Урок русского языка в 6 классе_Употребление числительных в речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Цели:
Образовательная: обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Имя числительное»; повторить изученное об имени числительном, его правописание и склонение в устной и письменной речи; обратить внимание учащихся на роль числительных в речи; обогащать словарный запас.
Развивающая: развивать навыки связной речи, работать над построением предложений, текстов, включая в них числительные; развитие положительной мотивации учебной деятельности, мышления, памяти.
Воспитательная: воспитание интереса к родному языку, к родному городу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse_upotreblenie_chislitelnykh_v_rechi.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе
Употребление числительных в речи
Цель:
1) уметь употреблять числительные в речи (верно их произносить, склонять, писать), анализировать предложения, тексты, пословицы и поговорки, фразеологизмы с целью определения в них роли числительных;
2) правильно писать и произносить имена числительные, т.е. соблюдать орфографические и орфоэпические нормы русского языка.
Задачи
Образовательная: обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Имя числительное»; повторить изученное об имени числительном, его правописание и склонение в устной и письменной речи; обратить внимание учащихся на роль числительных в речи; обогащать словарный запас.
Развивающая: развивать навыки связной речи, работать над построением предложений, текстов, включая в них числительные; развитие положительной мотивации учебной деятельности, мышления, памяти.
Воспитательная: воспитание интереса к родному языку, к родному городу.
Ход урока
- Организационный момент. (Слайд 1)
Закончено изучение темы «Имя числительное». В жизни мы часто используем числительные: когда платим за покупку в магазине, звоним по телефону родным и близким, пишем число в тетради, называем маршрут автобуса… А вот о числительных как части речи, их признаках и особенностях употребления ничего практически не знали. Много было трудностей, неудач, но мы для себя открыли удивительно интересную часть речи – имя числительное.
Цели урока
-Итак, сегодня у нас урок обобщающего повторения уже знакомой нам части речи «Имя числительное». Ребята, скажите, пожалуйста, какие задачи мы должны на этом уроке поставить перед собой, исходя из темы урока? (Слайд 2)
-Действительно, мы сегодня повторим всё, что изучили об имени числительном: и правописание, и склонение числительных; подумаем, какую роль они играют в речи; и, конечно, будем развивать устную и письменную речь.
-Запишем число, тему урока. Дайте характеристику имени числительного (Порядковое, простое). Объясните правописание числительного (одиннадцать), какие еще числительные пишутся с удвоенными согласными? (Слайд 3)
- Повторение изученного.
- Словарная работа: миллион, миллиард (Слайд 4)
- Из истории возникновения слова миллион. Этимологическая минутка. (Слайд 5)
- Тема урока.
- Склонение числительных. (Слайд 6)
Арендатор владел 856 790 га земли. На 567 га он выр….щивал картофель, а на 289 – овощи
- Склонение числительных 40, 90, 100. Просклоняйте (по выбору) 40 центнеров; 100 килограммов. (Слайд 7)
- чем схожи числительные 40, 90, 100 с полтора, полторы, полтораста? Какова особенность их употребления?
- запишите, поставив числительное в нужную форму, определите падеж, род числительного:
Задание выполнено (полтора) _________________месяцами раньше срока.
Сроки выполнения строительных работ сократилось до (полторы) _____________________недель.
Справка: Це́нтнер, сокращённо ц (нем. Zentner, от лат. centum «сотня») — метрическая единица измерения массы, равная 100 килограммам. Хотя слово «центнер» немецкого происхождения, в Германии под центнером понимают 100 метрических фунтов, то есть 50 кг.
- Развитие устной и письменной речи.
- Проверка домашнего задания. Упражнение 620. Это интересно! (Слайды 8, 9)
Физминутка. Словесный волейбол (кто больше знает пословиц, поговорок, фразеологизмами)
- Работа с текстом. О том, что числительные часто употребляются в образной речи, говорит множество пословиц, загадок, фразеологизмов
Прочитайте выразительно текст.
Число семь, так же, как и у некоторых других народов, на Руси издавна считалось магическим. Оно вошло во многие пословицы и поговорки. О непостоянном человеке, который часто меняет свои решения, говорят: «У него семь пятниц на неделе»; об умном человеке говорят: «Он семи пядей во лбу»; провинившийся человек, совершая очередной поступок или проступок, говорит: «Семь бед – один ответ». Если несколько человек, ответственных за дело, надеются друг на друга и относятся к своим обязанностям недобросовестно, говорят: «У семи нянек дитя без глазу» [т.е. без надзора, без присмотра]. Часто употребляется выражение «Семеро одного не ждут». О дальних родственниках говорят: «Седьмая вода на киселе». О чем-либо хорошо спрятанном говорят: «За семью замками». Имея опыт, утверждают: «Один добытый опыт важнее семи поучений». О трудолюбивом человеке говорят: «Работает до седьмого пота». Когда не хотят допустить ошибку, советуют: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Число семь встречается и в пословицах других народов. Японцы, например, утверждают: «Белила семь недостатков скроют». Бельгийская пословица иронизирует: «Семью ударами комара убивает». А армянская пословица замечает: «Для лентяя неделя – семь воскресений».
- какие вы знаете пословицы, поговорки, в которых встречаются числительные? Как вы их понимаете?
- укажите пословицу с собирательным числительным. В чем особенность употребления собирательных числительных? (Слайд 10)
- Найди и исправь ошибку! (Слайд 11)
Держаться обоими руками; на обоих деревьях; трое подружек; двое школьниц; четверо суток; семеро козлят; трое ножниц; пятеро шестиклассниц.
- Творческая работа.
Напишите небольшое художественное описание. Вспомните, каким вам виделся город Кронштадт, представьте себе зримые черты нашего города. Используйте опорные слова: Кронштадт; город – морская крепость; колыбель русской морской славы; более 30 скульптурных памятников; около 50 мемориальных дОсок; около 20 садов, парков, скверов; площадь жилой зоны всего 4 на 12 км. (Слайды 12 - 16)
Рефлексия: чтение творческих работ учащихся.
- Подведение итогов урока:
Цифры окружают нас всюду. И тому, кто не умеет видеть за ними реальные факты, цифры могут показаться пустыми, ненужными знаками. Я надеюсь, что вы не только станете прекрасными моряками, славой русского флота, но и всегда с гордостью будете вспоминать город, в котором учились, а также овладеете искусством склонения и употребления числительных в речи.
Домашнее задание: проверить, отредактировать сочинение-миниатюру, переписать работу в тетрадь.
Приложение (раздаточный материал)
Фамилия______________________Имя________________________Класс________
- Запишите, поставив числительные в нужную форму, выделите окончания, определите падеж.
Арендатор владел 856 790 ___________________________________________
_________________________________________________________________ га земли. На 567_______________________________________________________________ га
он выр….щивал картофель, а на 289 ______________________________________
____________________________ – овощи.
- Прочитайте выразительно текст.
____________________________________________
Число семь, так же, как и у некоторых других народов, на Руси издавна считалось магическим. Оно вошло во многие пословицы и поговорки. О непостоянном человеке, который часто меняет свои решения, говорят: «У него семь пятниц на неделе»; об умном человеке говорят: «Он семи пядей во лбу»; провинившийся человек, совершая очередной поступок или проступок, говорит: «Семь бед – один ответ». Если несколько человек, ответственных за дело, надеются друг на друга и относятся к своим обязанностям недобросовестно, говорят: «У семи нянек дитя без глазу» [т.е. без надзора, без присмотра]. Часто употребляется выражение «Семеро одного не ждут». О дальних родственниках говорят: «Седьмая вода на киселе». О чем-либо хорошо спрятанном говорят: «За семью замками». Имея опыт, утверждают: «Один добытый опыт важнее семи поучений». О трудолюбивом человеке говорят: «Работает до седьмого пота». Когда не хотят допустить ошибку, советуют: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Число семь встречается и в пословицах других народов. Японцы, например, утверждают: «Белила семь недостатков скроют». Бельгийская пословица иронизирует: «Семью ударами комара убивает». А армянская пословица замечает: «Для лентяя неделя – семь воскресений».
- озаглавьте текст;
- укажите пословицу с собирательным числительным.
- Найди и исправь ошибку!
Держаться обоими руками; на обоих деревьях; трое подружек; двое школьниц; четверо суток; семеро козлят; трое ножниц; пятеро шестиклассниц.
- Творческая работа.
Напишите небольшое художественное описание. Вспомните, каким вам виделся город Кронштадт, представьте себе зримые черты нашего города.
Используйте опорные слова: Кронштадт; город – морская крепость; колыбель русской морской славы; более 30 скульптурных памятников; около 50 мемориальных досок; около 20 садов, парков, скверов; площадь жилой зоны всего 4 на 12 км.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: "Имя числительное как часть речи"
Урок на тему:"Имя числительное как часть речи" разработан по технологиии развития критического мышления с использованием различных приёмов этой технологии. В презентации урока дано подробное описание ...
Урок русского языка по теме «Имя числительное как часть речи» (Технология развития критического мышления через чтение и письмо)
Цели урока: Образовательные: формирование понятия о числительном как части речи, его грамматических и синтаксических признаках. Выработать умение находить числительные в тексте.Развивающие: умени...
Технологическая карта по русскому языку 5 класс "Употребление синонимов в речи"
Технологическая карта урока "Употребление синонимов в речи" 5 класс...
Конспект урока русского языка на тему "Имя числительное как часть речи"
Есть презентация. Могу поделиться, пишите в сообщения...
Технологическая карта урока русского языка по теме""Разряды числительных по составу: простые и составные числительные".
Технологическая карта урока по русскому языку для учащихся шестого класса по теме" Разряды числительных по составу: простые и составные числительные"...
Урок русского языка, 6 класс, "Имя числительное как часть речи" по ФГОС
Урок разработан в соответствии с ФГОС. Использование краеведческого материала позволяет не только узнать о числительном как о части речи, но знакомит учащихся с уникальным заповедником "Утриш&quo...
Методическая разработка . Технологическая карта урока.Русский язык .7 класс."Употребление предлогов в речи."
Технологическая карта урока . Русский язык. 7 класс. "Употребление предлогов в речи"....