Рассуждение как тип речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Научить отличать типы речи и дать понятие о рассуждении как типа речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rassuzhdenie_kak_tip_rechi.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Рассуждение как тип речи.

Цель:

- повторить и обобщить знания по теме «Типы речи»;

- показать особенности рассуждения  как типа речи;  

- указать на отличие рассуждения  от повествования;  

- на сочетание разных типов речи и стилей в одном тексте;  

- определить грамматическую особенность  данных текстов;

- повторить стили речи;  

- развивать логическое мышление и речь;  

- воспитывать любовь и уважение к русскому языку.

Ход урока:

  1. Реализация домашнего задания. Определите стили речи  по данным тезисам (определениям). Установите соответствие между определенностью стилей  в первой колонке  сих названиями  во второй. Запишите варианты ответов.

На мультимедийной доске:

тестирование

1) уместен  в общении с близкими  и хорошо  знакомыми людьми;

А) публицистический – где уместно употребление публицистического стиля? (газеты журналы и т.д)

2) точная передача знаний;

Б)  Художественный – употребление художественного стиля? (рассказы и т.д)

3) точная передача деловой информации;

В) Разговорный – в домашней, неофициальной обстановке, в письмах, в послании

4) призыв, убеждение;

Г) Научный - (статьи учебников,  словари, энциклопедии)

5) воздействие с помощью образов и картин;

Д) Официально-деловой – (заявления, справки и т.д)

Ответы: 1-В; 2-Г; 3-Д; 4-А; 5-Б

- Где уместны в употреблении данные стили?

  1. Повторение и углубление типов речи. Рассуждение как тип речи.

а) проверка знаний изученного материала:

- Какие типы текстов вы знаете? Запишите их.

Ответ: На мульт..доске: описание,  повествование , рассуждение.

Слово учителя: подробно остановимся  на следующих типах речи: повествование и рассуждение. Составим схемы – алгоритмы, сопоставляя два текста.

Задание: Опираясь на ранее полученные знания   определите стиль и тип каждого текста. (Подготовленные учащиеся читают стихотворение в прозе И.С. Тургенева -  «Воробей». В. Коротаева- «Что может быть на свете  освящение матери?»)

Б) составление схемы – алгоритма на доске.

П

Р

1)вступление

  1. тезис (утверждение)

2) завязка

  1. доказательство  (объяснение, размышление)

3)основная часть

  1. вывод

4)кульминация

  1. союзы (подчинительные, сочинительные)

5)развязка

  1. почему?

6)«Я» 3 лицо

  1. нельзя сфотографировать

7)что произошло?

8)можно сфотографировать (несколько кадров)

Задание:

а) попробуйте сфотографировать  эпизоды данных текстов. По тексту какого типа  нельзя сделать фото?

б) перед Вами название писем о «Добром и прекрасном» Д.С. Лихачева. (На мультимедийной доске).

1. Большое в малом.

2. Молодость  - вся жизнь.

3. Самая большая ценность – это жизнь.

4. В чем смысл жизни?

5. Человек должен быть интеллигентом.

6.О воспитанности.

7.О дурных и хороших влияниях.

 Распределите их по типам речи.

Ответы:1.(п.); 2.(р.); 3.(р.); 4.(р.); 5.(р.); 6.(п.); 7.(п.) – на мультимедийной доске

в) слайды с видами поселка Первомайского. Подумайте,  на какие темы могут быть сочинения-рассуждения.

г) могут ли сочетаться в одном тексте разные  типы речи (текст читают учащиеся)

        Какой фрагмент текста построен как повествование, а какой – рассуждение? (данный текст находится у каждого учащегося)

Научившись читать,  мы получили возможность выбирать себе книги. У нас появились любимые произведения. Помню,  как мы читали произведение Н.А. Некрасова «Русские женщины».  Книга нам рассказала о вечном. Она заставила задуматься о жизни, о себе. Очень жаль было расставаться с ней и с ее автором.  Книгу  нужно любить – они наши учителя.  На их страницах писатель  делится своим жизненным опытом,  размышлениями  и надеждами.  Читая то или иное  произведение, мы понимаем, что книги, как друзей, надо выбирать вдумчиво, глубоко.

        Общаясь с книгой,  мы повышаем свой интеллектуальный уровень.

  1. Закрепление изученного.

а) самостоятельная работа:

        1-й вариант: работа с тестами ЕГЭ (изд. «Просвещение») с 1-4  вариант задания «С» - определить тип и тиль текста – 5 человек «5»; № 15 КАТ.

        2-й вариант: упр. 163

б) проверка самостоятельной работы

Итог урока:  в чем актуальность рассуждения  как типа речи? (Учащиеся должны уметь логически мыслить, делать обоснованные выводы, доказывать свою точку зрения, опровергать  точку зрения оппонента).

Домашнее задание: упр.343; найти афоризмы-писатели о книгах; исследовательская работа -  найти отношение писателей к книгам, чтению, книга в жизни известных людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Рассуждение как тип речи"

Презентация к уроку развития речи в 5 классе по теме "Рассуждение как тип речи", урок составлен по программе и учебнику С.И.Львовой....

Подготовка к сочинению-рассуждению (урок развития речи).

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту....

Подготовка к сочинению-рассуждению. Урок развития речи с использованием технологии АМО (соответствует ФГОС)

Подготовка к сочинению-рассуждению. Урок развития речи с использованием технологии АМО /Активные методы обучения/. 6 класс. Подробный конспект образовательного мероприятия, презентация, карточки, для ...

Разработка урока по русскому языку на тему: "Рассуждение как тип речи"

Разработка урока по русскому языку на тему: "Рассуждение как тип речи"...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Рассуждение как тип речи».

Урок закрепления полученных знаний. Цель: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать данные тексты и создавать собственное высказывание по зад...

Открытый урок по русскому языку в 9 классе "Рассуждение как тип речи.Сочинение- рассуждение".

Данный урок является не первым в системе уроков развития речи в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3). Ему предшествовала работа по подготовке к выполнению задани...

План - конспект урока русского языка (развитие речи) 5 классе. Тема: Рассуждение как тип речи.

В период обучения русскому языку в  ООШ  следует осозновать, что необходимо вести системную работу по развитию речи. Данный урок включает разные виды деятельности, обогащает словарный запас,...