Синонимы
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinonimy_urok_russkogo_yazyka_v_5_kl.docx | 31.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе (ФГОС ООО) по теме «Синонимы».
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Цель урока: формирование предметных, метапредметных и личностных УУД, развитие мыслительной деятельности, развитие умения работать в ситуации решения проблемы.
Оборудование к уроку: проектор, экран, компьютер, электронная презентация к уроку, раздаточный материал.
Задачи:
- развивать умение работать с информационными источниками (учебником, словарем);
- расширять и обогащать словарный запас учащихся;
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать творческую и познавательную активность;
- развивать навык связного устного высказывания;
- воспитывать интерес и бережное отношение к языку.
Ожидаемые результаты.
Предметные: продолжить знакомство с синонимом, учиться находить и видеть их различия, употреблять в речи, определить значение слов, закрепить умение работать с учебником и словарём.
Метапредметные (УУД, реализуемые на уроке):
Познавательные:
- учатся пользоваться различными способами получения информации;
- использовать словари;
- анализировать материал;
- воспроизводить по памяти информацию;
- выделять общее и частное;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- приводить примеры.
Коммуникативные:
- составлять устные монологические высказывания;
- развивать диалоговую деятельность;
- работать в паре;
- учитывать, координировать различные мнения.
Регулятивные:
- ставить и удерживать цели и задачи учебной деятельности;
- планировать работу, ставя цели;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания;
- анализировать собственную работу;
- осуществлять рефлексию;
- Оценивать уровень владения материалом.
Личностные:
- проявлять интерес к изучаемому материалу;
- выражать свое отношение к изучаемой теме;
- мотивировать себя на деятельность;
- выражать собственные мысли и чувства;
- проявлять толерантное отношение друг к другу.
ХОД УРОКА
Этап I. Организационный. (2 мин)
Приветствие учителя и организация рабочего места обучающимися. Психологический настрой, создание атмосферы сотрудничества.
Этап II. Мобилизующий. (Фронтальная форма) (6 мин)
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению ожидаемых результатов.
Ребята, проведем орфографическую разминку. Посмотрите на слайд.
Задание первое. Прочитайте словосочетания, объедините их в группы по орфограммам.
Рукав пиджака, зеленый лук, золотое кольцо, тугой лук, золотые волосы, рукав реки (Слайд № 1)
Ответы учеников: в первую группу входят слова с проверяемой безударной гласной.
В слове зелёный безударная гласная е, проверочное слово зелень (1 ученик).
В слове золотой безударная гласная о после з, проверочное слово золото( 2 ученик).
В словах: кольцо, большой, (рукав) реки, проверяема я безударная гласная, проверочные слова: кольца, больше, реки (3 ученик).
Аналогичным способом осуществляется работа с другими орфограммами(проверяемая согласная в корне слова, непроверяемая согласная в корне слова)
Задание второе.
А теперь, ребята, объедините словосочетания по лексическим группам. Поясните свои действия. (слайд 3)
Ответы учеников: Можно объединить словосочетания: золотое кольцо-золотые волосы; рукав пиджака – рукав реки; зеленый лук – тугой лук.
В словосочетаниях золотое кольцо – золотые волосы, в первом случае золотое употреблено в прямом значении: кольцо сделано из золота; во втором случае – в переносном: волосы цвета золота.
В словосочетаниях рукав пиджака – рукав реки – рукав – многозначное слово, оно называет сходные между собой предметы.
В словосочетаниях зеленый лук – тугой лук есть слова – омонимы (лук).
Это слова одной части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. (Зеленый) лук – растение; (тугой) лук – вид оружия. (4-5 слайды – ответы)
Ученики делают вывод: повторили омонимы, многозначные, однозначные, слова с переносным и прямым значением.
Этап III. Постановка учебной задачи (формулирование темы и цели урока). (7 мин)
Учитель: Ребята, посмотрите на экран и скажите, что вам нужно сделать.
Задание третье.
Шифр:10=4+6
Слова: героизм, кричать, мириться, отвага, шептать, нападать, мужество, браниться, доблесть, защищать.
Ответ учеников :Здесь задание зашифровано с помощью цифр. Всего 10 слов, их надо разбить на 2 группы. В первой группе – 4 слова, а во второй – шесть слов.
1 группа: героизм, отвага, мужество, доблесть. Это имена существительные. (1 ученик)
2 группа: кричать, браниться, шептать, нападать, мириться, защищать. Это глаголы. ( 2 ученик)
Учитель: Ребята, запишите слова первой группы в тетради и скажите, как называется тема сегодняшнего урока.
Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока.
Тема урока: « Синонимы». (Слайд 8)
Учитель: Запишите тему сегодняшнего урока.
А теперь, ребята, определим и сформулируем цель нашего урока, опираясь на его тему.
Используйте опорные слова: расширить и углубить…, учиться находить…, видеть… (Слайд 9)
Ребята выводят цель урока.
Цель: расширить и углубить знания о синонимах, учиться находить синонимы и различать их, учиться употреблять их в речи. (Слайд 10)
Этап IV. Усвоение новых знаний. (9 мин)
Задание четвертое(работа в парах): Ребята, на слайде даны слова. Прочитайте и найдите среди них синонимы и запишите их парами. (Слайд 11)
Зеленый, бояться, рука, изумрудный, страшиться, лапа.
Ответы учеников: Зеленый – изумрудный. Бояться – страшиться. Рука – лапа. (Слайд 12)
Учитель: Какой частью речи являются слова каждой пары? Что обозначают слова первой, второй и третьей пар?
Ответы учеников: Существительные, глаголы и прилагательные. Слова каждой пары являются одной и той же частью речи. Обозначают признак, действие и предмет.
Ученики делают из своих рассуждений вывод, что такое синонимы?
Ответ учеников: Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же. (Ученики приводят примеры). (Слайд 13)
Учитель: Несмотря на то, что синонимы обозначают одно и то же, они имеют различия.
Задание пятое.
Найдите в этих парах различия и поясните свой ответ. (Слайд 14)
Ответы учеников: Слово зеленый обозначает цвет. А изумрудный - тоже цвет, но ярко-зеленый. Значит, эти слова отличаются оттенками цвета.
Слово бояться обозначает чувство страха. А страшиться – сильно бояться.Значит, эти слова отличаются оттенками лексического значения.
Слово рука употребляется в обозначении конечности человека, а слово лапа в обозначении конечности животного.(Слайд 15)
Учитель: А если имеется в виду человек…. Учащиеся рассуждают и приходят к выводу. Рука употребляется в литературной речи, а лапа – в разговорной. А теперь, ребята, дайте полное определение синонимам.
Ответ ученика: Синонимы - это слова одной и той же части речи, обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения и употреблением в речи.(Слайд 16)
Учитель: Давайте вернемся к записанным ранее словам(Отвага, героизм, мужество, доблесть). Чем они отличаются друг от друга?
Ответ учеников.
Учитель: Откройте учебник на странице 82. Прочитайте материал о синонимах. Сравните его с нашими рассуждениями и выводом. (Ответы учеников с привидением примеров)
Этап V. Физкультминутка – релаксация.( 2 мин)
Этап VI Закрепление изученного материала.( 8 мин)
Ребята, на экране дана таблица. Прочитайте ряды слов, сформулируйте задание(Слайд 17).
Задание: распределить слова в таблицу в указанном порядке.
- Сказать, промолвить, буркнуть, проговорить.
- Снедь, пища, питание, еда.
- Семенить, шествовать, идти, шагать
- Рыдать, плакать, хныкать, стенать
- Разговорчивый, празднословный, говорливый, речистый.
Задание выполняется сначала коллективно, затем индивидуально, осуществляется проверка.
Ответы (Слайд 18).
Этап VII. Словарно – орфографическая работа в игровой форме. (5 мин)
«Кто быстрее?» (Слайд 19)
Задание шестое: отгадать ребус и подобрать к нему синонимы.
Ответ: большой – громадный, огромный.
Учитель: Поясните, что означают эти слова?
Ответы учеников: огромный – очень большой, громадный – больше чем огромный.
Назовите орфограмму (непроверяемая безударная гласная в корне).
Задание седьмое:(Слайд 20)
Заменить выделенные слова синонимами.
Сторож спрятался от ливня под кровлей здания.
Доктор прописал пациенту инъекции.
Ответ учеников: Охранник спрятался от дождя под крышей дома.
Врач прописал больному уколы.(Слайд 21)
Задание восьмое (Слайд 22)
Найдите и исправьте ошибку в предложении:
Большие корабли бороздят большие моря и большие океаны.
Ответ учеников
Большие корабли бороздят огромные моря и громадные океаны.(Слайд 22)
Вывод учеников: слова-синонимы огромный-громадный позволили избежать повторения, и наш словарный запас становится богаче.
Этап VIII. Рефлексия. Подведение итогов урока. (4 мин)
Подведение итогов урока с самооценкой. Ученики подводят итог, называют задачи, которые были выполнены на занятии, называют трудные задания, участвуют в диалоге. Высказывают мнение о своей работе на уроке, используя слова:
- Я узнал…
- Мне понравилось…
- Показалось особенно интересным/неинтересным…
- Показалось особенно трудным/легким…
- Что я не понял и почему?
Этап IX. Домашнее задание.( 2 мин)
Д/з: сделать сообщение на тему: «Зачем нужно знать синонимы?» ИЛИ составить мини-кроссворд на тему «Синонимы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности антонимии и синонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи
Одним из направлений в работе по формированию лексики у детей с ОНР является развитие антонимии и синонимии.Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря...
Синонимы
Закрепить знания учащихся о синонимах; продолжить формировать умение определять общее лексическое значение синонимов; определять смысловые и стилистические отличия с...
Синонимы – «жемчужное ожерелье» русского языка. Использование синонимов в художественной литературе
Тема: Синонимы – «жемчужное ожерелье» русского языка. Использование синонимов в художественной литературе Форма проведения: урок русского языка. Технологии: методы творческой групповой раб...
Урок русского языка в 5 классе " Синонимы"
Урок русского языка в 5 классе " Синонимы" с использованием слайдовой презентации....
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ. СИНОНИМЫ. УРОК-ИГА.
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. УРОК-ИГРА. ТЕМА УРОКА: СИНОНИМЫ. РЕКОМЕНДОВАН ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛАХ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ....
Конспект логопедического занятия. Синонимы.3 класс
Конспект группового логопедичесго занятия для 3 класса по теме "Синонимы" с использованием ЭОР...
Стилистика. Синонимы
Задания полезны как для расширения словарного запаса учащихся, так и для развития "языкового вкуса"....