Урок русского языка «Употребление числительных в речи»
статья по русскому языку (6 класс)
Программа по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская и П.А. Лекант
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 27.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка «Употребление числительных в речи»
Этот урок завершает раздел «Морфология. Имя числительное» в УМК под ред. М.М. Разумовской в 6 классе. Актуальность и значимость изучения темы «Употребление числительных в речи» заключается в том, что работа с числительными направлена прежде всего на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, умение правильно изменять слова данной части речи, понимание грамматических норм языка, на последовательное изложение своих мыслей и создание собственного высказывания. Не все обучающиеся умеют правильно склонять числительные, использовать в речи их грамматические формы, поэтому необходимо закрепление этого навыка на этапе обобщения. Уместно использование на уроке метапредметных связей, культурологического контекста (петербургский компонент). На уроке использовались задания, направленные на формирование функциональной грамотности обучающихся. По типу урока по ФГОС этот урок можно отнести к уроку систематизации знаний; вид урока - урок-игра, который сопровождается показом электронной презентации.
Педагогические условия, в которых должна осуществляться учебная деятельность на уроке «Употребление числительных в речи» должны быть следующими:
1) наличие дидактической и педагогической подготовки
2) наличие сплоченного коллектива обучающихся, наличие хорошей материально-технической базы (наглядные пособия, средства ИКТ)
3) наличие благоприятного психологического микроклимата 4) применение активных форм и методов обучения 5) система работы по развитию умственных и познавательных способностей обучающихся.
Урок «Употребление числительных в речи» является заключительным в изучении темы «Имя числительное» и разработан на основе УМК под ред. М.М. Разумовской в 6 классе в соответствии с ФГОС (Федеральные Государственные Образовательные Стандарты).
Новые ФГОС предусматривают, что, помимо освоения предметных результатов, школьники должны научиться универсальным учебным действиям (УУД). Работа по развитию УУД непосредственно связана с развитием речемыслительных умений. Развитость УУД определяется способностью обучающегося самостоятельно осуществлять познавательную учебную деятельность, способностью к саморазвитию и самосовершенствованию.
Актуальность и значимость изучения темы «Употребление числительных в речи» заключается в том, что работа с числительными направлена прежде всего на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, умение правильно изменять слова данной части речи, понимание грамматических норм языка, на последовательное изложение своих мыслей и создание собственного высказывания. Опыт работы в старших классах показывает, что не все обучающиеся умеют правильно склонять числительные, использовать в речи их грамматически правильные формы. Поэтому необходимо, чтобы урок по теме «Употребление числительных в речи» был ярким, запоминающимся, необычным.
По типу урока по ФГОС этот урок можно отнести к уроку систематизации знаний; вид урока – урок - игра, который сопровождается показом электронной презентации (применение средств ИКТ). На уроке использовались игровые технологии (подготовленная заранее сценка, решение геймплей - заданий). Использование данной технологии на уроке мотивировано тем, что игровая деятельность – это эффективный методический прием, который позволяет ученику быть активным в учебной деятельности, стимулирует мыслительные процессы. Игра создает на занятии атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощённости, помогает развить внимание, творческие способности, умение работать в команде. На этапе закрепления материала игровые технологии весьма эффективны, так как отработка навыка в процессе игры осуществляется обучающимися охотно и результативно.
Также на уроке использовался частично-поисковый метод: знания не предлагались в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно. Этот метод способствует реализации творческой деятельности школьников, так как активизирует развитие мышления обучающихся, формирует их самостоятельность. Обучающиеся под руководством учителя не только повторяли грамматические признаки имени числительного, продолжали приобретать навыки склонения и употребления этой части речи, но и выполняли задания, которые требовали творческого подхода при создании собственного высказывания. При этом они выполняли задания, связанные с функциональной грамотностью.
Функциональная грамотность – это умение эффективно действовать в различных жизненных ситуациях. Ее синоним - «житейская мудрость». Важной дидактической единицей при формировании функциональной грамотности является текст: и прочитанный, и созданный самостоятельно. Работа с текстом позволяет формировать умение находить информацию, учит интерпретировать и оценивать его. С приобретением навыков работы с заданиями по функциональной грамотности, кроме создания собственного высказывания, связаны и задания, позволяющие анализировать цифровую информацию, работа с диаграммой. Такие виды учебных задач позволяют обучающимся понять, что все науки взаимосвязаны, и тесная метапредметная связь, осуществляемая на уроке, позволяет сформировать разностороннюю личность, умеющую извлекать информацию и использовать ее для решения ежедневных задач. Это и входит в компетенцию функциональной грамотности.
При построении проблемной ситуации на уроке применялся метод проблемного обучения. Его суть заключается в построении проблемной ситуации и обучении умению найти оптимальное решение для выхода из нее. Задавая проблемные вопросы, создавая проблемные ситуации, учитель побуждает детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, что очень важно, приучать не бояться допускать ошибки. При решении задач проблемного обучения важное место в ходе урока занимал культурологический аспект (петербургский компонент). Использование на уроке краеведческого материала — это один из способов духовно-нравственного воспитания личности, который помогает привить любовь и уважение к родному краю, его природному, культурному и историческому наследию.
Целью такого урока становится: обобщение и систематизация материала о числительном.
Задачами урока являются:
- определение сформированности умения написания и произношения числительных;
закрепление умения склонять числительные; - формирование умения употреблять фразеологизмы с числительными;
- совершенствование навыков употребления имен числительных в речи;
- привитие уважения и внимательного отношения к родному языку.
Планируемыми образовательными результатами становятся:
Предметные: Знание морфологических и синтаксических признаков числительных, умение отличать числительные от других частей речи, умение различать разряды и группы числительных по строению, понимание места числительного в языковой системе и его роли.
Также данный урок имеет межпредметные связи с предметами: математика, история и культура Санкт-Петербурга
Формируемые УУД на уроке данного типа:
Личностные УУД: результат с заданным упражнением, способность к самооценке на основе умения ясно, точно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять самоконтроль, сопоставлять полученный критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности, работа над развитием и совершенствованием собственной речи.
Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.
Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Употребление деепричастий в речи"7класс
.На данном уроке рассмотриваются выразительные возможности деепричастийУчащиеся узнают морфологические и синтаксические признаки деепричастий, правило постановки знаков препинания при ...
Урок русского языка "Употребление деепричастий в речи (7 класс)"
Цель урока: определить роль деепричастий в речи, условия их правильного употребления в речи; развивать навыки образования деепричастий, устранения грамматических ошибок в употреблении деепр...
Конспект урока по русскому языку "Употребление деепричастий в речи"
Тема урока: «Употребление деепричастий в речи» Вид урока: беседа, практическая работаЦели урока: Показать широкие возможности употребления деепричастий в речи;Совершенствовать умение анали...
Конспект урока русского языка "Употребление предлогов в речи"
Презентация и конспект урока в 7 классе...
Урок по теме: Употребление числительных в речи
Урок по теме: Употребление имён числительных в речи. В конспекте урока рассматривается тема с точки зрения употребления числительных в разных стилях речи....
Урок русского языка "Употребление местоимений в речи"
Урок предназначен для проведения в 7 классе обучающихся с ТНР (по программе М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской)...
Презентация к уроку русского языка "Употребление деепричастий в речи" 7 класс
Презентация к уроку русского языка "Употребление деепричастий в речи" помогает ответить на вопросы об изобразительных возможностях этой части речи в языке....