Урок по русскому языку: Р/р Сочинение-описание пейзажа по картине И.И. Левитана «Золотая осень».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Панькова Зоя Викторовна

  Урок развития речи. Учащиеся учатся создавать писеменный текст по заданной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie-opisanie_po_kartine_levitana_zolotaya_osen.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  «Посельская  средняя общеобразовательная школа»

Урок по русскому языку по ФГОС

Класс:  5

Учебник: УМК. (Русский язык. 5 кл. Программа, учебник, методическое сопровождение  Т.А.Ладыженской.)

Тема: Р/р Сочинение-описание пейзажа по картине

И.И. Левитана «Золотая осень».

        

Учитель русского языка и литературы:  Панькова З.В.

2016 – 2017 уч.г

        

Тип урока. Урок развития речи

Задачи урока:

 Образовательные: 1.Продолжить формирование  умения  обнаруживать и исправлять ошибки, объяснять условия выбора орфограмм в устной форме и письменной форме (с помощью графических символов).

2.Формировать   язык предмета.

3. Формировать речеведческие умения.

Развивающие: 1.Развивать устную и письменную речь учащихся.

2.Развивать артикуляционный аппарат, дикцию, расширять словарный запас, кругозор уч-ся.

3. Развивать память и внимание.

Воспитательные: 1. Средствами предмета и средствами  обучения воспитывать интерес и любовь     русскому языку,  к окружающему миру.

Средства обучения: компьютер, проектор, принтер.

Цели как деятельность учеников.

М/п: овладевать различными приёмами отбора и систематизации материала, умением извлекать информацию, представленную в разных формах (репродукция картины), преобразовывать информацию (из репродукции, слов в связное высказывание).

3/4ЛР: создавать устные и письменные тексты–описания пейзажа с опорой на зрительные образы, подбирать выразительные средства, адекватные представленной ситуации, редактировать собственные тексты, опираясь на правила орфографии и пунктуации.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Введение в тему урока.

На экран с помощью компьютера проецируются репродукции картин об осени, среди которых репродукция полотна И.И. Левитана «Золотая осень»

Краткая подводящая к теме беседа.

– Что вы сейчас увидели? (Картины осенней природы.)

– Как называется изображение природы на картине? (Пейзаж.)

– Когда вы бываете в музее, вам предлагают не только посмотреть картины, но и рассказывают о них. Что вы можете услышать (узнать) в музее о картине? (Какой художник написал картину, название картины, что на ней изображено.)

– Сегодня мы попробуем себя в роли таких экскурсоводов. Вам предлагается письменно рассказать о картине И.И. Левитана «Золотая осень». И рассказ ваш будет называться сочинением.

– Запишите тему урока. (Сочинение – описание пейзажа по картине И.И. Левитана «Золотая осень».)

Личностные результаты

1. Осознание роли языка в овладении культурными ценностями.

2. Интерес к созданию собственных текстов.

3. Достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию, представленную в разных формах (репродукции картин, схема).

 2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (на основе репродукции, плана составлять рассказ).

III. Подготовка к сочинению­описанию.

1. Актуализация изученного о типах текста, с опорой на сведения в рамке из §4 на с. 35 (описание как тип речи).

– Вспомните, что такое описание как тип речи.

– Какие ещё типы речи знаете? Проверьте себя (см. с. 35).

– Как строится описание?

– Предположите, что может быть в описании пейзажа. (Лес, поле, цветы, деревья, небо, река, тропинка и т.п.)

– При создании картины художник кроме самих предметов и явлений использует законы композиции и цвета. Для композиции важны планы: передний, средний, задний, а для цвета – оттенки и переходы. На передний план выдвигается самый важный предмет, о нём говорят в первую очередь. Остальные планы обязательно связаны с передним, они как бы оттеняют, усиливают воздействие того, что изображено на переднем плане, или контрастируют с ним.

2. Чтение заданий и вопросов в упр. 68.

Ученики рассматривают то, что изображено на переднем и заднем плане, обращают внимание на детали, краски, цвет, определяют настроение, которым проникнута картина (жизнерадостное, торжествующее чувство красоты).

3. Работа над планом.

Выявление общей композиционной схемы текста­описания:

общее впечатление                                I. Вступление.

отдельные предметы, их признаки                II. Основная часть.

оценка, настроение                                III. Заключение.

4. Устные рассказы учащихся по плану.

3. Овладение приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

1. Уметь формулировать собственное мнение, аргументировать его.

2. Слушать и слышать других.

3. Свободно излагать свои мысли в устной форме.

Духовно-нравственное воспитание

1. Воспитание чувства прекрасного (получение эстетического удовольствия от созерцания картины).

2. Потребность в творчестве.

IV. Написание сочинения на черновике.

Редактирование, отработка орфографических умений, самопроверка.

4. Создавать собственный текст, соблюдая нормы построения текста (логичность, связность, соответствие теме).

V. Оформление работы на чистовике.

VI. Домашнее задание.

Подготовиться к словарному диктанту на основе слов в рамке раздела 1 «Слово и его звуковая оболочка».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 5 классе. Сочинение -описание картины И.И. Левитана "Золотая осень"

Презентация к уроку в 5 классе. Сочинение -описание картины И.И. Левитана "Золотая осень"...

Урок развития речи по картине И.И. Левитана "Золотая осень"

Разработка урока по картине И.И Левитана...

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему:"Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана"Золотая осень"

Урок разработан в соответсвии с требованиями ФГОС. На нём используются разные формы работы, способствующие развитию творческих способностей учащихся и формированию интереса к учебному предмету....

Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень" (урок развития речи в 5-м классе)

Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень" (урок развития речи в 5-м классе) Тип урока: интегрированный (2 часа).Форма проведения: урок развития речи.Обучающие цели...

План – конспект урока русского языка по развитию речи в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы по теме: "Сочинение - описание по картине И.И. Левитана "Золотая осень"".

Тема урока: «Сочинение - описание по картине И.И.Левитана «Золотая осень».Цели урока:Образовательная:- познакомить с творчеством художника - И.И.Левитана;- формировать   ум...

Мультимедийная презентация к уроку развития речи на тему "Сочинение-описание по картине Исаака Ильича Левитана «Золотая осень»

Мультимедийная презентация  пригодится в подготовке к написанию сочинения-описания по картине Исаака Ильича Левитана  «Золотая осень»...