Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Лексика"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему
Разработка обобщающего урока русского языка в 5 классе по теме "Лексика".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.ppt | 750 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок 11 Тема урока: « Путешествие по стране Лексика » Цель урока: систематизировать ранее изученное по теме «Лексика» Задачи урока : Обучающая: способствовать усвоению и углублению знаний обучающихся по основным разделам лексики Развивающая: продолжить обогащение словарного запаса обучающихся Воспитывающая: продолжить воспитание стремления к речевому самосовершенствованию Тип урока: комбинированный Методы и формы урока: создание проблемных ситуаций; индивидуальная, фронтальная, работа в парах Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, карточки с заданиями., компьютерная презентация Программное обеспечение: Power Point Учебник: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и др. «Русский язык. 5 класс»
Этап урока Деятельность учителя, методы и приёмы работы Деятельность обучающихся 1.Организационный момент (1 мин.) Приветствие обучающихся: Нас две ниточки связали Теплоты и доброты. -Добрый день! – тебе сказали. - Добрый день! – ответил ты. Проверка наличия учебных принадлежностей, слушают учителя, участвуют в диалоге 2. Мотивация знаний (4 мин.) Эпиграф: Слово только оболочка, Плёнка, звук пустой, но в нём Бьётся розовая точка, Странным светится огнём. На какие размышления наводят строки Арсения Тарковского? Почему именно эти слова взяты эпиграфом к уроку? Записывают эпиграф в тетрадь. Устно отвечают на поставленные вопросы. 3. Актуализация (3 мин.) На экране демонстрируются слайды № 1-3: «Загадки о слове», «Лексика», «Словари». Как вы считаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? Обучающиеся отгадывают загадки, отвечают на вопросы слайдов «Лексика» и «Словари». Отвечают на вопрос учителя.
4. Целеполагание (4 мин.) Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие по двум городам, расположенным в стране Лексика. Стране полной чудес и загадок, весёлых и умных жителей. Каждый из вас будет вести дневник путешественника – это ваши рабочие тетради. А теперь проверим, весь ли багаж вы собрали в путь. На экране демонстрируется слайд с кроссвордом (повторение теоретических сведений). С заданием вы справились верно. Занимаем места в нашем автобусе (на магнитной доске учитель прикрепляет макет автобуса). Обучающиеся записывают в тетрадь тему урока. Отгадывают кроссворд. 5. Словарный диктант(5 мин.) Итак, пора в путь-дорогу! А что мы называем дорогой? Какие дороги бывают? Демонстрация слайда № 4 с словами для справок. Молодцы! В путь! Организует и сопровождает деятельность обучающихся. Записывают слова по их толкованию. В случае затруднения обращаются к слайду со словами для справок.
6. Творческая деятельность (5 мин.) Работа с текстом. Мы с вами прибыли в город Прямое и Переносное Значение Слов. Давайте познакомимся с его жителями. Текст и задания к нему демонстрируются на слайде № 5. Организует и сопровождает деятельность обучающихся. А теперь едем дальше! Работают с текстом. Взаимопроверка. В случае затруднения обращаются к учителю. 7. Физкультминутка (3 мин.) Чтобы в дороге было не скучно, мы поиграем. Вот так шарик надуваем И до облака взлетаем. Шарик лопнул – выдыхаем, Наши мышцы расслабляем. Мы вдыхаем глубоко, Дышим ровно и легко Делают глубокий вдох, руки поднимают через стороны вверх. Делают выдох, руки опускают через стороны вниз. Выполняют дыхательные упражнения.
8. Исследовательская работа (8 мин.) Вот и следующий город. Называется он Словари. Это столица Лексики. На магнитной доске крепится макет дома. Посмотрите, какой интересный дом! Под самой крышей находится мансарда. Что это такое? На мансарде идёт заседание любителей слова. Собрались здесь слова пламенные и страстные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые и вещие. Заглянем к ним и примем участие в обсуждении песни Б. Окуджавы «Бумажный солдат» (слайд № 6). Текст песни и задания к её анализу раздаётся каждому обучающемуся. Обучающиеся работают в парах с Толковым словарём С. И. Ожегова и со словарём В. И. Даля: определяют лексическое значение слова «мансарда». Сравнивают значение этого слова в разных словарях. Прослушивают запись песни, анализируют её по заданному плану. Определяют роль синонимов и антонимов в тексте. 9. Подведение итогов исследования (3мин.) Выслушивает ответы обучающихся, корректирует выводы. Обучающиеся рассказывают о результатах исследования, скорректированные учителем выводы записывают в тетради. 10. Работа с текстом ( 5 мин.) Вот и заканчивается наше путешествие по стране Лексика, чтобы вернуться домой, вам необходимо выполнить задания к данному тексту (слайд № 7). Текст и задания к нему раздаются каждому обучающемуся. Организует и сопровождает деятельность обучающихся. Обучающиеся выполняют задания к тексту. Тетради с выполненным заданием сдают учителю на проверку.
11. Домашнее задание (2 мин.) Записать слова, которые соответствуют лексическим значениям. Подобрать синонимы, в которых вторые буквы уже проставлены. Известный американский писатель Марк Твен сказал: «Ты должен слово нужное найти, а не его троюродного брата». Как вы понимаете слова Марка Твена? Попробуйте представить, как трудятся писатели, из множества слов выбирая самые подходящие. Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник. Задают вопросы по его выполнению, если они возникают. 12. Рефлексия (2 мин.) -Выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом. Обучающиеся выбирают и показывают карточки.
Литература: Алабина Р.И Дидактические игры и игровые упражнения в процессе обучения. Приложение к газете «Первое сентября» № 9, 1997, стр.5-11. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: Просвещение, 1985 Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1988 Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык, 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2007 Богданова Г.А. уроки русского языка в 5 классе. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2002 Вартаньян Эд. Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1987 Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. – М.: Просвещение, 1981 Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994 Даль В.И. Словарь живого великорусского языка. – М.: Просвещение. 1978 Поэзия норм и правил: Книга для учителя / Составитель Ивлева В.Н. – М.: Просвещение, 1989 Крысин Л.П. Жизнь слова. – М.: Просвещение, 1980 Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1988 Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1975 Цветкова Г.В. Технологические карты уроков по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой 5 класс часть первая. – Волгоград «Учитель», 2014 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"
Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...
разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...
Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия
Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....
разработка урока русского языка 7 класс "Морфологический разбор наречий"
Разработка урока сопровождается презентацией "Морфологический разбор наречий"....
Разработка урока русский язык 6 класс
Данный урок проводится при изучении темы "Числительное". Посредством краеведческого материала закрепить практические навыки правильного употребления числительного в речи. ...
Разработка урока русского языка 7 класс "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Урок соответствует требованиям ФГОС основного общего образования....
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...