КТП по русскому языку
календарно-тематическое планирование по русскому языку на тему
КТП по русскому языку 5-9 класс УМК Рыбченкова Л.М.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_17-18_1balyuk.docx | 67.58 КБ |
Предварительный просмотр:
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Русский язык
Выпускник научится:
- владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
- использовать знание алфавита при поиске информации;
- различать значимые и незначимые единицы языка;
- проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
- классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
- членить слова на слоги и правильно их переносить;
- определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
- опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
- проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
- проводить лексический анализ слова;
- опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
- опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
- проводить морфологический анализ слова;
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
- находить грамматическую основу предложения;
- распознавать главные и второстепенные члены предложения;
- опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
- проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
- соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
- опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
- опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
- использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- опознавать различные выразительные средства языка;
- писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
- использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Русский язык
Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.
Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного общего образования.
Изучение русского языка направлено на развитие и совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы.
Лингвистическая (языковедческая) компетенция – способность получать и использовать знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, о его устройстве, развитии и функционировании; общие сведения о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков.
Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Русский язык» (далее – Программы) является усвоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Главными задачами реализации Программы являются:
- формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;
- усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;
- овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;
- овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.
В процессе изучения предмета «Русский язык» создаются условия
- для развития личности, ее духовно-нравственного и эмоционального совершенствования;
- для развития способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности;
- для формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
- для включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;
- для знакомства обучающихся с методами научного познания;
- для формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;
- для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
Речь. Речевая деятельность
Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).
Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа.
Специфика художественного текста.
Анализ текста.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.
Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.
Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.
Культура речи
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.
Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка.
Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Фонетика, орфоэпия и графика
Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализ слова.
Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Морфемика и словообразование
Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.
Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.
Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.
Понятие об этимологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.
Морфологический анализ слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.).
Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.
III. Календарно-тематическое планирование по русскому языку
5 класс
6 КЛАСС
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема | Примечания | |||||
1 | Русский язык — язык РФ и язык межнационального общения | ||||||||
2 | Понятие о функциональных разновидностях языка | ||||||||
3 -4 | Текст и его признаки | ||||||||
5-6 | Орфоэпические нормы | ||||||||
7-8 | Состав слова | ||||||||
9 | Стартовый контрольный диктант | ||||||||
10-12 | Основные способы образования слов в русском языке | ||||||||
13-14 | Сложные и сложносокращённые слова | ||||||||
15-16 | Понятие об этимологии | ||||||||
17-18 | Морфемный и словообразовательный разбор слова | ||||||||
19-20 | Сочинение на лингвистическую тему | ||||||||
21-23 | Буквы О//А в корнях с чередованием (-гор-//-гар-, -зор-//-зар-, -раст-//-рос-) | ||||||||
24-25 | Правописание приставок ПРЕ-//ПРИ- | ||||||||
26 | Повторение темы «Морфемика, словообразование, орфография» | ||||||||
27-28 | Контрольная работа// диктант с грамматическим заданием. Работа над ошибками | ||||||||
29 | Повторение темы «Морфемика, словообразование, орфография» | ||||||||
30-31 | Повторение и обобщение изученного по теме в 5-м классе «Лексикология. Орфография. Культура речи». | ||||||||
32-33 | Р/р Сочинение-рассказ о народном промысле | ||||||||
34-35 | Понятие об общеязыковых и художественных метафорах | ||||||||
36-37 | Лексические выразительные средства | ||||||||
38 | Подготовка материалов для домашнего сочинения-описания | ||||||||
39-41 | Чередование гласных в корнях -скак-//-скоч-, -равн-//-ровн-, -твар-//-твор- | ||||||||
42 | Лексика русского языка с точки зрения её происхождения. Исконно русские слова | ||||||||
43 | Заимствованные слова | ||||||||
44 | Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями | ||||||||
45 | Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления | ||||||||
46 | Архаизмы, историзмы, неологизмы | ||||||||
47 | Общеупотребительные слова. Диалектизмы | ||||||||
48-49 | Профессионализмы. Жаргонизмы | ||||||||
50-52 | Стилистически нейтральная и книжная лексика. Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика | ||||||||
53 | Р/р Сочинение-рассуждение | ||||||||
54-55 | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов | ||||||||
56 | Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные | ||||||||
57-58 | Р/р Сжатое изложение (по книге «Школа вежливости») | ||||||||
59 | Повторение темы «Лексика, орфография. Культура речи» | ||||||||
60-61 | Контрольный диктант с грамматическим заданием// контрольная работа по теме «Лексикология». Работа над ошибками | ||||||||
62 | Повторение темы «Лексика, орфография. Культура речи» | ||||||||
63 | Части речи в русском языке | ||||||||
64-65 | Имя существительное как часть речи | ||||||||
66-67 | Несклоняемые и разносклоняемые имена существительные | ||||||||
68 | Имена существительные общего рода | ||||||||
69 | Морфологический разбор имени существительного | ||||||||
70 | Р/р Стиль текста | ||||||||
71-74 | Словообразование имён существительных | ||||||||
75-76 | Сложносокращённые имена существительные | ||||||||
77-78 | Правописание О//Е в суффиксах имён существительных после шипящих | ||||||||
79 | Повторение темы «Имя существительное» | ||||||||
80-81 | Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием). Работа над ошибками | ||||||||
82 | Повторение темы «Имя существительное» | ||||||||
83-84 | Имя прилагательное как часть речи | ||||||||
85-86 | Р/р Особенности строения текста-описания. Сочинение-описание | ||||||||
87-88 | Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень | ||||||||
89-90 | Степени сравнения имён прилагательных. Превосходная степень | ||||||||
91-92 | Р/р Сжатое изложение | ||||||||
93-94 | Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные | ||||||||
95-96 | Разряды имён прилагательных по значению. Относительные прилагательные | ||||||||
97-98 | Разряды имён прилагательных по значению. Притяжательные прилагательные | ||||||||
99-100 | Морфологический разбор имени прилагательного | ||||||||
101-102 | Словообразование имён прилагательных. Буквы О//Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных | ||||||||
103-105 | Н//НН в суффиксах имён прилагательных | ||||||||
106 | Правописание -К-//-СК- в суффиксах имён прилагательных | ||||||||
107-108 | Словообразование имён прилагательных. Сложные имена прилагательные | ||||||||
109-110 | Р/р Сочинение-описание признаков предметов и явлений окружающего мира. | ||||||||
111 | Повторение темы «Имя прилагательное» | ||||||||
112-113 | Контрольный диктант с грамматическими заданиями. Работа над ошибками | ||||||||
114 | Повторение темы «Имя прилагательное» | ||||||||
115-116 | Имя числительное как части речи | ||||||||
117-118 | Простые, сложные и составные числительные | ||||||||
119 | Количественные и порядковые числительные | ||||||||
120 | Р/р Сочинение. Роль числительных в тексте | ||||||||
121-123 | Склонение числительных | ||||||||
124-125 | Разряды количественных числительных | ||||||||
126 | Р/р Сочинение на лингвистическую тему | ||||||||
127 | Синтаксическая роль числительных в предложении | ||||||||
128 | Лексические способы сокращения текста | ||||||||
129 | Морфологический разбор числительного | ||||||||
130 | Повторение темы «Имя числительное» | ||||||||
131-132 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. Работа над ошибками | ||||||||
133 | Повторение темы «Имя числительное» | ||||||||
134-135 | Местоимение как часть речи | ||||||||
136-137 | Личные местоимения | ||||||||
138 | Р/р Приемы сжатия текста | ||||||||
139 | Возвратное местоимение СЕБЯ | ||||||||
140-141 | Притяжательные местоимения | ||||||||
142-143 | Р/р Сочинение-описание картины | ||||||||
144 | Указательные местоимения | ||||||||
145-146 | Определительные местоимения | ||||||||
147 | Р/р Текст. Логика текста | ||||||||
148-149 | Вопросительно-относительные местоимения | ||||||||
150-151 | Неопределённые местоимения | ||||||||
152-153 | Отрицательные местоимения | ||||||||
154 | Морфологический разбор местоимения | ||||||||
155-156 | Р/р Сочинение-описание картины | ||||||||
157 | Повторение темы «Местоимение» | ||||||||
158-159 | Контрольная работа. Работа над ошибками | ||||||||
160 | Повторение темы «Местоимение» | ||||||||
161-162 | Глагол | ||||||||
163-164 | Совершенный и несовершенный виды глагола | ||||||||
165 | Разноспрягаемые глаголы | ||||||||
166-167 | Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы | ||||||||
168-170 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение | ||||||||
171 | Условное наклонение | ||||||||
172-173 | Р/р Сочинение-рассуждение | ||||||||
174-177 | Повелительное наклонение | ||||||||
178-179 | Р/р Создание текста-инструкции | ||||||||
180 | Употребление наклонений | ||||||||
18-183 | Безличные глаголы | ||||||||
184 | Морфологический разбор глагола | ||||||||
185-187 | Правописание гласных в суффиксах глагола | ||||||||
188-189 | Р/р Изложение с продолжением (рассказ о событии) | ||||||||
190 | Повторение темы «Глагол» | ||||||||
191-192 | Контрольный диктант. Работа над ошибками | ||||||||
193 | Повторение темы «Глагол» | ||||||||
194 | Основные единицы синтаксиса | ||||||||
195-196 | Простое предложение | ||||||||
197-198 | Р/р Сочинение-описание картины | ||||||||
199 | Порядок слов в предложении | ||||||||
200-201 | Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. | ||||||||
202 | Повторение темы «Синтаксис и пунктуация» | ||||||||
203-204 | Итоговая контрольная работа. Анализ работ. |
7 КЛАСС
№ урока | Дата план | Дата факт | Содержание программного материала | |
1 | Русский язык в современном мире. | |||
2-3 | Речь. Речевое общение. | |||
4 | Речевой этикет. | |||
5 | Р/р Сочинение-рассуждение | |||
6-7 | Функциональные разновидности языка. | |||
8-9 | Текст, его основная и дополнительная информация. Тезисы. | |||
10 | Стартовый контрольный диктант с грамматическим заданием. | |||
11 | Система частей речи в русском языке. | |||
12-13 | Понятие о причастии. | |||
14-15 | Признаки глагола и прилагательного у причастия. | |||
16 | Причастный оборот. | |||
17 | Действительные и страдательные причастия. | |||
18 | Р/р Сжатое изложение по упр. 72 | |||
19-20 | Полные и краткие формы причастий. | |||
21 | Причастия настоящего и прошедшего времени. | |||
22-23 | Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени. | |||
24-25 | Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. | |||
26 | Р/р Комплексная работа с текстом. | |||
27-28 | Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях. | |||
29-30 | Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных. | |||
31 | Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных. | |||
32 | Морфологический разбор причастий. | |||
33-34 | Правописание НЕ с причастиями. | |||
35 | Р/р Изложение по упр.139 | |||
36 | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | |||
37-38 | Повторение по теме «Причастие». | |||
39 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | |||
40 | Работа над ошибками. | |||
41 | Понятие о деепричастии. | |||
42-43 | Деепричастный оборот. | |||
44 | Р/р Тезисный план текста. (Упр.165) | |||
45-46 | Правописание Не с деепричастиями. | |||
47-48 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида. | |||
49 | Р/р Сочинение-описание картины Б. Кустодиева «Сирень» ( упр. 181, 182) | |||
50-51 | Р/р Рассуждение и его виды. | |||
52-53 | Р/р Сочинение-рассуждение (упр.193) | |||
54 | Морфологический разбор деепричастия. | |||
55 | Повторение темы «Деепричастие». | |||
56 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | |||
57 | Работа над ошибками. | |||
58 | Наречие как часть речи. | |||
59-60 | Разряды наречий по значению. | |||
61-62 | Р/р Комплексная работа над текстом. | |||
63-64 | Степени сравнения наречий. | |||
64-65 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о (е). | |||
66 | Морфологический разбор наречия. | |||
67 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | |||
68-69 | Одна и две буквы Н в наречиях на –о(е) . | |||
70 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий. | |||
71-72 | Буквы о и а на конце наречий. | |||
73-74 | Дефис между частями слова в наречиях. | |||
75 | Р/р Подробное изложение по упр. 241 | |||
76-77 | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. | |||
78 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | |||
79 | Р/р Речевая характеристика героя (на материале упр. 252) | |||
80-81 | Повторение темы «Наречие». | |||
82 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие». | |||
83 | Работа над ошибками. | |||
84 | Предлог как часть речи. | |||
85-86 | Предлоги производные и непроизводные. | |||
87-88 | Р/р Сочинение. | |||
89 | Предлоги простые и составные. | |||
90-92 | Правописание предлогов. | |||
93-94 | Употребление предлогов в речи. | |||
95 | Морфологический разбор предлога. | |||
96-97 | Повторение темы «Предлог» | |||
98 | Контрольная работа по теме «Предлог». | |||
99 | Союз как часть речи. | |||
100 | Разряды союзов. | |||
101 | Сочинительные союзы. | |||
102-103 | Подчинительные союзы. | |||
104-106 | Правописание союзов. | |||
107 | Р/р Сочинение-рассуждение.(упр.316) | |||
108-110 | Союзы и союзные слова. | |||
112-113 | Союзы в простых и сложных предложениях. | |||
114 | Морфологический разбор союза. | |||
115 | Повторение темы «Союз». | |||
116 | Контрольный диктант (или контрольная работа) по теме «Союз». | |||
117 | Работа над ошибками. | |||
118 | Частица как часть речи. | |||
119-120 | Разряды частиц. | |||
121 | Правописание частиц. | |||
122-123 | Правописание частицы не. | |||
124-125 | Разграничение частиц не и ни. | |||
126-127 | Р/р Сочинение-рассуждение по упр. 368 | |||
128 | Повторение темы «Частицы». | |||
129-130 | Контрольная работа по теме «Служебные части речи». | |||
131-132 | Междометие. | |||
133 | Итоговая контрольная работа. | |||
134 | Анализ итоговой работы | |||
135-136 | Итоговые уроки |
8 КЛАСС
№ п/п | Дата | Тема урока | Примечания | |
план | факт | |||
1 2 | Что такое культура речи? | |||
3 4 | Р/р. Сочинение-рассуждение | |||
5 | Текст и его структура | |||
6-8 | Средства и способы связи предложений в тексте | |||
9-10 | Функциональные разновидности современного русского языка. Публицистический стиль | |||
11 | Стартовый контрольный диктант | |||
12 | Научный стиль | |||
13-14 | Р/р. Урок-практикум по теме «Текст. Функциональные стили речи» | |||
15-16 | Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства синтаксической связи. | |||
17-18 | Р/р. Подробное изложение по упр. 48 | |||
19 | Словосочетание, его структура и виды | |||
20-21 | Типы связи слов в словосочетании | |||
22 | Понятие о предложении | |||
23 | Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения | |||
24-25 | Р/р. Сочинение-рассуждение по упр.72 | |||
26 | Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное сказуемое | |||
27 | Составное глагольное сказуемое | |||
28 | Составное именное сказуемое | |||
29-30 | Тире между подлежащим и сказуемым | |||
31 | Второстепенные члены и их роль в предложении | |||
32-33 | Определение и его виды | |||
34-35 | Дополнение и его виды | |||
36-37 | Обстоятельство и его виды | |||
38-39 | Р/р. Сочинение-описание картины С. Кожина «Церковь Покрова на Нерли» | |||
40 | Повторение темы «Двусоставные предложения» | |||
41 | Контрольный диктант по теме «Двусоставные предложения» | |||
42 | Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения | |||
43-44 | Основные группы односоставных предложений и их особенности | |||
45-46 | Определенно-личные предложения | |||
47-48 | Неопределенно-личные предложения | |||
49 | Обобщенно-личные предложения | |||
50-51 | Безличные предложения | |||
52 | Назывные предложения | |||
53 | Повторение темы «Односоставные предложения» | |||
54 | Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения» | |||
55 | Понятие о простом осложненном предложении | |||
56 | Понятие об однородных членах предложения | |||
57-58 | Способы связи однородных членов предложения и знаки препинания между ними | |||
59-60 | Р/р. Сочинение-рассуждение по упр.220 | |||
61-62 | Однородные и неоднородные определения | |||
63-64 | Обобщающие слова при однородных членах предложения | |||
65-66 | Синтаксический разбор предложения с однородными членами | |||
67-68 | Повторение темы «Предложения с однородными членами» | |||
69-70 | Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения». Работа над ошибками | |||
71-72 | Обособление определений | |||
73-74 | Обособление приложений | |||
75-76 | Обособление обстоятельств | |||
77-78 | Обособление дополнений | |||
79-80 | Р/р. Сочинение-рассуждение по упр.269 | |||
81-82 | Обособление уточняющих членов предложения | |||
83-84 | Р/р. Презентация результатов проектных работ по теме «Односоставные предложения»; «ОЧП» | |||
85-86 | Повторение темы «Предложения с обособленными членами» | |||
87-88 | Контрольный диктант по теме «Предложения с обособленными членами». Работа над ошибками | |||
89-90 | Предложения с обращениями | |||
91-92 | Р/р. Сочинение-описание по картине А.П. Горского «Без вести пропавший.1946 год» | |||
93-94 | Предложения с вводными конструкциями | |||
95-96 | Предложения со вставными конструкциями | |||
97-98 | Р/р. Конференция «Другому как понять тебя, или Языковая картина мира» | |||
99-101 | Повторение темы «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями» | |||
102-103 | Контрольный диктант по теме «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями». Работа над ошибками | |||
104-105 | Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи | |||
106-107 | Диалог | |||
108-109 | Р/р. Сочинение-рассуждение по упр.319 | |||
110-111 | Косвенная речь | |||
112-113 | Цитаты . Знаки препинания при цитировании | |||
114-115 | Повторение темы «Способы передачи чужой речи» | |||
116-117 | Повторение темы « Стили речи» | |||
118-121 | Повторение темы « Синтаксис, Пунктуация» | |||
122-123 | Повторение темы « Двусоставные предложения» | |||
124-126 | Повторение темы « Односоставные предложения» | |||
127-129 | Повторение темы « Однородные члены предложения» | |||
130-132 | Повторение темы « Предложения с обособленными членами» | |||
133-134 | Повторение темы « Прямая и косвенная речь» | |||
135 | Контрольный диктант за курс 8 класса | |||
136 | Итоговый урок |
9 КЛАСС
№ | Дата | Тема | Примечания | ||||
план | факт | ||||||
1-2 | Русский язык как развивающееся явление (§1) | ||||||
3-4 | Р/р Аудирование и чтение | ||||||
5 | Официально-деловой стиль (§2) | ||||||
6-7 | Русский язык – язык художественной литературы (§3) | ||||||
8-9 | Стартовый диктант (Контрольная работа на начало года). | ||||||
10-11 | Р/р Аудирование и чтение | ||||||
12-13 | Чтение и его виды (§4) | ||||||
14-15 | Р/р Сочинение-рассуждение | ||||||
16-17 | Контрольный диктант. Работа над ошибками | ||||||
18-19 | Понятие о сложном предложении. Классификация типов сложных предложений (§5) | ||||||
20-21 | Р/р Сочинение-рассуждение | ||||||
22-23 | Понятие о сложносочиненном предложении, его строении (§6) | ||||||
24-25 | Р/р Сжатое изложение | ||||||
26-27 | Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Виды сложносочиненных предложений (§7) | ||||||
28-29 | Р/р Подробное изложение | ||||||
30-32 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении (§8) | ||||||
33-34 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения (§9) | ||||||
35 | Повторение темы «Сложносочиненное предложение» (§10) | ||||||
36-37 | Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение» | ||||||
38 | Понятие о сложноподчиненном предложении (§11) | ||||||
39-42 | Союзы и союзные слова. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении (§12) | ||||||
43-44 | Р/р Сочинение-рассуждение | ||||||
45-46 | Классификация сложноподчиненных предложений (§13) | ||||||
47-48 | Сложно-подчиненные предложения с придаточными определительными (§14) | ||||||
49-50 | Р/р Сочинение в жанре экскурсионного сообщения | ||||||
51-52 | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными (§15) | ||||||
53-54 | Сложноподчиненные предложения с придаточными времени (§16) | ||||||
55 | Сложноподчиненные предложения с придаточными места (§17) | ||||||
56-57 | Р/р Составление плана текста | ||||||
58-60 | Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, цели и следствия (§18) | ||||||
61-63 | Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, уступки (§19) | ||||||
64-65 | Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными (§20) | ||||||
66-67 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (§21) | ||||||
68 | Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения (§22) | ||||||
69 | Повторение темы «Сложноподчиненное предложение» (§23) | ||||||
70 | Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённое предложение» | ||||||
71-72 | Понятие о бессоюзном сложном предложении (§24) | ||||||
73-74 | Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзных сложных предложений (§25) | ||||||
75-76 | Р/р Сочинение-рассуждение | ||||||
77-78 | Бессоюзные предложения со значением перечисления (§26) | ||||||
79-80 | Бессоюзные предложения со значением причины, пояснения, дополнения (§27) | ||||||
81-82 | Пробное тестирование в формате ОГЭ | ||||||
83-84 | Бессоюзные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения (§28) | ||||||
85 | Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения (§29) | ||||||
86 | Повторение темы «Бессоюзное сложное предложение» (§30) | ||||||
87 | Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи (§31) | ||||||
88-89 | Р/р Сочинение-рассуждение | ||||||
90-91 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи (§32) | ||||||
92-93 | Р/р Презентация проектных работ | ||||||
94-95 | Контрольная работа по теме «Сложное предложение» | ||||||
96-99 | Повторение и систематизация изученного. Сочинение-рассуждение | ||||||
100-102 | Итоговые контрольные работы в формате ОГЭ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края ...
Интегрированный урок русского и французского языков"Заимствования (из русского языка фо французский, из французского в русский), их роль в межкультурном обогащении языков двух стран"
Конспект урока, проведенный с французскими и русскими детьми...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...