Урок в 6 классе " Употребление числительных в речи".
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему
В данном уроке раскрывается функциональная роль числительных в текстах различных стилей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6urok.docx | 21.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Употребление имен числительных в речи.
Цели урока:
Образовательные:
– систематизировать изученное по теме «Имя числительное»
- уметь видеть в тексте различные формы числительного и определять их стилистическую роль
- вырабатывать навык правильного употребления числительных в речи
Развивающие:
- развивать творческую, речевую и мыслительную активность, языковое чутье и орфографическую зоркость
- совершенствовать устную письменную речь
Воспитательные:
- формировать интерес и уважение к родному языку
- воспитывать речевую культуру учащихся, умение оценивать себя и других
Ход урока
1.Актуализация знаний учащихся. Сегодня мы начнём урок с орфоэпической разминки, которая называется «Диктор».
-Как вы думаете, какое главное качество телеведущего, диктора? (Умение правильно говорить.)
-Работа с орфоэпической разминкой (см. презент. ур.1-2слайд)
- Как мы видим, числительное ведёт к самым разнообразным ошибкам в употреблении. Причём, ими страдают не только школьники, но и люди, которые должны нам являть образец грамотной русской речи. Однако в речи и телеведущих, и политиков встречаем ошибочные варианты употребления числительного. Чтобы говорить грамотно, нужны интеллектуальные усилия, желание следить за своей речью.
-Мы с вами изучали имя числительное, поэтому определите тему и цель нашего урока.(Употребление числительных в речи. Научиться правильно произносить числительные, использовать знания о числительных в повседневной жизни) слайд 3
2. Повторение изученного материала. Повторим, что мы уже знаем о склонении числительных. Расскажите, что вы знаете об особенностях склонения количественных числительных, используя таблицу (см.диск русск. яз.6 табл.18) - Выполнение заданий к табл. 2,3
- Возможно выполнение заданий из задачника к табл.18
3.Применение знаний. Исправление ошибок, допущенных в тексте. «Корректор» (сл. работа – человек, занимающийся чтением и правкой рукописей, текстов)
- Прочитайте текст, найдите ошибки в использовании числительных. Выпишите числительные вместе с существительными, исправляя ошибки.
Привет, трёхглавый!
Залетала я к тебе в прошлом году перед первым сентябрём, а ты на охоте был, ни дна тебе ни покрышки.
Так вот, заруби себе на носу, прилетай к празднику Первому сентябрю двух тысяча семнадцатого года к восемдесят седьмой школе, которая теперича лицеем зовётся. Мы с тобой попугаем ребятишек. Я подхвачу обоими руками двоих умелых девчонок, а ты утащишь троих мальчишек. Возьмём их к себе в услужение.
Ну пока, Змей Горыныч. Твоя подруга Баба Яга.
-Определите стиль речи. Какие языковые средства характерны для этого стиля? (Разговорный стиль: функция – общение, сфера применения – письмо; языковые средства – разговорные слова, фразеологизмы, ошибки в употреблении числительных).
4.Творческое применение знаний (работа в группах)
4.1. Прочитайте текст. Определите стиль речи. (Выпишите из текста числительные вместе с существительными, заменяя цифры словами.) Какую роль играют числительные в данном тексте?
1группа
В Российской Федерации проживают народы свыше 100 национальностей. В1989 году население России составляло 148,4 миллиона человек, из них 81,5% - русские, 4,52% - татары, 1,2 – чуваши, 0,9 – башкиры, 0,72% - мордва, 0,6% - чеченцы, 0,14% - ингуши, 0,11% - калмыки. Определите численность каждой из указанных национальностей, проживавших в России в 1989 году (в миллионах человек).
- Научный стиль речи: цель – сообщить точные сведения, имеющие познавательный характер; сфера применения - учебник математики, задача; языковые средства – проценты, численность (термины), числительные – точность, конкретность информации.
2 группа
Приготовление творожной пасхи.
Необходимо 750 гр. мягкого творога дважды протереть через сито, добавив 60 гр. сахарной пудры и 100 гр. размягчённого сливочного масла. Затем массу перемешать и взбить венчиком. После этого 100 гр. сахара растереть с 3 яичными желтками, добавить к творожной массе. Потом 3 взбитых яичных белка ввести в творог, добавляя изюм, цукаты, орехи. Осторожно переложив творожную массу форму для пасхи, положить на неё гнет и поставить в холодильник на 2 суток.
- Деловой стиль речи: цель – сообщить сведения, имеющие практическое значение, дать точные рекомендации; сфера применения - рецепт (инструкция); языковые средства – в повествовании делового стиля используются глаголы неопр. формы со словами надо, необходимо; для указания на последовательность действия – слова сначала, потом, затем, после этого.
3 группа
Так, хорошо! Теперь: что значит пройти десять – двенадцать километров? Километр – это две тысячи шагов; стало быть, десять километров – двадцать тысяч шагов, а это много, если учесть, что после каждых пятисот – шестисот шагов приходится останавливаться и отдыхать…
Он решил перегон между местами отдыха делать в тысячу шагов, то есть в полкилометра, и отдыхать по часам, не более пяти минут. Выходило, что с рассвета и до заката он, хотя и с трудом, пройдёт километров десять.
Но как тяжело далась ему первая тысяча шагов! (Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»)
-Художественный стиль речи: цель – передать тяжелые размышления героя; сфера применения – художественное произведение; языковые средства – восклицательные предложения, передающие чувства героя; числительные помогают передать напряжённый ход мыслей героя, понимание того что даже несколько шагов приносит ему мучительную боль, его стремление дойти до своих.
4.2.Творческое задание:
1гр. - написать текст задачи, используя в условии литературных героев (на движение, скорость – ковёр-самолёт, ступа, сапоги-скороходы; проценты )
2гр. – написать рецепт волшебного, необычного раствора, зелья (настой на травах), вещества, используя числительные. Можно обратиться к учебнику стр.200-201.
3гр.- написать текст, в котором передаётся динамика, напряжённость действия, переданная числительными.
4.3.Чтение и оценка работ.
5.Рефлексия
-Чему научились? Что нового узнали?
-Что получилось, а что нет? Почему?
- Есть ли возможность применить полученные знания в практической деятельности?
Д.з. Написать текст по заданию другой группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имя числительное. Употребление числительных в речи.
Урок-презентация для учащихся с ОВЗ....
Урок русского языка в 6 классе_Употребление числительных в речи
Цели:Образовательная: обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Имя числительное»; повторить изученное об имени числительном, его правописание и склонение в устной и письменной речи; обр...
Урок по теме: Употребление числительных в речи
Урок по теме: Употребление имён числительных в речи. В конспекте урока рассматривается тема с точки зрения употребления числительных в разных стилях речи....
Употребление числительных в речи. Урок русского языка в 10 классе
Урок разработан в соответствии ФГОС, используются интересные материалы по истории Саратовского края...
Урок русского языка в 6 классе "Употребление числительных в речи"
Урок построен в полном соответствии с ФГОС второго поколения. Здесь показаны элементы технологии развития критического мышления у обучающихся: работа с кластером и понятийно-терминологичес...
Урок русского языка «Употребление числительных в речи»
Программа по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская и П.А. Лекант...
Имя числительное. Употребление числительных в речи. Закрепление знаний. Урок для 6 класса
Имя числительное. Употребление числительных в речи. Закрепление знаний. Урок для 6 класса...