Урок русского языка в 5 классе по теме "Род имён существительных"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Урок изучения нового материала с применением современных образовательных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_po_teme_rod_imyon_sushchestvitelnyh.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы по обобщению опыта использования современных образовательных технологий и методов в уроках русского языка и литературы
Тема «Род имён существительных» (21.02.2014 г.)
Цели:
Обучающие:
1.Формировать умение определять род имени существительного.
2. Формировать умение согласовывать прилаг. и глаг. прош. вр. с им. существительными.
3. Применять знания в необычной учебной ситуации.
Развивающие:
- Развитие творческих способностей обучающихся;
- Правильное использование слов с учетом речевой ситуации.
Воспитательные:
- Воспитание интереса к русскому языку. Расширение кругозора обучающихся.
- Воспитание эстетического вкуса.
Планируемые результаты деятельности:
предметные: научиться определять род имён существительных, применять знания на практикеслов, производить различные виды языкового анализа ; личностные: формировать устойчивую мотивацию к обучению, познавательный интерес, навыки индивидуальной работы, творческой деятельности, коллективной исследовательской деят-ти; метапредметные: научиться правильно излагать свои мысли, соблюдать основные орфоэпические, орфографические, лексические, грамматические стилистические нормы рус. яз.; научиться выступать перед аудиторией, вести диалог и монолог; научиться общаться, обсуждать, доказывать, анализировать.
Формирование УУД: коммуникативные – научиться слышать и слушать, точно выражать свои мысли, оценивать партнёра, сотрудничать; регулятивные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, определять проблему, искать необходимую информацию, включаться в новые виды деятельности;
познавательные – учиться объяснять языковые процессы, явления, исследовать.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки-помощницы. Презентация.
- Раздаточный материал для индивидуальной работы обучающихся.
Ход урока
Название этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Цели, замечания |
I. Оргмомент. | 1.Приветствует. Здравствуйте, ребята. -Какое сегодня великолепное утро! (Потому что к нам приехали гости!) -Проверьте, готовы ли вы к уроку? Все ли дети в классе? Школьные принадлежности на месте? Тогда начинаем урок? | Приветствуют. Вспоминают праздник День защитника Отечества. Улыбаются друг другу и гостям.
| 1.Настрой на работу. 2.Создание благоприятной атмосферы. 3.Связь с жизнью, историей. 4.Воспитание доброты, уважения друг к другу, к присутствующим на уроке. Звучит музыка «Хорошее настроение» |
II. Интеллектуальная разминка.
| Проверим ваше лингвистическое здоровье. (Надеюсь, что здоровье физическое у вас в порядке.)-Вспомним, как правильно нужно сидеть Вспомним, что мы изучили на предыдущих уроках. 1.Перед вами криптограмма, т.е. запись, сделанная способом шифрованного письма. Прочтите ее и запишите в тетрадь: Е В С Е Ь Т Ь Т Е Н А М Ь Е Н А. Н Ч Е У Ч Е У 2. Беседа: - Что такое пословица? - Как вы ее понимаете? (Народ высоко ценит знания, учение). - 1 человек у доски выполнит синтаксический разбор этого предложения. -1 человек морфологический разбор слова свет. Работа с классом - Найдите слова, имеющие противоположное значение? - К какой части речи они относятся? - Существует выражение «темный ты человек», как вы его понимаете? -Права ли наша пословица? | Говорят по строчке: -Я тетрадь свою открою - Я, друзья, от вас не скрою, -Ручку я вот так держу! - Сяду прямо не согнусь, - за работу я возьмусь Расшифровывают криптограмму: Записывают: Ученье – свет, а неученье – тьма. Отвечают: - Пословица. - Это мудрость народа. Объясняют значение пословицы. Индивидуально работают у доски 2 человека. (Леоненкова И., Катеринкин О.) Класс (Ученье-неученье, свет-тьма.) Антонимы. Существительные. (Отвечают правило) Морфология. Объясняют. Проверяют, исправляют ошибки, оценивают работу одноклассников. | СЛАЙД 1. Актуализация знаний по теме «Имя существительное». 2. Повторение синтаксического, морфологического разборов; лексики (антонимы); фразеологии. 3. Развитие логического мышления. 4.Воспитание внимания, бережного отношения к здоровью( правильная осанка) 5.Воспитание любви к знаниям. 6. Формирование умения индивидуальной самостоятельной работы, умения оценивать свою работу на данном этапе и работу одноклассников. 7. Связь с литературой (УНТ) |
III Целеполагание. | Задание: найдите в пословице существительные Девочки – м.р. и ж. р; мальчики – среднего. - Как вы это сделали? -Какова тема урока? Записывает тему на доске «Рот имен существительных». - Почему возникла ошибка? -Как исправить? - Как называются слова, которые имеют одинаковый звуковой состав, но разное лексическое значение и разное написание? (Омофоны) - 1 человек у доски произведет фонетический разбор слова род. -Подберите однокоренные слова к слову род. -Предположите, что мы можем узнать на уроке? На обороте доски – план. - Что такое род? |
Ученье, неученье - Отвечают (он, мой;…) -Читают на слайде: Определяют сами (Род имен существительных). Записывают тему в тетрадь, исправляют. Бурдужан Л. (фонетический разбор) Подбирают. Читают план: 1. Род имени существительного. 2.Согласование прилагательного и глагола прош. вр. с сущ. 3. Существительные общего рода. 4. Применение знаний на практике. - Грамматическая категория | СЛАЙД Алгоритм 1. Формирование умения работы с алгоритмом. 2. Умение видеть цель работы. 3. Развитие внимания, орфографической зоркости. 4. Повторение фонетического разбора, лексики. СЛАЙДЫ «Цель урока», «Задачи урока» |
IV. Работа с учебником. Закрепление. | 1)Упр. 500. (по вариантам: 1- девочки, 2-мальчики).
- Трудно было определить род существительного? - Какие окончания имеют сущ. м., ж., ср.р.? - Существительные изменяются по родам? - А прилагательные? А почему? | Выполняют по 5 словосочетаний девочки, 5 – мальчики. Проверка по «Цепочке». Отвечают на вопросы. Они согласуются с существительными в роде, числе падеже? | 1. Работа по плану. 2. Письменное выполнение упр. 3. Отработка навыка по определению рода сущ. 4. Развитие монологической речи, навыков самостоятельной работы. |
V. Разминка. Динамическая пауза. | Предлагаю динамическую ппаузу: РАЗ – подняться, подтянуться, ДВА – согнуться, разогнуться, ТРИ – в ладошки 3 хлопка, На ЧЕТЫРЕ – ноги шире, ПЯТЬ – руками помахать, Шесть – за стол тихонько сесть опять. | Выполняют упражнения. | СЛАЙД 1. Снятие напряжения. |
VI. Закрепление. | 2. Задание. Я приготовила для вас 2 трудных слова – тюль и мозоль. Определите их род, прослушав стихотворение. 1).Мама тюль купила новый и повесила в столовой. Гошка ложкой по утрам уплетает кашу там. 2). На Гошкиной ладошке проклюнулась мозоль - Чуть больше хлебной крошки, Чуть меньше, чем фасоль. Разволновалась мама: - К директору пойду! Пусть завтра же отменят уроки по труду. А между тем у Гошки Мозоль была от ложки. - Какое окнчание имеют эти сущ.? - Одного ли они рода? - Какие слова помогли определить род данных сущ.? 3) Упр. 501 (устно) проговаривание в парах. 4) Разбери слова по составу, определи их род (записывает слова на доске): Девочки: домишко, топорище (м.р.); мальчики – пылища (ж.р.), болотище(ср.р.). | Слушают стихотворение, определяют род. Подготовка к ГИА Уплетает (ест с большим аппетитом). Проклюнулась (появилась, образовалась) Отвечают на вопросы. Проговаривают в парах. Это сущ. м., ср., ж.р. | |
VII. Новые знания. Существительные общего рода | Нам прислал 6 кл., некий Саша Щ. загадки: Представление общего рода (чтение стихотворения, подставить слова по смыслу растяпа, неряха, жадина) 1)В доме- грязь, черна рубаха, А зовут его…. 2)Ничего на целом свете Не поделит с вами Петя: Ни ватрушку, ни игрушку, Ни забавную зверушку… И кричат мальчишке дети: «Эх и …ты, Петя!» 3)Круглый год у нас потери: Календарь на той неделе, В прошлом месяце – билет, В этом – книга и пакет. Невиновна вся семья, Ведь … это - я! - К какому роду отнесем слова неряха, жадина, растяпа? (Это сущ. общего рода, подробно с ними познакомимся в 6 классе) | Слушают, вставляют. Делают вывод о существительных общего рода. | СЛАЙД «Род имен существительных» (обобщающий) + каждому на стол таблица. |
VIII. Контроль знаний. | 12. Тестирование /Подготовка к ГИА/ -У вас на столах лежат тесты. Отметьте «крестиком» правильный ответ. 1.Определи род имени существительного: ШАМПУНЬ и т. д . а) мужской род б) женский род в) средний род картофель, машина, тюль, поле, печенье, кровать, рояль, снегирь, солнце | Выполняют задание теста Взаимопроверка по слайду: 10 заданий – 1 б за каждое: 10 б. – 5; 9 б. – 4; 8 б – 3; 7 б. – 2. | СЛАЙД (ответы) |
IX. Подведение итогов | Повторение – мать учения - Как определить род сущ.? -Что нового узнали на уроке? - Сущ. изменяются по родам? - Как ведут себя глаголы и прилагательные в сочетании с сущ.? | 1.Обобщение изученного, выявление пробелов в знаниях. | |
X. Домашнее задание | Задает д.з.: 1) Сост. 5-6 предложений на тему «Моя семья», употребляя сущ. ж.,м.,ср.р.; 2) + 1 б. записать 3 сущ. общего рода и 3 сущ., род которых трудно определить. | Записывают в дневники | СЛАЙД «Д.З.» 1. Развитие связной речи. 2. Самостоятельная отработка навыка определения рода сущ. |
XI. Рефлексия | Выразите свое отношение к уроку: -полезный; -понравился; -скучный. - Выполнили все, что хотели. | Выражают (рисуют мордочку с улыбкой, огорчением, безразличием и т.д.) | |
XII. Самооценка обучающихся | Выставляет отметки, соглашается или нет с оценкой обуч-ся. | Оценивают свою работу и работу друзей | |
XIII. Организованно заканчиваются занятия | Просит всех встать, сказать спасибо гостям. Желает всем праздничного, хорошего настроения. | Встают, благодарят за урок. | Музыка «Хорошее настроение» |
XIV. Резерв времени | Карточка | Самост. работа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"
Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....
Открытый урок по русскому языку "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"
Цели: 1.Учить правильно писать безударные падежные окончания имён существительных способом подстановки проверочных слов. 2.Воспитывать патриотизм, любовь к родине....
Урок русского языка 5 класс "Род имён существительных"
Цели: Обучающие: 1. Умение определять род имени существительного.2. Согласование прилагательного и глагола прошедшего времени с именами существите...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Урок русского языка. 6 класс. Степени сравнения имён прилагательных.
Конспект урока, презентация, рабочий лист. Урок предполагает самостоятельную работу учащихся....
обобщающий урок русского языка 5 класс на тему "Имя существительное"
Самоанализ урока русского языка 5 классе,проведенного учителем русского языка и литературы Кадыровой Г ГТема урока: Имя существительное Цель урока: повторить и систематизировать изученный ...
Открытый урок русского языка по теме "Род несклоняемых имён существительных" в 6 классе.
В работе конспект открытого урока с технологической картой по теме "Род несклоняемых имен существительных" в 6 классе. Урок проводился в форме путешествия и посвящен решению проблемы постано...