Рабочая программа по факультативному курсу «Секреты орфографии»
рабочая программа (6 класс)
Рабочая программа по факультативному курсу «Секреты орфографии»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_fakultativnogo_kursa_sekrety_orfografii_dlya_6_klassa_.docx | 754.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по факультативному курсу «Секреты орфографии» для 6в класса разработана на основе программы по русскому языку для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. М., Дрофа, 2016 г.
Данный факультатив позволит не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках . Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ.
На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.
На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной.
Цели и задачи изучение предмета:
формирование орфографической грамотности учащихся, развитие устной и письменной речи учащихся,
обогащение словарного запаса.
Задачи:
-повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы,
- расширить и углубить полученные ранее знания;
- систематизировать и обобщить полученные знания;
-заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;
- совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.
Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач.
В рамках данной программы обогащаются первоначальные представления о значении слова.
Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы.
Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова.
Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.
Описание факультативного курса «Секреты орфографии»
Факультативный курс «Секреты орфографии» рассчитан на 35 часов (1 час в неделю), 35 учебных недель и предназначен для учащихся 6 класса.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
При изучении данного курса стимулируется общее речевое развитие школьников, развивается их коммуникативная культура; формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения в процессе общения на уроке. Задача данного курса – не только вооружить ученика определенным багажом знаний, но и научить самостоятельно приобретать знания, развивать умения, навыки
1. Планируемые результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение обучающимися 6 класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
- Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение6 окружающими
- Овладение сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений в соответствии с содержанием учебного предмета «_Русский язык».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной средств соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
2. Содержание тем учебного процесса
Программа состоит из 3 разделов. Распределение часов по разделам следующее:
1.Введение – 1час
2.Фонетика.Орфография- 13 часов
3.Словообразование. Морфемы. Орфография. – 14 часов.
3. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Дата проведения | ||
план | факт | |||||
Введение. | ||||||
1. | Дорога к письменности. Как люди обходились без письма | 1 | ||||
Фонетика. Орфография. | ||||||
2. | Орфография как раздел науки о языке. основные принципы русской орфографии. | 1 | ||||
3. | Тайна фонемы. | 1 | Смыслоразличительная роль звуков. Образование звуков, определение позиции в слове (сильная и слабая). | |||
4-5. | Ударение под гласной может сделать букву ясной. | 2 | Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных. Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё после шипящих в корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е. | |||
6-7. | Коварные словарные слова. | 2 | Словарная работа со словами. Знакомство со словом .Составление словосочетаний с данным словом . Составление предложений с данным словом . Нахождение данного слова в тексте. Исправление речевых ошибок (неправильное употребление данного слова в тексте). | |||
8 | Орфографический словарь –наш главный помощник. | 1 | Работа со словарем | |||
9. | Проверь себя. Тест №1 | |||||
Словообразование. Морфемы. Орфография. | ||||||
10. | Опасные согласные. | 1 | Парные и непроизносимые согласные. Работа по ленте букв, выявление опасных мест при письме. | |||
11. | Звонкие и глухие «двойняшки» | 1 | Различение звонких-глухих. Тренировочные упражнения. | |||
12. | Старые знакомые Ъ и Ь | 1 | Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи. Употребление буквы Ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. | |||
13. | Большие и маленькие (правописание имен собственных) | 1 | Работа по карточкам. | |||
14. 15. 16. | Слитно, раздельно, через дефис. | 3 | Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц со словами. Правописание НЕ с разными частями речи. Слитное написание приставки НЕДО- со словами. | |||
17-18. | Сколько писать. Одну или две? | 2 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на –О(-Е). | |||
19. | Как справиться со сложными словами? | 1 | Способы образования сложных слов. | |||
20. | Решение орфографических задач | 1 | ||||
21. | Проверь себя. Тест №2. | 1 | ||||
22. | История образования и написания числительных | 1 | Беседа. Выполнение упражнений, игра «Магазин». | |||
23. | Что вместо имени у нас? ( о правописании местоимений) | 1 | Сравнение существительного и местоимения. Работа с текстом | |||
24. | Орфографические головоломки. | 1 | ||||
25-26. | Приставки труженицы (классификация приставок) | 2 | Классификация приставок (смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова). | |||
27-28. | Приставки- труженицы (классификация приставок) | 2 | Приставки, не изменяющиеся на письме. Буквы З и С на конце приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок. | |||
29. | Кто командует корнями? | 1 | . Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-). | |||
30. | Проверь себя.Тест №3. | 1 | ||||
31. | Суффиксы- большие молодцы. | 1 | Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных. Правописание гласных в личных окончаниях глагола и в суффиксах причастий. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов. | |||
32. | Волшебный клубок орфограмм | 1 | Работа с текстом. | |||
33. | Путешествие в страну русского языка. | 1 | Систематизировать, обобщить, углубить знания в игровой форме (конкурсы) | |||
34. | Проверь себя. Тест №4. | 1 | ||||
35. | Значение орфографии | 1 | Обобщение принципов орфографии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Трудные вопросы орфографии, морфологии и пунктуации в интерактивном режиме"
Программа разработана и внедрена в 11А классе, как курс школьного компонента в профильном информационно-технологическом классе....
Рабочая программа курса «Русское правописание: орфография и пунктуация»
Рабочая программа элективного курса для учащихся 10-11 классов....
Рабочая программа курса «Русское правописание: орфография и пунктуация»
Рабочая программа элективного курса для учащихся 10-11 классов....
Рабочая программа факультативного курса "Секреты орфографии"
Данный факультатив позволит обучающимся не только восполнить пропущенный материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка....
Рабочая программа элективного курса Практическая орфография для 9 класса
Программа данного элективного курса рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса. Основные цели курса:- обобщить и систематизировать полученные знания по орфографии за к...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Орфография и пунктуация» 10 класс
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во все...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орфография» 7 - 8 классы
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орфография» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного...