Подготовка к ОГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (тест и сочинение 15.3)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_oge.zip | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
При подготовке к ОГЭ в 9 классе в первую очередь нужно изучить КИМы ФИПИ по русскому языку 2017 и 2018 года. Начинаем с ознакомления с полным перечнем заданий по русскому языку, которые приведены в кодификаторе элементов содержания и требований для проведения ОГЭ в 2018 году. Потом мы знакомимся с демоверсией, анализируем задания, уточняем изменения. СЛАЙД САЙТ ФИПИ
В начале учебного года каждый ученик в моем классе завёл большую общую тетрадь для подготовки к ОГЭ. Тетрадь используется как перевертыш. С одной стороны ученик работает над изложениями и сочинениями, с другой стороны отрабатывает задания со 2 по 14.
Всем известно, что каждое задание ОГЭ посвящено конкретной теме. К примеру, задание 5 ОГЭ посвящено правописанию одной и двух букв Н в разных частях речи.
СЛАЙД 5 ЗАДАНИЕ
При повторении аналогичной темы на уроках я даю так называемый «отжатый» материал – в виде схем, таблиц, алгоритмов. Более «продвинутым» ученикам предлагаю самостоятельно составить алгоритм или опорную схему повторения конкретного материала.
СЛАЙД ПРИМЕР НН В ПРИЧАСТИЯХ
Практика показывает, что в 9 классе удобнее мне самой давать материал в готовом виде и предлагать его выучить.
Затем идет отработка конкретной темы.
На уроке проверяется теоретический материал (это может быть письменный зачет, устный монологический ответ у доски).
Далее - закрепление темы с помощью выполнения разнообразных заданий.
Следующий этап- домашняя отработка данного задания.
Я пользуюсь электронным образовательным ресурсом СДАМ ОГЭ. СЛАЙД САЙТ СДАМ ОГЭ
Ребята получают на дом два теста, заранее сгенерированных мной – домашний и контрольный. В каждом тесте может быть от 10 до 20 заданий ( в зависимости от громоздкости задания) на данное правило.
В ходе выполнения домашнего задания учащийся выявляет свои слабые стороны. Контрольный тест учитель оценивает в этом же ресурсе наиболее объективно и без особых временных затрат.
Определенные трудности здесь могут возникнуть, если у ребенка нет доступа к Интернету. Тогда я распечатываю оба теста и даю возможность выполнить их в таком виде. После прохождения тестов ученик приходит на урок с конкретными вопросами, которые у него возникли. В ту самую тетрадь они записывают свои ошибочные ответы, сложности, с которыми пришлось столкнуться, вопросы к учителю. В ходе такой планомерной, неспешной, поступательной работы происходит незаметная подготовка к экзаменам, без штурмовщины, нервных затрат и писания бесконечных пробников.
Итак, подводя итоги, выделю этапы подготовки: СЛАЙД
1. Знакомство с демоверсией, критериями оценки работ (лекция учителя или задание ознакомиться самим дома)
2. Задание завести тетради для подготовки
3. Создание учителем и учащимися теоретического материала по каждому заданию
4. Выполнение тренировочных заданий на уроках
5. Выполнение онлайн-тестирования дома
6. Коррекция ошибок на уроке в индивидуальном порядке. Если же ошибки типичны, то коррекция ошибок происходит в коллективном формате, с использованием доски и комментариев учителя, неоднократной проработкой "трудных" для обучающихся моментов.
Теперь что касается подготовки к выполнению задания 15.
С 2015 года это задание стало вариативным. Можно выбрать сочинение на лингвистическую тему (которое зачастую пишется по шаблонам), можно написать второе - объяснить смысл фразы из текста (не всегда и не всем понятно, даже взрослым, в чём смысл этой работы и как объяснить очевидное), и сочинение-объяснение значения слова. Мне нравится третий вид. На мой взгляд, многие ученики могут справиться с таким видом работы.
Итак, что из себя представляет сочинение – рассуждение 15.3 СЛАЙД, ГДЕ ОПИСАНО ЗАДАНИЕ 15,3
Структура сочинения на морально-этическую тему выгладит следующим образом СЛАЙД.
Работу по подготовке к сочинению-рассуждению мы ведем еще с 7 класса. Начали с отработки структуры сочинения-рассуждения. Учились формулировать тезисы, подбирать к ним доказательства. Формировали банк определений слов на моральной-этическую тему.
К началу 9 класса ребята были уже достаточно подготовленными к работе над сочинением 15.3 по конкретным текстам. В нашей большой тетради имеется специальный раздел, посвященный определениям слов. Сначала мы составили примерный список, ориентируясь на КИМы ОГЭ, сборники для подготовки к ОГЭ разных авторов и разных лет.
Вот он. СЛАЙД.
Итак, чтобы дать определение слову, учащиеся должны ответить на вопрос: как я это понимаю? Определение надо постараться дать одним-двумя предложением, а затем его прокомментировать. Эта задача оказалась для учащихся довольно сложной: кажется, что все понимают, а сформулировать и записать определение не получается. Чтобы помочь решить эту проблему, следует выполнить словарную работу: попробовать различными способами определить лексическое значение понятий. Затем внимательно перечитать и проанализировать записанные определения.
Следующим этапом нашей словарной работы должен быть подбор синонимов к данному слову, например: СЛАЙД ПОДБОР СИНОНИМОВ
Затем подбираем эпитеты, которые можно употреблять с данными понятиями.
Например: сострадание бывает какое? Ответы: истинное, искреннее, глубокое…СЛАЙД
Далее, возможно, следует подобрать антонимы и вспомнить высказывания, афоризмы, слова стихотворений и песен с анализируемыми словами. После проделанной работы учащиеся должны сформулировать свое определение понятия и записать его как опорное, т.к. определение нужно давать, опираясь на конкретный прочитанный текст. Опорные определения дают возможность адаптировать их к этим текстам. Таким образом, у нас образовалось несколько вариантов начала сочинения. СЛАЙД
1. Сострадание –это….
2. Я думаю, что сострадание –это….
3. Артур Шопенгауэр писал: «Сострадание – основа всей морали»…
Я советую ребятам начинать свои сочинения именно со слов великих людей. В таком случае комментарий определения будет заключаться в толковании этого высказывания. Соглашаясь с высказыванием, ученик строит собственное утверждение. Здесь я вижу еще и так называемый задел на подготовку к написанию сочинения ЕГЭ, где нужно сформулировать авторскую и собственную позицию. СЛАЙД МУДРЫЕ МЫСЛИ
Затем мы приступаем к написанию основной части. Аргумент из текста учащиеся находят путем анализа текста. С этим заданием обычно справиться несложно, потому что мы регулярно на уроках анализировали тексты, выделяли основную мысль. Здесь я хотела бы сказать вот о чем. Некоторые авторы методических пособий рекомендуют учащимся указывать номера предложений, на которые они ссылаются. На практике выглядит это примерно так СЛАЙД.
Мне такой подход не нравится, поэтому я требую, чтобы для доказательства своих рассуждений ребята использовали цитирование не менее двух раз. Это позволяет более вдумчиво читать текст и увязывать прочитанное с толкованием конкретного понятия.
Что касаемо аргументов из жизненного опыта – здесь гораздо сложнее: опыта у ребят ещё слишком мало. Практика работы экспертом на проверке изложение и сочинений ОГЭ показывает, что чаще всего ребята спасают кошек, собак, старушек через дорогу переводят.
Поэтому мы, работая над определением понятий и подбором афоризмов, составляли список литературных произведений, которые можно было бы использовать в качестве аргумента в 3 абзаце. К выполнению этого задания мы готовились и на уроках литературы, начиная с 7 класса. СЛАЙД
Задача заключения – подвести итог написанному, сделать вывод. Вывод должен быть логически связан с написанным ранее и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам. Начать можно вводными словами: таким образом, итак, в заключение, как видим, следовательно, значит …. Синтаксическими конструкциями: итак, можно увидеть, что…; в результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…; эти примеры стали убедительным доказательством того, что…СЛАЙД.
И здесь мне представляется уместным также использовать высказывание великих людей.
В заключение своего выступления мне бы хотелось еще раз сказать, что успешная сдача ОГЭ зависит не только от теоретической и практической подготовки учащихся, но и психологического и морального настроя. Учащиеся должны быть уверенны, что они все успешно сдадут экзамен при регулярной подготовке, они не должны испытывать страха перед ОГЭ. И наша задача – помочь им!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края ...
Интегрированный урок русского и французского языков"Заимствования (из русского языка фо французский, из французского в русский), их роль в межкультурном обогащении языков двух стран"
Конспект урока, проведенный с французскими и русскими детьми...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...