Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Тема. Имя числительное как часть речи.
Цель. Познакомить с основными признаками имени числительного как части речи, узнать, чем отличаются порядковые и количественные числительные; правописание мягкого знака в числительных.
План урока.
- Морфологические признаки числительных.
- Синтаксические признаки числительных.
- Виды количественных числительных.
- Простые, сложные и составные числительные.
- Мягкий знак на конце и в середине числительных.
- Выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_konspekt_uroka_po_russkomu_imya_chislitelnoe_kak_chast_rechi_1.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Имя числительное как часть речи.
Цель. Познакомить с основными признаками имени числительного как части речи, узнать, чем отличаются порядковые и количественные числительные; правописание мягкого знака в числительных.
План урока.
- Морфологические признаки числительных.
- Синтаксические признаки числительных.
- Виды количественных числительных.
- Простые, сложные и составные числительные.
- Мягкий знак на конце и в середине числительных.
- Выводы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности.
III. Слово учителя.
1. Имя числительное как часть речи.
В пятом и шестом классах на уроках изучается только пять частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение и глагол. На этом уроке вы переходите к следующей части речи – имени числительному.
Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
По значению слова этой части речи делятся на два разряда: количественные и порядковые.
(Слайд № 3)
Порядковые числительные отвечают на вопрос КАКОЙ? И указывают на порядок предметов при счете (пятый номер, первый вопрос, пятисотый маршрут).
Количественные числительные отвечают на вопрос СКОЛЬКО? И обозначают количество предметов (двенадцать лет, пять штук).
2. Морфологические признаки числительных.
(Слайд № 4)
Количественные и порядковые числительные изменяются по-разному.
Количественные числительные изменяются только по падежам. Рода и числа они не имеют, кроме слов ОДИН и ДВА.
Порядковые числительные изменяются и по родам, и по числам, и по падежам.
3. Синтаксические признаки числительных
( слайд № 5)
В предложении числительные разных разрядов тоже ведут себя по-разному. Количественные могут быть разными членами предложения, а порядковые обычно бывают определениями.
Обратите внимание: сочетание количественного числительного в именительном или винительном падеже с существительным в родительном падеже является одним членом предложения.
4. Виды количественных числительных.
(Слайд № 6)
Первая часть урока была посвящена отличиям двух разрядов числительных. Один из них – количественные числительные – в свою очередь делятся на три группы: целые, дробные и собирательные.
Если слово обозначает целое число, такое числительное называется целым. Например: пять, двадцать два.
Если слово обозначает дробь с числителем и знаменателем, это дробное числительное. Например: две трети, одна десятая.
Если числительное обозначает несколько предметов как одно целое, такое числительное называется собирательным. Например: семеро, двое.
5. Простые, сложные и составные числительные.
(Слайд № 7)
По особенностям строения числительные бывают трех видов: простые, сложные и составные.
Некоторые числа обозначаются одним словом, в котором есть только один корень, например, два, пять, сто. Такие числительные называются простыми.
Есть числа, которые обозначаются одним словом, но в этом слове есть несколько корней, например, пятьсот, шестнадцать, трёхсотый. Такие слова называются сложными числительными.
Третий вид числе – это те, которые обозначаются несколькими словами, причем каждое из этих слов может быть в свою очередь и простым, и сложным. Например, сто двадцать три, двести шестнадцать. Такие числительные называются составными.
- Мягкий знак на конце и в середине числительных.
(слайд № 8)
Мягкий знак в числительных иногда пишется в середине, иногда – в конце слова. Чтобы не делать ошибок, необходимо запомнить три правила:
1. В числительных от пяти до двадцати и в числительном тридцать на конце пишется мягкий знак для обозначения мягкости конечной согласной.
2. В середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать и девятнадцать мягкий знак не пишется..
3. В числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900, после первого корня пишется мягкий знак. Например: пятьсот, девятьсот.
Чтобы запомнить эти правила выполните упражнение. (слайды № 9, 10)
Вставьте мягкий знак в числительные там, где это необходимо.
За лето прочитал пят…надцать книг.
В школе пят..сот учеников.
Напечатано восем..сот экземпляров книг.
В продаже есть сем..надцать видов обоев.
Объем бака – шест..десят литров.
Выполнено двад…цать заданий.
Вспахали девят..надцать гектаров земли.
Заработано девят..сот рублей.
Построено пят..десят километров дороги.
В здании восем..надцать этажей.
7. Выводы.
(Слайд № 11)
- По значению числительные делятся на два разряда: количественные и порядковые.
- Количественные числительные в свою очередь делятся на три группы: целые, дробные и собирательные.
- По особенностям строения числительные бывают трех видов: простые, сложные и составные.
- В числительных от5 до 20 и в числительном 30 на конце пишется мягкий знак. В числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 в середине пишется мягкий знак.
Выполните тест (слайд № 12).
1. В каком предложении из произведений С.Маршака употреблено порядковое числительное?
а) «Да послышался вдали выстрел из двустволки».
б) «Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый день».
в) «Бьют часы Кремлёвской башни, свой салют двенадцать раз».
г) «На столе он строит башни, строит город в пять минут».
2. Укажите верное утверждение.
а) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счете.
б) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
в) Имя числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
г) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.
3. Укажите неверное утверждение.
а) Сорок восемь – это целое число.
б) Одна треть – дробное числительное.
в) Сто – собирательное числительное
г) трое – собирательное числительное.
4. Цифрами записаны количественные числительные. Укажите строчку, к которой все числительные являются простыми.
а) 19, 15, 1000
б) 8, 1000, 100, 1
в) 19999, 300, 4, 17
г) 3, 29, 18, 41
5. Укажите строчку, в которой допущена ошибка.
а) пять, пятнадцать, пятдесят, пятьсот
б) семь, семнадцать, семьдесят, семьсот
в) шесть, шестнадцать, шестьдесят, шестьсот
г) восемь, восемнадцать, восемьдесят, восемьсот
Ключи: 1-б, 2 – б, 3 –в, 4 – б, 5 – а.
III. Домашнее задание.
Выучить правило. Упражнение 328.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка 5 класс
Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....
Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....
урок русского языка 6 класс тема: Имя числительное
Урок изучения нового материала по учебнику Разумовской М. М. Урок построен так, что новый материал дается не в готовом виде, а познается учащимися в процессе исследования теоретического...
урок русского языка 6 класс тема: Имя числительное
Урок изучения нового материала по учебнику Разумовской М. М. Урок построен так, что новый материал дается не в готовом виде, а познается учащимися в процессе исследования теоретического...
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Конспект урока русского языка "Повторение по теме "Имя числительное"
Данный конспект урока представлен для заключительных уроков по теме "Имя числительное". Урок разработан в игровой форме, что способствует максимальной заинтересованности шестиклассников, наи...