Дидактический материал для контрольно-оценочной деятельности по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

РУССКИЙ ЯЗЫК

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.

5 КЛАСС


 

В августе в окрестных лесах появляется много грибов. Собираемся и идем в лес.

За деревней расстилаются широкие поля. По тропинке направляемся к дальней роще. Здесь всегда много грибов. Из-под листика виднеется шляпка сыроежки, но мы решаем собирать только «благородные» грибы: белые, подосиновики и подберезовики. Ребята расходятся по лесу, и далеко раздаются их голоса.

Вот у березки два крепких боровика. Они плотно прижались друг к другу. Аккуратно срезаю их и очищаю от земли. Лисички! Целая семейка разрослась у осинки. И они попадают в корзину.

День выдался теплый, и лес освещают яркие лучи солнца. Уже не слышишь звонкого пения птиц. Они готовятся к отлету на юг.

(104 слова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_otsenochnye_materialy_po_russkomu_yazyku_5-9_kl.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ  ЯЗЫК

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.

5 КЛАСС

В августе в окрестных лесах появляется много грибов. Собираемся и идем в лес.

За деревней расстилаются широкие поля. По тропинке направляемся к дальней роще. Здесь всегда много грибов. Из-под листика виднеется шляпка сыроежки, но мы решаем собирать только «благородные» грибы: белые, подосиновики и подберезовики. Ребята расходятся по лесу, и далеко раздаются их голоса.

Вот у березки два крепких боровика. Они плотно прижались друг к другу. Аккуратно срезаю их и очищаю от земли. Лисички! Целая семейка разрослась у осинки. И они попадают в корзину.

День выдался теплый, и лес освещают яркие лучи солнца. Уже не слышишь звонкого пения птиц. Они готовятся к отлету на юг.

(104 слова)

    Грамматическое задание

  1. Выполните синтаксический разбор предложения:

День выдался теплый, и лес освещают яркие лучи солнца.

  1. Выполните морфемный разбор слов (по составу):

Подберезовики, освещают, благородные.

  1. Произведите фонетический разбор слова:

срезаю

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.

6 КЛАСС

Осень на воде.

Осень. Уже не хочется выкупаться, не тянет опуститься в воду. Подержишь палец в воде, а он стынет. Вода не замерзла, но жизнь в ней замирает. Водяные лилии опустились на дно. Лягушки зарылись в воду до весны. Окуни, лещи, ершики бродят стайками. На гладкой поверхности теплой воды иногда выскакивают пузыри. Это голодные рыбешки ждут, не упадет ли кузнечик или муха.

Ветер шевелит желтыми листочками. Вот какой-нибудь окажется в воде, жадные рыбы схватят листочек, утащат в воду, но скоро он вынырнет обратно. Бросьте в воду горсточку крошек.  Какая поднимется возня! Толкаются, кружатся, борются за пищу рыбки. Посмотришь через минуту и ничего не увидишь. Спокойная темная вода.

Грамматическое задание:

  1. Выпишите  слова с чередованием корней, обозначьте орфограммы.
  2. Выполните  морфологический разбор слов:  посмотришь, водяные.
  3. Выполните  синтаксический разбор 2 предложения (1в.), 7 предложения (2в.)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.

7  КЛАСС

Зелёную иву увидишь повсюду: в огородах, в садах, у проезжих дорог. Немало растёт её по берегам лесных речонок, вдоль ручьёв. Люди по-разному называют иву.

Ещё не зазеленел по-весеннему лес, а уж цветёт, отражаясь в талой воде жёлтыми пуховками, нежная ива. Как только чуть-чуть пригреет солнце, сразу вьются над цветущими ивами, собирая золотую пыльцу, вылетевшие из ульев пчёлы.

Ива – неприхотливое дерево. Можно срубить или срезать её тонкий ствол и воткнуть даже неглубоко в землю – примется, пустит корни, начнёт расти.

В ивовых зарослях с начала весны поселяются соловьи и без устали распевают свои песни. Корни ив защищают от размыва вешней водой устроенные людьми плотины. Изредка вздрагивая от невзначай набежавшего ветра, негромко шепчется ива, обнажая серебристую изнанку своих листьев.

   (116 слов)                                   (По И. Соколову-Микитову)        

Грамматическое задание

1.  Выполните морфологический разбор слов:

Повсюду, собирая  (1 вариант);  невзначай, устроенные (2 вариант).

2.  Морфемный разбор слов:  

по-разному, вздрагивая, свесившаяся (1 вариант);

по-весеннему, отражаясь, устроенные    (2 вариант).

3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

  Корни ив защищают от размыва вешней водой устроенные людьми плотины.

 (1 вариант);

Изредка вздрагивая от невзначай набежавшего ветра, негромко шепчется ива, обнажая серебристую изнанку своих листьев. (2 вариант).

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.

8 КЛАСС. 

На охоте.

К счастью, погода была тихая, пруд словно заснул. Мы пошли с Ермолаем вдоль пруда, но, во-первых, у самого берега утка, птица осторожная, не держится; во-вторых, если даже какой-нибудь чирок и подвергался нашим выстрелам, то достать его наши собаки были не в состоянии.

Мы плыли довольно медленно. Наконец, добрались до тростников, и пошла потеха. Всех подстреленных птиц мы, конечно, не достали, но всё-таки к обеду лодка наша наполнилась дичью. Владимир, к великому утешению Ермолая, стрелял вовсе не отлично. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно.

К концу охоты утки стали подниматься такими стадами, что мы едва успевали заряжать ружья. Как вдруг от сильного движения Ермолая, здорового и крепкого мужика, наше ветхое судно зачерпнулось и быстро пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте.

Через мгновение мы стояли в воде по горло. Теперь я без хохота вспомнить не могу испуганных и бледных лиц моих товарищей. Но в ту минуту, признаюсь, мне и в голову не приходило смеяться.

(И.Тургенев)

 

Грамматические задания:

 

Вариант 1.

1. Полный синтаксический разбор предложения

Владимир, к великому утешению Ермолая,…

2. Выписать из предложения

Как вдруг от сильного движения Ермолая, здорового и крепкого мужика,...

…все словосочетания, составить их схемы, указать виды связи слов.

 

Вариант 2.

1. Полный синтаксический разбор предложения

Теперь я без хохота вспомнить не могу испуганных и бледных лиц моих товарищей.

2. Выписать из предложения

Всех подстреленных птиц мы, конечно, не достали, но всё-таки к обеду лодка наша наполнилась дичью.

…все словосочетания, составить их схемы, указать виды связи слов.

 

9 КЛАСС

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

1.   В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)  красИвее     2)  Агент         3)  нАчав        4)  тортЫ

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Обработав статистические данные,

1)  учёные определили, насколько быстро изменяется язык.

2)  была выявлена интересная закономерность развития языка.

3)  подтвердилась гипотеза о существовании общих для всех языков законов.

4)  для лингвистов многое осталось не вполне ясным.

3. Укажите предложение с грамматической ошибкой  (с нарушением синтаксической нормы).

1)  Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

2) «Мойдодыр»,  написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века,  стал одним из самых любимых детьми произведений.

3)  М. Горький в одной из своих статей   отмечает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа,  не интересовались его судьбой,  редко писали о нём.

4)  Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры,  на месте которых пишется   -НН-?

Драгоце(1)ым камнем,  огранё(2)ым великим мастером –  Временем,  можно назвать  древнерусскую литературу,  богатства которой ещё в полной мере не осозна(3)ы.

1)1       2) 1, 2          3) 2, 3           4) 1, 2, 3

5. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Между муравьями разных семейств иногда возникает война, которая длится несколько дней.

2) У нас были карточки журналистов, которыми нас снабдило местное министерство.

3) Изысканным блюдом китайской кухни значатся яйца, которые пролежали в земле до почернения.

4) Австралийский коала, который напоминает медвежонка, кормится листьями эвкалиптов.

6.  В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)  вызв..лить, выр..стающий, предст..вительный

2)  вл..стелин, пок..рать, укр..титель

3)  пок..ряющий, з..ря, провозгл..шать

4)  упл..тняя (бетон), к..саться, к..мпаньон

7.   В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1)  дыш..шь, обид..вший

2)  эконом..шь, замасл..нный

3)  дремл..шь, приемл..мый

4)  реж..шь, прикле..вший

8.  В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А.  фасол..вый       Б.  отрасл..вой    В.  настойч..вость    Г.  догадл..вый

1)  А, Б          2)  А, Б, В      3)  А, В, Г      4)  В, Г

9. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?

1)  Эпитет – образное, (не)обычное определение.

2)  Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.

3) (Ни)кто в пьесе не соглашается с Чацким в том,  что прислуживаться безнравственно.

4) (Не)кому задать вопросы,  которые мучат Пьера после дуэли в Сокольниках.

10.  В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1)  Воспитательное значение художественной литературы огромно,  (ПО)ТОМУ что она действует на мысли человека ТАК(ЖЕ)  сильно, как и на чувства.

2)  Художники-импрессионисты большое внимание уделяли    свету, постоянно меняющемуся  (В)ТЕЧЕНИЕ дня,  и воздуху,  в который КАК(БЫ) погружены предметы и фигуры людей.

3)  (И)ТАК, все мои блестящие надежды рушились, и (В)МЕСТО весёлой московской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой.

  1. Лесная малина  (ПО)СРАВНЕНИЮ с садовой мелкая, но гораздо более сладкая и душистая, (ПО)ЭТОМУ,  даже выращивая прекрасную крупную садовую малину,  деревенские жители любят ходить за лесной.

Контрольные  диктанты.

5класс, 1 четверть

Утром мы с ребятами из соседней деревни отправились на рыбалку. Солнце уже осветило лес и маленькую речку с низкими берегами. С зелёных лугов доносился сладкий запах цветов и жужжание пчёл. Трудолюбивые насекомые спешили собрать медовый урожай.

На ближнем берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова. К обеду в моём синем ведёрке плескалась рыба.

Но вот огромная туча появилась на горизонте. Она быстро приближалась из-за леса.

Тревожно зашевелились листья кустарников. Слабо потянуло сыростью. Становилось всё темнее, замолкли певчие птицы. Резкие порывы ветра зарябили воду в реке и погнали листья. Хлынул проливной дождь. Мы побежали домой, но промокли до нитки. (101 слово.)

Грамматическое задание.

1.Морфемный разбор слов

осветило, маленькую, улова / зарябили, медовый, запах.

2.Разбор предложения по членам, определение частей речи

На ближнем берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова./

Резкие порывы ветра зарябили воду в реке и погнали листья.

5класс, 2 четверть

 

В грозу.

Стоял июльский жаркий день. Косыми жаркими лучами солнце жгло сухую землю. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла горячий воздух. Облака собрались в большую лиловую тучу. Прогремел летний дальний гром.

И вот уже облака стали закрывать солнце. Оно выглянуло из-за тучи последний раз и исчезло. В природе всё резко изменилось.

Налетел вихрь, задрожала осиновая роща. От порывов сильного ветра молодые осинки гнутся почти до земли. Пучки сухой травы летят через дорогу. У речки глухо шумит густой камыш. Сверкнула ослепительная молния, и раздался оглушительный удар грома. Упала первая крупная капля дождя. Хлынул проливной ливень. (96 слов.)

Грамматическое задание.

1. Фонетический разбор слов солнце/ стоял.

2. Морфемный разбор слов

задрожала, дальний, речки /осиновая, налетел, удар

 

3. Полный синтаксический разбор предложений

Густая пыль поднималась по дороге и наполняла горячий воздух./

Оно выглянуло из-за тучи последний раз и исчезло.

5класс, итоговый контроль

Несколько лет назад в центре столицы выросло красивое здание. На его фасаде появились интересные часы. Каждый час на циферблате открываются чёрные створки, а за ними возникают герои народных сказок.

Входишь в театр в ожидании встречи с удивительным миром. В музее театра ты познакомишься с куклами разных стран. В зимнем саду увидишь дерево с чудесными птицами. В водоёме плещутся рыбки.

«Как здесь красиво!» - говорят ребята.

Этажом выше находится зрительный зал с разноцветными креслами: красными, синими, жёлтыми, зелёными. Так сделали для того, чтобы ребята не спутали места.

Раздаётся звонок, и зрители собираются в зале. Бесшумно закрываются двери, и спектакль начинается. (100 слов.)

Грамматическое задание.

1. Фонетический разбор слов чёрные/ жёлтыми.

2. Морфемный разбор слов

разноцветными, собираются / появились, водоёме

3. Морфологический разбор слова

центре (из 1-го предложения)/ водоёме (из последнего предложения второго абзаца)

 

4. Составление схем предложений

последнего из 1-го абзаца, предложение 3-го абзаца, 1-ое предложение 4-го абзаца / последнего из последнего абзаца, предложение 3-го абзаца, 1-ое предложение 4-го абзаца.

6 класс, 1 четверть

Глухарята.

Август – самое лучшее время на Урале. В это время природа отдыхает от жаркого лета. Сочные травы уже отцвели, на берёзах и липах начинают желтеть листочки. Это первые вестники близкой осени. Воздух пропитался душистыми травами.

В такой день идёшь по узкой лесной тропинке среди великанов соснового бора. Рядом торопится собака Азор. Он выслеживает дичь, старательно шарит по кустам. Вот бежит глухарка и беспомощно машет крыльями. Маленькие глухарята ещё не умеют летать, но они уже понимают опасность. Цыплята подбегают к кочке и прячут головки в мох. Стоишь и любуешься маленькими хитростями глухарей. (93 слова.) (По Ф. Тарханееву.)

Грамматическое задание.

1.Фонетический разбор слов день/ дичь

2.Морфемный разбор слов

хитростями, соснового, подбегают/ листочки, маленькие, любуешься

3.Полный синтаксический разбор предложения

Он выслеживает дичь, старательно шарит по кустам./

Цыплята подбегают к кочке и прячут головки в мох.

6 класс, 2 четверть

Не трогайте гнёзда птиц.

Пернатые – большие мастера. Среди них есть плотники, землекопы. корзинщики, лепщики, гончары.

Ласточка-береговушка – чудесный землекоп. Она врывается в землю не хуже крота. Камышовка сооружает домик, который не только защищал бы её от непогоды, ненастья, но и был бы скрыт от глаз хищника. Облюбует она три камышинки рядом и начинает плести корзиночку.

А сколько пернатых сооружают свои домики прямо на земле: в траве, в ямочке, под кочкой! Идёшь прямо по полю, а у тебя из-под ног выпархивает птичка. Вылетит и различными хитростями уводит в сторону от гнезда.

Не надо мешать ей, трогать гнёзда. Там, где есть полезные птицы, меньше вредных насекомых, больше и лучше урожай наших полей, огородов, садов.

Грамматическое задание.

1. Морфемный разбор слов землекопы, уводит / защищал, хитростями

2.Словообразовательный разбор слов

вылетит, корзинщики / птичка, непогоды

3.Морфологический разбор слова

корзиночку (из последнего предложения 2-го абзаца) / непогоды (из 3-го предложения 2-го абзаца)

4. Составление схем

1-го предложения из 2-го абзаца,

1-го предложения из 3-го абзаца,

последнего предложения из 3-го абзаца.

6 класс, итоговый контроль

Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях неясные шорохи и звуки.

Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далёкие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шёпот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей.

Ежи – полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда. Никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму. (108 слов.) (По Соколову-Микитову.)

Грамматическое задание.

1. Морфемный разбор слов прислушиваться, безветренная / пробудились, неотложные

2.Словообразовательный разбор слов

речонки, никому/ снежные, никого

3.Морфологический разбор слова

песчаный (из 1-го предложения 1-го абзаца) / письменным (из 1-го предложения 2-го абзаца)

4. Составление схем 1-го и последнего предложений последнего абзаца.

7 класс, 1 четверть

Наступившая осень чувствуется во всём. Солнце уже не палит и не сверкает, но светит очень ласково и приветливо. Опустевшие поля открывают необъятный горизонт. Воздух прозрачен и свеж. Колеи просёлочных дорог, накатанные во время уборки хлеба, отливают свинцовым блеском. Слышны крики улетающих птиц. Это последний привет летних гостей.

Пышный и богатый лесной наряд ещё пестрит всеми цветами. Серебрятся трепещущие осины, шелестят золотые берёзы, зеленеют изумрудные ели. Ветер скоро сорвёт этот пёстрый наряд, и обнажённые деревья будут стоять под ледяным дыханием зимы.

Тяжёлые тучи, гонимые ветром, заволакивают всё небо. Редко выглянет солнышко, но на синеющем осеннем небе оно кажется ярче.

Грамматическое задание.

1.В тексте диктанта необходимо обозначить у всех причастий суффиксы.

2.Полный синтаксический разбор предложения

Колеи просёлочных дорог, накатанные во время уборки хлеба, отливают свинцовым блеском. /

Тяжёлые тучи, гонимые ветром, заволакивают всё небо.

7 класс, 2 четверть

Первый раз в театре.

Когда мне было шесть лет, мы с отцом гуляли однажды по Ленинграду. И вдруг, проходя со мной по площади Островского, отец спросил: «Хочешь на минуту зайти в театр?»

Я ещё никогда в жизни не бывал в театре, и мой ответ угадать нетрудно.

Мы вошли в ложу, когда действие уже давно началось. Глубоко подо мной чернела тонувшая во мраке бездна. Глаза привыкли к полумраку, и я восхитился, увидев заполненный зрителями зал, слабо освещённую сцену. На ней возвышался грандиозных размеров мост, перекинутый под косым углом из одного конца сцены в другой. Он был залит лунным светом, а у насыпи около него переговаривались какие-то люди.

Эта декорация стала моим первым сильным впечатлением, подаренным мне театром. (116 слов.) (По Ю. Алянскому.)

Грамматическое задание.

1.В тексте диктанта необходимо обозначить у всех причастий суффиксы.

2.Морфологический разбор слова проходя (из 1-го предложения)/ увидев (из 3-го предложения 3-го абзаца).

3.Полный синтаксический разбор предложения

Глубоко подо мной чернела тонувшая во мраке бездна./

Эта декорация стала моим первым сильным впечатлением, подаренным мне театром.

7 класс, итоговый контроль

Судьба второго хлеба.

Сегодня трудно поверить, что каких-то двести – триста лет назад ни в одной стране Европы никто не хотел выращивать картофель.

Родина картофеля – Америка, где он издавна служил пищей индейцев. Когда его привезли в Европу, никто не умел с ним обращаться. Его разводили в садах рядом с цветами. Пытались есть его плоды, но они были горькие и вызывали отравление.

Тогда министр финансов Франции пошёл на хитрость. В разных районах страны распаханные поля солдаты стали засевать каким-то растением. Неся днём караульную службу, солдаты на ночь уходили. Крестьяне, видя караульных, рассудили по-своему: «Ценное растение, если его охраняют». Дожидались мужики темноты и бегом на поле, выкапывали ценные клубни и сажали себе на огородах. Выращенный во Франции картофель попал и в другие страны Европы. (122 слова.)

Грамматическое задание.

1. Морфологический разбор слова выращенный (из последнего предложения) /видя (из 4-го предложения последнего абзаца).

2. Полный синтаксический разбор предложения

Неся днём караульную службу, солдаты на ночь уходили.

Выращенный во Франции картофель попал и в другие страны Европы.

8 класс, 1 четверть

Таинственный ящик.

У Шаляпина был объёмистый кожаный портфель, оклеенный множеством ярлыков туристских фирм разных стран и городов, в которых гастролировал певец. Все годы, прожитые за границей, Шаляпин возил портфель с собой, никому не доверял, почти не выпускал из рук.

В портфеле лежал небольшой ящичек. Не только люди, работавшие с Шаляпиным, но и родные не имели представления о его содержимом.

Приезжая в новый город и входя в приготовленный ему номер, Шаляпин вынимал из портфеля ящик и ставил его под кровать.

Зная крутой нрав Шаляпина, никто не осмеливался расспрашивать его о ящике.

Это было таинственно и непостижимо.

После смерти артиста его вдова вскрыла наглухо заколоченный ящик.

В нём оказалась горсть русской земли, взятой Шаляпиным перед отъездом за границу. Горсть русской земли.

Грамматическое задание.

Морфологический разбор слова взятой/ заколоченный.

 

2. Полный синтаксический разбор предложения

 

Зная крутой нрав Шаляпина, никто не осмеливался расспрашивать его о ящике./

В нём оказалась горсть русской земли, взятой Шаляпиным перед отъездом за границу.

8 класс, 2 четверть

Всё хорошо в природе, но вода – красота всей природы. Почти то же можно сказать и о лесе. Полная красота всякой местности состоит в соединении воды с лесом.

Леса – хранители вод. Деревья закрывают землю от палящих лучей летнего солнца, от иссушительных ветров. Прохлада и сырость живут в их тени и не дают иссякнуть текучей или стоячей влаге.

Красным лесом называются все породы деревьев: сосна, ель, пихта и прочие. Дуб, вяз, липа, берёза, ольха и другие называются чёрным лесом. К нему принадлежат и такие ягодные деревья, как черёмуха и рябина. Все породы кустов: калину, орешник, жимолость, волчье лыко, шиповник, чернотал и обыкновенный тальник – надо причислить к чернолесью.

Хороша развесистая белоствольная берёза. Хорош и клён со своими лапами-листьями. Коренаст, крепок, высок и могуч бывает многолетний дуб. (125 слов.)

Грамматическое задание.

1.Полный синтаксический разбор предложения

 

Деревья закрывают землю от палящих лучей летнего солнца, от иссушительных ветров./

Коренаст, крепок, высок и могуч бывает многолетний дуб.

2. Отметьте в тексте односоставные безличные предложения.

8 класс, итоговый контроль

О словарях.

Всякие мысли приходят иногда в голову. Например, мысль о том, что хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка (кроме уже существующих общих словарей).

В одном таком словаре можно собрать слова, имеющие отношение к природе, в другом – хорошие и меткие местные слова, в третьем – слова людей разных профессий, а в четвёртом – мусорные и мёртвые слова, всю канцелярщину и пошлость, засоряющие русский язык. Этот последний словарь нужен для того, чтобы отучить людей от скудоумной и ломаной речи.

Мысль о том, чтобы собрать слова, имеющие отношение к природе, пришла мне в голову в тот день, когда на луговом озерце я услышал, как хрипловатая девочка перечисляла разные травы и цветы. Словарь этот будет, конечно, толковым. Каждое слово должно быть объяснено, и после него следует помещать несколько отрывков из книг писателей, поэтов и учёных, имеющих научное или поэтическое касательство к этому слову. (По К. Паустовскому.)

Грамматическое задание.

Отметьте в тексте в односоставных безличных предложениях в составе сложных грамматическую основу.

Отметьте в тексте диктанта неполные предложения.

9 класс, 1 четверть

В начале осени.

В раскрытое окно беззвучно влетел и опустился на мои бумаги кленовый лист. Он был похож на ладонь с широко расставленными пальцами. Словно чья-то рука потянулась к столу и закрыла написанные строчки.

Я закрыл свою тетрадь, заложив на недописанной странице первый осенний лист, и вышел в сад.

В саду было по-осеннему тихо и пусто, как в заколоченном доме. Я прошёл лугом к реке, разделся и бросился в воду – в последний раз! Тело обожгло ледяным холодом, перехватило дыхание. Выбравшись на берег, я втиснулся спиной в чуть тёплый песок и остался так лежать неподвижно в удобном, согревающем песчаном слепке с моего тела.

Надо мною студёной синью раскинулось небо. Ни птицы на нём, ни облачка. Лишь иногда высоко-высоко сверкнёт серебристой вспышкой одинокая прядка паутины, сверкнёт и пропадёт. И долго потом надо напрягать глаза, чтобы снова увидеть её. (По Е.Носову.)

Грамматическое задание.

Сделать синтаксический разбор предложения

Я закрыл свою тетрадь, заложив на недописанной странице первый осенний лист, и вышел в сад./

Лишь иногда высоко-высоко сверкнёт серебристой вспышкой одинокая прядка паутины, сверкнёт и пропадёт.

2. Отметьте в тексте в односоставных безличных предложениях в составе сложных грамматическую основу.

9 класс, итоговый контроль

Старый музыкант.

Старый скрипач любил играть у подножия памятника Пушкину, что стоит вначале Тверского бульвара. Поднявшись по ступенькам к самому пьедесталу, музыкант трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, и все они умолкали в ожидании музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье и славную жизнь. Футляр скрипки музыкант клал на землю; он был закрыт, и в нём лежал кусок чёрного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.

Обыкновенно старик выходил играть под вечер: для его музыки нужно было, чтобы в мире стало тише. Старик страдал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Звуки скрипки раздавались в воздухе и доходили до глубины человеческих сердец, трогая их нежной и мужественной силой. Некоторые слушатели вынимали деньги, чтобы отдать их старику, но не знали, куда их положить: футляр скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножье памятника, почти рядом с Пушкиным.

Грамматическое задание.

Сделать полный синтаксический разбор

1-го предложения 2-го абзаца /2-го предложения 2-го абзаца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-оценочный материал по предмету "Музыкальная литература"

Материал предназначен для проведения проверочных работ по курсу  "Музыкальная литература" для учащихся 6 класса детской школы искусств, изучивших раздел "Творчество русских композиторов"...

Контрольно – оценочный материал для ДФК по дисциплине «Математика"

Контрольно – оценочный материал для ДФК (устный опрос) по дисциплине «Математика»  по окончании 3 семестра 2014 – 2015 учебного года  в группе СПО   профессия: «Сварщик (электросварочны...

контрольно-оценочный материал

контрольные работы по русскому языку...

Дидактический материал для контрольно-оценочной деятельности по литературе 5 - 10 кл.

Сборник тестов для итогового контроля по литературе5 – 9 классы Состаавитель – учитель русского язык и литературы Павлова Н. Л. Школа - интернат № 60  В сборник включены ито...

Контрольно-оценочный материал по истории 6 класс

КОМ разработан на основе системно-деятельностного подхода...

Контрольно-оценочный материал по башкирскому (государственному) языку для учащихся 5 класса

Контрольно-оценочный  материал по башкирскому (государственному) языку для учащихся 5 класса предназначен для проверки знаний учащихся по предмету....

Контрольно-оценочный материал по башкирскому (государственному) языку для учащихся 6 класса

Контрольно-оценочный  материал по башкирскому (государственному) языку для учащихся 6 класса предназначен для проверки знаний учащихся по предмету...