Программа внеурочной деятельности по русскому языку, 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме
Внеурочная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_po_russkomu_yazyku_9_klass.docx | 39.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Муромцевский лицей»
Муромцевского муниципального района
Омской области
Рассмотрено на заседании ШМО учителей филологии Руководитель ШМО ________Абрамова О.А. «_31__»августа2018г. | Согласовано Заместитель директора _________Н.В.Кокшенева «_31__»августа 2018г. | Утверждено Директор лицея ________ И.Ф.Носкова «__31_»августа 2018г. |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Русский язык на «отлично»
9 класс
Составитель: Абрамова О.А., | |
учитель русского языка и литературы | |
первой квалификационной категории |
2018-2019
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Русский язык на «отлично» для 9 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (Примерные программы основного общего образования. Русский язык. — 2-е изд. — М., 2010. — (Стандарты второго поколения), Программы по русскому (родному) языку. 5—9 классы, авторы программы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов, Г. А. Богданова и пособия :
Подготовка к ГИА-2018: УМК для подготовки к итоговой аттестации под редакцией Н.А.Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2018.
Цель: обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.
Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
В соответствии с учебным планом лицея на 2018-2019 учебный год рабочая программа по курсу «Русский язык на «отлично» для 9 класса рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного курса
Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение
Выпускник научится:
- владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников;
- грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
- владеть формами обработки информации исходного текста;
- работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения на лингвистическую тему и по данному тексту;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
- самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
- работать с бланками экзаменационной работы;
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать средства художественной выразительности в собственных текстах;
Учимся выполнять тестовые задания
Выпускник научится:
- владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников;
- работать с бланками экзаменационной работы;
Выпускник получит возможность научиться:
• применять при подготовке к ОГЭ цифровые средства обучения.
Содержание учебного курса «Русский язык на «отлично»
9 КЛАСС (34 ч.)
Раздел 1. Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение (20ч.)
Ознакомление со структурой изложения и сочинения рассуждения.
Ознакомление с приемами компрессии текста.
Обучение написанию сжатого изложения.
Формулировка тезиса сочинения, подбор аргументов.
Написание сжатого изложения и его анализ.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке.
Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Упражнения на развитие умения строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение.
Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении.
Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Раздел 2. Учимся выполнять тестовые задания (14 ч.)
Типология тестовых заданий, задания на понимание текста.
Культура речи.
Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.
Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.
Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.
Нормы ударения и произношения.
Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.
Произношение некоторых грамматических форм.
Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.
Нормы ударения в современном русском языке.
Причины отклонения от произносительных норм.
Исторические изменения в произношении и ударении.
Допустимые варианты произношения и ударения.
Лексические нормы. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы
Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ.
Выразительность русской речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Средства выразительности. Тестовые задания.
Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения.
Лексическая сочетаемость.
Смешение паронимов.
Жаргонизмы.
Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Грамматические нормы.
Нормы в морфологии и орфографии. Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.
Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов.
Синтаксические нормы.
Словосочетание.
Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа.
Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Правильное построение предложений.
Правильное построение предложений с обособленными членами.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Синтаксический анализ сложного предложения.
Сложные бессоюзные предложения.
Сложные предложения с разными видами связи
Задания по разделам: фонетика, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация.
Тематическое планирование
№ | Раздел | Количество часов | Планируемые образовательные результаты учащихся (Характеристика основных видов деятельности ученика по разделу) |
1. | Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение | 20 ч. | Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом ОГЭ. Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения. Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста. Создание собственного текста изложения, оценивание работы. Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему. Написание сочинения на лингвистическую тему. |
2. | Учимся выполнять тестовые задания | 14 ч. | Работа с тестом, заполнение бланков |
Итого | 34 ч. |
Календарно-тематическое планирование
9 класс (34 часа, 1 час в неделю)
№ п.п | Наименование тем | Плановые сроки прохождения темы | Коррекция |
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. | |||
Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. | |||
Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом ОГЭ. | |||
Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом ОГЭ. | |||
Часть 1.Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. | |||
Структурные особенности сжатого изложения | |||
Структурные особенности сжатого изложения | |||
Основные приёмы компрессии исходного текста | |||
Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение. | |||
Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение. | |||
Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение. | |||
Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста. | |||
Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста | |||
Часть 3. Структура сочинения на лингвистическую тему. | |||
Критерии оценки задания. | |||
Тезис сочинения на лингвистическую тему. | |||
Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. | |||
Заключение в сочинении на лингвистическую тему. Практическое занятие. | |||
Заключение в сочинении на лингвистическую тему. Практическое занятие. | |||
Тезис сочинения на лингвистическую тему. | |||
Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. | |||
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста. | |||
Анализ текста. Лексическое значение слова. | |||
Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности. | |||
Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова | |||
Правописание корней. Правописание словарных слов | |||
Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание. | |||
Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание –Н-/-НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени | |||
Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению | |||
Словосочетание. | |||
Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения | |||
Простое осложненное предложение. | |||
Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения | |||
Синтаксический анализ сложного предложения. Выполнение тестовых заданий. |
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
Оборудование кабинета:
1. Доска металлическая трехстворчатая, экран.
2. Парты ученические.
3. Шкафы для хранения наглядных и дидактических пособий.
4. Технические средства обучения (мультимедийный проектор, колонки)
Учебно-методическое:
1. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш, С.А. Диденко, Г.Н. Кобякова. Русский язык: 9 класс: Подготовка к государственной итоговой аттестации-2018. – Ростов-на-Дону: Легион, 2018.
2. Семенец О.П. Изложение в 9 классе: технология подготовки. Экзамен: новый формат. – Санкт-Петербург: Сага, 2017.
3. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2017: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. – М.: Астрель, 2018.
4. Пахнова Т.М. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену 9 класс.- М.: Экзамен, 2015.
5. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10 – 11 кл. / сост. Е.И. Харитонова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"
Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка" предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"
Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса. Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 5-6 классов «ЯЗЫК ИНТЕРНЕТА»
В XXI веке Интернет становится важной средой обитания для учащихся. На его просторах школьники находят информацию, узнают новости, развивают своё творчество, общаются, поддерживают дружеские связи и н...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Секреты русского языка"
Программа курса по внеурочной деятельности «Секреты русского языка» для 6 класса составлена...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 10-11 классов "Русское правописание: орфография и пунктуация""
Предназначена для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательный русский язык" 7 кл
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательный русский язык" 7 кл...