Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Рассуждение как тип речи».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Шарова Елена Геннадьевна

Урок закрепления полученных знаний. Цель: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать данные тексты и создавать собственное высказывание по заданным параметрам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

«Рассуждение как тип речи».

Цель: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать данные тексты и создавать собственное высказывание по заданным параметрам

Задачи: 

1.Предметные

1.закреплять понятие рассуждения как типа речи и его отличительных признаках

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа делать выводы.

2. Метапредметные

Познавательные УУД:

1. Развивать умения представлять информацию в виде схемы.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД:

1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с текстом.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1Формировать умение работать в паре.

2.Учить представлять результат своей работы;

3.Формировать умение адекватно оценивать свою работу и работу других учеников.

4. Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.

3. Личностные результаты:

1. Развивать умение высказывать своё отношение , выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

- Вспомните, что такое текст и каковы его основные признаки?

- Что такое тема текста? Основная мысль (идея) текста?

- Какие типы речи вы знаете?

3. Мотивация.

  • Язык мой — враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.
  • Длинный язык с умом не в родстве.
  • Не ножа бойся, языка.
  • Лучше ногою запнуться, нежели языком.
  • Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.
  • Не спеши языком, торопись делом.

- Какой темой объединены пословицы?

4. Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения

-Прочитайте, пожалуйста, текст Т. Зумакуловой «Родной язык».

Родной  язык!

Он  с  детства  мне  знаком,

На   нем  впервые  я  сказала  «мама»,

На  нем   клялась  я  в  верности  упрямой,

И  каждый  вздох  понятен  мне  на  нём.

Родной  язык!

Он  дорог мне,  он  мой,

На  нем  ветра  в  предгорьях  наших  свищут,

На  нем   впервые  довелось  услышать

Мне  лепет  птиц  зеленою  весной.

- Что отражает заголовок этого текста: его тему или идею (основную мысль)?

- А какова основная мысль этого стихотворения? Попробуйте дать такое название этому тексту, чтобы оно отражало его идею.

- Каково отношение автора к языку?

- А теперь прочитаем текст Джозефа Стоуэлла

ЦЕНА СЛОВ. Что способен натворить наш язык.

Я хочу рассказать сейчас одну историю, случившуюся в мои школьные годы, историю о сокрушительной силе слов. В нашей школе каждый год ставили оперетту. Многие ученики смело брались за исполнение ролей. Я не был так уверен в своих способностях и решил, что пение в оперетте - не моё дело. Но миссис Уилсон, наша учительница музыки, попросила меня попробовать спеть роль чёрного слуги. Это была незавидная роль, но всѐ же в ней было три сольных момента! Я уверен, что моё пение звучало весьма посредственно. Но миссис Уилсон восприняла моё выступление так, как будто она услышала хор ангелов: "Изумительно, прекрасно! Эта роль просто создана для тебя. Ты должен непременно спеть её!" Я согласился. На следующий год в школе решили ставить другую оперетту. Большинство ребят, исполнявших главные роли в прошлом году, уже окончили школу. Миссис Хилсон перешла работать в другую школу. Вместо неё у нас преподавала очень красивая женщина с прекрасным голосом и глубоким знанием теории музыки. Когда начали готовиться к постановке, я уже не сомневался, что мои способности - как раз те, что нужны для оперетты. Собралось около ста пятидесяти моих сверстников. Проживи я хоть вечность, никогда не забуду слов сказанных в тот день. Когда прослушивание закончилось, учительница спросила меня: "Кто тебе сказал, что ты умеешь петь?" Я внезапно превратился в того же робкого юнца, каким был год назад. Я был совершенно уничтожен. Резкие слова могут огорчить кого угодно, но для доверчивого мальчика они могут оказаться пагубными. Понадобилось восемь лет, чтобы я снова решился запеть.

- О чём этот текст? Какова его тема?

- А какова его главная мысль?

- Что же отражает заголовок этого текста: его тему или идею? Попробуйте дать такое название этому тексту, чтобы оно отражало его тему.

- Сравните тексты Т. Зумакуловой и Дж. Стоуэлла и скажите, в чем разница отношения этих авторов к одному и тому же предмету – к языку?

- А как считаете вы: язык – это наш друг или враг?

5. Работа в парах.

Прочитайте текст упражнения 9 в учебнике.

Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее.

Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда.

Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки.

Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка!

При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви.

Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.

Эзоп пошел опять покупать языки.

Все удивились этому.

Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее.

А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться.

Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять.

Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»

- Попробуйте представить содержание текста в виде таблицы:

Язык – самое лучшее на свете

Язык – самое худшее на свете

Дополните таблицу материалом из текстов Т. Зумакуловой и Дж. Стоуэлла

6. Закрепление с анализом и проговариванием. Подготовка к написанию собственного текста.

- Как вы думаете, от чего же зависит – другом или врагом будет язык для человека?

- Попробуйте написать небольшой текст-рассуждение на тему  «Язык – друг или враг?»

Давайте вспомним структуру текста-рассуждения (Тезис – доказательства – вывод).

- Каким будет тезис вашего сочинения? (Язык – и друг, и враг)

- Откуда вы возьмете доказательства? (из таблицы)

- Чем вы закончите своё рассуждение? (Необходимо учиться пользоваться языком )

7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Написание сочинения-рассуждения.

8. Рефлексия.

 - Оцените свою работу. Оцените результаты собственной деятельности на уроке: чему научились, над чем задумывались во время работы, что нового открыли для себя?

9. Домашнее задание.

- Напишите небольшое сочинение рассуждение о том, что вы считаете самым лучшим или самым худшим на свете. Докажите свою точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. 7 класс. Наречие как часть речи.

Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"...

Конспект урока по русскому языку. 7 класс. Служебные части речи. Предлог.

Служебные части речи. Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги....

Конспект урока по русскому языку ( 5 класс) "Глагол как часть речи"

Конспект урока " Глагол как часть речи". Пятиклассники вспоминают, что изучили об этой части речи в начальной школе. Особое внимание уделяется изменению глаголов по лицам и числам....

Разработка урока по русскому языку на тему: "Рассуждение как тип речи"

Разработка урока по русскому языку на тему: "Рассуждение как тип речи"...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...