Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Рассуждение как тип речи».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок закрепления полученных знаний. Цель: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать данные тексты и создавать собственное высказывание по заданным параметрам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse.docx | 26.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 5 классе
«Рассуждение как тип речи».
Цель: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать данные тексты и создавать собственное высказывание по заданным параметрам
Задачи:
1.Предметные
1.закреплять понятие рассуждения как типа речи и его отличительных признаках
2. Выявлять сущность, особенности объектов.
3. На основе анализа делать выводы.
2. Метапредметные
Познавательные УУД:
1. Развивать умения представлять информацию в виде схемы.
2. Выявлять сущность, особенности объектов.
3. На основе анализа объектов делать выводы.
4. Обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД:
1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с текстом.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1Формировать умение работать в паре.
2.Учить представлять результат своей работы;
3.Формировать умение адекватно оценивать свою работу и работу других учеников.
4. Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.
3. Личностные результаты:
1. Развивать умение высказывать своё отношение , выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
- Вспомните, что такое текст и каковы его основные признаки?
- Что такое тема текста? Основная мысль (идея) текста?
- Какие типы речи вы знаете?
3. Мотивация.
- Язык мой — враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.
- Длинный язык с умом не в родстве.
- Не ножа бойся, языка.
- Лучше ногою запнуться, нежели языком.
- Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.
- Не спеши языком, торопись делом.
- Какой темой объединены пословицы?
4. Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения
-Прочитайте, пожалуйста, текст Т. Зумакуловой «Родной язык».
Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нём.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной.
- Что отражает заголовок этого текста: его тему или идею (основную мысль)?
- А какова основная мысль этого стихотворения? Попробуйте дать такое название этому тексту, чтобы оно отражало его идею.
- Каково отношение автора к языку?
- А теперь прочитаем текст Джозефа Стоуэлла
ЦЕНА СЛОВ. Что способен натворить наш язык.
Я хочу рассказать сейчас одну историю, случившуюся в мои школьные годы, историю о сокрушительной силе слов. В нашей школе каждый год ставили оперетту. Многие ученики смело брались за исполнение ролей. Я не был так уверен в своих способностях и решил, что пение в оперетте - не моё дело. Но миссис Уилсон, наша учительница музыки, попросила меня попробовать спеть роль чёрного слуги. Это была незавидная роль, но всѐ же в ней было три сольных момента! Я уверен, что моё пение звучало весьма посредственно. Но миссис Уилсон восприняла моё выступление так, как будто она услышала хор ангелов: "Изумительно, прекрасно! Эта роль просто создана для тебя. Ты должен непременно спеть её!" Я согласился. На следующий год в школе решили ставить другую оперетту. Большинство ребят, исполнявших главные роли в прошлом году, уже окончили школу. Миссис Хилсон перешла работать в другую школу. Вместо неё у нас преподавала очень красивая женщина с прекрасным голосом и глубоким знанием теории музыки. Когда начали готовиться к постановке, я уже не сомневался, что мои способности - как раз те, что нужны для оперетты. Собралось около ста пятидесяти моих сверстников. Проживи я хоть вечность, никогда не забуду слов сказанных в тот день. Когда прослушивание закончилось, учительница спросила меня: "Кто тебе сказал, что ты умеешь петь?" Я внезапно превратился в того же робкого юнца, каким был год назад. Я был совершенно уничтожен. Резкие слова могут огорчить кого угодно, но для доверчивого мальчика они могут оказаться пагубными. Понадобилось восемь лет, чтобы я снова решился запеть.
- О чём этот текст? Какова его тема?
- А какова его главная мысль?
- Что же отражает заголовок этого текста: его тему или идею? Попробуйте дать такое название этому тексту, чтобы оно отражало его тему.
- Сравните тексты Т. Зумакуловой и Дж. Стоуэлла и скажите, в чем разница отношения этих авторов к одному и тому же предмету – к языку?
- А как считаете вы: язык – это наш друг или враг?
5. Работа в парах.
Прочитайте текст упражнения 9 в учебнике.
Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее.
Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда.
Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки.
Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка!
При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви.
Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.
Эзоп пошел опять покупать языки.
Все удивились этому.
Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее.
А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться.
Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять.
Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»
- Попробуйте представить содержание текста в виде таблицы:
Язык – самое лучшее на свете | Язык – самое худшее на свете |
Дополните таблицу материалом из текстов Т. Зумакуловой и Дж. Стоуэлла
6. Закрепление с анализом и проговариванием. Подготовка к написанию собственного текста.
- Как вы думаете, от чего же зависит – другом или врагом будет язык для человека?
- Попробуйте написать небольшой текст-рассуждение на тему «Язык – друг или враг?»
Давайте вспомним структуру текста-рассуждения (Тезис – доказательства – вывод).
- Каким будет тезис вашего сочинения? (Язык – и друг, и враг)
- Откуда вы возьмете доказательства? (из таблицы)
- Чем вы закончите своё рассуждение? (Необходимо учиться пользоваться языком )
7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Написание сочинения-рассуждения.
8. Рефлексия.
- Оцените свою работу. Оцените результаты собственной деятельности на уроке: чему научились, над чем задумывались во время работы, что нового открыли для себя?
9. Домашнее задание.
- Напишите небольшое сочинение рассуждение о том, что вы считаете самым лучшим или самым худшим на свете. Докажите свою точку зрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку. 7 класс. Наречие как часть речи.
Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"...
Конспект урока по русскому языку. 7 класс. Служебные части речи. Предлог.
Служебные части речи. Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги....
Конспект урока по русскому языку 5 класс «Фонетика. Звуки речи. Алфавит»
Тип урока: Урок изучения нового материала...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Части речи"
Конспект урока...
Конспект урока по русскому языку ( 5 класс) "Глагол как часть речи"
Конспект урока " Глагол как часть речи". Пятиклассники вспоминают, что изучили об этой части речи в начальной школе. Особое внимание уделяется изменению глаголов по лицам и числам....
Разработка урока по русскому языку на тему: "Рассуждение как тип речи"
Разработка урока по русскому языку на тему: "Рассуждение как тип речи"...
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»
Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...