Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень" (урок развития речи в 5-м классе)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Макарова Юлия Анатольевна

Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень" (урок развития речи в 5-м классе)

 

Тип урока: интегрированный (2 часа).

Форма проведения: урок развития речи.

Обучающие цели:

·          формировать умение писать сочинение по картине, передавать в определенной композиционной последовательности ее содержание с использованием своих наблюдений;

·         учить определять основную мысль сочинения, систематизировать собранный материал;

·         закрепить и углубить представление об описании как о типе речи;

·         закрепить навыки работы над сочинением-описанием;

·         обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей;

·         провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочетов и грамматических ошибок в сочинении;

·         дать понятие о пейзаже как о жанре живописи;

Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:

·         развивать личность ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами устной и письменной речи;

·         обогатить речь школьников словами искусствоведческого характера, активизировать “пейзажную” лексику;

·         развивать речь учащихся на основе образного ассоциативного мышления;

·         создавать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;

·         дать новые сведения искусствоведческого характера, повышать общую культуру школьников;

·         обеспечивать ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_sochineniyu_levitan_zolotaya_osen.docx30.14 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень" (урок развития речи в 5-м классе)

Тип урока: интегрированный (2 часа).

Форма проведения: урок развития речи.

Обучающие цели:

  •  формировать умение писать сочинение по картине, передавать в определенной композиционной последовательности ее содержание с использованием своих наблюдений;
  • учить определять основную мысль сочинения, систематизировать собранный материал;
  • закрепить и углубить представление об описании как о типе речи;
  • закрепить навыки работы над сочинением-описанием;
  • обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей;
  • провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочетов и грамматических ошибок в сочинении;
  • дать понятие о пейзаже как о жанре живописи;

Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:

  • развивать личность ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами устной и письменной речи;
  • обогатить речь школьников словами искусствоведческого характера, активизировать “пейзажную” лексику;
  • развивать речь учащихся на основе образного ассоциативного мышления;
  • создавать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;
  • дать новые сведения искусствоведческого характера, повышать общую культуру школьников;
  • обеспечивать ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося.

Воспитательные цели:

  • воспитывать самостоятельность и творческую активность;
  • воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке.
  • воспитывать любовь к своей родине

Оборудование:

  • репродукции картины И.И.Левитана “Золотая осень”;
  • музыкальный альбом П.И.Чайковского “Времена года”;
  • высказывания поэтов и писателей об осени (распечатанный материал);
  • подготовленный материал для словарной работы, мультимедийная презентация.

Эпиграф

Красота – это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом... Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство.
В. Сухомлинский

Содержание урока:

I. Организационный момент, формулировка целей и задач.

II. Вступительное слово учителя. Обращение к эпиграфу урока. Создание эмоционального настроя.

Красота природы, смена времен года, а каждое из них – осень, зима, весна, лето – неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения для музыкантов, художников, поэтов. Однако самым поэтическим временем года многие считают именно осень. Помните, у Александра Сергеевича:

Унылая пора! Очей очарованье!

Богатством своих красок осень привлекла внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 году написал музыкальный альбом “Времена года”, в который вошли 12 пьес. Я предлагаю вам послушать фрагменты пьес “Сентябрь. Охота” и “Октябрь. Осенняя песня”.

Задание: прислушайтесь внимательно, определите тональность звучащей музыки, проследите за меняющимся настроением.

В разных видах искусства мы найдем замечательные выражения чувств, настроений и образов осени. Человеку всегда хотелось запечатлеть прекрасное, все то, что удивляло, радовало, останавливало взгляд. Искусство, позволяющее посредством изображения не только рассказать об увиденном, но и выразить свои мысли и чувства, мы называем изобразительным.

От всех других оно отличается наглядностью, образностью. Художник показывает нам окружающий мир таким, каким он его видит. Глядя на картины, мы как бы беседует с их создателями, через изображенное на них мы узнаем об их мыслях и чувствах.

– Как вы думаете, что вдохновляет художников, поэтов, музыкантов писать об осени? Прочтите те подборки стихов об осени, которые вы приготовили для сегодняшнего урока.

(Выразительное чтение стихотворений)

– Итак, поэты стихами, композиторы музыкой, а художники красками изображают красоту и величие родных просторов. Французы называют окружающую природу пейзажем.

Так что же такое пейзаж в изобразительном искусстве?

III. Знакомство с новым материалом.

В изобразительном искусстве пейзаж – воспроизведение естественной или преображенной человеком природы. В пейзаже важным моментом является избранный художником естественный или сочиненный природный мотив, который становится как бы “героем” произведения. Задача художника-пейзажиста – изображение природы в ее бесконечном разнообразии.

Русская пейзажная живопись богата и разнообразна по своим видам и передаваемому в ней настроению. Пейзажи бывают разного характера: описательные, лирические, романтические, философские.

Речь на сегодняшнем нашем уроке пойдет о лирических пейзажах. Лирический пейзаж – это “пейзаж настроения”. Расцвет его приходится на период национального самоутверждения русской живописи – 1870 годы. Лирический пейзаж стал продолжением и развитием того видения природы, которое уже было открыто нашей классической литературой.

В русской живописи есть мастера кисти, которые все свое творчество посвятили изображению родной природы. Мы называем их пейзажистами. Это А. Саврасов, И.Шишкин, В.Поленов, И.Левитан.

Их полотна написаны удивительно ярко, трогательно, правдиво. Они и у нас вызывают чувства восхищения щедрой красотой осени, любви и глубокой привязанности к родным местам.

И все-таки самым проникновенным певцом родной природы был Исаак Ильич Левитан. Мало кто до Левитана передавал столь выразительно красоту русской природы.

Задание: рассмотрите полотна И.И.Левитана. Можно ли по ним проследить настроения художника?

Задание: рассмотрите внимательно предложенный вам толковый словарь и ознакомьтесь с теми понятиями, которые помогут нам сегодня в работе над картиной.

Обратимся к искусствоведческому словарю (Приложение № 1, раздаточный материал).

Давайте познакомимся с этим художником поближе.

4. Беседа о художнике

Исаак Ильич Левитан родился в августе 1860 года в небольшом литовском городке Кибартай. Почти нет сведений о детстве художника. Он никогда не вспоминал о своем прошлом, а незадолго до смерти уничтожил свой архив, письма родных и близких. Но воспоминания людей, близко знавших Левитана, дают возможность восстановить основные факты биографии художника.

Отец Левитана был мелким служащим. Переехав в Москву, он стремился дать сыновьям хорошее образование. Вероятно, в выборе жизненного пути Исаака Левитана решающую роль сыграл его старший брат – художник. Он часто брал мальчика с собой на этюды, на художественные выставки. Когда Исааку исполнилось 13 лет, он был принят в число учеников Училища живописи, ваяния и зодчества.

Блеснул луч надежды, но радость была недолгой. Мать не выдержала нужды, умерла. Вслед за ней умер отец. Дети вынуждены были оставить Москву и поселиться в пригороде.

Годы обучения в училище стали для Исаака временем тяжких и мучительных испытаний.

Однажды за неуплату за обучение его исключили. Учащиеся собрали нужную сумму, большую часть которой дал А.Саврасов, мальчика оставили.

И уже совсем скоро в заштопанном сестрой Терезой клетчатом пиджаке с пятнами от масляных красок Левитан принес Саврасову небольшой холст “Вечер”. Алексей Кондратьевич сказал тогда ему: “Ты – художник! Понимаешь ли, что это значит? Работай, Левитан Исаак, работай вовсю, прислушивайся к тому, что тебе душа говорит”.

Молодого художника всерьез увлекает пейзажная живопись. На второй ученической выставке Левитан показал свою картину “Осенний день. Сокольники”. Неожиданно ее купил для своей коллекции сам Третьяков. Это была победа, а Исааку Левитану всего 19 лет.

В сокровищницу русской живописи Исаак Ильич Левитан вошел как непревзойденный певец природы средней полосы России. Он любит природу до восторженного поклонения

ей. Он как никто другой глубоко чувствовал, понимал ее, умел настроиться на ее состояние. Любил солнечный свел и пасмурные дни, березовые рощи и осиновые листопады, крутые и пологие берега рек, лесные сумерки и светлые просторы российских полей… И природа приняла Левитана, она откликнулась на его любовь, горячую, преданную; она открыла ему свое величие и скромность, свою дивную красоту.

На сегодняшнем уроке речь пойдет об одной замечательной картине, называется она “Золотая осень”, а написал ее Исаак Левитан.

5. Беседа по картине.

– Внимательно рассмотрите репродукцию на своем столе. Удалось ли художнику передать кистью то прекрасное, что открылось ему, казалось бы, в обычном, будничном сюжете? Каким настроением пронизана картина и как оно отражено в цветовой гамме? Обратите внимание на сочетание холодных и теплых тонов.

Яркие, праздничные оттенки, тонко согласованные друг с другом, передают атмосферу не только радости, но и легкой грусти. Они передают гармонию ясного осеннего дня. Золотисто-желтая гамма чередуется с яркими пятнами изумрудной зелени, лазурного неба. В картине господствует солнечный свет, он заполняет почти все полотно.

– Не зная, как называется картина, какой бы вариант названия вы предложили? Докажите, что картина “Золотая осень” относится к лирической пейзажной живописи.

Прозвучали варианты: “Прощальная краса”, “Родные просторы”, “Царство художницы осени”, “Красавица осень”.

Перед нами именно пейзаж, естественная природная среда, которая окружает человека, создает настроение покоя и радости бытия.

– Как любое произведение искусства живопись имеет свой сюжет, свое композиционное построение. Давайте детально рассмотрим репродукцию картины И.И.Левитана “Золотая осень” и проследим сюжет и композицию этого полотна. Рассмотрите все подробности, при помощи которых создается художественный образ. (Ребята предлагают свои сюжетные линии.)

Прошло жаркое лето, и природа готовится к длительному зимнему сну. Но на прощание она устраивает пышный бал, раскрасив все вокруг в самые яркие, праздничные тона. Молодые березки, осинки, зеленые елки демонстрируют друг перед другом свои убранства. Смотрятся в зеркальную гладь воды, любуются…

Умело используя цвет, композицию, Исаак Левитан мастерски передает чувства радости и восхищения красотой родной природы.

– Большое значение для воплощения замысла художника имеет формат композиции. Чтобы показать просторы Родины, значительность каких-либо явлений, художники обычно используют вытянутые по горизонтали форматы. Картина поделена на задний и передний планы. Попробуем внимательнее всмотреться в картину и отметим наиболее яркие детали полотна.

Березка на переднем плане, высокое лазурное небо с перистыми облаками, небольшая речушка с крутыми и пологими берегами; небольшая деревушка на заднем плане; яркая зелень озимых на полях; небольшой смешанный лесок, раскрашенный осенью-художницей

6. Подготовка к сочинению-описанию картины И.Левитана “Золотая осень”

– Что, по-вашему, значит написать сочинение по картине?

Понять замысел художника.

Проследить, как художник осуществил свой замысел в картине (композиция, цветовая гамма, освещение).

Передать свое отношение к изображенному на полотне, свои мысли, чувства.

Опишите подробно каждый из образов, изображенных на картине.

Материал для сочинения:

Река. Неширокая речушка, с медленным течением. В особенности богата разнообразными оттенками вода. На переднем плане она темно-синяя, так как находится в тени, а задний план освещен солнцем, и цвет реки меняется на светло-голубой. Кажется, что вода в реке движется и увлекает нас своим течением вперед, в центр картины.

Деревья. На крутом берегу реки художник изобразил небольшую березовую рощицу , выдвинув на передний план молоденькую березку. Золотой убор берез контрастирует с лазурным небом. Березовая роща в золотом уборе, молодые березки в ярких нарядах.

Трава. Подсохла, пожухла, словно лоскутным одеялом укрыта трава листвой; золотой ковер листвы укрывает побуревшую траву.

Небо. Высокое, лазурное, с тихо плывущими облаками.

Деревенька. Дальняя, небольшая, укрытая деревьями.

Поля. Изумрудная зелень озимых всходов, отдыхающее поле.

– Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было таким же красочным, выразительным, точным? Давайте попробуем собрать словесную “палитру” для картины И.Левитана.

Метафоры: зеркало реки, художник осень, теплое золото листвы, панорама озимых полей, ворохи рыжей листвы, праздник красок, царство осени.

Сравнения: словно праздничные сияние, как лоскутное одеяло, будто облитые золотом деревья.

Эпитеты: чистый и прозрачный воздух, чарующая красота, удивительная картина.

Олицетворения: солнце льет последнее тепло, березы танцуют, грустят камыши, природа призадумалась.

– Обратим внимание на композиционное построение сочинения-описания. Совместно составляем развернутый план сочинения, продумываем варианты вступления и концовки.

Вступление. Оно может состоять из 2-3 предложений, а может быть и развернутым.

Осень – любимое время года многих поэтов, музыкантов, художников.

И.И.Левитан – певец красоты русской природы.

Яркая гамма красок русского пейзажа рождает радостное настроение.

Основная часть. Самая большая по объему. Здесь дается описание самой картины.

  • Картина И.Левитана “Золотая осень”.
  • Общий план картины.
  • Деревья на картине Левитана.
  • Осенняя река.
  • Лазурь небес.
  • Задний план картины.

Заключение. Оно может состоять из 2–3 предложений, а может быть и развернутым.

  1. Какие чувства у вас вызвал этот прекрасный уголок природы, изображенный великим живописцем?
  2. Вспомните свои наблюдения в осеннем лесу, свое настроение, свои чувства
  3. Какова главная мысль этой картины и вашего сочинения?

7. Словарно-орфографическая работа

1. Тренировочный словарный диктант

Изобразительное искусство, известный живописец, темно-синий оттенок, лазурное небо, светло-голубая полоска реки, палитра художника, мастер кисти, осенний пейзаж, выдающийся пейзажист, величие и совершенство природы, тишина осеннего дня, чувство восторга от увиденного, чуть прохладный воздух, написать полотно, картину, репродукция, мастерство и талант художника, колорит и контраст картины, произведение искусства

2. Словарь наречий: слева, справа, вдалеке, вблизи, здесь, вглубь

8. Устное описание картины

(Моделирование текста, устранение речевых и грамматических ошибок).

9. Итоги урока

– А теперь подведем итоги нашего урока. Что нового вы открыли для себя на уроке? Какие полотна И.И.Левитана вам еще запомнились? Какой жанр изобразительного искусства был так любим Левитаном?

10. Заключительное слово учителя

Природа живет в его полотнах, в ней чувствуется и грусть, и радость, и раздумья самого художника.

Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. И.И.Левитан, используя золотистые, желто-красные цвета осенней природы, голубизну реки и дальнего неба, яркость, сочность красок, горизонтальную композицию всего изображения, подчеркивает радостное настроение солнечного дня осени, красоту родной природы. (Слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока развития речи в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"

Урок подготовки  к сочинению по русскому языку по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"...

Конспект мастер-класса по теме: «Искусствоведческий текст как средство развития речи школьников при подготовке к сочинению по картине».

Мастер-класс направлен на обучение работе с искусствоведческим текстом при написании сочинения по картине-портрету. Работа помогает подготовке учащихся к итоговой аттестации, т.к. развивает навыки...

Урок развития речи в 6 классе Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя"

Урок развития речи по русскому языку . Работа с учащимися 6 класса по картине  А. М. Герасимова «После дождя"....

Урок развития речи в 7 классе. Подготовка к сочинению по картине К. Ф. Юона "Конец зимы. Полдень".

Подготовка к сочинению по картине К. Ф. Юона "Конец зимы. Полдень"....

Презентация к уроку развития речи в 5 классе "Подготовка к сочинению по картине А.А. Рылова "Полевая рябинка"

Презентация может быть использована на уроке развития речи в 5 классе, содержит краткие сведения о творчестве художника, репродукции его полотен, вопросы по содержанию картины, словарную работу. Предл...

Подготовка к сочинению по картине В. Васнецова «Снегурочка». Урок развития речи в 6 классе школы II вида (2 отделение)

Презентация содержит речевой материал для подготовки к сочинению по картине....