Производные и непроизводные предлоги.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Урок позволяет поворить ранее изученный материал по знакам препинания при причастном и деепричастном обороте. Тема рассматривается всесторонне, с учетом того, что знание правописания производных предлогов необходимо для выполнения отдельного задания на ЕГЭ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_russkiy.doc67 КБ

Предварительный просмотр:


ПРОИЗВОДНЫЕ И НЕПРОИЗВОДНЫЕ ПРЕДЛОГИ

Цели: научить различать условия разграничения и правописания производных и непроизводных предлогов.

Задачи:

-научить отличать производные предлоги от синонимичных им частей речи,

 формировать умение подбирать предлоги-синонимы,

-продолжить отработку ранее изученных орфограмм и пунктограмм,

-развивать монологическую речь на заданную и лингвистическую тему.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, справочник.

Ход урока

1)Организационный момент.

2) Найти четвертое «лишнее»:

(Не)смотря на все уловки неприятеля, я контролировал ситуацию.

(Не)смотря на поздний час, я принял  решение покинуть ненавистный мне дом.

(Не)смотря на светофор, водитель продолжил движение по дороге.

(Не)смотря на годы, моя бабушка продолжает работать и помогает нам.

-Объясните правописание слов «неприятель»,  «неистовый»

-Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

- Как вы помаете смысл предложений, не имея полного контекса?

3) Выборочная проверка домашнего задания.

4) Практикум. Составить словосочетания, ставя в нужном падеже выделенные существительные.

Карточка 1.

Составьте словосочетания с глаголами.

Раскинуть (что?), раскинуть (на чем?), отпилить (что?), отпилить (от чего?), положить (что?), положить (на что?), принести (что?), принести (для кого?), прятать (что?), прятать (где?).

Карточка 2.

Исправьте ошибки, записав верный вариант предложения.

1) Саша оплатил за коньки и получил их. 2) Отец обещал своим сыновьям о поездке к бабушке. 3) Учитель указал Володе его ошибки. 4) Завод гарантирует о выполнении заказа в срок. 5) Вожатый рассказал нам цель работы. 6) Кассир разъяснил об условиях лотереи. 7) Тренер подчеркнул о необходимости регулярных занятий. 8) Миша доказал о своей правоте.

5) Работа по теме урока.

– Что такое предлог?

– Для чего предлог служит?

– Какие отношения выражает?

– Перечислите предлоги, которые употребляются только с одним падежом; с несколькими падежами (см. таблицу предыдущего урока).

– Какому стилю речи свойственны предлоги благодаря, согласно, вопреки?

– Какому стилю речи свойственны предлоги насчет, вроде?

        I вариант                                        II вариант

        расположенный между…                подошли к…

        гулял с…                                        встретил на…

        рассказал о…                                видел на…

        сидел под…                                стоять подо…

        скучал по…                                горюет по…

        приблизительно…                        величиной с…

        порхают надо…                                затерялся меж…

Внимание! При глаголах «чувства» (плакать, тужить, горевать, скучать, соскучиться и т. п.) предлог по употребляется с дательным падежом (тужить по сыну, горевать по отцу, тосковать по Родине), но личные местоимения первого и второго лица при указанных глаголах чаще ставятся в предложном падеже (плачет по вас, горюет по нас).

– Как образуются производные предлоги?

– Как отличить производный предлог от других частей речи?

(В) продолжени.. целого часа мы наблюдали зеленые огни на воде

(В) продолжени.. беседы он (ни)разу (не)улыбнулся.

(В) продолжени.. книги мы обнаружили интересные факты.

(Вследствие дождя река вышла из берегов.

(В)заключении..  он пробыл несколько лет.

(В)течении..  года он изменился до неузнаваемости.

(На)встречу солнцу протяну я руки.

Это обязательно надо иметь (в)виду.

(В)виду  сложившихся обстоятельств он так и не позвонил.

6) Работа по учебнику. Выполнение упражнения 350

7) Практикум. Устно объясните, в каких сочетаниях использован производный предлог, а в каких – другие, самостоятельные части речи.

Отсутствовать на занятиях (в) течени.. недели; наблюдать изменения (в) течени.. реки; болеть (в) продолжени.. месяца; читать о судьбе героя (в) продолжени.. книги; не пойти (на) прогулку (в) следстви.. дождя; (в) следстви.. использованы показания свидетелей.

8) Подведение итогов урока, комментарий отметок, рефлексия.

– Как отличить предлог от самостоятельной части речи?

– В чем отличие производных предлогов от непроизводных?

Домашнее задание: пр. 350, справочник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Производные и непроизводные предлоги. 7 класс

Урок знакомства с новым материалом, на котором ребята познакомятся с правописанием производных и непроизводных предлогов, научатся отличать омонимичные производным предлогам самостоятельные части речи...

"Производные и непроизводные предлоги

Разработка урока, карточки...

Урок на тему: "Производные и непроизводные предлоги"

Урок на тему: " Производные и непроизводные предлоги"...

Презентация к уроку по теме "Производные и непроизводные предлоги"

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Производные и непроизводные предлоги"...

Конспект урока "Производные и непроизводные предлоги"

Конспект к уроку по теме "Производные и непроизводные предлоги"...

Конспект урока по теме "Производные и непроизводные предлоги" 7 класс

Урок позволяет проверить знания по теме "Предлог"....