Факультативный курс "Школьный редактор"
рабочая программа по литературе (9 класс)
Программа курса «Школьный редактор» предназначена для организации работы с детьми, обладающими повышенными способностями в области русского языка и имеющими интерес к более глубокому изучению предмета. На занятиях учащиеся знакомятся с основами редактирования текста, овладевают различными видами правки, повышают уровень речевой грамотности. Курс неразрывно связан как с разделами языкознания («Лексика», «Словообразование», « Морфология», «Синтаксис», «Стилистика русского языка», «Культура речи»), так и теорией литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnyy_redaktor.docx | 24.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Белоярский»
РАССМОТРЕНО на заседании экспертного совета Протокол №1от 31 августа 2024 | УТВЕРЖДЕНО Директор _________ Е.А. Пакулев Приказ № 809 от 31 августа 2024 |
СОГЛАСОВАНО Зам. директора школы ___________________ /Л.А. Матвийчук/ 31 августа 2024 г. | ПРИНЯТО на заседании педагогического совета школы от 29 августа 2024 Протокол № 8 |
Программа факультатива
по русскому языку
«Школьный редактор»
9 класс.
Составитель: Черепанова Е.А. учитель русского языка и литературы СОШ № 1 г. Белоярский |
2023 г.
Пояснительная записка.
Владение родным языком, умение правильно выражать свои мысли устно и письменно – это то, что сейчас во многом определяет достижения личности во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Развить речь, научить владеть словом – значит создать условия для реализации творческих возможностей личности.
Процесс совершенствования речи происходит в течение всей жизни человека. Постоянное повышение уровня речевой и письменной грамотности расширяет возможности социализации.
Программа курса «Школьный редактор» предназначена для организации работы с детьми, обладающими повышенными способностями в области русского языка и имеющими интерес к более глубокому изучению предмета. На занятиях учащиеся знакомятся с основами редактирования текста, овладевают различными видами правки, повышают уровень речевой грамотности. Курс неразрывно связан как с разделами языкознания («Лексика», «Словообразование», « Морфология», «Синтаксис», «Стилистика русского языка», «Культура речи»), так и теорией литературы.
Цель курса «Школьный редактор» - ознакомить учащихся с основами редактирования, выработать навыки редакторского анализа и редактирования текста.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- углубить теоретические знания о тексте как единице речи;
- совершенствовать умение выявлять особенности текстов разных стилей и жанров;
- сформировать навыки анализа литературного текста;
- развить мотивацию к познанию и творчеству;
- подготовить учащихся к самостоятельному литературному творчеству.
Исходя из задач преподавания курса «Школьный редактор», программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:
- соблюдать нормы современного литературного языка;
- различать виды ошибок и устранять их;
- анализировать и редактировать тесты разных стилей и жанров;
- использовать средства художественной изобразительности в тексте.
Программа предполагает дальнейшее развитие коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей.
Содержание программы может быть реализовано через взаимодействие педагога и учащихся в следующих формах:
- Групповой практикум
- Выпуск стенгазеты
- Создание таблиц
- Исследование
- Лабораторная работа
- Игра
- Исследование
- Создание презентаций
- Экскурсия в редакцию газеты.
Программа предназначена для элективного курса, повышающего уровень речевой и письменной грамотности учащихся 10-11 классов. Реализуется в объёме 35 часов.
Кроме того, изучение курса «Школьный редактор» поможет подготовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ, связанных с анализом текста и написанием рецензий, эссе.
Содержание программы.
Введение. Задачи редактирования. Общие понятии о культуре устной и письменной речи. Языковая норма.
Текст как единица речи. Пути анализа . Тема и идея текста. Микротема.
Абзац. Сложное синтаксическое целое.
Способы связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь.
Заголовок текста. Способы оформления вступительной и заключительной частей. Основные композиционные приёмы.
Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Смешанный тип речи.
Литературная норма.
Логичность речи. Логические ошибки и способы их устранения.
Композиционные ошибки.
Стилевая и контекстуальная уместность.
Стили речи.
Лесико-фразеологические средства язика.
Словообразовательные и морфологические средства языка. Выразительность речи.
Синтаксические средства языка.
Функциональные стили речи (разговорный, официально-деловой, публицистический, стиль художественной литературы). Стиль и стилизация. Стиль автора.
Стилистические тропы и фигуры.
Художественно-изобразительные средства языка. Роль в тексте.
Культура письменной речи.
Языковая норма как совокупность правил выбора и употребления языковых средств. Изменение норм. Лексические ошибки.
Морфологические ошибки.
Синтаксические ошибки.
Словообразовательные ошибки.
«Стилистический эксперимент». Каламбур.
Языковая реставрация (редактирование текстов разных стилей)
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема занятия | часы | Форма проведения | Вид работы и образовательный продукт | Литература |
1 | Введение. Понятие редактирования. Задачи редактирования. Черновик и рукопись. | 1 | Игра «Я – главный редактор» | Составление должностной инструкции редактора. | |
Текст как основная единица речи. 4 часа | |||||
2 | Тема и идея текста. Пути анализа. Микротема. | 1 | Заседание редакционного совета | Составление опорного конспекта по теме | |
3 | Абзац. Сложное синтаксическое целое. | 1 | Групповой практикум | Членение текста на абзацы. Восстановление текста. | |
4 | Способы связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь. | 1 | Практикум. | Составление таблицы с примерами средств связи в текстах. Подбор текстов с разными видами связи предложений. | |
5 | Заголовок текста. Способы оформления вступительной и заключительной частей. Основные композиционные приёмы. | 1 | Творческая мастерская | Редактирование текста. Составление таблицы «Виды зачинов и концовок» | |
Типы речи. 8 часов. | |||||
6 | Типы речи: повествование, описание, рассуждение. | 1 | Лабораторная работа | Составление опорного конспекта или опорной таблицы. | |
7- 8 | Смешанный тип речи: повествование с элементами рассуждения и описания; описание с элементами рассуждения. | 2 | Лекция и практикум | Создание текста смешанного типа речи. | |
9-10 | Литературная норма. Императивная ( обязательная) норма и диспозитивная (вариативная)норма. | 2 | Практикум | Составление таблицы с примерами. Оформление карточек. | |
11 | Логичность речи. Условия логичности. Логические ошибки и способы их устранения. | 1 | Исследование текстов. | Редактирование текста | |
12 | Композиционные ошибки. | 1 | Игра «Редакционный совет» | Мини-рецензии учащихся на данные учителем тексты | |
13 | Разновидности уместности. Стилевая и контекстуальная уместность | 1 | Практикум | Составление опорного конспекта по теме. | |
Стили речи. 6 часов. | |||||
14 | Лесико-фразеологические средства языка. | 1 | Научный совет | Составление таблицы «Лексические средства языка» | |
14-15 | Словообразовательные и морфологические средства языка. Выразительность речи. | 2 | Лабораторная работа. | Сочинение учащихся «Письмо редактору» | |
16 | Синтаксические средства языка. | 1 | Практикум | Создание презентации с заданиями «Синтаксические средства языка» | |
17 | Функциональные стили речи (разговорный, официально-деловой, публицистический, стиль художественной литературы). | 1 | Деловая игра «Заседание редколлегии» | Распределение материала по стилям. («Сборник документов», Сборник заметок и очерков», «Сборник текстов худ. литературы» и т.д.) | |
18 | Стиль и стилизация. Стиль автора. | 1 | Исследование | Анализ отрывков текстов разных авторов. | |
Стилистические тропы и фигуры. 4 часа. | |||||
19 | Художественно-изобразительные средства языка. | 1 | Лекция и практикум | Составление таблицы с примерами | |
20 | Роль художественно-изобразительных средств в тексте. | 1 | Исследование | Составление статьи о роли художественно-изобразительных средств. | |
21-22 | Использование средств художественой изобразительности в тексте. | 2 | Практикум | Редактирование текстов . | |
Культура письменной речи. 13 часов | |||||
23 | Языковая норма как совокупность правил выбора и употребления языковых средств. Изменение норм. | 1 | Лекция | Анализ текста, исправление ошибок, определение вида ошибки. | |
24-25 | Лексические ошибки. | 2 | Практикум (проверка сочинений учащихся) | Мини-рецензии на сочинения с указанием вида ошибки. | |
26 | Морфологические ошибки. | 1 | Лабораторная работа | Создание презентации с примерами | |
27 | Синтаксические ошибки. | 1 | Практикум | Редактирование текста | |
28-29 | Грамматические ошибки. | 2 | Практикум | Создание тестов или карточек | |
30 | «Стилистический эксперимент» | 1 | Практикум | Анализ текстов и «стилистическая отделка « произведения. | |
31 | Что такое каламбур? | 1 | Практикум | Анализ текста и нахождение примеров каламбура. | |
32-33 | Языковая реставрация (редактирование текстов разных стилей) | 2 | Практикум | Редактирование текстов разных стилей. Взаимопроверка. | |
34 | Анализ поэтических текстов | 2 | Исследование | Анализ стихотворения, написать отзыв о стихотворении. Создание «Книги отзывов» | |
35 | Экскурсия в редакцию газеты (встреча с представителями редакций местных газет или журналов) | 1 | Круглый стол или экскурсия | Оформление интервью |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Графический редактор растрового типа. Особенности графического редактора Paint.
Цели: 1. Способствовать восприятию учащимися нового учебного материала. 2. Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий «Графический редактор растров...
Повторение и обобщение по темам: «Текстовый редактор», «Графический редактор».
Повторение и обобщение по темам: «Текстовый редактор», «Графический редактор»....
Презентация к уроку информатики в 4 классе по теме "Программа – редактор Текстовый редактор" (УМК Плаксин М.А.)
Презентация предназначена для проведения урока по теме "Программа – редактор Текстовый редактор". Предусматривает знакомство с понятием "программа-редактор", с элементами окна программы Блокнот,...
Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах.
Данная презентация предназначена для повторения основных возможностей ТР и ТП...
Урок для 5 класса по теме "Графический редактор Paint, инструменты графического редактора"
Разработка второго урока по теме "Графический редактор Paint"....
Факультативный курс "Школьный редактор: орфография"
Формирование необходимого минимума базовых знаний по синтаксису,морфологии, пунктуации, культуре речи...
Инструменты графического редактора. Конструирование из кубиков в среде графического редактора»
-Познакомить учащихся компьютерной графикой и графическим редактором Paint, - Изучить инструменты графического редактора. -Научиться рисовать геометрические фигуры исполь...