы, кроссворды, головоломки.

По окончании курса учащиеся должны знать:

- основные орфографические правила;

- определения единиц языка, встречающихся в курсе;

- схемы разборов слова.

По окончании курса учащиеся должны уметь:

 - находить в словах изученные орфограммы;

- выделять морфемы слова;

- обосновывать свой выбор;

- правильно писать слова с изученными орфограммами;

- находить и исправлять орфографические ошибки.



Календарно-тематическое планирование

Содержание занятия

Кол-во часов

Работа на уроке

Дата

план

факт

1.

Дорога к письменности. Как люди обходились без письма

1

2.

Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии.

1

Фонетика. Орфография (4 ч.)

3.

Тайна фонемы.

Ударение над гласной может сделать букву ясной. (Правописание безударных гласных)

1

  Смыслоразличительная  роль звуков.

  Образование звуков, определение позиции в слове  (сильная и слабая).

  Правописание безударных гласных

4.

Коварные словарные слова. Орфографический словарь – наш главный помощник.

1

Словарная работа со словами. Знакомство со  словом. Составление словосочетаний с данным  словом. Составление предложений с данным  словом. Нахождение данного  слова  в тексте.

Исправление речевых ошибок (неправильное употребление данного  слова  в тексте).

Работа со словарем

5.

Опасные согласные.

Звонкие и глухие  «двойняшки»

1

 Парные и непроизносимые согласные. Различение звонких - глухих. Тренировочные упражнения.

6.  

Правописание Ъ и Ь

1

Разделительные Ъ и Ь. Функции Ь в слове. Орфографический анализ текста.

Словообразование. Морфемы. Орфография (5 ч.)

 7.

Приставки - труженицы (классификация и правописание приставок)

1

Классификация приставок (смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящим от смысла слова).

Приставки, не изменяющиеся на письме. Буквы З и С на конце приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Буквы Ы и И после приставок.

Тренировочные упражнения. Составление орфографических диктантов.

 8.

Классификация и правописание суффиксов.

1

Правописание суффиксов различных частей речи.

Тестовая работа.

 9, 10.

Кто командует корнями? ( Орфограммы в корне)

2

Классификация и правописание корней с чередующимися гласными.

Гласные после шипящих и ц.

Нахождение ошибок, редактирование текста.

11.

Функции окончания и его правописание.

1

Правописание окончаний изученных частей речи. Определение роли окончания в слове.

Орфографическая работа.

                                                                                                        Морфология (4 ч.)

«Именные» части речи -3 ч.

Глагол – 1 ч.

12.

Загадки существительных и прилагательных (Значения и морфологические признаки, правописание)

1

Работа с этимологическим и орфографическим словарями.

Тестовые задания.

13.

История образования и написания числительных

1

Беседа. Выполнение упражнений, игра «Магазин».

14.

Что вместо имени у нас? (О правописании  местоимений)

1

Сравнение  существительного и местоимения. Работа с текстом.

15.

Всё о глаголе. (Значение, синтаксическая роль, морфологические признаки, правописание)

1

Тренировочные упражнения.

Морфологический разбор глагола.

Обобщение и систематизация изученного (2ч.)

16.

Волшебный клубок орфограмм

1

Работа с текстом.

17.

Значение орфографии

1

Обобщение принципов орфографии.



Литература для учителя:

1. Бабайцева В.В. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2000. №1.

2. Бондаренко Н.М., Граник Г.Г.  Секреты орфографии.- М., Просвещение.,1997.

3.Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка 17-19 веков. М.: 1938.

4. Граник Г.Г. Психологические особенности формирования орфографической зоркости.// Вопросы психологии №3. 2004.

5. Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии в школе. Психологические основы процессов. Л.,1977.

6. Копосова Н.А., Николаев Г.А. Структура слова и орфография русского языка. Изд-во Казанского университета. 1993.

7. Костинский Ю.М. Неудачное, дезориентирующее правило.// РЯШ№1. 2000.

8. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М.: Просвещение. 1996.

9. Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. Из опыта работы. М.: Просвещение.,1993.

Литература для уч-ся:

1.  Варатьян Н.Г. Путешествие в слово. Спб.,2001.

2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка.  

2. Григорян Д. Т. Язык мой — друг мой. —  М.:«Просвещение»,1976.

3. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М.: Просвещение. 1982.

4. Панов М.В. И все-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. М.: 1964.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Трудные случаи орфографии и пунктуации"

Программа  ориентирована  на языковое развитие учащихся 6-7 классов....

Факультативный курс "Законы русской орфографии. Трудные случаи написания"

       Программа факультативного курса “Законы русской орфографии. Трудные случаи написания” включает материал, углубляющий материал базовой программы по русскому языку, а т...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса.

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса....

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 8 класса "Секреты русской орфографии"

Данная программа, возможно, поможет словесникам, уделяющим особое внимание повышению уровня орфогафической грамотности учащихся....

Программа факультативного курса «Трудные случаи русского правописания: орфография и пунктуация» для учащихся 9 класса

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи и подготовке к ОГЭ. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание...