Внеклассная работа по русскому языку. Грамматические викторины
материал по русскому языку на тему

Грамматические викторины являются одним из видов языковых игр. Викторина проводится между учащимися одного класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grammaticheskie_viktoriny_po_russkomu_yazyku.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

Грамматические викторины по русскому языку

Грамматические викторины являются одним из видов языковых игр. В зависимости от формы проведения викторины могут быть устными или письменными. В зависимости от предлагаемого материала викторина может быть тематической, когда вопросы объединяются одной грамматической темой, либо нетематической, предлагающей вопросы, связанные с различными темами.

Викторина проводится, как правило, между учащимися одного класса, оценивает ее результаты учитель-словесник с помощниками. Ими могут быть старшеклассники. Каждому играющему за полный  и правильный ответ начисляется 2 очка, за неполный ответ – 1 очко. Обязательно оглашение правильного ответа. Вашему вниманию предлагаются вопросы и задачи, которые можно использовать для проведения викторин как устных, так и письменных, как тематических, так и нетематических.

Тематические викторины

Имя прилагательное

  1. От слова земля образуйте прилагательные и составьте с ними предложения.

(Например: Вдоль реки соорудили земляную дамбу. У больного был землистый цвет лица. В 1861 г. в царской России была проведена земельная реформа. Мы изучали по физике земное притяжение.)

  1. Что нужно сделать с краткими прилагательными звОнок, мЕлок, чтобы они превратились в существительные? (Необходимо перенести ударение: звонОк, мелОк).
  2. В каких фразеологических сочетаниях употребляются относительные прилагательные закадычный, проливной, страдный? (Закадычный друг, проливной дождь, страдная пора).

Глагол

  1. От каких различных инфинитивов образуются глаголы вожу, лажу, лечу? (Вожу – от водить и возить; лажу – от лазить и ладить; лечу – от летать и лечить).
  2. С какой частью речи совпадают глаголы: выть, лаять, покрыть, попугать, поцеловать, строить, если образовать от них повелительное наклонение ед. числа?

(С именами существительными: вой, лай, покрой, попугай, поцелуй, строй).

  1. В каком глаголе сто отрицаний? (Сто-нет).
  2. Прочитайте, найдите глагол, который можно было бы подставить вместо цифры в первом предложении. Отнимая по одной букве от этого глагола, заполните и остальные пропуски.

Охотники (1) в лесу дерево и вскоре двинулись в путь. Передние (2) ветки, которые мешали идти. В пути охотники (3) двух гадюк, (4) их палками. «А гадюки ядовитые (5) нет?» - спросил молодой охотник.  «Ты (6) это спрашиваешь? – укоризненно покачал головой старый охотник. – Пора бы (7) самому знать».

  1. Срубили. 2. Рубили. 3. Убили. 4. Били. 5. Или. 6. Ли. 7. И.)

Числительные

  1. Как написать 1565000 население? (Сложные порядковые числительные образуются как и сложные прилагательные. Числительные ставятся в р. п., но слова сто, девяносто, тысяча, миллион остаются без изменений. Следует написать так: миллион пятисотшестидесятипятитысячное население).
  2. Как написать словами 32, 53, 204 сани (саней), прошли 24 сутки (суток)? (Если составные числительные, оканчивающиеся на 2, 3, 4, сочетаются с существительными, употребляющимися только во мн. числе, то формы и. п. и вин. п. следует заменить другим оборотом. Надо писать и говорить так: Куплено тридцать две, пятьдесят три, двести четыре штуки саней; закончились двадцать четвертые сутки; прошло двадцать четыре дня…)
  3.  Какое числительное приказывает?  (Три. Это слово может быть повелительной формой глагола).
  4. Какое числительное в одном из косвенных падежей пишется с тремя Ь? (Восьмьюдесятью)

Наречие

  1. Образуйте от прилагательного тихий три наречия по 10 букв в каждом. (Потихоньку, исподтишка, втихомолку).
  2. Как объяснить различное написание слов в предложении: Все кричат наперерыв: «А когда ж на перерыв?» (Наперерыв – наречие; на перерыв -  существительное с предлогом).
  3. К каким частям речи относятся однокоренные слова в предложениях: Девочка рассеянна. Зерно рассеяно. Отвечал рассеянно?  ( В первом предложении рассеянна – краткое прилагательное ж. р., пишется с  НН; во втором – краткое причастие, пишется Н; в третьем – наречие, пишется НН).
  4.  В каком наречии 4 раза употребляется буква Н, а в каком 5 раз надо писать букву О? (Несомненно, безоговорочно).
  5. Какие наречия читаются одинаково слева направо и справа налево? (Еле, еле-еле).
  6. В каких наречиях пишется два Ь? (Вскользь, чуть-чуть, точь-в-точь).

Омонимы

  1.  Какое животное и какой корабль имеют одинаковое название? (Броненосец).
  2. Какая игла не тонет в воде? (Рыба-игла).
  3. Назвать омонимы, определить их значение.

Ему сказали: «На баке стой.

Со всеми матросами вместе».

А он: «А бак-то какой –

Из пластмассы или из жести?»  (Бак – носовая часть верхней палубы корабля; большой сосуд для жидкостей).

- Смотри, какой он модный котелок

Стал носить!

- Да ты что! А в чем же теперь

Будем уху варить? (Котелок -  жесткая мужская шляпа с округлым верхом; маленький котел для варки пищи).

  1. Назовите слова-омонимы, из которых одно было бы существительным собственным, а другое нарицательным. ( Роман - роман, Соня –соня…)

Междометия

  1. Название какой птицы образовано от звукоподражательного междометия? (Кукушка, от «ку-ку»).
  2. Каково происхождение междометия пли?  (Палить – так говорится издавна об огнестрельном оружии).
  3.  Какова история междометия чу?  (Слово чу! – призыв обратить внимание на что-нибудь слышимое. Происходит оно от глагола чути (слышать). Чу! значит примерно: слышишь?).
  4.  Что означает выражение баюшки-баю? (Это выражение произошло от древнерусского глагола баять, т.е рассказывать. Выражение «баюшки-баю» значит: «Я рассказываю сказочки»).

Нетематические викторины

5-6 классы

  1. Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретится оно, а в огороде втрое? (Буква О).
  2. Как превратить существительные даль, меч, руль в глаголы? (Поставить их во множественном числе).
  3. 3. Исправьте речевую ошибку в фразе: «Таня всегда ложит свои книги на место». (Таня всегда кладет свои книги на место).
  4.  Есть ли окончание в слове весной в предложении: «Весной вся природа пробуждается ото сна». (Окончания нет; это слово является наречием).
  5. Написать под каждой буквой данного слова по 2 трехбуквенных слова (существительных нарицательных).

К

О

Н

К

У

Р

С

кот

око

нос

куб

ухо

рот

сок

ком

ось

нюх

кит

уют

рис

сад

  1. Какие буквы в русской азбуке не обозначают никакого звука?  (Ъ, Ь).

7-8 классы

  1. Какими частями речи и членами предложения являются выделенные слова: Часовой стоял на углу, против дома, где жил часовой мастер? ( В первом случае часовой – существительное, является подлежащим, во втором случае – прилагательное, выполняет функцию определения).
  2. Разберите по составу слово одесский. Чего не хватает в этом слове?  (Не хватает третьей согласной С, которая пропускается на стыке корня и суффикса).
  3.  Какие существительные не принадлежат ни к мужскому, ни к женскому, ни к среднему роду?  (Существительные, которые употребляются только во множественном числе: сани, сутки, ворота и др.).
  4. Исправьте предложение: «Открыв окно, ко мне в комнату залетел воробей». (Когда я открыл окно, ко мне в комнату залетел воробей).
  5. Замените заимствованные слова русскими:

Контракт (договор), ситуация (положение), коммюнике (соглашение), лозунг (призыв), антракт (перерыв), монумент (памятник).

  1. Назовите фразеологические сочетания со словом зуб. (Зуб на зуб не попадает. Держи язык за зубами. Положил зубы на полку. Имеет зуб против меня. Вооружены до зубов. Это тебе не по зубам!)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа по русскому языку в школе. Презентация ppt.

  Тема: «Организация внеклассной деятельности учащихся» Подготовила: Бурцева Маргарита Николаевна...

Внеклассная работа по русскому языку "Школа озорных уроков"

Цель: Проверить ребятами родителям себя на смекалку и сообразительность, а также  знание школьных предметов...

«Формирование творческой личности учащихся через внеклассную работу по русскому языку»

На протяжении многих лет проблема развития творческих  способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики...

Внеклассная работа по русскому языку и литературе .

 Внеклассная работа по русскому языку и литературе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Грамматический бой"

Внеклассное мероприятие "Грамматический бой". Проводится в рамках "Недели русского языка и литературы"...

Кружковая работа как форма внеклассной работы по русскому языку

                             Кружковая работа – одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому...