программа внеурочной деятельности по русскому языку, 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности «Весёлая грамматика" для 5 класса
1 час в неделю, всего 17 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа внеурочной деятельности по русскому языку, 5 класс | 134.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 68
КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА
«РАССМОТРЕНО» на заседании МО учителей русского языка и литературы Протокол № 1 от __________________ 2015 г. Руководитель МО Карасёва Е.С. /_______________/ | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР _____________/ «____»______________2015г. | Принято на педагогическом совете Протокол № 1 от «____»________2015 г «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ СОШ № 68 . ____________ _____._____________.2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Весёлая грамматика»
для 5 класса
(1 час в неделю, всего 17 часов)
Срок реализации 1 год
Составитель: учитель
русского языка и литературы
Карасёва Е.С.
Санкт-Петербург
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
I раздел
Статус документа
Рабочая программа внеурочной деятельности «Весёлая грамматика» для 5 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников для 5 классов общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2014) с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса. Сроки реализации программы: 0,5 года. Программа реализует гуманитарное направление во внеурочной деятельности. На реализацию программы отводится 1 час в неделю (одно занятие в неделю по 45 мин.), всего – 17 часов в год в 5 классе.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию воспитания и развития учащихся средствами внеурочного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программа построена с учетом принципов системности, занимательности и доступности. Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодёжи, оканчивающей средние учебные учреждения. Такой уровень владения языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных традиционных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. В отборе материала к таким занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном. Данная рабочая программа ориентирована на связь с программным материалом по русскому языку, учитывает необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Общая характеристика курса «Весёлая грамматика»
Русский язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Курс «Весёлая грамматика» является закономерным продолжением уроков русского языка, его дополнением. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Весёлой грамматике» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях курса «Весёлая грамматика» уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у пятиклассников этических норм речевого поведения. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
II раздел
Отличительные особенности программы
Цель:
- создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации учеников к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку;
- формирование мотивации к исследованию фонетических единиц, лексического, морфемного и морфологического содержания слова;
- формирование навыков анализа творческой деятельности;
- продолжение формирования личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями;
- продолжение развития речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков ученика;
- продолжение формирования личности, способной к активной творческой деятельности в социуме.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- углубление знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка;
- развитие творческих способностей и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
- воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
К особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.
В основе создания данной программы лежат принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий. Основными из них являются следующие:
1. Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся.
2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений.
3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика.
4. Принцип занимательности. Занимательность является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т. е. приводит к практическому овладению русским языком.
5. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств ученика.
III раздел
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
- определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств ученика;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку;
- потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- способности извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы интернета, словари различных типов;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- способность определять цели предстоящей творческой деятельности, последовательность действий;
- корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки;
- определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные УУД:
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов с учётом ситуации общения;
- умения находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими докладами и сообщениями.
Рефлексивные УУД:
- оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной речи;
- применять самодиагностику и взаимодиагностику в деятельности на занятиях.
Предметные результаты:
- соблюдать основные орфографические и пунктуационные правила современного русского литературного языка;
- извлекать необходимую информацию из словарей и справочников, использовать её в разных видах деятельности;
- проводить разного рода анализы слов: фонетический, морфологический, морфемный, орфографический;
- группировать слова по видам орфограмм;
- соблюдать грамматические нормы в письменных и устных высказываниях.
Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности «Весёлая грамматика» должно стать создание ситуации для творческой самореализации.
IV раздел
Содержание программы
Организационное занятие.(1ч)
Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.
Раздел 1.
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (3 ч)
Тема 1.1. «Диалог о звуках. Гласные и согласные».
Тема 1.2. Звонкие и глухие «двойняшки» и «одиночки»
Тема1.3. Двойная роль букв у, ё, ю, я. Звуковые повторы. Роль интонации в устной речи.
В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.
Раздел 2.
Загадки русского словообразования.
(Морфемика. Словообразование. Этимология) (3 ч)
Тема 2.1. Приставка. Приставочный способ образования слов.
Тема 2.2. Суффикс . Суффиксальный способ образования слов.
Тема 2.3. Сказочные превращения. Обобщение и закрепление по теме «Приставка и суффикс».
Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, интернет.
Раздел 3.
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (4ч)
Тема3.1. Зачем нужно знать алфавит
Тема3.2. В чём секрет правописания морфем
Тема3.3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания
Тема3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.
Проводятся исследования данных тем, учащиеся, используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.
Раздел 4.
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (4ч)
Тема5.1. Морфология. «Создаём газету»
Тема5.2. Морфология. «Создаём газету»
Тема5.3.-5.4. Морфология. «Создаём газету. Создание творческих газет. Защита проектов»
Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
Раздел 5.
Речевой этикет.(1 ч)
Тема 6.1 Правила речевого этикета. Формулы речевого этикета.
Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.
Раздел 6.
Обобщающее занятие. (1ч)
Тема 7.1 Аукцион знаний.
Подводится итог знаний и навыков, полученных за курс занятий, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник. Проводится мониторинг, подтверждающий знания, умения и навыки, которые получили дети в течение всего курса.
Содержание занятий
Раздел 1.
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (3 ч)
Диалог о звуках. Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Гласные и согласные. Б. Заходер «Кит и кот». Игра «Шифровка». Звонкие и глухие «одиночки». Игра «Собери букет». Лингвистическая сказка «Перепутаница». Волшебная фраза. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Игра «Спасательная операция». Твёрдые и мягкие фонемы. Игра-задача «На рыбалке». Фонетические задачи. Звуковые повторы в речи. Стихотворения Н.Рубцова, А.С.Пушкина (отрывок из поэмы «Полтава»), Ф.И.Тютчева. Роль интонации в устной речи. Орфоэпия (радионяня) Игра «Рыцарский турнир». Игра « Третий лишний». Физминутка.
Диалог о звуках.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Ребята, перед вами экран. Вы кино пришли смотреть? ( Нет!)
У: Танцевать и песни петь? ( Нет!)
У: А куда вы все пришли? ( На занятие)
У: И я пришла на занятие. Но так как в классе есть экран, и я предлагаю сначала посмотреть фрагмент сказки. Согласны? ( Да!)
У:Только смотрите и слушайте очень внимательно, чтобы ответить на вопрос: из какой сказки герои и о чем они говорили? ( Включаю телевизор, но без звука. В классе замешательство, шум.)
У: Что такое? Почему шумим? ( Нет звука).
У: Извините, я забыла его включить. (Включаю запись разных звуков: свист ветра, шум дождя, раскаты грома, плеск воды, пение птиц, лай собаки, мычание коровы). ( Шум в классе продолжается).
У: Почему шумим? Уже узнали, о чем говорят герои? ( Нет, звуки эти не помогли нам понять разговор людей).
У: Какие звуки вы сейчас услышали? (Звуки природы).
- Ребята, а люди могут общаться друг с другом при помощи звуков природы? (Нет).
- А какие звуки нам помогают в общении? (Звуки речи).
Кажется, что говорить легко: звуки, слова сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности всё не так просто, в нашем организме в это время работает целый “завод” по производству звуков. Только вместо станков на “заводе” – органы речи.
«Как рождаются звуки». Чтобы появился звук на свет, трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Это и есть органы речи. Давайте проследим, как на человеческом “заводе” рождаются звуки. Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где “живут” голосовые связки. Если воздуху удастся вырваться наружу, не встретив на своем пути никаких преград, то получается гласный звук, а если воздух встречает преграды, которые ему устраивают губы, зубы, нос, то получается согласный звук. Все органы речи работают под руководством мозга. Произнесем вместе с этим человечком гласные звуки (рисунок в презентации). Их в русском языке шесть. Преграду ощущаете? (Нет)
А затем – другую группу звуков , а здесь какие звуки вы слышите?
- А теперь произнесем согласные звуки вместе с этим человечком (рисунок в презентации). Их 36 в русском языке.А вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова.
Вот что сказка говорит:
Борис Заходер «Кит и кот».
Жили-были КОТ и КИТ.
КОТ - огромный, просто страшный!
КИТ был маленький, домашний.
КИТ мяукал. КОТ пыхтел.
КИТ купаться не хотел.
Как огня воды боялся.
КОТ всегда над ним смеялся!
Время так проводит КИТ:
Ночью бродит, днем храпит.
КОТ плывет по океану,
КИТ из блюдца ест сметану. Ловит
КИТ мышей на суше.
КОТ на море бьет баклуши!
КИТ царапался, кусался...
Добрый КОТ ни с кем не дрался...
КИТ любил залезть повыше,
Ночью песни пел на крыше.
Позовешь его: «Кис, кис!»
Он охотно спрыгнет вниз...
Разбирались целый год,
Кто тут КИТ
И где тут КОТ.
Обсуждали, не спешили
И в конце концов решили:
«В этой сказке нет порядка,
В ней ошибка, опечатка:
Кто-то, против всяких правил,
В сказке буквы переставил.
Переправил «КИТ» на «КОТ»,
«КОТ» на «КИТ», наоборот!»...
-Какие буквы здесь перепутались ( о,и)
-Назовите буквы в слове КИТ, КОТ (ка, и, о, тэ), а теперь звуки
«Шифровка»
Помогите ответить на вопрос, какие звуки в вашей речи важнее: гласные или согласные?”
- Попробую вам помочь. Я зашифровала строчки известной песни. Первые две строчки я записала при помощи согласных букв, а следующие две – при помощи гласных. Отгадайте песню.
В лс рдлсь лчк,
В лс н рсл.
В лесу родилась елочка,
В лесу она росла.
Ио и ео оая
Еёая ыа.
Зимой и летом стройная
Зелёная была.
- В каком случае отгадать легче: там, где гласные или согласные? Почему? (Согласные звуки выражают лексическое значение слова). - А какова роль гласных? Сможем мы без них спеть эту песенку? (Мелодичность, благозвучие возникают благодаря гласным).
Песенка (стих о согласных и гласных)
Ель, топор и руки -
В каждом слове слышим звуки.
Эти звуки разные -
Гласные, согласные.
Гласные звуки - презвонкая штука
Могут и петь и кричать,
Могут в дремучем лесу поаукать,
И в колыбельке сестрёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ссс: - змеиный слышен свист.
Шшш: - шумит опавший лист.
Жжж: - шмели в саду жужжат.
рр: - моторы тарахтят.
В общем тут любому ясно:
Чтоб сказать ты слово мог,
Дружат гласная с согласной,
Составляют вместе слог.
Лингвистическая сказка «Перепутаница»
В некотором царстве, в некотором государстве, в старинном замке жили-были братья-звуки. Жили они в мире и согласии до тех пор, пока один из братьев не заявил: "Братья, а ведь вы все никому не нужны!" Что тут произошло?! Звуки возмутились, подняли невероятный шум. Каждый стал на все лады расхваливать свои достоинства.
- Я самый главный, я самый круглый, аккуратный, меня очень легко произносить, - заявил звук О.
- Нет, я важнее тебя, - прожужжал звук Ж. - Меня хотя и трудно произносить, но я шире тебя; без меня не могут обойтись многие слова, а жук даже похож на меня!
- Подумаешь - широкий! Подумаешь - важный! А у меня зато длинный хвостик, и я умею гудеть, - загудел звук У.
В спор вступили и остальные звуки. Они спорили долго и громко, пока не разругались в конец и не разошлись в разные стороны. И что же из этого получилось?
Среди жителей – паника, которая привела к полной дезорганизации населения в сказочном царстве:
Дым на улице стоит,
Дом из труб его валит.
На чердак залезла ложка,
Со стола упала кошка.
В день весенний у ворот
Начал дружно таять мёд.
Пироги пекутся в речке,
Рыбаки сидят у печки.
Путник в город шел мешком.
Вы слыхали о таком?
Кто не верит чудесам,
Убедиться может сам!
- Что перепуталось в словах? Необходимо восстановить законы города и спасти жителей.
«Спасательная операция» Нам подбросили записку следующего содержания»:
«Нас ведут в темницу… Надеемся незаметно выронить по дороге эту записку… Ключ от темницы скрыт в лабиринте. Этот ключ – СЛОВО. Его нужно собрать по одной букве, пройдя через весь лабиринт. Верный путь только один! Он отмечен словами, в которых мы, несчастные пленницы, обозначаем сразу 2 звука – [й`] и гласный звук. Ищите такие слова! Будьте осторожны: сбившись с пути, тоже можно собрать разные слова, но они не откроют двери нашей темницы… Ждём помощи!» Е, Ё, Ю, Я
Фонетические задачи:
Решите фонетическую задачу
- К количеству сонорных звуков в слове «ловкая» прибавьте количество мягких согласных звуков в слове «снежинки». Из полученного числа вычтите количество глухих согласных в слове «медведица
- К количеству твёрдых согласных звуков в слове «обозначила» прибавьте количество глухих согласных звуков в слове «щуриться». Из полученного числа вычтите количество глухих согласных в слове «вскричала».
Звуковые повторы
ЛЕВИТАНУ (По мотивам картины «Вечерний звон»)
В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!
Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн, –
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.
И колокольцем каждым в душу
Для новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси…...
(Н. Рубцов)
1) Прочитайте вслух. Вы услышали звон? Как поэту удалось передать звучание звона? Какие гласные звуки преобладают в тексте стихотворения?
2) Сколько раз встречается в тексте глагол звонить? Поставьте ударение в этих словах. Запомните орфоэпическую норму: звонит, звонят, звонишь – ударение приходится на окончание глагола.
Определите, какие звуки помогают поэтам передать звуки боя, грома, шороха и другие.
1 команда: звуки боя из поэмы «Полтава» А.С.Пушкина
Швед, русский- колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.
[Р-р-ж-кр-ж-гр-рж-рт] – звуки боя. Это напор, энергия, ожесточение сражения – [р].
[Ш] – звук летящего снаряда. [Гр] – грохот. [Р, ж] – режет ухо, ранит слух, эти звуки негармоничны, как сама война.
2 команда: звуки, помогающие услышать звуки грома в стихотворении Ф.Тютчева
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
[Гр] – мы слышим звуки грома.
Игра-задача «На рыбалке».
Представьте себя на рыбалке вместе с двумя друзьями (игра с тремя группами учащихся – по вариантам). Один из вас ловит рыб, в названиях которых только мягкие согласные; другой – в названиях которых только твердые согласные; третий – в названиях которых есть и твердые, и мягкие согласные звуки.
Карась, язь, сазан, карп, лещ, щука, плотва, окунь, ёрш, угорь, сом, пескарь, форель, налим.
– А теперь загляните в «речку» и приступайте к ловле рыбы. Кто больше наловит рыбы за одну минуту?
Игра «Собери букет».
В I букет входят цветы, в названии которых употреблены только звонкие согласные.
Во II букет – только глухие.
В III букет – цветы, в названиях которых есть и звонкие, и глухие согласные.
Ромашка, хризантема, пион, василек, роза, лилия, лютик, астра, флокс, бегония, лютик, зверобой, гербера, колокольчик.
– Сколько букетов у вас получилось? Какой букет оказался самым большим?
Игра «Рыцарский турнир»
За 3 минуты вспомните и запишите имена, женские и мужские, в которых есть буквы е, ё, я, ю, обозначающие 2 звука.
Игра « Третий лишний». Найдите третье лишнее слово. Поясните, по какому основанию оно лишнее.
- фанера, кашне, фонетика (фанера)
- конечно, чтобы, бесконечный (бесконечный)
- документ, кремень, свекла (свекла)
- косьба, сгибать, столб (столб).
Игра «ПЕРЕВЕРТЫШИ»
Прочитать слова, произнося звуки в обратном порядке.
Лен- [ ? ]= цифра ноль
Лоб- [ ? ]= название настила пол
Ток- [ ? ]=домашнее животное кот
Шел- [ ? ]=неправда ложь
Лед- [ ? ]= материал для крыши толь
Волшебная фраза.
Творческое задание. Почему фразу «Степка. Хочешь щец? Фи!» можно считать волшебной?
Физминутка.
Солнце глянуло на парту…
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире
Раз, два, три, четыре, пять.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
Раздел 2.
Загадки русского словообразования.
(Морфемика. Словообразование. Этимология) (3 ч)
О чём рассказывает словообразовательная модель слова. «Строительные блоки» для слов. Найди приставку. Игра «Строитель» «Кто больше?» «Коротышки и великаны». Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. Игра «Дерево слов». Игра «Найди жильцов». Игра «Третий лишний». «Цепочка». Эстафета « Найди сорняк и вырви с корнем».Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова. Этимология слов. Работа со словарями. Конкурс весёлой этимологии
«Строительные блоки» для слов называются морфемами.
Найди приставку.
Выберите ряд, где в каждом слове есть такой строительный материал, как приставка.
а) поляна, поговорка, повернул
б) подъезд, добежал, переподготовка
в) ворваться, домашний, добраться
Игра «Строитель»Образуйте («постройте») слова.
Человек, который играет
на пианино
на гармонь
на скрипке
на балалайке,
на барабане
на трубе
на флейте
на гитаре
на баяне.
«Кто больше?» Суффиксы: подобрать слова с суффиксами - тель/- итель (обозначающие профессии, род занятий) – строитель, учитель, преподаватель, искатель, воспитатель, спасатель, читатель, сеятель.
Игра «Дерево слов».
Слова, как деревья, ветвисты.
Возьми хоть бы слово любовь.
Войди в этот мир многолистый
И в музыку вслушайся вновь,
Любовь моя, Любонька, Люба,
Любляна, Любань, Люблино.
Слова разрослись, как деревья,
Вершины вздымая свои.
М.Танк
Учитель предлагает картины с изображением деревьев.У основания кроны написано одно из слов (например, вода, водить, гора, гореть, лес, рука, солнце, друг) необходимо на листочках дерева записать однокоренные слова (на каждом листке одно слово). Например :вода – водянистый, водянка, водяной, водомер, водолаз, водовод, водоем, водоросль, водопровод, водопад, безводный, подводник, подводный, водник, приводнение, наводнение, обезводить, обводнить, водичка, наводнить, водица.
Игра «Найди жильцов»
Учащиеся получают задание найти и приписать жильцов одного из домов. На стол или доску ставятся карточки с рисунками (голубь, голубой квадрат, самолет, летний пейзаж). После выполнения задания ученики подходят и становятся около дома, жильцов которого они находили.
1)голубь, голубизна, голубика, голубоватый, голубчик, голубец;
2)летний, летать, налетчик, летный, лета, летун, многолетник, однолетки.
Игра «Третий лишний»
Гореть, угорать, гора.
Горе, нагорный, горевать;
Пот, потолок, потеть.
Море, морщины, морской.
Боль, большой, больница.
Вода, водить, водник.
«Цепочка». Продолжите ряды однокоренных слов.
Берег, бережок,
Учить, выучить,
Звезда, звездный,
Трудный, трудиться,
Вода, водица,
Эстафета « Найди сорняк и вырви с корнем».
Водник, водяной, водитель, водолечебница, водоворот;
Лентяй, ленивый, разлениться, олений, поленился;
Смешной, усмешка, смешать, рассмешить, смешинка;
Левый, слева, лев, налево, левая;
Гусыня, гусиный, гусеница, гусята, гуськом;
Диво, удивиться, диванный, удивление, подивился.
Седло, седловина, седина, оседлать. расседлать;
Ветер, безветрие, ответил, подветренный обветриться;
Головной, головка, уголовник, изголовье, подголовник;
Разлиновать, линейка, полинял, линеечка, линия;
Мешает, мешочек, мешковина, мешковатый, мешок;
Склон, поклониться, клонировать, наклон.
Варить, сварим, доварить, утварь, поваренный;
Прелестный, лестно, льстивый, лестничный;
Стол, столик, столетие, настольный;
Полный, пополнение, половина, располнел;
Кривой, окриветь, скривиться, креветка;
Помешал, мешать, помехи, помещение.
Коротышки и великаны
В книге Н.Носова “Незнайка в Солнечном городе” встречаются такие герои: Козявкин, Букашкин, Штанишкин, Сапожкин, Гулькин, Мулькин, Таракашкин, а также профессорша Мордочка. (Малыши)- А какие фамилии были бы у них, если бы они были великанами?
Беседа об этимологии
Почему слова называются так, а не иначе? Этот вопрос рано или поздно посещает всех. Каждое слово рано или поздно меняет свой смысл под влиянием новых условий, каждое слово является членом большой семьи и имеет свою родословную, каждое восходит, в конце концов, к древнейшим, первоначальным основам языка.
Догадаться самому можно только в самых простых случаях. "Качалка" называется так, потому что в ней можно качаться, "свечка" – потому что она светит, а "крыша" – потому что она покрывает здание. Но уже труднее догадаться, что "узел" происходит от слова "вязать", "венок" от "вить", "масло" от "мазать".
Конкурс весёлой этимологии: приведите своё толкование слов:
баранка, бездарь, заголовок, заморыш, пломбир, простынь, стриж, этажерка
Раздел 3.
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (4ч)
Зачем нужно знать алфавит. Лингвистическая сказка «Сказка про Алфавит». Игра «Шифровальщики». Игра «Почтальон». В чём секрет правописания морфем. Радионяня (непроизносимые согласные). Ребусы. Кроссворы. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания. Радионяня (знаки препинания) Не пером пишут – умом. Тайны письма. Лингвистическая сказка «Поймай знак»(презентация в Приложении). «Трудная работа».
Лингвистическая сказка «Сказка про Алфавит».
В некотором царстве, в расчудесном Государстве Русского Языка жили-были буквы. Были их 33. Жили они вольно, гуляли, где хотели. Но не было у них пристанища, не было крыши над головой. Не было порядка в их семействе. Не было у них названия, не было работы. Слонялись они без дела, надоела им такая жизнь. Загрустили несчастные буквы, заплакали.
(Слайд 2.)
Услышал их плач добрый волшебник Алфавит да и молвит волшебные слова: «Милые буквы, объединиться вам надо, жильё построить, а там и работа найдётся».
Послушались буквы мудрого чародея да и построили себе город. А имя ему дали в честь своего спасителя Алфавит.
- Давайте-ка мы с вами расставим буквы по алфавиту, поможем каждой найти своё место.
(Работа на интерактивной доске. Дети расставляют буквы по алфавиту).
В Алфавите у каждой буквы есть своё имя, своё место и своя работа.
Все они стоят красиво,
По порядку, посмотри!
Ну а ты теперь сумеешь
Повторить все 33?
Игра « Почтальон» Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения. Дети определяют, куда их пригласили.
огород | парк | море | школа | столовая | зоопарк |
гря-ки | доро-ки | пло-цы | кни-ки | хле-цы | кле-ка |
кали-ка | бере-ки | фла-ки | обло-ки | пиро-ки | марты-ка |
реди-ка | ду-ки | ло-ки | тетра-ка | сли-ки | тра-ка |
морко-ка | ли-ки | остро-ки | промока-ка | голу-цы | реше-ка |
Игра «Шифровальщики». Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
- коньки, аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)
- оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)
- плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег)
- Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Ребусы (см. презентацию в Приложении)
Кроссворды: 1. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ШИПЯЩИМ НА КОНЦЕ
К данным именам существительным подберите противоположные по смыслу имена существительные с шипящими на конце и прочтите ключевое слово.
1. Порядок. 2. Старт. 3. Шум. 4. Правда. 5. День. 6. Проигрыш. 7. Помеха. 8. Старик.
Ответы: 1. Ералаш. 2. Финиш. 3. Тишь. 4. Ложь. 5. Ночь. 6. Выигрыш. 7. Помощь. 8. Малыш. Ключевое слово: антонимы.
2. ПРОВЕРЯЕМЫЕ И НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ (Можно использовать как загадки)
По горизонтали:
2. Четыре ноги, два уха,
Один нос да брюхо.
7. То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
Золотистый ...
10. Надену – ободом сведет,
Сниму – змеею упадет,
Тепла не дает,
А без него холодно.
12. Под мостом, под косогором
Лежит лента с узором:
Ни взять, ни поднять,
Ни на воз положить.
13. Наши поросятки
Выросли на грядке
К солнышку бочком,
Хвостики крючком.
Эти поросятки
Играют с нами в прятки.
14. Если дождик,
Мы не тужим –
Бойко шлепаем по лужам.
Станет солнышко сиять –
Нам под вешалкой стоять.
16. Вот на грядке
новая загадка:
Сто листов,
а вовсе не тетрадка.
18. Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он
в пять минут.
Ты садись и не зевай,
Отправляется ...
22. Вдоль нашего села
Бежит лошадка весела,
На конце хвоста
Несет кошель овса,
Бежит да потряхивает.
24. О чем мы не мечтали!
Какой не велся спор!
До ночи на привале
Потрескивал ...
27. Штучка-одноручка,
Носик стальной,
Хвостик деревянный,
Все лето на лугу,
А зимой – на крюку.
28. Нашел я шар, разбил его,
Увидел золото и серебро.
30. Не река, не море тут
И не рукотворный пруд.
В нем стоячая вода,
Что не мчится никуда.
32. Сама холодная,
А жжется больно.
33. За час все поле обежал,
Без серпа все жито сжал.
34. На солнышке сидит
И усами шевелит.
Разомнешь его в ладони –
Золотым зерном набит.
35. Что на сковороду наливают,
А потом вчетверо сгибают?
36. Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.
По вертикали:
1. Что за дерево растет,
Снег в июне нам несет?
Снег же тот не тает,
В воздухе летает.
3. Вечером наземь слетает,
Ночь на земле побывает,
Утром опять улетает.
4. Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь.
5. По высокой дороге
Идет бычок круторогий.
День он спит,
А ночью глядит.
6. Не мотор, а жужжит,
Не птица, а летит,
Не гадюка, а жалит.
8. Стоит Егорка
В красной ермолке,
Кто ни пройдет,
Всяк поклон отдает.
9. С золотым листом приходит,
Грязью-слякотью уходит,
Крики птиц, летящих вдаль ...
Это время угадай.
11. Всю ночь летает –
Мышей добывает,
А станет светло –
Спать летит в дупло.
12. Все бело кругом, красиво,
В инее сияет ива.
Холода, мороз, метели
Закружили-завертели.
В белых шапках все дома.
Это к нам пришла ...
15. Поймаю гуся,
Пущу его в воду,
Буду им водить,
Он будет говорить.
17. Что за будильник:
Живой с гребешком,
Крыльями машет,
А ходит пешком.
19. Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает,
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.
20. Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год:
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета.
21. В лесу у пня
Суета, беготня:
Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Себе город строит.
22. Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей;
А сушеная в запас
От простуды лечит нас.
23. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто это?..
25. Не прядет, не ткет,
А людей одевает.
26. Платье потерялось –
Пуговки остались.
29. Как во поле на кургане
Стоит курица с серьгами.
31. Чего в гору не вкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать?
Ответы
По горизонтали: 2. Самовар. 7. Светлячок. 10. Пояс. 12. Змея. 13. Огурцы. 14. Сапоги. 16. Капуста. 18. Трамвай. 22. Метель. 24. Костер. 27. Коса. 28. Яйцо. 30. Озеро. 32. Крапива. 33. Комбайн. 34. Колос. 35. Блины. 36. Арбуз.
По вертикали: 1. Тополь. 3. Роса. 4. Река. 5. Месяц. 6. Пчела. 8. Ягода. 9. Осень. 11. Сова. 12. Зима. 15. Перо. 17. Петух. 19. Ветер. 20. Заяц. 21. Муравейник. 22. Малина. 23. Лиса. 25. Овца. 26. Рябина. 29. Овес. 31. Вода
Лингвистическая сказка «Поймай знак» (см. презентацию в Приложении)
- Представьте себе, что вы смотрите мультфильм.
Сначала на экран выбежали поодиночке слова С, ТЫ, УЧИТЬСЯ, ЕСЛИ, РАБОТАТЬ, ЖИЗНЬ, ПОЛЕЗНЫЙ, ОХОТНО, ДЛЯ, ОТДЫХАТЬ, ПРАВИЛЬНО, УМЕЛО, И, СДЕЛАТЬ, УВЛЕЧЕНИЕ, ЖЕ, ОНА, ИНТЕРЕСНЫЙ, СТРОИТЬ.
Видят слова, что никто не понимает, зачем они выбежали на экран. Попробовали распределиться по частям речи (каким?), потом объединились в две группы (какие?), но зачем они появились на экране, так и осталось непонятным.
Но вот кто-то невидимый начал их передвигать. Соединять друг с другом, изменяя, если нужно, их форму и располагая в определенном порядке. И вот что получилось на экране:
Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно сделай же её интересной и полезной.
Что-то затрудняет чтение текста! Чего же в нем недостает? Да-да, вы правы, нужны знаки препинания.
И вот рука автора уверенно расставила их в тексте. Теперь мы можем его прочитать быстрее, осмысленнее и выразительнее:
Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно, отдыхаешь умело,- жизнь строишь правильно. Сделай же её интересной и полезной!
- Что же помогло связать слова в предложении? (Изменение форм слов, служебные слова, порядок слов, интонация)
«Трудная работа» Сравните предложения.
Даже эта работа трудна для него. ( Имеется в виду не трудная работа, но слабый исполнитель)
Эта работа даже трудна для него. (Подчеркивается неожиданность трудности)
Эта работа трудна даже для него.(речь идет о сильном исполнителе)
Раздел 4.
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (4ч)
Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. «Глокая куздра…» «Пуськи бятые».В чём секрет глагола и его форм. Интерактивные игры “Аквариум” и “Рассели жильцов в домики”. Глагольная физкультминутка. Игра «Перепутаница». «Одним словом». Лингвистическая сказка "Сила любви". Как отличать грамматические омонимы. «Разные двойняшки». Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.
Глокая куздра Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка
«Пуськи бятые»
Как же в общем “перевести” фразу на русский язык?
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
— Калушата, калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит:
— Оее, оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит:
— Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А бутявка волит за напушкой:
— Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
Л. С. Петрушевская, «Пуськи бятые»
Стихотворение про глагол
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет,
Чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам глагол.
Интерактивные игры “Аквариум” : для 1 и 2 группы. Вам нужно распределить по аквариумам рыбок.
Первый аквариум – глаголы I спряжения, второй аквариум - II спряжения.
I спряжение II спряжение
Реет строим
веют жалят
стелет рубят
борются клеишь
помогает слышит
бреет заметишь
срывает держись (На каждой рыбке – слово)
“Рассели жильцов в домики”.” для 3 и 4 группы.
Третья группа жильцов в домик с буквой -И, четвёртая группа с буквой -Е.
И Е
Зависит откроешь
увидишь спрашиваешь
клеит скачет
выскочит плачет
уходишь напевает
дарим хохочет (на каждой фигруе – слово)
Глагольная физкультминутка.
Встали. Другу улыбнулись.
Потянулись, повернулись.
На носочки приподнялись,
Подрасти все постарались.
Мне ладошкой помахали
И серьёзными вдруг стали.
Урок надо продолжать,
В тетради будем мы писать.
Игра «Перепутаница».
Собака хрюкает
Волк блеет
Овца лает
Свинья гогочет
Гусь кудахчет
Кузнечик мяукает
Кошка стрекочет
Курица воет
«Одним словом» Учитель читает лексическое значение слова, ученики подбирают слова.
Обратиться к кому-либо с вопросом (спросить)
Переместить снизу вверх (поднять)
Становиться зелёным (зеленеть)
Сделать чистым (чистить)
Отдавать деньги за покупку (платить)
Бояться опоздать куда-либо (спешить)
Убрать сорняки на грядке (полоть)
Набрать воздух в воздушный шарик(надуть)
Лингвистическая сказка "Сила любви". "Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: "Люблю", а она ему: "Не люблю". Он признавался: "Верю", а она: "Не верю". Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: "Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь". Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: "Негодую! Ненавижу!" И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без нее не может".
«Разные двойняшки». Различай грамматические омонимы. Какой частью речи является выделенное слово?
Коридор Домой и иди домой. Топила печь и стала Печь. Снежное покрывало все поле Покрывало. А как называются такие слова? Приведите свои примеры таких омонимов (речь - речь, течь - течь и т. п.)
Раздел 5.
Речевой этикет.(1 ч)
Правила речевого этикета. Формулы речевого этикета. Песенки из Радионяни про этикет. Запомни важные слова.
Понятие речевой этикет. Чтобы понять правила речевого этикета, сначала задумаемся над тем, что обозначает слово этикет. Оно пришло к нам из французского языка, где имеет значение "ярлык", "этикетка". А в своё время это слово появилось на основе греческого ethos- "обычай", "характер". Этикет - установленный порядок поведения, форм обхождения. Следовательно, речевой этикет - правила поведения, принятые в речевом общении между людьми. И нужны эти правила для того, чтобы поддерживать положительную тональность разговора.
Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации. Нормы речевого этикета весьма разнообразны, в каждой стране присутствуют свои особенности культуры общения.
Речевой этикет - система правил. Формулы речевого этикета - это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора:
- начало разговора (приветствие/знакомство)
- основная часть
- заключительная часть разговора
Самые употребительные в русском языке слова благодарности, просьбы спасибо и пожалуйста образованы от сочетания слов: спасибо от спаси Бог, пожалуйста, от пожалуй и ста (пожалуй - окажи милость, внимание; ста - по мнению некоторых ученых, сокращение слова государь).
Вряд ли кто-нибудь из нас задумывался об исконном и исходном смысле слова здравствуй. Сейчас оно для нас простой знак вежливости. А между тем первоначальное значение этого слова было глубоко благожелательным.
Ведь здравствуй буквально значит "будь здоров", возводить ли его непосредственно к форме повелительного наклонения глагола здравствовать "быть здоровым; жить" (здравствуй> здравствуй после отпадения конечного безударного и, ср. будь < буди, но неси, вози и т.д.) или же объяснять как форму 1-го лица единственного числа глагола здравствовать "приветствовать"; желать здоровья "(здравствую > здравствуй после отпадения конечного безударного у").
Заметим, что правильнее второе. А это значит - наше Здравствуй! аналогично по первоначальному строению современному: Приветствую!
Запомни важные слова. Перечислим такие ситуации, а ваша задача состоит в том, чтобы записать как можно больше этикетных слов и выражений.
Приветствие:...............
Прощание:...............
Извинение:................
Благодарность:...........
Поздравление:...........
Пожелание:...............
Обращение (к знакомому, незнакомому):
Знакомство (без посредника и через посредника):..
Сочувствие, утешение:.........
Соболезнование:..............
Просьба:................
Приглашение:...............
Совет:.................
Комплимент, одобрение:............
Обобщающее занятие. (1ч)
Аукцион знаний. Путешествие по океану страны Лингвиния (см. презентацию в Приложении) Игра «Справочное бюро»
Игра «Справочное бюро» Использовать словарь. Выбери слово, соответствующее лексическому значению.
Колорит, компонент, комфорт, компромисс. («Составная часть чего-либо»)
V раздел
Литература:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку (2004).
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е.С.Савинов]. - М.: Просвещение, 2011 (стандарты второго поколения).
- Примерные программы основного общего образования. Русский язык -М.: Просвещение, 2010. (Стандарт второго поколения).
- Программа по русскому языку. 5-9 классы (под редакцией В.В.Бабайцевой, 2010).:м., Дрофа.
- Мещеряков. В.Н. жанры школьных сочинений: теория и практика написания-М., 2000.
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку, Москва, Просвещение, 2000
- Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Москва Просвещение. 1991
- Волина В.В. Весёлая грамматика, Москва, Знание, 2005
- Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. Пособие для учащихся. М., Просвещение, 1980.
- Иванова В. А., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке. – Л., 1990.
- Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся средней школы./Редакторы-составители: Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев/ М., Просвещение, 1978.
- Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. Гуманитарный изд. центр «Владос», Москва, 2004
- Львова С.И. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2007
- Озерская В. П. Изучение морфологии на синтаксической основе. – М., 1989.
- Ожегов С.И.. Словарь русского языка. Изд-е 13-е, исправленное. М., Русский язык, 1981.
- Павлова Т.И., Чигвинцева О.Н. Практические материалы к уроку русского языка. Опыт работы по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова, Ростов –на – Дону, 2007
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2010. – 191с. – (Стандарты второго поколения). – с. 35-36.
- Чачина Т.М. Денисова А.А. ГарцовА.Д. Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007
- Шанский Н.М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2007
VI раздел
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема занятия | Кол-во часов | Элементы содержания | Планируемые результаты | Дата | Коррекция | |||||||||||
план | факт | ||||||||||||||||
личностные | метапредметные | предметные | класс | класс | |||||||||||||
Введение – 1 час | |||||||||||||||||
1. | Введение. Организационное занятие. | 1 | Анектирование. Беседа по содержанию песни Г.Гладкова «О русском языке». Создание небольших сообщений по заданной теме. Игровая деятельность. Физкультминутка. | Формирование «стартовой» мотивации на изучение нового материаала, саморазвитию в творческой деятельности | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, выражать сови мысли в соответствии с условиями коммуникации Регулятивны: соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы | Научиться определять проблемные зоны в предметной сфере деятельности | |||||||||||
Раздел 1. Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) – 3 часа | |||||||||||||||||
2. | «Диалог о звуках. Гласные и согласные». | 1 | Тренировочные упражнения. Понятия звук и буква. Гласные и согласные. Подбор слов для орфоэпической разминки. Работа с орфоэпическими словарями. Физкультминутка. | Умение осознавать и определять эмоции других людей | Коммуникативные:устанавливать взаимоконтроль и осуществлять взаимопомщь по ходу выполнения заданий Регулятивные: соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. Познавательные Адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух, задавать вопросы | Образование новых слов с использованием полученных навыков в фонетике; правильное произношение, умение соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением | |||||||||||
3. | Звонкие и глухие «двойняшки» и «одиночки» | 1 | Решение грамматических и фонетических задач, игровые задания: логогрифы, анаграммы, перевёртыши. Музыкальное сопровождение. Физкультминутка. | Формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной работе | Коммуникативные: Уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения; сотрудничать с совместном решении задач; Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы, производить самопроверку и диагностику результатов | Работа с орфоэпическим словарём Умение различать согласные по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости. Дать представление о фонеме, знакомство с делением согласных на звонкие и глухие; твёрдые и мягкие и перечнем парю Развивать навыки грамотного письма. | |||||||||||
4. | Двойная роль букв у, ё, ю, я. Звуковые повторы. Роль интонации в устной речи. | 1 | Решение грамматических и фонетических задач, игровые задания. Выбор эффективных форм решения задач. «Ошибкоопасные места». Музыкальное сопровождение. Физкультминутка. | Формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой работе | Коммуникативные: формировать навыки работы в группе; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Регулятивные: применять методы информационного поиска Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы | Продолжить формирование правильного произошения слов; развивать навык различения звукововго значения йотированных гласных; формирование понятия о звуковых повторах и о роли интонации. Развивать навыки грамотного письма. | |||||||||||
Раздел 2. Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология) – 3 часа | |||||||||||||||||
5. 5. | Приставка. Приставочный способ образования слов. | 1 | Уточнение понятия способы образования слов. Игровые задания: «Магазин морфем», кроссворды, игра «Ромашка». Физкультминутка. | Продолжить формирование умения чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи | Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной и коллективной работы с последующей самопроверкой Регулятивные: формировать навыки выполнения требований коллективного решения познавательной задачи, построение и реализация своего маршрута решения предметной задачи Познавательные: самостоятельное выполнение задач репродуктивного характера, коллективное и индивидуальное решение творческих заданий | Продолжить формирование представления о приставочном способе образования слов; практическое применение знаний. Развивать навыки грамотного письма. | |||||||||||
6. | Суффикс . Суффиксальный способ образования слов. | 1 | Тренировочные упражнения: «Разиваем память», ребусы; выборочный диктант, игра «Грамматический аукцион». Физкультминутка. | Продолжить формирование интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения | Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной, групповой и коллективной работы Регулятивные: формировать навыки самопроверки Познавательные: вырабатывать умение анализировать, сравнивать | Продолжить формирование представления о суффиксальном способе образования слов; практическое применение знаний. Развивать навыки грамотного письма. | |||||||||||
7. | Сказочные превращения. Обобщение и закрепление по теме «Приставка и суффикс». | 1 | КВН с разными видами заданий. Музыкальное сопровождение. Физкультминутка. | Формирование навыков индивидуальной и коллективной работы в ходе игровой деятельности, устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной работе | Коммуникативные: формировать умение находить общее решение, аргументировать свою точку зрения Регулятивные: формировать умение самостоятельно осуществоять решение познавательной задачи Познавательные: вырабатывать умение анализировать, сравнивать, группировать различные объекты и факты | Повторить и обобщить полученные знания по теме «Приставка и суффикс» | |||||||||||
Раздел 3. Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) – 4 часа | |||||||||||||||||
8. | . Зачем нужно знать алфавит? | 1 | Бесда о значении алфавита. Работа с орфографическим словарём. Алфавит и графика. Тренировочные упражнения. Физкультминутка. | Формирование навыков интереса к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово | Коммуникативные: формировать умение оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных ситуаций Регулятивные: формировать умение самостоятельно осуществоять решение познавательной задачи; определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным | Повторить полученные знания по теме «Алфавит. Графика». Научиться создавать списки по алфавиту. | |||||||||||
9. | В чём секрет правописания морфем. | 1 | Понятие морфемы. «Ошибкоопасные места». Тренировочные упражнения. Физкультминутка. | Формирование навыков интереса к изучению языка | Коммуникативные: формировать умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных ситуаций Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию Познавательные: адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух | Научиться составлять алгоритм выполнения творческого задания. Развивать навыки грамотного письма. | |||||||||||
10. | Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания | 1 | Иллюстративный материал, тренировочные упражнения, работа со схемами предложений и таблицами, игровая деятельность. Физкультминутка. | Формирование навыков интереса к изучению языка, умения осознавать и определять эмоции других людей | Коммуникативные: формировать умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных ситуаций Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); | Используя иллюстративный материал, схемы и таблицы, научиться постановке пунктуационных знаков в простом предложении. Развивать навыки грамотного письма. | |||||||||||
11. |
Не пером пишут – умом. Тайны письма. | 1 | Работа с текстом, со словарями. Игровая деятельность. Мониторинг проверки знаний. Физкультминутка. | Формировать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста | Коммуникативные: формировать умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных ситуаций Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию Познавательные: самостоятельно вычитывать виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую. | Построить письменный текст разных стилей: научного, разговорного, кнтжного художественного по заданной теме. | |||||||||||
Раздел 4. Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис) – 4 часа | |||||||||||||||||
12. | Морфология. «Создаём газету» | 1 | Сбор материала к рубрикам: «Лингвистическая сказка», «В стране Лингвиния», «Интервью», «Занимательная морфология» и другим. Знакомство с журналистской деятельностью. Понятия «интервью», «интервьюер». Физкультминутка. | Формирование навыков интереса к изучению языка, формирование умения осознавать и определять эмоции других людей. Развитие активной жизнедеятельности в коллективе в ходе знакомства с журналистской деятельностью. | Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение, убеждать и принимать чужую точку зрения Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию Познавательные: формировать умение самостоятельно планировать свою работу; обирать информацию сообразно заданиям. | Повторение морфологических признаков частей речи. Научиться составлять алгоритм выполнения творческого задания. Развивать навыки грамотного письма. | |||||||||||
13. | Морфология. «Создаём газету» | 1 | Создание лингвистичсекой сказки; разгадываение кроссворда, ребусов. Физкультминутка. | Формирование потребности в чтении; интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения | Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение, убеждать и принимать чужую точку зрения Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию Познавательные: формировать умение самостоятельно планировать работу, самостоятельно устанавливать логические связи | Закрепеление знаний о художественных приемах в тексте, продолжить пополнение словарного запаса. Формирование умения составлять алгоритм выполнения творческого задания. | |||||||||||
14-15. | Морфология. «Создаём газету. Создание творческих газет. Защита проектов» | 2 | Создание газеты по данным рубрикам. Групповая защита проектов. Физкультминутка. | Формирование навыков интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной работе | Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение, убеждать и принимать чужую точку зрения; овладевать адекватными методами выхода из конфликтной ситуации, предоставление помощи тому, с кем контактирует Регулятивные: формировать умение отслеживать процесс решения задачи другими учениками, контролируя соответсвие выполняемых действий с условиями заданий Познавательные: формировать умение планировать работу по изучению неизвестного материала, передавать содержание в сжатом виде; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения | Повторение морфологических признаков частей речи. Формирование умения составлять алгоритм выполнения творческого задания. | |||||||||||
Раздел 5. Речевой этикет. – 1 час | |||||||||||||||||
16. | Правила речевого этикета. Формула речевого этикета. | 1 | Компьютерная презентация. Музыкальное споровождение. Понятие речевого этикета. Формулы речевого этикета. Физкультминутка. | Формирование стремления к совершенствованию собственной речи | Коммуникативные: научиться владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими нормами русского языка. Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы Познавательные: формировать умение передавать содержание в сжатом и развернутом виде | Обучение навыкам речевого этикета, клише речевого этикета. | |||||||||||
Раздел 6. Обобщающее занятие. – 1 час | |||||||||||||||||
17. | Аукцион знаний | 1 | Анектирование. Мониторинг проверки знаний. Интеллектуальная викторина. Музыкальное сопровождение. Физкультминутка. | Формирование навыков интереса к изучению языка; устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной работе | Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме письменных и устных речевых высказываний своих чувств, мыслей и иных осотавляющих внутреннего мира. Регулятивные: осознавать усвоенное и то, ещё подлежит усвоениею, осознавать качество и уровень усвоения; определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями Познавательные: формировать умение передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде, устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения, развивать логическое мышление | Формирование умения составлять алгоритм выполнения творческого задания; продолжить пополнение словарного запаса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"
Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка" предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"
Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса. Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 5-6 классов «ЯЗЫК ИНТЕРНЕТА»
В XXI веке Интернет становится важной средой обитания для учащихся. На его просторах школьники находят информацию, узнают новости, развивают своё творчество, общаются, поддерживают дружеские связи и н...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Секреты русского языка"
Программа курса по внеурочной деятельности «Секреты русского языка» для 6 класса составлена...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10-11 классов "Русское правописание: орфография и пунктуация""
Предназначена для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательный русский язык" 7 кл
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательный русский язык" 7 кл...