План-конспект урока по теме "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
План-конспект урока по теме "Имя прилагательное"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_po_teme_imya_prilagatelnoe.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План - конспект урока по русскому языку в 6 классе.
Тема: Повторение изученного по теме: «Имя прилагательное».
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Задачи:
Обучающие, формирование регулятивных УУД:
повторить и закрепить изученное по теме:
- правописание - Н и - НН – в суффиксах прилагательных;
- слитное и раздельное правописание НЕ – с прилагательными;
- разряды и степени сравнения;
- синтаксическая роль в предложении;
- морфологические признаки;
Развивающие, формирование познавательных УУД:
- умение находить имена прилагательные в тексте, правильно объяснять их правописание;
- развивать умение определять синтаксическую роль в предложении имен прилагательных;
- учиться определять морфологические признаки;
- развивать умение правильно употреблять в устной и письменной речи;
Воспитательные, формирование личностных УУД:
- помочь учащимся почувствовать силу слова и воспитывать у них любовь к слову;
- совершенствовать культуру речи учащихся.
Ход урока
- Рефлексия.
-Надеюсь, вы сегодня пришли на урок с хорошим настроением? Для создания хорошей атмосферы в классе я предлагаю вам посмотреть друг на друга и улыбнуться. А для того чтобы вы чувствовали себя уверенно, прочитаем правила нашего урока.
Слайд ПРАВИЛА УРОКА:
1.Не ошибается тот, кто ничего не делает.
2.У меня всё получится.
3.Рядом со мной – мои друзья.
2.Мотивация.
-Ребята, я хочу вам прочитать небольшую загадку. А вы попробуйте ее угадать, а ответив на нее правильно, вы узнаете тему нашего урока.
Слайд
Я - часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна
И точна , и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить.
О.Головко
3. Сообщение темы урока
-Как вы думаете, о чем говорится в этой загадке? Конечно, это имя прилагательное.
4. Целеполагание.
- Давайте, определим цели на урок. Учащиеся ставят перед собой цели. (Повторить, обобщить, систематизировать изученное об имени прилагательном).
Записываем число, классная работа.
5. Работа по теме урока. Сегодня у нас будет необычный урок. Ребята, вот я лично очень люблю сказки, а вы ? Почему? Вот поэтому я предлагаю перенестись в удивительный мир сказки. Итак, мы отправляемся в сказку.
Слайд
В некотором царстве Морфологии жили не тужили, меж собой дружили царевна Прилагательное и царевич Существительное.
Слайд
Но вот однажды пришла беда в царство. Чудо – юдо Поганое налетело и похитило прекрасную царевну Прилагательное.
Слайд
Не смог царевич жить без своей верной подруги и отправился ее искать.
Слайд
Долго он шел по дремучему лесу. Вдруг видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках.
Слайд
Осмотрел Иван-царевич ее со всех сторон и увидел на окне избушки задание. Для того, чтобы двери избушки открылись, нужно ему вспомнить определение имени прилагательного, сделать морфологический разбор прил – го интересная и синтаксический разбор предложения
Речь со мною выразительна
И точна , и удивительна. ( из загадки).
Давайте, ребята, поможем царевичу!
Слайд
Имя прилагательное
Вспомните определение.
- Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает………и отвечает на вопросы …..?.....?
- Имена прилагательные изменяются по ……,….., ……
- Прилагательные могут иметь……..форму.
- В предложении имена прилагательные бывают
- …… .. И ……..
Молодцы!
- Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
- Имена прилагательные изменяются по родам, падежам, числам.
- Прилагательные могут иметь краткую форму.
- В предложении имена прилагательные бывают
Определениями и сказуемыми .
Слайд
Отворилась дверь избушки, на пороге появилась Баба – Яга.
Слайд
Рассказал ей царевич о своей беде. Согласилась Баба-Яга помочь найти царевну Прилагательное, но только в том случае, если он правильно выполнит ее задание.
Работа с карточками контроля
Определить, в каких случаях НЕ является частицей, а в каких- приставкой? (Обозначить +)
НЕ с прилагательными
- (Не)высокий кустарник
- (Не)большой, а маленький дом
- Отнюдь (не)интересная книга
- Далеко (не)красивый вид
- (Не)дорогой, а дешевый ситец
- (Не)настное утро
- (Не)приветливый взгляд
- (Не)широкая, а узкая канава
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
НЕ-приставка | + | + | + |
НЕ-частица | + | + | + | + | + |
Слайд
- Баба яга похвалила царевича и вас за помощь и сказала, чтобы тот ступал на болото, там живет лягушка Эсмеральда, которая знает все и то, где царевна Прилагательное. Отправился царевич дальше. И вот он у болота. Слышит разговор и не поймет.
Слайд
- Давайте послушаем разговор, который услышал царевич ( ребята читают по слайду). Найдите в разговоре лягушки краткие прилагательные, определите их как члены предложения.
-Лягушка, увидев царевича, немного смутилась. А потом спросила, зачем он пожаловал на ее болото. Выслушав царевича, сказала, что готова ему помочь, но только в том случае, если он справится с ее заданиями (правописание кратких прилагательных с основой на шипящие)
Слайд Замените полные прилагательные краткими, обозначьте орфограмму
Колючий шиповник - …
жгучий вопрос - …
блестящий прыжок - …
шипучий лимонад - …
горячий спор - …
скрипучий голос - …
Проверка в парах
Слайд
-Молодцы, справились с заданием! Лягушка дала царевичу волшебный клубок. Покатился клубок по дорожке, а царевич за ним пошел. А пока он идет за клубком давайте проведем физкультминутку.
7. Физкультминутка.
-И вот, привел клубок к царству Чудо – Юдову. Увидело чудо-юдо царевича Существительного и говорит:
«Отдам я вам ваше Прилагательное, но сначала выполните мои задания»
Упражнение 383(устно по учебнику)
Н и НН ?(работа с перфокартами) Лебединый,ветреный,голубиный,соловьиный,безветреный,оловянный,пчелиный,костяной,деревянный, экскурсионный, румяный, кухонный, стеклянный, глиняный, шерстяной, общественный, торжественный, конопляный, жестяной, кожаный.
Слайд Схема – проверки:
1. Н Н Н Н
2. НН НН Н Н
3. НН НН Н НН
4. НН Н Н НН
5. НН Н Н Н
Работа с текстом.
- Прочитайте и озаглавьте текст.
Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.
Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах.
Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.
(И.С. Соколов – Микитов)
- Определите тип текста. (Описание).
- Каковы тема и основная мысль текста?
- Слова какой части речи помогают раскрыть тему и основную мысль?
- А для чего автор использует столько много имен прилагательных?
- Давайте сделаем вывод, для чего нужны имена прилагательные в русском языке? ( С прилагательными речь становится более выразительной, точной, красивой, поэтичной, эмоциональной,)
- Из данного текста выпишите все имена прилагательные в три столбика- качественные, относительные и притяжательные.
Качественные | Относительные | Притяжательные |
Хорош Тихий Глубокие Чистые Белыми Молодых Тяжелыми Белого Темно-зеленые Высоких Маленьких Тихому Высокие Синеватые Стройных Белых Легкие Маленькие | Русский Зимний Лесными Кружевными Зимнему Зимний | Беличьи Мышиные Птичьи |
Слайд№
- Отдал Чудо – Юдо царевну Прилагательное, и вернулись они в свое королевство и стали жить –поживать как прежде. Только Прилагательное еще больше стало привязано к Существительному.
Слайд№
8. Рефлексия
-Итак, ребята, пора подводить итоги нашего урока. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали.
Слайд
Закончи фразу
- На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…
- Я похвалил бы себя…
- Особенно мне понравилось…
Выставление оценок.
Домашнее задание: составить словарный диктант из 20 слов по теме «Правописание прилагательных»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
План - конспект "открытого" урока по теме "Среда обитания животных. Степени сравнения имён прилагательных".
Этот урок предназначен для обучающихся 4 класса, которые изучают английский язык по учебнику "Английский с удовольствием". Это урок обобщения и систематизации знаний. С помощью этого урока можно проко...
План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».
«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....
План - конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему "О-Е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных"
Урок построен в форме путешествия, где отражена разноуровневая работа с детьми....
План конспект открытого урока по русскому языку в 6м классе по теме Словообразование имен прилагательных
Цель урока: - закрепить умения определять способ словообразования;- учить распознавать способ образования прилагательных;- закрепить умения определять значение суффиксов;- развивать умение строить сло...
План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."
1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией. ...
План-конспект открытого урока в 6 классе "Разряды имен прилагательных"
Урок поможет повторить пройденный ранее материал,связанный с именем прилагательным.В интересной игровой форме объясняется новая тема. Таким образом, несколько тем объединяются в единое целое....