Рассуждение как тип речи
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Лысенко Ольга Николаевна,
Родионово-Несветайский район
Тема урока: Настоящий учитель – это… (Рассуждение как тип речи)
Класс: 9
УМК: Русский язык, 9 класс, С.И. Львова, В.В. Львов.
Цели для учителя:
- актуализировать знания обучающихся по теме «Рассуждение как тип речи»;
- развивать у обучающихся навыки анализа текста;
- формировать у школьников умение отбирать материал для сочинения;
- воспитывать уважительное отношение к труду учителя.
Цель для обучающихся:
- учиться формулировать тезис сочинения-рассуждения и комментировать его;
Планируемые результаты:
Личностные:
- формировать ответственное отношение к учению;
- расширять словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств;
- воспитывать уважительное отношение к труду учителя.
Метапредметные:
- пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- отбирать и систематизировать материал на определенную тему;
- создавать устные и письменные тексты типа рассуждения с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- взаимодействовать с одноклассниками в процессе речевого общения, совместного выполнения практического задания.
Предметные:
- знать особенности текста типа рассуждения, его структуру;
- указывать способы и средства связи предложений в тексте;
- строить устные и письменные высказывания типа рассуждения;
- исправлять речевые недочёты и грамматические ошибки.
Ход урока
- Мотивация
(Учитель читает стихотворение, записанное на доске или проецируемое на экран)
…! Они как свет в пути…
Какое ж нужно огненное сердце
Иметь в груди, чтоб людям свет нести,
Чтоб след его вовек не мог стереться!
А чем их труд измерить, ты спроси
У миллионов армии народной.
Подвижников немало на Руси,
Но нет мудрее их и благородней!
- Как вы думаете, людям какой профессии посвящены эти строки? Какое слово нужно вставить вместо точек?
- Почему вы так думаете? Обоснуйте свои предположения.
- В начале октября в России отмечается День учителя. Вы, наверно, готовите поздравления, праздничный концерт?
- Вчера ко мне обратилась с просьбой президент школьного самоуправления. Она попросила нас написать заметку «Настоящий учитель» в школьную газету. Справимся?
- Скажите, текст какого типа мы будем создавать?
- Целеполагание
- Как бы вы определили тему урока? (Кто такой настоящий учитель?)
- А что для каждого из вас будет лучшим результатом на этом занятии?
- Что же нам нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели? (определить, какими чертами обладает настоящий учитель; повторить признаки текста, особенности типа речи рассуждение, средства связи предложений в тексте)
- Итак, кого же можно назвать настоящим учителем, какими качествами он должен обладать. Обратимся ещё раз к стихотворению. Прочтите его внимательно и скажите, о каких чертах людей этой профессии говорит автор?
- Свои выводы и наблюдения записывайте в тетрадь. Это будет рабочим материалом к сочинению.
- Реализация задач
А. Черты характера
«Огненное сердце» - неравнодушие, доброта;
«А чем их труд измерить» - трудолюбие, самоотверженность; благородство, мудрость.
Словарная работа
- Кто такие подвижники (работа с толковым словарем)
ПОДВИЖНИК : 1. Монах, аскет, давший обет самоотречения во имя служения Богу. 2. Человек, героически принявший на себя тяжёлый труд или лишения ради достижения высокой цели.
Пояснение: Аскет - человек, ведущий строгий образ жизни с отказом от жизненных благ и удовольствий.
Обет - торжественное обещание, обязательство.
- Почему поэт называет учителей подвижниками?
Б. Подберите эпитеты к слову учитель
Опытный, строгий, молодой, добрый, мудрый, первый, любимый…
В. Запишите глаголы, описывающие действия учителя
Учит, требует, спрашивает, воспитывает, рассказывает, проверяет, знает…
Г. Какие чувства вы испытываете по отношению к учителю?
Доверие, любовь, уважение, страх, беспокойство…
Д. Как проходят занятия?
Интересно, увлекательно, живо, шумно, спокойно, тихо…
Е. Какие ассоциации возникают у вас при слове «учитель»?
Журнал, класс, дети, урок, книга, доска…
- Одним предложением продолжите фразу Настоящий учитель – это…, у вас получится тезис будущего сочинения.
Проверка выполненной работы + коррекция на этом этапе.
- Теперь в двух предложениях прокомментируйте свой тезис, объясните, что именно вы имели виду, как вы сами понимаете смысл сказанного вами.
Проверка выполненной работы + коррекция на этом этапе.
- Какие средства связи использовали? Почему? Можно ли было сказать иначе?
- Говоря о настоящем учителе, кто-то из вас, возможно, вспомнил свою первую учительницу. Своими воспоминаниями о первой учительнице делится с читателями известный писатель Борис Васильев.
- Контроль и коррекция
Чтение текста упр. 115, стр. 53-54 полностью, а потом работа в группах (парах) по анализу текста (по абзацам).
1-ый абзац
- Почему рассказчик забыл имя учительницы? Важно ли оно?
- На какую деталь во внешности учителя обращает внимание автор?
- Как это характеризует учительницу?
- Передайте самую важную информацию этого абзаца одной фразой (Моя первая учительница казалась мне старой, потому что была строгой, неулыбчивой, всегда одетой в тёмное).
2-ой абзац
- Почему в этом абзаце так много глаголов?
- Какие эпитеты помогают нам услышать трамвай? Почему именно такие?
- Какой вы представляете учительницу?
-Передайте самую важную информацию этого абзаца одной фразой. (В выходной день мы вместе с учительницей поехали на звонком трамвае за город)
3-ий абзац
Кто такие кривичи?
Что значит: смолить суда? аромат красных боров? Почему «красных»?
- Какой представляется вам учительница в этом абзаце?
-Передайте самую важную информацию этого абзаца одной фразой. (Учительница привела нас к самому старому дубу и рассказала историю возникновения города Смоленска и его названия)
4- абзац
- В каждом предложении этого абзаца повторяется местоимение «я». Как объяснить такой повтор?
- Какие ещё слова повторяются? С какой целью? Определите их значение и различие (прикоснулся – слегка дотронулся; прикоснулся – узнал что-то)
- В чем заключается главная задача учителя?
-Передайте самую важную информацию этого абзаца одной фразой (Именно здесь я проникся любовью к родине, к её прошлому, и сейчас благодарен за это первой учительнице)
Представление группой или парой результатов своей работы. Оценивание.
Как бы вы теперь продолжили фразу «Настоящий учитель – это…»?
- Рефлексия.
Что вас сегодня удивило?
Что важного для вас было на уроке?
Какой опыт, приобретённый на уроке, пригодится вам в будущем?
Домашнее задание: доказать ваш тезис, подобрав один аргумент из художественной литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку "Рассуждение как тип речи"
Презентация к уроку развития речи в 5 классе по теме "Рассуждение как тип речи", урок составлен по программе и учебнику С.И.Львовой....
Рассуждение как тип речи
Научить отличать типы речи и дать понятие о рассуждении как типа речи....
Подготовка к сочинению-рассуждению (урок развития речи).
Урок развития речи. Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту....
Подготовка к сочинению-рассуждению. Урок развития речи с использованием технологии АМО (соответствует ФГОС)
Подготовка к сочинению-рассуждению. Урок развития речи с использованием технологии АМО /Активные методы обучения/. 6 класс. Подробный конспект образовательного мероприятия, презентация, карточки, для ...
Разработка урока по русскому языку на тему: "Рассуждение как тип речи"
Разработка урока по русскому языку на тему: "Рассуждение как тип речи"...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Рассуждение как тип речи».
Урок закрепления полученных знаний. Цель: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать данные тексты и создавать собственное высказывание по зад...
Открытый урок по русскому языку в 9 классе "Рассуждение как тип речи.Сочинение- рассуждение".
Данный урок является не первым в системе уроков развития речи в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3). Ему предшествовала работа по подготовке к выполнению задани...