Урок в 6 классе " Употребление числительных в речи".
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему

Поливина Людмила Ивановна


В данном уроке раскрывается функциональная роль числительных в текстах различных стилей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6urok.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:     Употребление имен числительных в речи.

Цели урока:  

Образовательные:

 – систематизировать изученное по теме «Имя числительное»

- уметь видеть в тексте различные формы числительного и определять их стилистическую роль

- вырабатывать навык правильного употребления числительных в речи

 Развивающие:

- развивать творческую, речевую и мыслительную активность, языковое чутье и орфографическую зоркость

- совершенствовать устную письменную речь

Воспитательные:

- формировать  интерес  и уважение к родному языку

- воспитывать речевую культуру учащихся, умение оценивать себя и других

Ход урока

1.Актуализация знаний учащихся.    Сегодня мы начнём урок с орфоэпической разминки, которая называется «Диктор».

-Как вы думаете, какое главное качество телеведущего, диктора? (Умение правильно говорить.)

-Работа с орфоэпической разминкой (см. презент. ур.1-2слайд)

- Как мы видим, числительное ведёт к самым разнообразным ошибкам в употреблении. Причём, ими страдают не только школьники, но и люди, которые должны нам являть образец грамотной русской речи. Однако в речи и телеведущих, и политиков встречаем ошибочные варианты употребления числительного. Чтобы говорить грамотно, нужны интеллектуальные усилия, желание следить за своей речью.                                              

-Мы с вами изучали имя числительное, поэтому определите тему и цель  нашего урока.(Употребление числительных в речи. Научиться правильно произносить числительные, использовать знания о числительных в повседневной жизни) слайд 3

2. Повторение изученного материала. Повторим, что мы уже знаем о склонении числительных. Расскажите, что вы знаете об особенностях склонения количественных числительных, используя таблицу (см.диск русск. яз.6 табл.18)                                               - Выполнение заданий к табл. 2,3                                                                                                

- Возможно выполнение заданий из задачника к табл.18  

3.Применение знаний. Исправление ошибок, допущенных в тексте. «Корректор» (сл. работа – человек, занимающийся чтением и правкой рукописей, текстов)  

- Прочитайте текст, найдите ошибки в использовании числительных. Выпишите числительные вместе с существительными, исправляя ошибки.

Привет, трёхглавый!

Залетала я к тебе в прошлом году  перед первым сентябрём, а ты на охоте был, ни дна тебе ни покрышки.

Так вот, заруби себе на носу, прилетай к празднику  Первому сентябрю двух тысяча семнадцатого года к восемдесят седьмой школе, которая теперича лицеем зовётся. Мы с тобой попугаем ребятишек. Я подхвачу обоими руками двоих умелых девчонок, а ты утащишь троих мальчишек. Возьмём их к себе в услужение.

Ну пока, Змей Горыныч. Твоя подруга Баба Яга.

-Определите стиль речи. Какие языковые средства характерны для этого стиля? (Разговорный стиль: функция – общение, сфера применения – письмо; языковые средства – разговорные слова, фразеологизмы, ошибки в употреблении числительных).

4.Творческое применение знаний (работа в группах)

4.1. Прочитайте текст. Определите стиль речи. (Выпишите из текста числительные вместе с существительными, заменяя цифры словами.) Какую роль играют числительные в данном тексте?

1группа

В Российской Федерации проживают народы свыше 100 национальностей. В1989 году население России составляло 148,4 миллиона  человек, из них 81,5% - русские, 4,52% - татары, 1,2 – чуваши, 0,9 – башкиры, 0,72% - мордва, 0,6% - чеченцы, 0,14% - ингуши, 0,11% - калмыки. Определите численность каждой из указанных национальностей, проживавших в России в 1989 году (в миллионах человек).

- Научный стиль речи: цель – сообщить точные сведения, имеющие познавательный характер; сфера применения -  учебник математики, задача; языковые средства – проценты, численность (термины), числительные – точность, конкретность информации.

2 группа

Приготовление творожной пасхи.

Необходимо 750 гр. мягкого творога дважды протереть через сито, добавив 60 гр. сахарной пудры и 100 гр. размягчённого сливочного масла. Затем массу перемешать и взбить венчиком. После этого 100 гр. сахара растереть с 3 яичными желтками, добавить к творожной массе. Потом 3 взбитых  яичных белка ввести в творог, добавляя изюм, цукаты, орехи. Осторожно переложив творожную массу форму для пасхи, положить на неё гнет и поставить в холодильник на 2 суток.

- Деловой стиль речи: цель – сообщить сведения, имеющие практическое значение, дать точные рекомендации; сфера применения - рецепт (инструкция); языковые средства – в повествовании делового стиля используются глаголы неопр. формы со словами надо, необходимо; для указания на последовательность действия – слова сначала, потом, затем, после этого.

3 группа

Так, хорошо! Теперь: что значит пройти десять – двенадцать километров? Километр – это две тысячи шагов; стало быть, десять километров – двадцать тысяч шагов, а это много, если учесть, что после каждых пятисот – шестисот шагов приходится останавливаться и отдыхать…

 Он решил перегон между местами отдыха делать в тысячу шагов, то есть в полкилометра, и отдыхать по часам, не более пяти минут. Выходило, что с рассвета и до заката он, хотя и с трудом, пройдёт километров десять.

Но как тяжело далась ему первая тысяча шагов!  (Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»)

-Художественный стиль речи: цель – передать тяжелые размышления героя; сфера применения – художественное произведение; языковые средства – восклицательные предложения, передающие чувства героя; числительные помогают передать напряжённый ход мыслей героя, понимание того что даже несколько шагов приносит ему мучительную боль, его стремление дойти до своих.

4.2.Творческое задание:

1гр. - написать текст задачи, используя в условии литературных героев (на движение, скорость – ковёр-самолёт, ступа, сапоги-скороходы; проценты )

2гр. – написать рецепт волшебного, необычного раствора, зелья (настой на травах), вещества, используя числительные. Можно обратиться к учебнику стр.200-201.

3гр.-  написать текст, в котором передаётся динамика, напряжённость действия, переданная числительными.

4.3.Чтение и оценка работ.

5.Рефлексия

-Чему научились? Что нового узнали?

-Что получилось, а что нет? Почему?

- Есть ли возможность применить полученные знания в практической деятельности?

Д.з. Написать текст по заданию другой группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя числительное. Употребление числительных в речи.

Урок-презентация для учащихся с ОВЗ....

Урок русского языка в 6 классе_Употребление числительных в речи

Цели:Образовательная: обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Имя числительное»; повторить изученное об имени числительном, его правописание и склонение в устной и письменной речи; обр...

Урок по теме: Употребление числительных в речи

Урок по теме: Употребление имён числительных в речи. В конспекте урока рассматривается тема с точки зрения употребления числительных в разных стилях речи....

Употребление числительных в речи. Урок русского языка в 10 классе

Урок разработан в соответствии ФГОС, используются интересные материалы по истории Саратовского края...

Урок русского языка в 6 классе "Употребление числительных в речи"

Урок построен в полном соответствии с ФГОС второго поколения. Здесь показаны элементы технологии развития критического мышления у обучающихся:  работа с кластером и  понятийно-терминологичес...

Урок русского языка «Употребление числительных в речи»

Программа по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская и П.А. Лекант...

Имя числительное. Употребление числительных в речи. Закрепление знаний. Урок для 6 класса

Имя числительное. Употребление числительных в речи. Закрепление знаний. Урок для 6 класса...